Харюшина Анастасия Васильевна
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №282, г.Челябинск»
ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определено, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Работа по данному направлению с педагогами является определяющей в управлении методической работой дошкольного учреждения.
При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации определяем дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностному и профессионально-нравственному развитию.
Наиболее эффективными формами организации методической работы в данном направлении являются семинары, семинары-практикумы, открытые просмотры, участие в работе методических объединений района и др.
Раскроем организацию и содержание научно – практического семинара, посвященного развитию профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Основная цель - Содействовать развитию профессиональной компетенции педагогов ДОУ, стимулировать процесс профессионального самосовершенствования.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов представления о профессиональной компетенции педагогов, основе теоретического анализа проблемы
2. Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта.
3. Ознакомить педагогов с собственными показателями результатов повышения педагогического мастерства.
Предварительная работа: Составление презентации к теоретической части; самостоятельное изучение нормативно – правовых документов; изучение педагогами вопросов для обсуждения за круглым столом.
1 часть – теоретическая: «Профессиональная компетентность педагога»
Были раскрыты вопросы:
1. Нормативно – правовые документы, регламентирующие требования о повышении профессиональной компетенции педагогов (презентация).
2. Основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагога.
2 часть: была посвящена оценке педагогической компетенции в ходе реализации требований ФГОС ДО: обсудили показатели результатов повышения педагогического мастерства педагогов и проблемы по вопросам (представлены в информационном сопровождении).
Информационное сопровождение мероприятия
Теоретическая часть: «Профессиональная компетентность педагога»
Чувствую себя в
праве сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
1. «Нормативно – правовые документы, регламентирующие требования о повышении профессиональной компетенции педагогов»
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью.
Профессиональная компетентность - системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи
Педагогическое мастерство -высокий уровень овладения педагогической деятельностью.
Требования к повышению профессиональной компетенции обусловлены нормативно правовыми документами федерального уровня:
· Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
· Профессиональный стандарт педагога.
· Персонифицированные программы повышения квалификации педагогов ДОУ
2. «Основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагога»
· Работа в творческих и проблемных группах.
· Посещение курсов повышения квалификации в объеме 72 часа.
· Участие в городских методических объединениях, семинарах и научно – практических конференциях.
· Консультирование.
· Педагогические чтения.
· Недели педагогического мастерства.
· Мастер – классы.
· Педагогические советы.
· Деловые игры.
· Наставничество.
· Психолога – педагогические тренинги.
· Неофициальные коллективные мероприятия.
· Составление портфолио.
Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Практическая часть: «Оценка педагогической компетенции в ходе реализации требований ФГОС ДО»
Педагогам в виде графиков представляются показатели результатов повышения педагогического мастерства
· Аттестация,
· Курсы повышения квалификации 72 часа
· (из ни по ФГС ДО)
· Курсы ИКТ компетенции 72 часа
· Участие педагогов в мероприятиях ДОУ, района, города и т.д. за учебный год
Обсуждение педагогами данных результатов.
Обсуждение вопросов по проблеме «Оценка педагогической компетенции в ходе реализации требований ФГОС ДО»:
1. Специфика организации образовательной деятельности в раннем возрасте по реализации образовательных областей.
2. Гуманистический характер взаимодействия педагогов и детей, что делается для осуществления такого взаимодействия.
3. Реализация регионального компонента программы.
4. Работа с родителями, новые подходы к работе с родителями.
5. Учет интересов и возможностей детей при организации образовательного процесса с детьми.
6. Виды детской деятельности и формы их организации при проведении НОД.
7. Использование современных технологий при реализации образовательных областей (социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие)
Таким образом, для того, чтобы педагогические работники, реализующие Программу, обладали основными компетенциями, необходимо осуществлять методическое сопровождение этого процесса.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).– Новосибирск: Норматика, 2013. – 128с.Кучергина О.В. Портфолио педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] /О.В. Кучергина// Управление дошкольным образованием. – 2006 – №2. – С.35 – 42.
2. Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” [Текст] М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.
3. Новикова Г.П. Формирование профессиональной компетенции педагога [Текст] / Г.П.Новикова// Управление дошкольным образованием. – 2010 – №9. – С.96 – 101.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Текст]
5. Примерные персонифицированные программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций: методические рекомендации [Текст] / С.Н.Обухова, Г.Н.Кузнецова, А.В.Копытова и др./под.ред. Н.В.Литвиненко. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 150с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.