Открытый урок «Реки России» 8 кл
Оценка 4.8

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
8 кл
04.11.2019
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек. Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочие тетради, атласы, справочный материал, презентация. Задачи урока: Образовательная: 1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы. 2. Сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах. 3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа. 4. Сформировать представление о падении и уклоне реки. 5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.
реки 8 кл..docx
Тема урока: «Реки России».     8 кл. Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах  природы России на примере рек. Оборудование: физическая   карта   России,   учебник,   рабочие   тетради,   атласы, справочный материал, презентация. Задачи урока: Образовательная: 1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы. 2. Сформировать представление о реках России их особенностях ­ распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах. 3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа. 4. Сформировать представление о падении и уклоне реки. 5. Отработать навыки определения падения и уклона рек. Развивающая: 1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний. 2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности. 3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности. Воспитательная: 1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям. 2. Формирование чувства любви к родной природе. Тип урока: Изучение нового материала. Ход урока I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята! ­ Мы с вами закончили изучать тему “Климат России”. А на прошлом уроке мы с  вами продолжили изучать раздел IV Природа России, тему Воды суши и водные  ресурсы, а именно Роль и богатство внутренних вод России. Как вы думаете, что мы должны изучать дальше? Почему? ­ Откроем тетрадь и запишем число и тему урока “Внутренние воды России”. ­ Скажите мне, пожалуйста, что такое внутренние воды? ­ Перечислите мне, пожалуйста, внутренние воды России. ­ С какими природными компонентами они взаимосвязаны и взаимодействуют?   ­ Как вы думаете, с чего мы начнём изучать внутренние воды России? ­ Правильно, молодцы! Записываем тему урока “Реки России”.   2. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос. ­ Какие виды внутренних вод вам известны?   Ответ:   Реки,   озера,   болота,   подземные   воды,   ледники,   многолетняя   мерзлота, искусственные водоемы, пруды, каналы ­ Докажите, что Россия ­ одна из богатейших стран мира по запасам воды? Ответ: Россия обладает внушительными запасами вод в реках, озерах, болотах, ледниках, и вечной мерзлоты   .Многолетние ресурсы речного стока превышают 4 тыс. км. В куб.                                                                             ­ Назовите внутренние воды России, где сосредоточен наибольший объем воды? Ответ: В озерах – озеро Байкал, Ладожское озеро. Большие запасы пресных вод в твердом   состоянии   –   это   природные   льды   и   снег   Арктики,   Кавказ,   Алтай, Камчатка. Многолетняя мерзлота занимает около 11 млн. км. кв. ­ Как используются в нашей стране подземные воды или «невидимый океан» как их образно называют? Ответ: Подземные воды используются для водоснабжения населенных пунктов, орошение земель, и т.д. ­ Почему реки играли особо важную роль в развитии  России? Ответ:   Огромные   размеры   страны,   лесистость,   затрудняли   связи   отдельных районов, а реки служили транспортом. 3. Изучение нового материала. ­ Россия ­ страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью  протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур  и Урал ­ на значительном протяжении своего течения. Реки Обь, Енисей, Лена, Амур  относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы.  На 60 россиян приходится по одной реке или 60 см на каждого. ­ Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое река?  Что мы знаем о реках России?  По  справочным сведениям на странице 256 учебника определите самую длинную реку  России.  ­ Молодцы, по данным таблицы вы определили, что самой длинной рекой России  является река Обь с притоком Иртыш, но если вы откроете страницу 109 учебника, то в первом абзаце вы прочитаете..., что самая длинная река России — Лена, почему? ­ Если считать длины рек, носящих на всем своем протяжении одно название, не  учитывая составляющих, из которых эти реки сливаются, первая десятка рек России  будет выглядеть следующим образом (табл. 1). ­ Кто нам покажет на карте Обь с притоком Иртыш? А самой извилистой рекой России является река Пьяна, приток реки Сура, расстояние  от истока до устья реки всего 30 км, а длина составляет 400 км и протекает она по  Восточно­Европейской равнине. ­ У каждой реки есть своё начало и это место называют истоком. Одна река может  вытекать из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на  склонах гор, четвёртая начинается из озера. ­ Как называется место, где река впадает в другой водоём? Устья рек бывают разными ­ Устье, которое имеет вид узкого воронкообразного залива – его, называют эстуария.  ­ По физической карте России приведите примеры рек, которые имеют эстуарии. (Обь,  Енисей, Дон и т.д.) А низменное пространство, образовавшееся в устье из речных  отложений, называют дельтой реки.  По физической карте России приведите примеры  рек, которые имеют дельты. (Лена, Волга и т.д.) Мы должны с вами знать, что самая  большая у реки Лена.  Кто её нам покажет на карте? ­ Скажите мне, пожалуйста, почему у реки Волга имеется обширная дельта, а Обь и  Енисей заканчиваются длинным морским заливом?  По физической карте определите  название морей, в которые впадают предложенные реки, и определите их устье.  ­ Речная система — это река со своими притоками. Назовите части реки. ­ Правильно, реку можно разделить на верховье, среднее течение, низовье. ­ Вспомните, что такое бассейн реки и водораздел?  Бассейн реки — это территория,  с которой река со своими притоками собирает воду.  Водораздел — это граница  между бассейнами рек.  ­ Какие характеристики реки необходимы для хозяйственного использования?  Для  хозяйственного использования рек необходимо знать количество рек, их длину и  полноводность. ­ От чего зависит полноводность рек? Полноводность рек зависит от количества  воды в реке. ­ На годовой сток влияют:  увлажнение местности;  многолетняя мерзлота как водоупорный горизонт;  горный и равнинный рельеф;  мягкие и кристаллические горные породы;  растительный покров лесов и пустынь;  водохранилища. ­ Какую закономерность нужно выделить? (Чем больше увлажнённость территории,  тем больше количество воды в реке, следовательно, больше речной сток). ­ Как вы думаете, изменяется ли речной сток во времени? Да, изменяется. ­ Правильно, речной сток изменяется в сутки, за месяц и за год. Годовой сток рек  России составляет 4300 куб.м. На долю российских рек приходится 10% мирового  речного стока.  95% речного стока формируется в пределах России. По рисунку 42 на  странице 109 определите реки России, которые имеют:   наибольший речной сток;  наименьший сток. ­ Почему Енисей занимает I место по объёму годового стока? Как распределён речной  сток по территории России? (Речной сток распределён неравномерно). ­ Какая часть России имеет наибольший речной сток? (Около 80% его приходится на  азиатскую часть страны). ­ Внимание! Мы должны это знать! Самая многоводная река России – Енисей.   Расход реки — это объём воды, протекающий через поперечное сечение потока в  единицу времени.   F ­ площадь поперечного сечения V ­ скорость течения Q = F V Чем больше скорость течения, тем больше расход воды в реке. ­ Как вы думаете, изменяется ли расход воды в реке?  (Расход воды в реке сильно  колеблется в течение года). Расход воды в реке колеблется в течение года, по сезонам и т.д. ­ От чего зависит полноводность рек?  Полноводность рек зависит от климата.  Рассмотрим, как климат влияет на реки. Густота речной сети больше в северной части  страны, где выпадает больше осадков. В южных районах — рек меньше. От климата  зависит и питание рек.   ­ Вспомним, типы питания рек. Типы питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое,  грунтовое, смешанное.   ­ Самостоятельно установите влияние разнообразных климатических условий на  питание рек. ­ Какие реки нашей страны имеют дождевое, снеговое, смешанное, подземное и  ледниковое питание? Объясните свой выбор. ­ Что такое режим реки?  Режим реки — это изменение реки во времени. ­ По водному режиму реки делятся на три группы:   с весенним половодьем;  с летним половодьем;  с паводковым режимом.  ­ Рассмотрим реки с весенним половодьем. Для начала определим, что такое  половодье?  Половодье — это ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же  время высокий подъём воды на реке, сопровождающийся затоплением поймы. ­ По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие  реки имеют режим весеннего половодья? (Волга, Обь, Енисей, Лена и т.д.) ­ Делаем вывод, большинство равнинных рек имеет режим весеннего половодья.   4. Рефлексия Что нового узнали на уроке? Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем? Предлагаю дополнить предложения: Я знаю что такое……. Я могу……. Я научился….. 5. Домашнее задание Прочитать страницы учебника 107­111, характеристика реки по плану.

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл

Открытый урок «Реки России» 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019