Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.
Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочие тетради, атласы, справочный материал, презентация.
Задачи урока:
Образовательная:
1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.
2. Сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.
3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.
4. Сформировать представление о падении и уклоне реки.
5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.
реки 8 кл..docx
Тема урока: «Реки России». 8 кл.
Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и
главных чертах природы России на примере рек.
Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочие тетради, атласы,
справочный материал, презентация.
Задачи урока:
Образовательная:
1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов
природы.
2. Сформировать представление о реках России их особенностях распределении по
бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.
3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.
4. Сформировать представление о падении и уклоне реки.
5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.
Развивающая:
1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательная:
1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
2. Формирование чувства любви к родной природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами закончили изучать тему “Климат России”. А на прошлом уроке мы с
вами продолжили изучать раздел IV Природа России, тему Воды суши и водные
ресурсы, а именно Роль и богатство внутренних вод России.
Как вы думаете, что мы должны изучать дальше? Почему?
Откроем тетрадь и запишем число и тему урока “Внутренние воды России”.
Скажите мне, пожалуйста, что такое внутренние воды?
Перечислите мне, пожалуйста, внутренние воды России. С какими природными компонентами они взаимосвязаны и взаимодействуют?
Как вы думаете, с чего мы начнём изучать внутренние воды России?
Правильно, молодцы! Записываем тему урока “Реки России”.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
Какие виды внутренних вод вам известны?
Ответ: Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота,
искусственные водоемы, пруды, каналы
Докажите, что Россия одна из богатейших стран мира по запасам воды?
Ответ: Россия обладает внушительными запасами вод в реках, озерах, болотах,
ледниках, и вечной мерзлоты .Многолетние ресурсы речного стока превышают 4
тыс. км. В куб.
Назовите внутренние воды России, где сосредоточен наибольший объем воды?
Ответ: В озерах – озеро Байкал, Ладожское озеро. Большие запасы пресных вод в
твердом состоянии – это природные льды и снег Арктики, Кавказ, Алтай,
Камчатка. Многолетняя мерзлота занимает около 11 млн. км. кв.
Как используются в нашей стране подземные воды или «невидимый океан» как их
образно называют?
Ответ: Подземные воды используются для водоснабжения населенных пунктов,
орошение земель, и т.д.
Почему реки играли особо важную роль в развитии России?
Ответ: Огромные размеры страны, лесистость, затрудняли связи отдельных
районов, а реки служили транспортом.
3. Изучение нового материала.
Россия страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью
протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур
и Урал на значительном протяжении своего течения. Реки Обь, Енисей, Лена, Амур
относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы.
На 60 россиян приходится по одной реке или 60 см на каждого. Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое река? Что мы знаем о реках России? По
справочным сведениям на странице 256 учебника определите самую длинную реку
России.
Молодцы, по данным таблицы вы определили, что самой длинной рекой России
является река Обь с притоком Иртыш, но если вы откроете страницу 109 учебника, то в
первом абзаце вы прочитаете..., что самая длинная река России — Лена, почему?
Если считать длины рек, носящих на всем своем протяжении одно название, не
учитывая составляющих, из которых эти реки сливаются, первая десятка рек России
будет выглядеть следующим образом (табл. 1).
Кто нам покажет на карте Обь с притоком Иртыш?
А самой извилистой рекой России является река Пьяна, приток реки Сура, расстояние
от истока до устья реки всего 30 км, а длина составляет 400 км и протекает она по
ВосточноЕвропейской равнине.
У каждой реки есть своё начало и это место называют истоком. Одна река может
вытекать из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на
склонах гор, четвёртая начинается из озера.
Как называется место, где река впадает в другой водоём? Устья рек бывают разными
Устье, которое имеет вид узкого воронкообразного залива – его, называют эстуария.
По физической карте России приведите примеры рек, которые имеют эстуарии. (Обь,
Енисей, Дон и т.д.) А низменное пространство, образовавшееся в устье из речных
отложений, называют дельтой реки. По физической карте России приведите примеры
рек, которые имеют дельты. (Лена, Волга и т.д.) Мы должны с вами знать, что самая
большая у реки Лена. Кто её нам покажет на карте?
Скажите мне, пожалуйста, почему у реки Волга имеется обширная дельта, а Обь и
Енисей заканчиваются длинным морским заливом? По физической карте определите
название морей, в которые впадают предложенные реки, и определите их устье.
Речная система — это река со своими притоками. Назовите части реки. Правильно, реку можно разделить на верховье, среднее течение, низовье.
Вспомните, что такое бассейн реки и водораздел? Бассейн реки — это территория,
с которой река со своими притоками собирает воду. Водораздел — это граница
между бассейнами рек.
Какие характеристики реки необходимы для хозяйственного использования? Для
хозяйственного использования рек необходимо знать количество рек, их длину и
полноводность.
От чего зависит полноводность рек? Полноводность рек зависит от количества
воды в реке.
На годовой сток влияют:
увлажнение местности;
многолетняя мерзлота как водоупорный горизонт;
горный и равнинный рельеф;
мягкие и кристаллические горные породы;
растительный покров лесов и пустынь;
водохранилища.
Какую закономерность нужно выделить? (Чем больше увлажнённость территории,
тем больше количество воды в реке, следовательно, больше речной сток).
Как вы думаете, изменяется ли речной сток во времени? Да, изменяется.
Правильно, речной сток изменяется в сутки, за месяц и за год. Годовой сток рек
России составляет 4300 куб.м. На долю российских рек приходится 10% мирового
речного стока. 95% речного стока формируется в пределах России. По рисунку 42 на
странице 109 определите реки России, которые имеют:
наибольший речной сток; наименьший сток.
Почему Енисей занимает I место по объёму годового стока? Как распределён речной
сток по территории России? (Речной сток распределён неравномерно).
Какая часть России имеет наибольший речной сток? (Около 80% его приходится на
азиатскую часть страны).
Внимание! Мы должны это знать! Самая многоводная река России – Енисей.
Расход реки — это объём воды, протекающий через поперечное сечение потока в
единицу времени.
F площадь поперечного сечения
V скорость течения
Q = F V
Чем больше скорость течения, тем больше расход воды в реке.
Как вы думаете, изменяется ли расход воды в реке? (Расход воды в реке сильно
колеблется в течение года). Расход воды в реке колеблется в течение года, по сезонам
и т.д.
От чего зависит полноводность рек? Полноводность рек зависит от климата.
Рассмотрим, как климат влияет на реки. Густота речной сети больше в северной части
страны, где выпадает больше осадков. В южных районах — рек меньше. От климата
зависит и питание рек.
Вспомним, типы питания рек. Типы питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое,
грунтовое, смешанное.
Самостоятельно установите влияние разнообразных климатических условий на
питание рек.
Какие реки нашей страны имеют дождевое, снеговое, смешанное, подземное и
ледниковое питание? Объясните свой выбор.
Что такое режим реки? Режим реки — это изменение реки во времени. По водному режиму реки делятся на три группы:
с весенним половодьем;
с летним половодьем;
с паводковым режимом.
Рассмотрим реки с весенним половодьем. Для начала определим, что такое
половодье? Половодье — это ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же
время высокий подъём воды на реке, сопровождающийся затоплением поймы.
По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие
реки имеют режим весеннего половодья? (Волга, Обь, Енисей, Лена и т.д.)
Делаем вывод, большинство равнинных рек имеет режим весеннего половодья.
4. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?
Предлагаю дополнить предложения:
Я знаю что такое…….
Я могу…….
Я научился…..
5. Домашнее задание
Прочитать страницы учебника 107111, характеристика реки по плану.
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Открытый урок «Реки России» 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.