Открытый урок, посвящённый Году экологии в России
Оценка 5

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
6 кл
04.08.2017
Открытый урок, посвящённый Году экологии в России
Эта методическая разработка поможет провести классный час в 5-6 классах. Материал интересный и разнообразный, помогает привлекать к проведению урока детей. Также можно создать собственную презентацию с опорой на материал. Урок был проведён в 6 классе и очень понравился детям, а также гостям урока.
Эта хрупкая планета.docx
(классный час, посвящённый Году экологии в форме устного журнала) Эта хрупкая планета Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!  Е. Евтушенко Цели: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать  закономерности происходящего в ней; формировать негативное отношение к бездумному,  безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных  мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Оформление: на доске эпиграф, плакаты с видами природы и животных, глобус,  интерактивная доска, презентация. План классного часа. 1. Вступительное слово. 2. Путешествие по страницам журнала.     Страница 1. «Загадки».     Страница 2. «Театрально­художественная».     Страница 3. «Познавательная». (Удивительные факты о необычных деревьях; конкурс  «Знатоки родной природы»)     Страница 4. «Из книги рекордов Гиннеса».     Страница 5. «Целебное лукошко» (об очень полезных растениях).     Страница 6. «Из Красной книги». 3. Клятва юного эколога. 4. Заключение. Ход классного часа Ведущий.   Наш земной, наш родной, наш кружащийся шар…  Огромный, старый и такой  хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с  тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца… Появляется ученик с глобусом в руках. 1­й ученик.  Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в  пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. 2­й ученик.  Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь  покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10­30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки – на 60%. 1­й ученик.  Деятельность человека стала угрожать существованию видов. Если 400 лет  назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше  время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев. 2­й ученик.  Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5­7 до 30­35  связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого  жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. 1­й ученик. Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления разведанные запасы газа будут исчерпаны уже через 50 лет, нефти – через  30­100 лет, угля – через 200 лет, железа – 250 лет, свинца – через 20 лет. 2­й ученик. Концетрация токсичных синтетических веществ в сточных промышленных  водах, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы в  50­150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все запасы уже  к 2100 году… Ведущий.   Уже в 20 веке человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. 20   век   оставил   нерешённым   вопрос   выживания.   Нам   предстоит   искать   пути   спасения планеты и самих себя.         Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» ­ чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах света, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша Планета вместе   с   атмосферой   –   вместилищем   и   хранителем   жизни.   И   пока   оно   продолжает оставаться   единственным,   ни   с   чем   не   сравнимым,   величайшим,   таинственным   и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе загадки, издавна волнующие человечество, ­ загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.            ­ Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней», ­ так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой.                        Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит   жизнь   человека.   Сохранить   природу   –   сохранить   жизнь.   Поэт   Роберт Рождественский написал такие строчки: Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды.            Всего четыре строки стихотворения, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих   в   природе   Земли.   Сейчас   стоит   очень   важная   проблема   –   охрана окружающей   среды.   Отдельным   людям,   занятым   своей   работой,   порой   трудно   было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда­то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто её наблюдает и изучает, ­ учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, ­ обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет.   И   стали   говорить,   писать,   снимать   фильмы   об   этом,   чтобы   задумались   и забеспокоились все люди на Земле. Страницы путешествия. Страница 1: Загадки     Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. 1. Кто строит себе под водой дом из воздуха?  (Паук­серебрянка) 2. Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок) 3. Лыко дерёт, а лаптей не носит. (Коза) 4. У кого уши на ногах? (У кузнечика) 5. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи) 6. Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка) 7. Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея) 8. Кто дважды родится, один раз умирает?  (Птица) 9. О ней поют поэты всех веков,       Нет в мире ничего нежней и краше,       Чем этот свиток алых лепестков,       Раскрывшихся благоуханной чашей. О каком цветке идёт речь?   (О розе) 10. «Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же  приведи в порядок планету». Из какого произведения эти слова?  (А. Сент­Экзюпери «Маленький принц») Страница 2: Театрально­художественная Инсценировка по картине В. М. Васнецова «Три богатыря» Илья Муромец  (глядя вперёд из­под ладони).   Эх, полюшко­поле! Ни живо ни мёртво ты  стоишь, будто после побоища… Алёша Попович  (кивая на камень).  Тут что­то написано. (Читает). Налево пойдёшь – на химзавод попадёшь…  Направо пойдёшь – на свалке пропадёшь… Прямо  пойдёшь – на бездорожье костей не соберёшь… Ну и заехали мы!  (Снимает шлем, вытирает  испарину со лба).    Добрыня Никитич  (тревожно).   Глядите, туча чёрная над полем стелется – не к добру всё это!  Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю­матушку от  ворогов! Не пощадим живота своего!    Илья Муромец.  Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб  химзавода валит. Алёша Попович. А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это  поле? Отчего трава на нём  пожухла, а птицы улетели? Илья Муромец. Оттого что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт: всю­то её замучили, землю­ матушку, пестицидами да нитратами. Добрыня Никитич.  Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали,  кровушкой своей поливали?! Илья Муромец. Нет, не зря, Никитич! А ну­ка, поворачивайте своих коней, поедем к главе  сельского поселения, вече соберём! Видать, опять наше время пришло, богатырское!..     Страница 3: Познавательная Ведущий.  Чтобы любить природу, нужно её знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному   лесу   и   узнаем   много   интересных   и   невероятных   фактов   из   жизни   зелёных обитателей: зверей, птиц, насекомых.      По сказочному лесу. 1.  А знаете ли вы, что в Бразилии растёт молочное дерево? Иногда его называют «дерево­ корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору – и тотчас в подставленную кружку потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. 2.  Конфетное дерево растёт в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Посушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминаю колбасу, но совершенно несъедобны.      3.   В   Индии,   Индонезии   и   на   тропических   островах   можно   встретить   хлебное   дерево. Конечно  не  нём  поспевают  не  булочки,   батоны   и  буханки,  а   крупные  тяжёлые  плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб. 4. Самое твёрдое на свете дерево – железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах – чёрным деревом. Древесина у них настолько твёрдая, что топор отскакивает, нож не берёт, и такая тяжёлая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа. 5.  Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.        6.  Бумажное дерево – из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков. 7. Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на   семенах   получают   растительное   масло,   используемое   в   производстве   свечей   и мыловарении.   8. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.  9. Карандашное дерево – красный можжевельник – растёт на юге нашей страны. Древесина его мягкая, лёгкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идёт она главным образом на оболочки карандашей. Конкурс «Знатоки родной природы» 1. В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка). 2.   Это   насекомое   хранит   удивительную   тайну:   сидя   на   травинке   в   Подмосковье,   оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик) 3. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, ­ никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку.  (Божья коровка) 4.   Время   цветения   этого   кустарника   –   апрель,   май.   Плоды   созревают   в   августе.   Они овальные,   сочные,   ярко­красные   и   сидят   прямо   на   стволе   и   ветках.   В   названии   этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчьи ягоды) 5. Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков­листоедов.  (Скворцы) 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом   килограмм   всякой   добычи,   около   100 000   насекомых.   Этим   они   полезны   лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой.  (Муравьи) Страница 4:  Из Книги рекордов Гиннесса 1.   Самое большое животное на Земле.   (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а лёгкими. Всего 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33 метра. На его спине могут уместиться 30 слонов). 2. Самые страшные или самые древние рыбы на земле. (Акулы. Появились 400 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.) 3.   Самый   быстрый   зверь.     (Гепард.   В   переводе   означает   “собака   –   кошка”.   Развивает скорость до 120 километров в час.) 4. Самая крупная кошка.  (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 метра, весят более 300 килограммов). 5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная 8, 5 метра). 6.   Самая   крупная   птица.   (Страус.   Достигает   высоты   2,5   метра,   весит   примерно   100 килограммов, развивает скорость до 50 километров в час). 7. Самая маленькая птичка.  (Колибри. Их насчитывают 400 – 500 видов. Самые маленькие величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.) 8. Самый большой зверь на суше.  (Слон. Индийский слон весит 5 – 6 тонн, Африканский 7 – 8 тонн, живут слоны 60 – 70 лет). 9. Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5­6 м, весит целую тонну). 10.   Самый   лучший   прыгун.     (Кенгуру.   Обитает   только   в   Австралии.   Около   50   видов. Достигает в длину вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляются размером всего 3 см. прыгает до трёх метров в высоту и до 12 метров в длину.) 11. Самая большая обезьяна. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг). 12. Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев). 13. Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мёртвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верлюдов). 14. Самый большой  лежебока. (Барсук.  Летом спит весь день, а зимой  – день и  ночь. Довольно   большой   зверь,   примерно   1   м   длиной.   Полезный   –   уничтожает   вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей). Страница 5: Целебное лукошко  (о полезных растениях) Ведущий. Много трав растёт полезных На земле родной. Помогают от болезней Мята, пижма, зверобой. Из даров лесного царства Люди делают лекарства. Учащиеся. 1. Ты растение не тронь,     Жжётся больно, как огонь.  (Крапива)     Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. «Берём сырую крапиву,  толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит», ­ так писали в 17  веке русские врачи. Это применение основано на том, что в крапиве содержатся вещества,  убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. В стеблях этого растения  есть очень прочные волокна. Используя это свойство, делают из неё бумагу, мешковину и  верёвки. Из неё можно приготовить великолепные суп или крапивное пюре с яйцом. Можно заквашивать крапиву, как капусту. 2. Стоят кругом сестрички – Жёлтые глазки, белые реснички.  (Ромашки)     Родина ромашки – Америка. Народные лекари говорят об использовании ромашки в  лечебных целях. У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды и одну щепотку  ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди, пей вместо чая.    Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый  золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там,  где хранятся продукты (тогда не будет мышей). Врачи лечат ею простуду, лихорадку и  зубную боль. 3. Называют «ноготки»     Цвета жёлтого цветки.     Как ещё нас называют?     Для чего нас применяют?  (Календула)      Календула – излюбленное народное средство. В практической медицине используют  настойку. Применяют как противовоспалительное, ранозаживляющее, болеутоляющее  средство. Помогает при порезах, ожогах. Препараты календулы применяют при гастритах,  язвенной болезни, заболевании печени. 4. Горел в траве росистой,     Затем померк, потух     И превратился в пух.  (Одуванчик)       Одуванчик – растение лекарственное. Его применяли от разных болезней ещё в  древности. Сейчас, в основном, используют корни, которые выкапывают поздней осенью.  Пьют настой из корня для улучшения аппетита и при некоторых желудочно­кишечных  заболеваниях. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и вполне годятся в  салат (только предварительно подержать их полчаса в солёной воде, чтобы удалить  горечь). 5. Тонкий стебель у дорожки,     На конце его – серёжки,     На земле лежат листки –     Маленькие лопушки.    (Подорожник)     Люди давно знают лечебные свойства подорожника. Древнегреческие, арабские,  персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны. В  аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат,  полученный из этой травы, ­ плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка. 6. На больших столбах подряд     Лампы белые висят.     Расцветает он весной,     Только снег сойдёт лесной.   (Ландыш) Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян –  лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца и действуют как  успокаивающее средство. Это растение используют и в парфюмерии – ведь аромат  ландыша незабываем. 7. Дикой розой называют,     Как лекарство применяют.  (Шиповник)     Природе не известно растение, более богатое витаминами  С, чем плоды шиповника. Из лепестков можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток. А из плодов шиповника  готовят множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в  Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе.  Медики считают, что те, кто пьёт полстакана отвара шиповника в день, запасаются  бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие  болезни не смогут к вам подобраться. Ведущий.       Как вы видите, растительный мир – неисчерпаемая кладовая природных  лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям, и сегодня препараты из  них служат незаменимым сырьём для получения целого ряда лекарственных средств. Но  помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их  бывает ограничен, а иногда и строго запрещён. Поэтому нужно знать меру. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвём цветы…      Тим Собакин Страница 6:  Из Красной книги           Наука сейчас знает о свойствах трав и цветов очень много, но ещё больше не знает.  Может быть, в исчезающих цветах скрыты великие силы исцеления. И если эти цветы  бездумно уничтожить, не отсрочится ли надолго возможность победить какой­нибудь  тяжёлый недуг?           А между тем обеднение растительного мира продолжается. По многим причинам.  Некоторые растения, например, очень страдают от вытаптывания. Люди, не  пользующиеся тропинками во время прогулок по лесу, приносят им немалый вред.           Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья,  когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов­ любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах.  Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. И ещё есть одна привычка  людей собирать букеты, хотя букет очень быстро увядает. Цветы погублены. Сорвавший  красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил ещё одно  растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч  видов растений. Конечно, у нас кое­что делается для охраны редких и исчезающих  растений. В тех местах, где они растут, создают, например, заказники. Но ведь это  крохотные и очень немногочисленные клочки земли. А цветы исчезают повсюду. Поэтому  во многих местах запрещён сбор десятков видов растений. Многие из них занесены в  Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги,  надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения,  которых на земле осталось очень мало. Они находятся под угрозой вымирания. Их надо  спасти: запретить охоту на них, охранять в заповедниках. Люди думали, что природа  неисчерпаема, но они просчитались. Охраняется Красной книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы.       Отбирая у природы самое­самое: самое красивое, самое яркое, самое душистое, ­ мы в  результате грабим себя. Учащийся читает стихи. Е. Шкловский.  Я обнял глобус. Я обнял глобус – шар земной. Один ­ над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: “Береги” В зелёной краске лес и дол Мне говорят: “Будь с нами добр. Не растопчи нас, и не жги.  Зимой и летом береги”. Журчит глубокая река,  Свои лаская берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. И птиц, и рыб я слышу всех: “Тебя мы просим, человек, Ты обещай нам и не лги, Как старший брат нас береги”. Я обнял глобус ­ шар земной, И что – то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: “Не солгу, Тебя, родной мой, сберегу”. Ведущий (обращается к эпиграфу на доске)                                             Клятва юного эколога ( на экране) Я, юный гражданин России клянусь: ­ любить и беречь окружающую среду; ­ всегда готов помочь растениям и животным, ­ не разводить огонь в лесу; ­ не нарушать покой лесных обитателей; ­ не разорять птичьи гнёзда и муравейники; ­ не обращаться жестоко с животными; ­ не оставаться равнодушным, если вижу, что кто­то вредит природе. Заключение Ведущий.   Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же  воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в  бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без  исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение  Природы, а следовательно, жизни на Земле. Нам жить в одной семье,                 Нам петь в одном кругу,                   Идти в одном строю, Лететь в одном полёте…                   Давайте сохраним                              Ромашку на лугу,                                 Кувшинку на реке                               И клюкву на болоте.                           О как природа­мать                            Терпима и добра!..                              Но чтоб её                                               Лихая участь не постигла,                                 Давайте сохраним На стрежне – осетра, Касатку – в небесах, В таёжных дебрях – тигра. Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте­ка мы все Навек объединимся. Давайте Наши души сохраним, Тогда мы на земле И сами сохранимся             Николай Старшинов

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России

Открытый урок, посвящённый Году экологии в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2017