Оценочные материалы по родному языку (русскому)
8-9 класса
Контрольная работа по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст»
Варианты предназначены для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов внутренней системы оценки качества образования по родному языку (русскому) для 8,9 классов, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.
1. Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры текущей диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Родной язык (русский)». Объект оценивания: соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст». Вид работы: контрольная работа.
2. Проверяемые планируемые результаты
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
- соблюдать русскую этикетную манеру общения;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
Код контролируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
1 |
Фонетика |
1.1. |
Звуки и буквы |
2 |
Лексика и фразеология |
2.1. |
Лексическое значение слова |
2.2. |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
2.3. |
Фразеологические обороты |
3 |
Морфемика и словообразование |
3.1. |
Значимые части слова (морфемы) |
3.2. |
Морфемный анализ слова |
5 |
Грамматика. Синтаксис |
5.1. |
Словосочетание |
5.2. |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. |
5.7. |
Осложненное простое предложение |
5.8. |
Сложное предложение |
5.9. |
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
6 |
Орфография |
6.1. |
Орфограмма |
6.6. |
Правописание приставок |
6.8. |
Правописание – Н-/-НН\ в различных частях речи |
7 |
Пунктуация |
7.3. |
Знаки препинания при обособленных определениях |
7.4. |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
7.7. |
Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) |
7.11. |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
7.11. |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
7.15 |
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
7.19 |
Пунктуационный анализ |
8 |
Речь |
8.1. |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. |
8.5. |
Анализ текста |
10 |
Выразительность русской речи |
10.1 |
Анализ средств выразительности |
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
Таблица
2.
Перечень проверяемых умений
Таблица 3.
Код требования |
Умения, проверяемые на контрольной работе
|
1 |
Различные виды анализа |
1.1. |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
1.2. |
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
1.3. |
Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы. |
2 |
Аудирование и чтение |
2.1. |
Адекватно понимать информацию письменного сообщения |
2.2. |
Читать тексты разных стилей и жанров |
2.3. |
Владеть разными видами чтения |
3 |
Письмо |
3.8. |
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
11 |
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. |
Примечание. В контрольной работе, выполняемой обучающимися, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах.
3. Перевод отметки в балльную оценку осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в балльной шкале |
90% -100% |
Высокий |
5 |
70% -89% |
Повышенный |
4 |
50% -69% |
Базовый |
3 |
Менее 50% |
Не достиг базового уровня |
2 |
Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в бланке работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
На контрольной работе запрещено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Демонстрационный вариант Прочитайте текст
(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.
(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.
(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.
(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. (20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.
(24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
(По К.Г.Паустовскому)
Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.
1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками «Андерсена»?
1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.
2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. 3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"
4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».
5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
8. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.
10 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения. Он долго рассматривал меня,(1) прищурив один глаз и посмеиваясь,(2) потом достал из кармана белоснежный душистый платок,(3) встряхнул им,(4) и из платка вдруг выпала большая белая роза.
12. Среди предложений 16–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Контрольная работа по разделу «Язык и культура»
Варианты предназначены для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов внутренней системы оценки качества образования по родному языку (русскому) для 8,9 классов, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.
1.Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры текущей диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Родной язык (русский)». Объект оценивания: соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме « Язык и культура». Вид работы: контрольная работа.
2.Проверяемые планируемые результаты
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
- соблюдать русскую этикетную манеру общения;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
Код требования |
Умения, проверяемые на контрольной работе
|
1 |
Различные виды анализа |
1.1. |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
1.2. |
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
1.3. |
Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы. |
2 |
Аудирование и чтение |
2.1. |
Адекватно понимать информацию письменного сообщения |
2.2. |
Читать тексты разных стилей и жанров |
2.3. |
Владеть разными видами чтения |
3 |
Письмо |
3.8. |
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
3.Критерии оценивания работы.
1). Умение определять стилистически окрашенные форы вежливости: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
2). Умение соблюдать орфоэпические нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
3). Умение употреблять термины: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
4). Умение определять значение новых иностранных слов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
5). Умение различать паронимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
6). Умение определять исконно русские фразеологизмы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
7). Умение находить примеры с нарушением формообразования слов : верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
8). Умение определять ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
9). Умение соблюдать речевые нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
10). Умение определять тему текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
11). Умение определять основную мысль текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
12). Умение определять стилевую принадлежность текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов. 13). Умение определять типологическую принадлежность фрагмента текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
14). Умение находить необходимую информацию в тексте: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
15). Умение подбирать к слову нейтральные синонимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
16). Умение объяснять значение фразеологизмов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
17). Умение находить и определять виды изобразительно-выразительных средств: верно (2 примера и вид) – 1 балл, меньше 2-х примеров, или вид не определён, или нет ответа – 0 баллов.
18). Умение создавать текст аргументативного типа по заданной теме:
Критерии оценивания части С |
Баллы |
К1.Содержание сочинения |
|
Работа соответствует теме и заданию |
1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания |
0 |
К2. Композиционная стройность и смысловая стройность сочинения |
|
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения |
2 |
Допущена одна логическая ошибка |
1 |
Допущено более 1 логической ошибки |
0 |
К3. Точность и выразительность речи |
|
Точность и выразительность речи, богатство и разнообразие грамматического строя |
1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи |
0 |
К4. Соблюдение речевых норм |
|
Не допущено речевых ошибок или допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов |
5 баллов |
Нормы оценки.
Оценка |
Количество правильных ответов |
«5» (отлично) |
21 – 22 баллов |
«4» (хорошо) |
17 – 20 баллов |
«3» (удовлетворительно) |
12 - 16 баллов |
«2» (неудовлетворительно) |
11 и менее баллов |
Демонстрационный вариант
. Часть А. Задания с выбором ответа.
А1. Укажите только разговорную форму вежливости:
А) привет Б) здравствуйте В) добрый день А2. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) звонит Б) кухонный. В) каталог Г) алфавит
А3. В каком ряду все слова являются терминами?
А) аксиома, теорема, дорога
Б) молекула, сульфат, натрий
В) акустика, метр, ампер
А4. Определите значение слова «триллер», выбрав правильный вариант ответа.
А) три произведения
Б) трилогия
В) книга или фильм ужасов, сюжет которых изобилует изображением кровавых сцен, убийств, насилия и т. п.
А5. В каком(их) предложении(ях) вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
А) На выставке мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
Б) Мы слушали грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
В) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.
А6. В каком ряду все фразеологизмы исконно русские?
А) яблоко раздора, как с гуся вода
Б) кот наплакал, за тридевять земель
В) водить за нос, ахиллесова пята
А7. Найдите пример(ы), в котором(ых) НЕТ нарушения формообразования слов. А) Покладите книги в шкаф.
Б) У обоих девочек не было тетради.
В) Поезжайте на экскурсию.
Г) Крапива сильно жгётся.
Д) Пять килограмм картофеля.
А8. Найдите предложение, в котором НЕТ грамматической ошибки. А) Большинство одобряют политику президента.
Б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.
В) К нам приехали двадцать пять студентов.
А9. В каком(их) предложении(ях) НЕТ речевых ошибок? А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Я знаю родной город как свои пять пальцев. Часть В.
- Прочитайте текст и выполните задания. Ответы записывайте кратко. Дм.Зуев.
НОВОГОДНЯЯ ВИШНЯ
(1)С зимнего солнцестояния светлые часы дня прибавляются, а тепло убывает. (2)Деду Морозу и солнце не указ. (3)Сильнее лютует стужа на макушке зимы.
(4)По обычаю славянских народов, Петр I в 1700 году с 1 января ввёл новое летосчисление.
(5)Но откуда же пошёл обычай новогодней елки?
(6)…Давным-давно, в темное время языческих суеверий, зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов». (7)Думали, дескать, бессмертное дерево! (8)Среди неодетого леса и в снегах зимы свежа и ярка вечная зелень хвои. (9)Вот почему язычники Запада набожно окропляли зеленую ёлку жертвенной кровью пленников и животных, вешали на ветки, как на алтарь божества, жертвы неведомому богу. (10)Уже потом отсюда повелся мирный обычай украшать ёлку огнями, увешивать детскими подарками, гостинцами и игрушками.
(11)Зломстительных богов сменил щедрый на дары, весёлый затейник Дед Мороз.
(12)А у наших предков, древних славян, был совсем другой, более благородный и красивый обычай. (13)Ко дню Нового года славяне выращивали в кадках цветущие вишни, и «свечи мира» горели на цветущем вишнёвом дереве.
(14)Так, с незапамятных времен на Новый год бело-розовой пеной нежных лепестков благоухала во многих домах славянская новогодняя вишня.
(15)С начала XIX века стал широко распространяться обычай новогодней ёлки. (16)Но как было бы хорошо и красиво восстановить обычай цветущей новогодней вишни! В1. Определите тему текста.
В2. Определите основную мысль текста.
В3. Определите стиль речи текста.
В4. Определите тип речи в предложениях 6 - 9.
В5. Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на вопрос: Почему зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов»?
В6. Подберите нейтральный синоним к слову «лютует».
В7. Объясните значение фразеологизма «солнце не указ».
В8. Выпишите из текста 2 примера эпитетов.
Часть С.
На основе прочитанного текста постройте сочинение – рассуждение «Почему у древних славян был обычай украшать дом новогодней вишней»? Для аргументации приведите 3 примера из текста. Объём работы: не менее 7 предложений.
Контрольная работа по разделу «Язык и культура»
Варианты предназначены для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов внутренней системы оценки качества образования по родному языку (русскому) для 8,9 классов, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.
1.Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры текущей диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Родной язык (русский)» в 8,9 классах. Объект оценивания: соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме « Язык и культура». Вид работы:
контрольная работа.
2.Проверяемые планируемые результаты
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
- соблюдать русскую этикетную манеру общения;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
Код требования |
Умения, проверяемые на контрольной работе
|
1 |
Различные виды анализа |
1.1. |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
1.2. |
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
1.3. |
Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы. |
2 |
Аудирование и чтение |
2.1. |
Адекватно понимать информацию письменного сообщения |
2.2. |
Читать тексты разных стилей и жанров |
2.3. |
Владеть разными видами чтения |
3 |
Письмо |
3.8. |
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
3.Критерии оценивания работы.
1). Умение определять стилистически окрашенные форы вежливости: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
2). Умение соблюдать орфоэпические нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
3). Умение употреблять термины: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
4). Умение определять значение новых иностранных слов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
5). Умение различать паронимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
6). Умение определять исконно русские фразеологизмы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
7). Умение находить примеры с нарушением формообразования слов : верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
8). Умение определять ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
9). Умение соблюдать речевые нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
10). Умение определять тему текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
11). Умение определять основную мысль текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
12). Умение определять стилевую принадлежность текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов. 13). Умение определять типологическую принадлежность фрагмента текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
14). Умение находить необходимую информацию в тексте: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
15). Умение подбирать к слову нейтральные синонимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
16). Умение объяснять значение фразеологизмов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
17). Умение находить и определять виды изобразительно-выразительных средств: верно (2 примера и вид) – 1 балл, меньше 2-х примеров, или вид не определён, или нет ответа – 0 баллов.
18). Умение создавать текст аргументативного типа по заданной теме:
Критерии оценивания части С |
Баллы |
К1.Содержание сочинения |
|
Работа соответствует теме и заданию |
1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания |
0 |
К2. Композиционная стройность и смысловая стройность сочинения |
|
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения |
2 |
Допущена одна логическая ошибка |
1 |
Допущено более 1 логической ошибки |
0 |
К3. Точность и выразительность речи |
|
Точность и выразительность речи, богатство и разнообразие грамматического строя |
1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи |
0 |
К4. Соблюдение речевых норм |
|
Не допущено речевых ошибок или допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов |
5 баллов |
Нормы оценки.
Оценка |
Количество правильных ответов |
«5» (отлично) |
21 – 22 баллов |
«4» (хорошо) |
17 – 20 баллов |
«3» (удовлетворительно) |
12 - 16 баллов |
«2» (неудовлетворительно) |
11 и менее баллов |
Демонстрационный вариант
. Часть А. Задания с выбором ответа.
А1. Укажите только разговорную форму вежливости:
А) привет Б) здравствуйте В) добрый день А2. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) звонит Б) кухонный. В) каталог Г) алфавит
А3. В каком ряду все слова являются терминами?
А) аксиома, теорема, дорога
Б) молекула, сульфат, натрий
В) акустика, метр, ампер
А4. Определите значение слова «триллер», выбрав правильный вариант ответа.
А) три произведения
Б) трилогия
В) книга или фильм ужасов, сюжет которых изобилует изображением кровавых сцен, убийств, насилия и т. п.
А5. В каком(их) предложении(ях) вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
А) На выставке мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
Б) Мы слушали грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
В) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.
А6. В каком ряду все фразеологизмы исконно русские?
А) яблоко раздора, как с гуся вода
Б) кот наплакал, за тридевять земель
В) водить за нос, ахиллесова пята
А7. Найдите пример(ы), в котором(ых) НЕТ нарушения формообразования слов. А) Покладите книги в шкаф.
Б) У обоих девочек не было тетради.
В) Поезжайте на экскурсию.
Г) Крапива сильно жгётся.
Д) Пять килограмм картофеля.
А8. Найдите предложение, в котором НЕТ грамматической ошибки. А) Большинство одобряют политику президента.
Б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.
В) К нам приехали двадцать пять студентов.
А9. В каком(их) предложении(ях) НЕТ речевых ошибок? А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
Часть В.
- Прочитайте текст и выполните задания. Ответы записывайте кратко. Дм.Зуев.
НОВОГОДНЯЯ ВИШНЯ
(1)С зимнего солнцестояния светлые часы дня прибавляются, а тепло убывает. (2)Деду Морозу и солнце не указ. (3)Сильнее лютует стужа на макушке зимы.
(4)По обычаю славянских народов, Петр I в 1700 году с 1 января ввёл новое летосчисление. (5)Но откуда же пошёл обычай новогодней елки?
(6)…Давным-давно, в темное время языческих суеверий, зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов». (7)Думали, дескать, бессмертное дерево! (8)Среди неодетого леса и в снегах зимы свежа и ярка вечная зелень хвои. (9)Вот почему язычники Запада набожно окропляли зеленую ёлку жертвенной кровью пленников и животных, вешали на ветки, как на алтарь божества, жертвы неведомому богу. (10)Уже потом отсюда повелся мирный обычай украшать ёлку огнями, увешивать детскими подарками, гостинцами и игрушками. (11)Зломстительных богов сменил щедрый на дары, весёлый затейник Дед Мороз.
(12)А у наших предков, древних славян, был совсем другой, более благородный и красивый обычай. (13)Ко дню Нового года славяне выращивали в кадках цветущие вишни, и «свечи мира» горели на цветущем вишнёвом дереве.
(14)Так, с незапамятных времен на Новый год бело-розовой пеной нежных лепестков благоухала во многих домах славянская новогодняя вишня.
(15)С начала XIX века стал широко распространяться обычай новогодней ёлки. (16)Но как было бы хорошо и красиво восстановить обычай цветущей новогодней вишни! В1. Определите тему текста.
В2. Определите основную мысль текста.
В3. Определите стиль речи текста.
В4. Определите тип речи в предложениях 6 - 9.
В5. Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на вопрос: Почему зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов»?
В6. Подберите нейтральный синоним к слову «лютует».
В7. Объясните значение фразеологизма «солнце не указ».
В8. Выпишите из текста 2 примера эпитетов.
Часть С.
На основе прочитанного текста постройте сочинение – рассуждение «Почему у древних славян был обычай украшать дом новогодней вишней»? Для аргументации приведите 3 примера из текста. Объём работы: не менее 7 предложений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.