ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

  • Семинары
  • doc
  • 04.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определено, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Работа по данному направлению с педагогами является определяющей в управлении методической работой дошкольного учреждения. Наиболее эффективными формами организации методической работы в данном направлении являются семинары, семинары-практикумы, открытые просмотры, участие в работе методических объединений района и др. В статье раскрыта организация и содержание научно – практического семинара, посвященного развитию профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Иконка файла материала статья Харюшина Анастасия Васильевна.doc

Харюшина Анастасия Васильевна

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Детский сад №282, г.Челябинск»

ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определено, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Работа по данному направлению с педагогами является определяющей в управлении методической работой дошкольного учреждения.

При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации  определяем дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностному и профессионально-нравственному развитию.

Наиболее эффективными формами организации методической работы в данном направлении являются семинары, семинары-практикумы, открытые просмотры, участие в работе методических объединений района и др.

Раскроем  организацию и содержание научно – практического семинара, посвященного развитию профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Основная цель - Содействовать  развитию профессиональной компетенции педагогов ДОУ, стимулировать процесс профессионального самосовершенствования.

Задачи:

1.  Сформировать у педагогов представления о профессиональной компетенции педагогов, основе теоретического анализа проблемы

2.  Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта.

3. Ознакомить педагогов с собственными показателями результатов повышения педагогического мастерства.

Предварительная работа: Составление презентации к теоретической части; самостоятельное изучение нормативно –  правовых  документов; изучение педагогами вопросов для обсуждения за круглым столом.

1 часть – теоретическая: «Профессиональная компетентность педагога»

Были раскрыты вопросы:

1.                Нормативно –  правовые  документы, регламентирующие требования о повышении профессиональной компетенции педагогов   (презентация).

2. Основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагога.

2 часть: была посвящена  оценке педагогической компетенции  в ходе реализации требований ФГОС ДО: обсудили показатели результатов повышения педагогического мастерства педагогов и проблемы по вопросам (представлены в информационном сопровождении).

Информационное сопровождение мероприятия

Теоретическая часть: «Профессиональная компетентность педагога»

Чувствую себя в праве сказать: 
да здравствует самообразование во всех областях!
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, 
побуждаемые собственной страстью.
 Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

1. «Нормативно –  правовые  документы, регламентирующие требования о повышении профессиональной компетенции педагогов»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью.

Профессиональная компетентность - системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи

Педагогическое мастерство -высокий уровень овладения педагогической деятельностью. 

 Требования к повышению профессиональной компетенции    обусловлены нормативно правовыми  документами федерального уровня:

·              Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

·              Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

·              Профессиональный стандарт педагога.

·              Персонифицированные программы повышения квалификации педагогов ДОУ

2. «Основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагога»

·              Работа в творческих и проблемных группах.

·              Посещение курсов повышения квалификации в объеме 72 часа.

·              Участие в городских методических объединениях, семинарах и научно – практических конференциях.

·              Консультирование.

·              Педагогические чтения.

·              Недели педагогического мастерства.

·              Мастер – классы.

·              Педагогические советы.

·              Деловые игры.

·              Наставничество.

·              Психолога – педагогические тренинги.

·              Неофициальные коллективные мероприятия.

·              Составление портфолио.

Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Практическая часть: «Оценка педагогической компетенции в ходе реализации требований ФГОС ДО»

Педагогам в виде графиков представляются показатели результатов повышения педагогического мастерства

·              Аттестация,

·              Курсы повышения квалификации 72 часа

·              (из ни по ФГС ДО)

·              Курсы ИКТ компетенции 72 часа

·              Участие педагогов в мероприятиях ДОУ, района, города и т.д. за учебный год

Обсуждение педагогами данных результатов.

Обсуждение вопросов по проблеме «Оценка педагогической компетенции в ходе реализации требований ФГОС ДО»:

1.                 Специфика организации образовательной деятельности в раннем возрасте по реализации образовательных областей.

2.                 Гуманистический характер взаимодействия  педагогов и детей,  что делается для осуществления такого взаимодействия.

3.                  Реализация регионального компонента программы.

4.                 Работа с родителями, новые подходы к работе с родителями.

5.                 Учет интересов и возможностей детей при организации образовательного процесса с детьми.

6.                 Виды детской деятельности и формы их организации при проведении НОД.

7.                 Использование современных технологий при реализации образовательных областей (социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие)

Таким образом, для того, чтобы педагогические работники, реализующие Программу, обладали основными компетенциями, необходимо осуществлять методическое сопровождение этого процесса.

Список литературы:

1.                   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).– Новосибирск: Норматика, 2013. – 128с.Кучергина О.В. Портфолио педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] /О.В. Кучергина// Управление дошкольным образованием. – 2006 –  №2. – С.35 – 42.

2.                 Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” [Текст] М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.

3.                 Новикова Г.П. Формирование профессиональной компетенции педагога [Текст]  / Г.П.Новикова// Управление дошкольным образованием. – 2010 –  №9. – С.96 – 101.

4.                 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Текст]

5.                 Примерные персонифицированные программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций: методические рекомендации [Текст]  / С.Н.Обухова, Г.Н.Кузнецова, А.В.Копытова и др./под.ред. Н.В.Литвиненко. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 150с.