Открытый урок в 5 классе "Искусство открывает мир"

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; Планируемые результаты: Школьники научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера; выражать в пении чувства и настроение. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под песню «Маленький принц» муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова. Оформление доски: эпиграф урока, рисунки детей 2-7 лет. ХОД УРОКА I.Организационный момент Звучит песня «Маленький принц» муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова. -Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Много в пространстве невидимых Форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть Сочетаний и слова, и света, Но передаст их лишь тот, Кто умеет и видеть, и слышать». (А.Толстой) II.Сообщение темы урока -Сегодня на уроке мы проведем беседу об искусстве, открывающем мир. III. Работа по теме урока 1. Беседа о роли искусства в жизни человека -Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло, более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.
Иконка файла материала 6.doc
ТЕМА УРОКА: «Искусство открывает мир» (5 класс) Цели: рассмотреть искусство с точки зрения историко­философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; Планируемые результаты: Школьники научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения,   выполнять задания творческого характера; выражать в пении чувства и настроение. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под песню «Маленький принц» муз. М.Таривердиева,  сл. Н.Добронравова. Оформление доски:  эпиграф урока, рисунки детей 2­7 лет. ХОД УРОКА   I.Организационный момент Звучит песня «Маленький принц» муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова. ­Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Много в пространстве невидимых Форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть Сочетаний и слова, и света, Но передаст их лишь тот, Кто умеет и видеть, и слышать».                                                (А.Толстой) II.Сообщение темы урока ­Сегодня на уроке мы проведем беседу об искусстве, открывающем мир. III. Работа по теме урока 1. Беседа о роли искусства в жизни человека ­Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа,   независимо   от   степени   его   развития   и   цивилизованности,   в   жизнь   которого искусство бы не вошло, более того, возникновение, развитие и существование искусства разных   народов   обладает   удивительным   сходством,   что   свидетельствует   о   его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования ­ человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир. Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Для это возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности ­ это радость, утешение, поддержка. На   заре   человечества   люди   только   начинали   себя   осознавать.   Они   придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью. Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие­ либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец.Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения  искусства,  так как  их смысл,  истина  не лежат  на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках. Просмотрите на детские рисунки (рисунки детей 2­7 лет раздаются по рядам), что вы можете сказать о рисунках? (Каждый рисунок видит мир по­своему, своими глазами, и   отражает   его   в   своих   рисунках   через   сочетания   красок,   непривычными,   с   точки зрения взрослых, изображениями). То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства. Учащиеся приводят  примеры. 2. Работа с учебником ­А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте. К сожалению,  новизна восприятиями  с годами  проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по­другому. Давайте зачитаем фрагмент из   замечательной   сказки   Антуана   де   Сент­Экзюпери   «Маленький   принц»,   где   как   раз говориться об этом, а затем побеседуем. Что вы можете сказать о прочитанном? Заслушиваются ответы учащихся. ­ Конечно, все взрослые ­ разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приноси пользу, выгоду, другие ­ сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными   цивилизациями   рождается   нечто   новое,   более   совершенное,   но   чудовищно, когда они пожирают друг друга». Перефразировав   известную   фразу   можно   сказать:   «Понимание   и   доброта   спасут мир!» 3. Вокально­хоровая работа. Разучивание песни «Маленький принц» ­Сегодня мы с вами начнем разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы  с  вами   сейчас  прочитали.  Давайте   вспомним,   как  называлась   эта  сказка? («Маленький принц».) Совершенно   верно.   А   музыку   к   этой   песне   написал   замечательный   композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью Микаэл Леонидович Таривердиев.  Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом­песенником Николаем Добронравовым. Разучивание первого куплета. ­Мы   с   вами   сегодня   уже   говорили,   что   существуют   люди,   которые   поглощены только собой своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.Но бывает так, что какое­то событие переворачивает жизнь такого человека ­ и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Все это было в человеке, но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни.   И  нужен  был   какой­то   импульс,   толчок,   будь  то   встреча  с   добрым   человеком, услышанная  музыка,  либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам. 4. Знакомство со сказкой Г.Х.Андерсена «Соловей» ­В Китае, как вы знаете, глава государства ­ император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки, кто читал эту сказку? Правильно, это «Соловей» Г.Х. Андерсена ­ сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Кто ещё не читал её, прочитайте обязательно. После чтения учащиеся высказывают свое мнение  о героях сказки. IV.ИТОГ УРОКА ­Искусство способно воспитывать, оно открывает  мир,  не всегда видимый глазу, не всегда   выражаемый   в   простых   словах   и   понятиях.   Мы   уже   знаем,   что   внешнее, поверхностное никогда не бывает самым главным. Как создается искусство? Заслушиваются ответы учащихся. ­Искусство ­ это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным.   Не   случайно   создателя   произведений   искусства   называют   творцом,   как Всевышнего. Не случайно и то, что  творят  искусство гении. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового. V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать сочинение на тему: «Музыка…Как сильна и сознательна. Музыка…Ты есть. И это замечательно!»