Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
20.04.2018
В данной разработке предоставлен материал по закреплению темы ,,Род имён существительных ,, в 3 классе. Производится проверка учащихся усвояемости изученной темы. Дети самостоятельно определяют род имен существительных по окончаниям и вопросам. Также предлагается занимательный материал для повторения изученных правил и орфограмм.Разработка урока по русскому языку.
открытый урок на тему ,,род имен сущ,, 3 кл.docx
Юдина Зарина Абдукадыровна
учитель начальных классов
ФГКОУ сош № 6 г. Душанбе
Открытый урок по русскому языку в 3м классе
по теме: "Род имен существительных,,
( закрепление)
Данный урок является показателем усвояемости учащимися изученного
материала , способствующий развитию логического мышления , умения
безошибочно определять принадлежность предмета к тому роду , к
которому относится, развитие навыков устной и письменной речи.
Ключевые слова : существительное, мужской род, женский род,
средний род, карточки, вопросы, окончания, самостоятельная работа.
Цели урока:
Формировать умение определять род имен существительных в тексте;
повторить ранее изученный материал; расширять словарный запас
учащихся.
Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение обобщать и
делать выводы.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
опорные таблицы “Имя существительное”, “Род имен существительных”,
картина “У кормушки”, сигнальные карточки .
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель: – Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал
,поговорим о таком прекрасном времени года, как весна.
На этом уроке вы побываете корректорами, фантазерами и писателями.
А начнем наш урок с занимательного задания.
2. Словарная работа.
Учитель: Отгадайте слова. Запишите отгадки в тетрадь в строчку.
Звенит капель, на дворе месяц ….( апрель)
Скачи смелее не робей, по тропинке ….( воробей)
Зимой лежал, весной побежал ( снег)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели ,
Голосистее, нежней ?
Кто же это ? ( соловей)
Учитель:К какому роду относятся все отгадки ? ( к мужскому роду )
– Как определить род имени существительного?
Проверка написанных слов с комментированием орфограмм в каждом
слове. ( орфограммы комментируют ученики )
3. Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять род имен
существительных.
Давайте вспомним наш “секрет” различия рода имен существительных.
Дети: (хором):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило моё!
Учитель : Есть такая примета , что если упадет вилка – придет в гости
женщина, а если упал нож, то придёт мужчина. Почему так говорят?
( Вилка чьямоя ж.р., нож чей – мой,м.р. )
4. Опрос изученных правил :
Ребята, ответьте мне на вопросы: Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное ?
Какие бывают имена существительные? ( одушевленные и неодушевленные
)
На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?
На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
Еще имена существительные бывают собственные и нарицательные, а
также могут быть в единственном и во множественном числе.
Приведите примеры ( учитель показывает картинки , а дети
характеризуют эти предметы)
Яблоко имя сущ., нарицательное, неодушевленное, в ед.числе,
среднего рода
Врач имя сущ.,нарицательное,одушевленное, в ед. числе, м.р.
Девочки имя сущ., одушевленное, нарицательное, во мн.ч. .
В каком слове вы затруднились определить род?
Как определить род имени сущ. во множественном
числе?
5. Подбор синонимов.
Учитель : – Подберите синонимы к данным словам. Запишите их справа от
записанных слов. Рядом укажите род. (1 ученик работает у доски)
Метель – вьюга, пурга
Веселье – радость, праздник
Ветер – пурга, буран
Холод – мороз
6. Сказка .
Учитель : Сегодня я также хочу рассказать вам сказку о том, как у
существительных появился род. Вам хочется об этом узнать?
Тогда послушайте сказку.
Как у существительных род появился.
Из этой истории вы узнаете, как у словсуществительных род
появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими.
Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов
существительных знаки различия, Тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были.
Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром
принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой
поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не
разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и
сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского
рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). А
слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали
земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались
неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали
солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева
перестала путать существительные друг с другом.
7. Работа по развитию речи. Самостоятельная работа.
Учитель : Весна –прекрасное время года , всё цветёт, всё распускается .
Небо становится чистым.. В воздухе плывёт аромат свежести . Кто
возвращается из теплых стран после зимовки ?
Дети : Перелётные птицы Учитель : Верно. Птицы нам оповещают приход весны , они по весне
начинают вить гнёзда. Посмотрите на картину ,, У кормушки ,, и попробуем
с вами составить рассказ по картине.
Дети составляют рассказ по картинке.
Я предлагаю выписать вам
существительные ж.р м.р. и ср. р ,которые
вы увидите на картине
( вызываются по одному ученику с
каждого ряда)
Проверка .
Запишите в тетрадь эти слова в 3 столбика
.
М.р Ж.р. Ср.р.
воробей синица гнездо
листик весна солнце
свиристель кормушка небо
8. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
9. Игра .
Учитель :А теперь я предлагаю поиграть в такую игру : мы превратим
существительные м.р. в существительные ж.р. На доске вывешивается
плакат с названиями животных.
Дети пишут в тетрадях: Тигр ………………( тигрица)
Волк ……………….(волчица)
Петух……………….(..курица)
Барсук……………….( барсучиха)
Бык ………………….(корова ).
Кот……………………(кошка).
Можно ли сказать, что слова каждой строчкиродственные?
Какие из них не являются однокоренными? Почему?
10. Игра ,,Шарики,, (на доске приклеплены 3 картинки с изображением
шариков разного цвета )
Немного разомнемся и поиграем . Вот перед вами три шарика, на
которых написаны слова ,мы должны определить род этих имен
существительных .Далее я открою эти шарики и мы посмотрим, верно ли
вы ответили.
Один ученик читает слова под первым шариком , а все дети поднимают
заранее подготовленные карточки , на которых написаны : ж.р, м.р, ср.р .
Аналогичная работа с двумя другими шариками.
Сад
Мир
Яблоко Лисица
Окно Норка Тюль
Лебедь
Море Лосиха
Небо Вермишель
11. Итоги урока :
Теперь подошло время подвести итоги урока ( на доску вывешивается
таблица ) .
Закрепим наши знания. Давайте проверим, всё ли мы хорошо усвоили ?
Дети отвечают тезисами по таблице.
Имена существительные бывают __________________________
Имеют окончания________________________________________
Можно подставить слова ____________________________________
Примеры __________________________________________________
12. Рефлексия:
Сегодня мы провели замечательный урок, на котором повторили что такое
имя существительное , какого рода оно бывает и как правильно определять
род имён существительных. Мне понравилась ваша работа, ваше участие.
( учитель поощряет активных учеников и стимулирует отстающих)
Домашнее задание : стр. 29 упражнение 46 ( учебник Русский язык
,автор Рамзаева Т.Г.)
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных . Закрепление ,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.