Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными
Оценка 4.8

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература +2
Взрослым
14.02.2018
Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными
Пословица представляет собой особую содержательную форму, но главное в ней не информация, а художественный образ. Пословиц с образами, заимствованными из животного мира, много. С чем это связанно? Конечно, с тем, что рядом с людьми тысячелетия жили домашние и дикие животные. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Человек наблюдал за их повадками, сравнивал с поступками людей, делал какие-то обобщения. Мы захотели узнать, как два народа – русские и коми – раскрыли свой мир в пословицах, сравнить две культуры, мировоззрения двух близких народов и узнать их особенности. Так возникла тема исследовательской работы: «Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах». Цель: сравнить, как используются образы животных в русских и коми пословицах для того, чтобы проанализировать мировоззрение двух народов.
Пословицы с животными .doc
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска Межрайонная  краеведческая конференция  «Коми муőй, сьőлőмшőрőй!» Исследовательская работа по теме Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными Направление работы – традиции коми народа Автор: Дмитриенко Александра Андреевна, ученица 8 класса  МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска  Руководители  Дмитриенко Вера Николаевна учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска Микулич Анна Валерьевна педагог дополнительного образования  МБУДОД «ДДТ» г. Сосногорска 0 Сосногорск  2018 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.............................................................................................................1 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2 ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ....................................................................3 ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЖИВОТНЫХ В РУССКИХ И КОМИ ПОСЛОВИЦАХ...........................4 ГЛАВА 3. МЕДВЕДЬ, ВОЛК, ЗАЯЦ И ДРУГИЕ….........................................................7 МЕДВЕДЬ................................................................................................................8 КОНЬ.......................................................................................................................9 ВОЛК, СОБАКА.......................................................................................................9 ЗАЯЦ.....................................................................................................................10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................12 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................14 1 ВВЕДЕНИЕ            Фольклор – народное творчество, зародившееся глубоко в древности, возникшее в процессе   формирования   человеческой   речи.       Кроме   самих   произведений   фольклор интересен тем, что он дает почву для изучения культуры, взглядов и психологии народа. Фольклор   любой   страны   берет   свое   начало   в   малых   жанрах,   в   число   которых   входят пословицы и поговорки.  Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а пословицы и поговорки ­  самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества.            Пословица представляет собой особую содержательную форму, но главное в ней не информация,   а   художественный   образ.   Пословиц   с  образами,   заимствованными   из животного   мира,   много.   С   чем   это   связанно?   Конечно,   с   тем,   что   рядом   с   людьми тысячелетия   жили   домашние   и   дикие   животные.  Сумели   бы   люди   выжить   и   создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Человек наблюдал за их повадками,  сравнивал  с  поступками  людей,   делал  какие­то обобщения.     Мы  захотели узнать, как два народа – русские и коми – раскрыли свой мир в пословицах, сравнить две культуры, мировоззрения двух близких народов и узнать их особенности.     Так возникла тема исследовательской работы: «Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах».        Цель: сравнить, как используются образы животных в русских и коми пословицах для того, чтобы проанализировать мировоззрение двух народов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: определить   количество пословиц с животными в двух языках,   проанализировать,   какие   животные   употребляются   чаще   других   и   почему; выяснить, в каком значении используются эти образы и как раскрывают они мировоззрение народов. Предметом  исследования   стали   два   словаря.   Сборник   В.Даля   в   2­х   т.   «Пословицы русского народа», в который включены 31 тысяча пословиц и поговорок, сгруппированных в  180  тем.   И сборник   «Коми  пословицы  и   поговорки»  (составитель   Плесовский   Ф.В.), включающий 766 пословиц коми народа по 39 темам.  Объектом   исследования являются пословицы в двух языках, в которых есть названия животных и птиц.             Актуальность работы  заключается в том, что изучение фольклора делает человека богаче и образованнее, многое даёт для понимания духовного мира человека.          2 ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ                    По определению В.И.Даля, «пословицы представляют собой сравнительные или иносказательные  высказывания  и содержат в себе житейскую  мудрость народа».  Они в лаконичном   и   в   художественно   законченном   виде   передают   многовековой   социально­ исторический народный опыт и опираются на конкретные предметы и явления.  Пословицы переходили из одного столетия в другое, сохраняя опыт, накопленный веками, поэтому вызывают доверие.           Коми ­ древний народ, живущий в современной Республике Коми. Впервые предки коми обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы.  На территорию современной Республики Коми предки коми проникают в I тыс. до н. э. В IV­VIII вв. н.э. на Северо­Востоке Европейской части России известна культура коми   пермяков,   которые   говорили   на   финно­пермских   языках.   В   результате взаимодействия разных народов сложилась вымская культура (IX ­ XIV вв.), соотносимая с Пермью Вычегодской, население которой имело устойчивые торговые и культурные связи с Прибалтикой,   Поволжьем.   В   более   позднее   время   ее   существования   (XV   ­   XVI   вв.) происходит   мощное   воздействие   культуры   восточных   славян.   Под   влиянием   славяно­ русской культуры этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. В XVI ­ XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII ­ XIX вв. ­ Печору и Ижму. С этого времени   вплоть   до  начала   ХХ   в.   происходило   непрерывное   взаимопроникновение   двух культур.   Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках VI века.  С тех пор сведения о них не редки. В древнерусской письменности в Летописях упоминания о   славянах также относится к этому времени.    В   результате   многолетних   археологических   исследований   создана   база   для изучения мифологических представлений разных народов. В своей работе мы обратим внимание традиции коми племен, так как о них известно меньше. В исследованиях коми традиций выделяют, что особенностью культа наших предков заключается в смешении в одном художественном образе признаков различных зверей, птиц, человека, земноводных, рыб   и   т.д.,   поэтому,   эти   изображения   получили   название   сложного   образа.   (3,   с.46) Рассматривая сложные образы, можно судить о том, какое место занимали звери, птицы или   человек   в   религиозно­мифологических   представлениях   древних   коми.   Традиция 3 воспроизведения зооморфных сюжетов из религиозно­мифологических представлений в народном искусстве оказалась чрезвычайно устойчивой. Это может объясняться рядом причин, и прежде всего экономическими причинами.  Вплоть   до   XX в.   одним   из   основных   занятий   коми   и   удмуртов   были   охота   и рыболовство.   Специфические   условия   быта   способствовали   сохранению   в   среде охотников магических обрядов, преданий и мифов, связанных с древними божествами. Другой причиной, способствовавшей их консервации, явилось географическое положение пермских народов ­ удалённость от «центра», окружение труднопроходимыми таёжными лесами, суровость климата, что приводило к сохранению самобытной духовной культуры. Религиозное почитание зверей, птиц и деревьев, вера в перевоплощение в зоо­ и зооантропоморфные существа – все это, безусловно, восходит к древним представлениям о всеобщей родственной связи человека с природой. Человек       одухотворял   природу,   сливаясь   с   ней.   По   представлениям   древних, человек   мог   быть   и   зверем,   и   птицей,   земноводным   или   насекомым   и   даже   деревом. Отсюда многочисленные представления о сверхъестественных превращениях человека в зверей   и   птиц   или   наоборот,   что   обнаруживается   повсеместно   в   народных   сказках, легендах, песнях.    Устно­поэтическое   народное   творчество   (мифы,   предания,   легенды,   сказки, пословицы) в сопоставлении их с реликтовыми явлениями в быту, верованиях и обрядах народов­носителей   этого   фольклора   дают   многое   для   выяснения       духовного   облика древнего человека.   ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЖИВОТНЫХ В РУССКИХ И КОМИ ПОСЛОВИЦАХ        Пословица представляет собой особую содержательную форму, но главное в ней   не информация, а художественный образ.   Нас заинтересовал образ животных. Из сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа» выписали и проанализированы русские пословицы с животными и птицами. Их оказалось 1546. Пословиц с домашними животными – 850, с дикими   –   321   пословица,   с   птицами   375.    В   сборник   «Коми   пословицы   и   поговорки» Плесовского Ф.В   включены– 766 пословиц. Из них с животными 80. С дикими животными – 45, с домашними – 30, с рыбами – 5. 4 В   таблице   №1   можно   увидеть,   что   в   коми   языке   процент   от   количества   пословиц   с животными  больше   в  два   раза.  Можно  сделать   вывод,   что  для   коми  народа  животные издавна имели большое значение. Таблица №1. Количество пословиц с животными  в коми и русском фольклоре Коми Русские Всего пословиц 766 31000 Животные % 80 1546 10,2% 5%          Мы выписали пословицы и подсчитали,  сколько и каких животных встретилось в русском   и   коми   языках.   В   русском   языке   встретились   47   животных,   в   коми   –   22. Объясняется   это   огромной   территорией   России,   с   разными   климатическими   зонами   и большим видом животных. Была составлена таблица по количеству пословиц с каждым из животных. Таблица №2 Список пословиц и их количество  с животными в коми фольклоре Всего пословиц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Белка  Волк Заяц  Кошка Куница, бобры, соболи Лисица Лось(олень) Лошадь(конь) Медведь Домашние птицы Дикие птицы Рыбы 2 2 9 4 2 5 3 8 9 3 13 5 80 2,5% 2.5% 11.25% 5% 2.5% 6.25% 3.75% 10% 11.25% 3.75% 16,3% 6,2% Таблица 3. Список пословиц с животными и кол­вом  в русском фольклоре 1 2 3 4 5 6 Лошадь Собака Кошка Корова, бык Коза Свинья Всего пословиц 210 169 106 124 53 103 1546 38.4% 30.9% 6.8% 8% 3.4% 6.6% 5 7 Овца, баран 8 Осел 9 Волк 10 Лиса 11 Медведь 12 Лев 68 20 135 41 53 3 4.3% 1.2% 8.7% 2.6% 3.4% 0.1%       Из   таблицы №4 видно, что русский и коми народы по ­ разному выделяли животных. Если для русского народа на первом месте было сельское хозяйство, животноводство и пословиц у них с домашними животными 850 (73%), то для коми на первом месте дикие животные (57%) Таблица №4 Распределение по видам животных  в русских и коми пословицах Дикие животные Русские 27% Коми 57% Домашние животные Русские 73% Коми 43%   К какому выводу нас эти данные приводят?            Рядом   с  людьми  тысячелетия   жили  домашние  и  дикие   животные.   Из  различных источников   мы   узнали,   что   русский   народ   занимался   сельским   хозяйством   и животноводством. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Наверное, нет. Поэтому в языке народа остается то, что всегда рядом с ним находится. Для русского народа это домашние животные.          Для Коми народа до начала XX в.   основным занятием были охота и рыболовство которые   оставили   глубокий   след   в   фольклоре,   в   том   числе   и   в   пословицах.     Такие пословицы очень мудрые и раскрывают нам мировоззрение коми. Например, «Ош дiнö кö мунан — небыд     вольпась лöсьöд, йöра дiнö кö мунан — гу да горт лöсьöд» — «Если идешь на медведя — готовь мягкую постель, если идешь на лося — готовь гроб и могилу». Имелось   в   виду   то,   что   раненый   лось,   по   рассказам   охотников,   был   гораздо   опаснее раненого медведя. Наблюдательность охотников раскрывается в следующих пословицах: «Чирö   муртö   и   кукань   увтас»   —   «Вылинявшую   белку   и   теленок   облает»;   «Кыйсьысь ыдлöнсямы ноп сертиыс тöдчö» — «Уменье охотника видно по его котомке», «Ошкыдлöн оружиеыс сь öрас» — «Оружие медведя всегда при себе».                     Рыболовный промысел также дал много оригинальных выражений, таких как: «Мыкшег   вылад   сiйöс   он   ылöд»   —   «На   лодыжке   ельца   его   не   проведешь»;   «Донтöм 6 черилöн юква ыскизьöр» — «У дешевой рыбы уха жидкая»; «Чериыд ассьыс сёянсö сёйö» — «Рыба свою пищу ест».        Археологические раскопки, проводимые на территории Республики Коми доказываю, что в хозяйстве коми играли важную роль земледелие и скотоводство.             Это же подтверждается наличием большого количества афоризмов, посвященных и тому,   и   другому   занятию.   Пословицы   учат:   «Кöдз­гöр   пася   дукöсöн,   а   вундыд   öрöм кежысь» — «Сей, паши в шубе, а жни в одной рубашке»; «Кöдзкöтьпöимö, да пöраö» — «Сей хоть в золу, но вовремя»; «Тулыснад верман сёрмынынь öрчегиг костi» — «Весной можешь опоздать даже за то время, пока будешь ломать вицу (чтобы погонять лошадь)»; « косанад   он   пытшкы,   лоас   мегырöн   ытшкыны»   —   «Если   летом   косой   не   накосишь,   то придется дугой косить»; «Гожся луныд йöлöн­выйö нисковтö» — «Летний день молоком­ маслом катится (т. е. обеспечивает то и другое)».       В следующей главе мы рассмотрим, какие животные преобладают в пословицах. ГЛАВА 3. МЕДВЕДЬ, ВОЛК, ЗАЯЦ И ДРУГИЕ….           В коми фольклоре большое количество   пословиц и поговорок о любви  к своему суровому краю, к своей родине.     Родная природа, наблюдения над повадками зверей и птиц стали основой для создания   таких выражений как:  «Иöзмуын и ас рака вылö рад» — «На чужбине и своей вороне рад»;  «Кöть кутшöм шань, векжö абу гортын» — «Как ни хорошо, а все же не дома»; «Чужан позйыдбыдöнлы дона» — «Родное гнездо каждому дорого»; «Ас муыд — рöднöй мам» — «Своя родина — мать родная»; «Ас вöр­ваыд быдпу нюмъёвтö» — «На своей родине каждое дерево улыбается».  В следующей таблице представлены данные по количеству пословиц в двух языках с теми животными, которые чаще всего употребляются. Таблица №5 Количество пословиц с часто употребляемыми животными Дикие животные Домашние животные Русские пословицы Коми пословицы Русские пословицы Коми пословицы 7 3.4% 8.7% 1,8% Медведь Волк Заяц 11.3% 2.5% 11.3 % Лошадь (конь) Собака 13.5% 11% 10% 11%       В традиционном мировоззрении коми   значительное место занимали дикие животные, роль   которых   была   удивительно   разнообразной.   Наиболее   ярким   образом   в   ряду почитаемых   животных,   «царем   всех   зверей»   был   медведь.  Издавна   земля   Коми   была территорией распространения культа медведя. МЕДВЕДЬ           В основе поклонения медведю лежали тотемические представления и промысловый культ. Народ коми признавали медведя существом, подобным человеку. С медведем связан комплекс   мифов   и   обрядов,   называемый   «медвежий   праздник»   или   «медвежьи   игры». Обрядовые   действа   приурочены   к   зимнему   солнцестоянию,   весеннему   равноденствию, посвящены   добытому   на   охоте   медведю.   Предполагалось,   что   медведь   будет ходатайствовать за весь род и давать жизненную силу в течение года или до следующей добычи. При раскопках в большом количестве найдены кресала с изображением медведей, стоящих на задних лапах.  Медведя рисовали на кулонах и приносили в жертву богам в благодарность   за   удачную   охоту.   Народ   почитал   медведя   как   сверхъестественное существо. Охотники носили клыки и кости медведя как талисман на охоту. До сих пор коми считают медведя хозяином леса, священным животным, и практически не убивают его.  Медведь   за то, что он предвидит  погоду,  умеет  вовремя  скрыться  в  берлогу,  где готовит   себе   логовище,   считается   символом   предусмотрительности   и   почитается проходящим, если идет, и поднявшимся, когда стоит на задних лапах.         Из всех зверей медведь наиболее часто фигурирует в пословицах и поговорках коми, например: «Кык ош öти гуö оз тöрны» — «Два медведя в одной берлоге не уживаются»; «Ошкисны, ошкисны да ош кöпöрис» — «Хвалили,  хвалили  и в медведя  превратился» (перехвалили) и др. В коми фольклоре пословицы с медведем составляют 11.3%       Медведь ­   почитаемый зверь и у славян. Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Народ почитал медведя как сверхъестественное существо. Охотники носили клыки и кости медведя как талисман на охоту, считая медведя хозяином леса, священным животным,  практически не убивали его. Хотя на вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу.  8 Русских пословиц с медведем оказалось 53, что составляет 3,4% от всех пословиц с животными.  Значений несколько:  ­ вздорный характер: Два медведя в одной берлоге не живут,  ­  великодушие, доброта: Медведь пляшет, а цыган деньги берёт. ­  сила: Хорошо медведя в окно дразнить              Большой разницы в пословицах по отношению к этому животному нет. Видимо, почитание медведя сложилось у двух народов издавна, и некоторые пословицы созвучны.   КОНЬ        Наибольшее место в русских пословицах занимают домашние животные. Ведь именно они на протяжении тысячелетий живут рядом с человеком. И на первом месте – конь.            Конь ­ одно из самых почитаемых у славян животных     – символ жизненной силы, красоты,   грациозности,   мощи   и   завораживающего   гармоничного   движения.   Кони сравнивались   с   быстрокрылыми   птицами,   воплощением   всего   динамического,   буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого.  Всадник на коне ­ символ многогранный. Он несет с собой   стремительные   перемены,   часто   ведущие   к   гибели   и   разрушению.   Атрибуты лошадиной   упряжи,   подковы,   колокольчики,   конские   черепа   ­   все   это   считалось могущественными   оберегами,   защитой   от   бед,   залогом   удачи   и   благополучия.     Из сборников выписано 210 пословиц русских(13.5%)  и   8 коми (10%), в которых   нашли отражение качества коня: ­          выносливость: Кто в кони пошел ­ тому и воду везти.   Не ­ неумеренный лошадей:     аппетит     в   коня   корм. ­       проверяются качества человека его отношением к коню: Казак голоден, а конь его сыт; Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга; Не гони коня кнутом, а гони его овсом.      Судя по пословицам, у коми народа отношение к лошади было плохое, он в ней замечал   норовистый   характер   и   разорение   для   хозяев:  Лошадь   с   придурью   всегда взнуздывают; Плохой лошади хомут холку трет; С норовистым конем без вожжей не совладать; Собака друг, а лошадь ворог.          В русском фольклоре среди диких животных лидирует волк (8,7%, у коми – 2,5%). Сначала нам показалось это странно. А потом выяснили, что славяне приравнивали волка ВОЛК, СОБАКА 9 собаке. Пословиц с этими животными примерно одинаковое количество (с волками – 8,7%, с собаками – 11%). Поэтому можно говорить об этих животных вместе.      Волк ­ хищный зверь, давний сосед славянского племени, предок домашней собаки, во многом   близок   к   ней   по   повадкам   ­   сбивается   в   стаи,   плотояден   и   быстр.   В   русской символике – символ злости, прожорливости, алчности. Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. Волк ­ существо двуединое. С одной стороны, он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель.  С другой ­ хищный  демон, чужой зверь из мира мертвых.    В пословицах отражены не все качества:  ­ прожорливость: Сколько волка не корми, его все в лес тянет. ­     разумность: Сытый волк смирнее ненасытного человека.       Собака стала одним из первых, а возможно, и самым первым животным, которое люди сделали домашним. Произошло это 17 тысяч лет назад. С тех пор люди увидели и передали свои наблюдения о том, что собак отличает ­ преданность и верность: На чужбине и собака тоскует; И собака старое добро помни;  И собака на того не лает, чей хлеб ест. ­ ум:  Собака умней бабы, на хозяина не ругается,  ­ самооценка: Большая собака никогда не лает на маленькую шавку.        Но мудрость народа гораздо прозорливее, потому что не умалчивает и о недостатках. В образе собак заключается   ­пренебрежение:  От   жиру   и   собака   бесится;   Из   злой   собаки   хоть   шерсти   клок; Голодный волк сильнее сытой собаки ­ насмешка:  Сколько собака ни хватает, а сыта не бывает;  Лезет в волки, а хвост собачий. ­ угроза: За собакой палка не пропадет, Была бы собака, а камень найдется.       В коми пословицах волк встретился дважды, зато собака – также часто, как и в русских пословицах: Злого человека, хоть сметаной намажь, собака не слижет. Старая собака на древесный мох не залает. Следовательно, отношение к собаке у двух народов было одинаковым. ЗАЯЦ       Заяц в мифологии олицетворяет возрождение, возвращение юности, интуицию и свет во тьме. Очень часто ассоциируется с жертвенным огнем и жизнью, прошедшей через смерть. Кроме этого, символ излишней самоуверенности, неорганизованности, метания от одного 10 предмета   к   другому.   Основное   качество   зайца   в   русских   в   пословицах   (найдено   29 пословиц – 1.8%) – трусость: Вор что заяц: и тени своей боится.  Но в сравнении с лисой или волком, мудрый человеческий взгляд отмечал его шустрость: Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.        В коми пословицах заяц встретился 9 раз, что составляет 11.3%. Видимо он был для охотников излюбленной дичью. Охотники, наблюдая за его повадками, отмечали, что это трусливое животное легкая добыча лисы, собаки и человека: Заяц ловок, но лиса его ловит. Заяц прыгнет, а лиса догонит.     Также с этим животным и русский народ, и коми сравнивали трусливых людей: Вор, что заяц, и тени своей боится (Р), Трусливого человека и заяц напугает, и щенок искусает (К).   Значит, взгляды, традиции, привычки для двух народов были схожими. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 Пословицы и поговорки ­ это краткие народные изречения, в которых отражается народная мудрость, жизненный опыт, передающийся в течение тысячелетий из поколения к поколению.     В   них   отображается   многовековой   исторический   опыт   в   изучении окружающего мира.        Пословицы и поговорки учат нас народной мудрости, испытанной веками   и   не   потерявшей   своей  актуальности в наше время.  Недаром говорится, что пословица ко всему пригодится, т.е. с помощью неё можно раскрыть любую тему.   Но главная функция пословицы – раскрытие мировоззрения народа, создавшего её. Именно в пословицах по­настоящему можно увидеть, насколько многогранен ум народа, поскольку все пословицы приходят из народа. По пословицам можно понять, как развивалась страна, получить представление о ее быте или мировоззрении. Мы сравнили две культуры: русскую и коми – и выяснили, что во многих пословицах народы использовали образы животных.         Во­первых, животные на протяжении многих тысяч лет являются спутниками человека и помощниками в труде, кормильцами, иногда единственным источником пропитания.        Во­вторых, в пословицах народ стремился передать   опыт и наблюдения за миром, за  народными традициями, обычаями, определёнными правилами поведения: Цыплят по  осени считают (Р); Курица   по зернышку клюет да сыта бывает(Р);, На чужбине и  своей вороне рад(К).   В­третьих,   наблюдая   за   животными,   люди   сравнивают   и   сопоставляют   собственные привычки, недостатки, достоинства с их качествами:  Когда наездник падает духом, его конь не может скакать(Р); Держи собаку на цепи, а язык на семи(Р);  Работящему человеку бобры­соболи сами в дом идут(К); Лось велик, но и он спотыкается (К);. Конь спотыкается(Р). о четырех ногах,       да    Передать опыт легче с помощью всем известных понятий и представлений.   О хитрости человека говорят, сравнивая с лисой, о прожорливости – с волком, об упрямстве – с ослом.            И наконец, через язык, через пословицы народ высказал свое отношение ко всем животным: Силен медведь, да в болоте лежит;         Эти выводы относятся как к русским, так и к коми пословицам. Что же их различает?                   Во­первых,  разные приоритеты:  в русских пословицах преобладают домашние животные, в коми – дикие, что свидетельствует о разных путях развития двух народов. Русское население занималось сельским хозяйством, у коми же на первом месте долгое время были охота и рыболовство. Однако в XV ­ XVI веках, когда происходило слияние 12 народов и мощное воздействие  культуры восточных славян,  на территории  Коми люди стали приобщаться к разведению скота, к полевым работам. С этого времени в народном искусстве,   в   традициях,   обрядах,   верованиях   стали   происходить   заимствования.   Этот процесс был очень сложным. Нам он интересен тем, что произошло смешение культур. И этот процесс обогатил оба языка.        Во­вторых,   у   двух   народов   животные   вызывают   разные   ассоциации,   имеют   разное значение, например, волк. В русском фольклоре это прародитель собаки, а в коми – символ зла, поэтому пословиц с ним мало.             Работа с пословицами – это интересное и поучительное занятие, благодаря им мы узнали, что каждый народ выражает свои взгляды через своё творчество.     13 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Владыкин   В.Е.   Религиозно­мифологическая   картина   мира   удмуртов. Ижевск, 1994. 2. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978. 3. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975. 4. Даль В.И. Сборник пословиц русского народа в 2­х томах. СПб.: Нева ; М. : Олма­Пресс. – 2001г. 5. Лепехин   И.И.   Путешествия   академика   Ивана   Лепехина.   Часть   IV   //   В дебрях   Севера.   Русские   писатели   XVIII­XIX   веков   о   земле   Коми. Сыктывкар, 1983. 6. Плесовский   Ф.В.  КОМИ   ПОСЛОВИЦЫ   И   ПОГОВОРКИ   (КОМИ ШУСЬÖГЪЯС ДА КЫВИÖЗЪЯС)1972. Вып.13. 7. Рогачев   М.Б.   Религия   и   церковь   //   Республика   Коми:   Энциклопедия. Сыктывкар, 1999. Т.1. 8. Савельева   Э.А.,   Королев   К.С.   По   следам   легендарной   Чуди:   Страницы древней истории народа коми. Сыктывкар, 1990, 390стр. 9. Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края. Сыктывкар, 1976. 10. http://vseref.ru/view­c0071818.htm 11. http://forum.vgd.ru/post/710/34874/p1101430.htm 12. http://www.spishy.ru/referats/12/6113 14

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа в пословицах с животными

Отражение мировоззрения коми и русского народа  в пословицах с животными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018