Ответственность государства перед гражданами

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся об ответственности государства перед гражданами, способствовать развитию умений работать с тестовым материалом. Задачи: Образовательные: формировать понимание того, что означает ответственность государства перед гражданами; расширить историческое представление о понятии ответственности государства перед гражданами. Коррекционно-развивающие: совершенствовать работу с данным понятием и прививать навыки работы с учебной тетрадью. Воспитательные: воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к человеку, гражданину, патриоту своего Отечества. На конкретных примерах ученики понимают, что государство несёт персональную ответственность перед гражданами РФ за проводимые мероприятия.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Ответственность государства перед гражданами. Цели:  познакомить     учащихся   об   ответственности   государства   перед   гражданами, способствовать развитию умений работать с тестовым материалом. Задачи: образовательные:  формировать   понимание   того,   что   означает   ответственность   государства перед гражданами; расширить историческое представление о понятии ответственности государства перед гражданами; коррекционно­развивающие:  совершенствовать   работу   с   данным   понятием   и   прививать навыки работы с учебной тетрадью; воспитательные: воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к человеку, гражданину, патриоту своего Отечества. Планируемые результаты образования: Предметные:  воспринимают   на   слух  текст;  читают   вслух  осмысленно;   пересказывают содержание   статьи   выборочно,   кратко;  выделяют  в   тексте   фрагменты   для   ответа  на   вопрос; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи. Личностные:  выражают   свои   эмоции,   проявляют   сопереживание;   оценивают   собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия. Метапредметные   (критерии   сформированности/оценки   компонентов   универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные:  самостоятельно   оценивают   правильность   выполненных   действий,   внесения корректив;   выполняют   учебные   действия   в   устной   и   письменной   форме;   учатся   работать   по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи. Познавательные: ориентируются в учебнике, в словаре, в Конституции; находят нужные книги в библиотеке; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно­следственные связи. Коммуникативные:  воспринимают   текст   с   учетом   поставленной   задачи,   находят   в   тексте информацию,   необходимую   для   ее   решения;   сотрудничают   с   одноклассниками,   аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы. Основные термины: Конституция, ответственность государства, права человека. Тип урока: сообщение новых знаний. Ресурсный материал: презентация «Ответственность государства перед гражданами», тесты. 1. Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания.       2. Актуализация  опорных знаний. Объявление новой темы урока. Р а с с к а з   у ч и т е л я . Р а б о т а   с   п р е з е н т а ц и е й . Ход урока Только в демократическом государстве существует ответственность государства перед своими  гражданами. Известно, что в развитое гражданское общество может существовать только при  наличии правового государства.  Хотели бы вы жить в государстве, где права и свобода человека не соблюдаются? Объясните свою точку зрения?В ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 года было провозглашено: «Россия есть  демократическое федеративное правовое государство». Однако данная норма во многом носит  программный характер. Правовое государство избрано в качестве цели, к которой мы стремимся, с  достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Формирование правового государства – это  чрезвычайно сложный процесс, который в юридическом аспекте  непосредственно связан с утверждением в законодательстве и практике организации и  деятельности всех субъектов права соответствующих принципов: приоритет прав и свобод  человека и гражданина, верховенство права, разделение властей, взаимная ответственность  государства и гражданина и др. Только их полное и точное соблюдение и исполнение в своей  совокупности,  даст положительные результаты, которые будут соответствовать конституционным  положениям. Особое значение в системе принципов правового государства занимает взаимная ответственность государства   и   гражданина.   Реализация   этого   принципа   гарантирует   существование   подлинно правового   государства,   дает   возможность   государству   и   гражданину   предъявлять   взаимные требования, позволяет применять меры принуждения по отношению к субъектам, нарушающим установленный порядок. Содержание принципа предусматривает наличие двух аспектов: ответственность гражданина перед государством и ответственность государства перед гражданином. Между тем ответственность каждого субъекта правоотношений от рядового гражданина до главы государства, государства в целом, является необходимым условием стабильности и прогрессивного развития   общества.   В   этой   связи   необходимо,   чтобы   был   четко   определен   круг   участников отношений ответственности (кто и перед кем несет юридическую ответственность), нормативные и фактические основания ответственности (за что и почему), вид и форма ответственности (как, чем и в каком порядке), цель ответственности (для чего). Частично ответы на поставленные вопросы содержатся в Конституции РФ (ст. ст. 2, 52, 53 и др.). Существует  два основных  вида  ответственности  государства  перед гражданином: позитивная  и юридическая ответственность. Работа в группах. Проанализируйте описанные ситуации. Оцените с правовых позиций действия их участников   (президента,   его   советников,   депутатов).   Предложите   пути   решения   проблем, соответствующие нормам Конституции РФ. Ситуация   №1.   В   результате   экономического   кризиса   начался   политический   кризис.   Стали бастовать   учителя,   медики,   шахтёры.   Радикалы   призывают   взяться   за   оружие   и   свергнуть правительство.   Существует   реальная   угроза.   Правительство   не   в   состоянии   справиться   с положением   в   стране.   Президент   решает   уволить   всех   бастующих.   Ваше   мнение?   Свой   ответ обоснуйте. №2. Граждане РФ – дольщики вложили свои деньги в строительство жилого дома. После постройки этого дома фирма перепродала квартиры другим гражданам. Пайщики обратились в прокуратуру, чтобы защитить свои права. Должно ли государство защищать своих граждан? Что для этого нужно сделать государству. Ваше мнение? Свой ответ обоснуйте. №3.   На   1   канале   часто   проводится   акция,   помоги   детям   «Добро».   Деньги,   собранные   от телезрителей идут на лечение   детям, заболевшими онкозаболеваниями. Должно ли государство проявлять заботу и лечить людей за счет государственного бюджета. Ваше мнение? Свой ответ обоснуйте. №4.  Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением. Ситуация                                                                               Правоотношение А) Гражданин Н. имеет привычку курить в подъезде                    1. Административное 2многоквартирного дома.                                                               2. Уголовное. Б) Водитель С. Нарушил правила дорожного       движения, что привело к жертвам. В) В квартире граждан Р. всю ночь громко      играла музыка, беспокоя соседей. Г) В стране К. введена цензура на высказывание  альтернативных точек зрения по  поводу  существующей формы правления. 5. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением. Ситуация                                                                                                Правоотношение А) Пассажир вагона Н., всю ночь распивал                                           1. Уголовное      спиртные напитки, мешая остальным                                               2. Административное.      пассажирам спать. Б) Родители ученика 7 «А» класса запретили      посещение школы.                                                                                                                                      В) Пешеход, переходя дорогу не в положенном      месте, спровоцировал ДТП, Г) В стране Т. без особых на то оснований введён комендантский час, запрещающий передвижение по улицам, не позднее 20 часов. № 6. Граждане вложили свои деньги в банк. Но вскоре банк обанкротился. Люди не могут вернуть  свои сбережения. Должно ли государство помочь гражданам и не бросить их в беде? Ваше мнение?  Свой ответ обоснуйте. Закрепление нового материала. Признаки правового государства Верховенство закона Соблюдение и охрана  прав и свобод  человека Разделение властей Взаимная ответственность государства и гражданина 31. На схеме прочитайте признаки правового государства и  объясните каждый признак: как вы  понимаете? А) ___________________________________________________________________________ Б) ___________________________________________________________________________ В) ___________________________________________________________________________ Г) ___________________________________________________________________________ 2. Верны ли суждения о разделении властей? А) Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства. Б) Согласно Конституции РФ средства массовой информации являются одной из ветвей власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Прочитай текс и выполни задания. «Быть свободным – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента,  как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима». А) Что значит быть свободным? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Б) Бывает ли свобода в « чистом» виде? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________  В) Докажи, что свобода связана с ответственностью? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 4. Выполните задания. А) Перечислите основные права и свободы человека? 4_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Б) Какие существуют обязанности у гражданина? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 5.Что характеризует демократический режим? А) командно­ административные методы управления Б) полицейский контроль над жизнью граждан В) господство исполнительной власти Г) равенство граждан перед законом 6. Выберите правильный ответ и поставьте V. Верны ли суждения о правах человека? А) Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и в правах. Б) Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7. Верны ли суждения о правовом государстве? А) Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности. Б)  Правовое государство предполагает наличие гражданского общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Подведение итогов урока. Рефлексия. ‒  Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Домашнее задание: выполнить тестовые задания. 51. Прочитайте в схеме определение о правовом государстве А) В чём государство ограниченно в своих действиях? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Б) Можно ли сказать, что право в демократическом государстве выше чем власть? _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Правовое государство – это государственная власть, которая действует  в рамках норм права, где признаются права и свободы граждан и их  объединения. В) Прочитайте определение  в таблице. В чём заключается  сущность правового государства? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 2.  Выбери правильный ответ и поставь знак V. Верны ли суждения о разделении властей? А) Принцип разделения властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго  определёнными функциями. Б) Принцип разделения властей – это исполнительная, законодательная и судебная власть. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 67