Ответственность по уголовному праву

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Ответственность по уголовному праву. Цель: • разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей; • показать неотвратимость ответственности за их совершение; • научить анализировать состав преступления; • определять, является ли деяние преступлением; • разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды; • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; • выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению. План урока: 1. Причины преступности. 2. Понятие правонарушения. 3. Преступление, его состав и участники. 4. Виды юридической ответственности. 5. Уголовная ответственность.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Ответственность по уголовному праву. Обществознание 9 класс. Цель:         разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей; показать неотвратимость ответственности за их совершение; научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние преступлением; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению. План урока:  1. Причины преступности. 2. Понятие правонарушения. 3. Преступление, его состав и участники. 4. Виды юридической ответственности.  5. Уголовная ответственность. 1. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования  своей жизни?  Ход урока ­ В чём причины преступности? ­ Как можно предотвратить преступность? (выслушиваются ответы учащихся) Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения поэтому  вопросу.          Обсуждения причин преступности. 1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на  преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и  другие патологии. 2) На преступность влияет воспитание и социальная среда. 3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступления.Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы. 2. Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е.  соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное  поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Запись понятия: правонарушение ­ это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно  опасный характер. Признаки правонарушения:     противоправность деяния. виновность деяния. способность субъекта нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение. (запись признаков в тетрадь). По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:    преступление. проступок. 3. Преступление ­ это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ. Проступок (гражданский, административный, дисциплинарный) ­ это акт противоправного деяния, не  предусматривающий уголовной ответственности (запись понятий в тетрадь). Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия.  Задание: приведите примеры преступлений, совершенных в форме действия и бездействия. Преступление отличают от проступка три признака: 1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства. 2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права. 3. Человек должен быть виновен в содеянном. Без вины нет преступления. Вина ­ это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям. Вина может быть выражена в форме: а) прямого умысла; б) косвенного умысла;  в) неосторожности. 2Рассмотрим состав преступления: Задание: проанализировать состав преступления на примере: 1.Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они  разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала  милицейская машина. Иванов и Сидоров сумели скрыться. Субъект ­ Иванов и Сидоров; объект ­ пункт  обмена валюты; субъективная сторона ­ вина в виде прямого умысла; объективная сторона ­ покушение на  преступление: грабеж. Задание:  определите состав участников преступления. Учащиеся указывают участников преступления  (организатор, подстрекатель, пособник, исполнитель) и их роль в совершении преступления. А так же  ответственность, которую они несут. 4. "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", ­ говорили древние. Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения). Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является  юридическая ответственность. Юридическая ответственность ­ это мера государственного воздействия, применяемая к лицу,  совершившему правонарушение (запись в тетрадь). Задание: заполните таблицу: Виды правонарушений  Примеры Ответственность  Административный проступок Гражданское правонарушение Дисциплинарныйпроступок Преступление                  35. Уголовная ответственность ­ это особый вид ответственности. Все виды наказаний указаны в Уголовном  кодексе РФ. Уголовная ответственность ­ мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (запись в  тетрадь). 1. Виды наказаний. 2. Обстоятельства, смягчающие наказание.  3. Обстоятельства, отягощающие наказание. 4. Основания освобождения от ответственности. 5. Отдельные обстоятельства, исключающие преступность деяния. В завершение урока учащимся предлагается дискуссия по проблеме смертной казни. Класс делится на две  оппозиционных группы сторонников и противников смертной казни. Даётся время для подготовки и защиты  своих аргументов. Вывод: Среди всех видов правонарушений преступления наиболее опасны. Все виды преступлений указаны  в УК РФ. За их совершение наступает уголовная ответственность, за исключением случаев,  предусмотренных законом. Оценка деятельности учащихся, выставление отметок за работу на уроке. Д/З 4