Овладение техникой релаксации — путь к управлению стрессом
Оценка 4.9

Овладение техникой релаксации — путь к управлению стрессом

Оценка 4.9
docx
15.09.2022
Овладение техникой релаксации — путь к управлению стрессом
РЕЛАКС УПР.docx

Релаксационные упражнения

«Сбрось усталость»

 Состояние детей во многом зависит от ритма их жизни, который в образовательной

организации задаѐтся режимом дня. Практика показывает, что детям старшего

дошкольного и младшего дошкольного возраста просто необходимы небольшие паузы

для того, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись

энергией для дальнейшей активной деятельности. В связи с этим появилась

необходимость подобрать для работы с детьми релаксационные игры, упражнения и

занимательный аутотренинг , которые помогут им почувствовать «энергию паузы».

 Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» (приложение) разработана

в 2011г.

 Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего

дошкольного возраста.

 Задачи:

 1) обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке;

 2) снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения;

 3) восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.

 Результаты:

 снижение психоэмоционального напряжения;

 снятие скованности;

 пополнение запасов энергии для дальнейшей активной деятельности;

 создание положительного эмоционального настроя;

 развитие сенсорного восприятия, тактильной чувствительности,

наблюдательности, внимания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики;

 улучшение в целом психического здоровья детей.

 Программа включает 12 занятий, которые реализуются ежемесячно в течении года.

 Структура занятия:

 1) вводная часть – приветствие;

 2) основная часть – релаксационные игры и упражнения, элементы аутотренинга,

самомассажа;

 3) заключительная часть – анализ проделанной работы, ритуал прощания.

 Занятия проводятся в игровой форме. При проведении некоторых релаксационных

игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное

сопровождение.

 Продолжительность встречи: 15-20 мин. (в зависимости от настроения группы,

утомляемости, количества детей и проч.)

 Количество детей: 5-25.

 Данная программа актуальна ещѐ и тем, что «энергию паузы» можно использовать в

дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или повышенными

физическими нагрузками, во время дневного сна. Наиболее понравившиеся детям

занятия можно повторять.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты релаксационных занятий по программе «Сбрось усталость»

Место проведения: комната психологической разгрузки.

Оборудование: коврики, кресла, магнитофон, диски.

Музыкальное сопровождение: релаксационная и танцевальная музыка.

ЗАНЯТИЕ 1. ОСЕНЬ – СЕНТЯБРЬ

I. Приветствие педагога – психолога

Закончилось лето, но воспоминания о нѐм ещѐ свежи. Кто-то был на море, кто-то на

даче. Я предлагаю сегодня отправится на воображаемое море, чтобы отдохнуть и

набраться сил.

II. Основная часть

1. Упражнение «Море»

Инструкция. Исходное положение – сидя на полу или стоя. Детям предлагается

вместе с педагогом – психологом рассказать историю, сопроводив еѐ

соответствующими движениями море:

 На море плещутся волны маленькие и большие (руками поочередно рисуются в

воздухе маленькие волны, затем уже сцепленными в замок – большая волна).

 По волнам плывут дельфины (синхронные волнообразные движения руками

вперёд).

 Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой

нырнул (поочерёдные волнообразные движения руками).

 За ними плывут дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук

выполняют синхронные волнообразные движения вперёд).

 Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные

движения кистями рук).

 Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает

волнообразные движения).

 Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко

разжимаются).

 Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

2. Упражнение «Жемчужина»

Материал: бусинки на каждого ребѐнка.

Инструкция педагога-психолога: А теперь поиграем с вами в ловцов жемчуга.

Сядьте друг против друга. Одни из вас будут раковинками, другие – ловцами жемчуга.

Жемчужина живѐт в раковинке. Раковинка – это ваш кулачок, жемчужины – вот эти

бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужину, которую раковинка крепко

зажмѐт в кулачке.

Раковинки кладут руки на стол ладошкой вверх. Я положу в неѐ жемчужину и створка

раковинка должна закрыться.

По сигналу ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину, но

делать это надо так, чтобы товарищу не было больно. Как только прозвучит второй

сигнал, вы прекращаете доставать жемчужину.

Примечание. Упражнение проводится со сменой ролей. На каждый подход даѐтся по

30 с., после чего детям задаѐтся вопрос: «Кому удалось достать жемчужину?»

По окончанию упражнения детям предлагается ответить на вопрос: « Что было

труднее – доставать или удерживать жемчужину?».

3. Упражнение «Сон на берегу моря»

Инструкция. Детям предлагается отдохнуть на берегу моря (используется запись

шума моря). Педагог-психолог говорит о том, что всем снится один и тот же сон и

пересказывает события дня, в которых участвовали воспитанники (закрепление

полученных положительных впечатлений и навыков). После небольшой паузы

педагог-психолог сообщает, по какому сигналу дети будут просыпаться (по счѐту,

когда заиграет дудочка и т.п.). После очередной небольшой паузы звучит сигнал,

дети спокойно открывают глаза.

4. Упражнение «На солнышке загораем» (мимическая гимнастика)

Инструкция педагога-психолога: Выглянуло солнышко. Подставьте солнышку

подбородок – слегка разожмите зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть комунибудь из вас на язык – крепко закройте рот. Жучок улетел – слегка откройте рот,

облегчѐнно выдохните воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигайте губами. Нос

загорает – подставьте нос под солнечные лучи, рот прикройте.

Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть – сморщите нос, поднимите верхнюю губу

кверху, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабьте мышцы рта и носа.

Снова прилетела бабочка, покачаемся на качелях – подвигаем бровями вверх-вниз.

Бабочка улетела совсем – расслабьте мышцы лица. Глубоко вздохните, потянитесь. А

теперь вернѐмся в нашу группу.

III. Заключительная часть

Здесь и далее детям предлагается обменяться впечатлениями от занятия, после чего

проводится ритуал прощания – по любому сценарию из методического материала

педагога-психолога.

ЗАНЯТИЕ 2. ОСЕНЬ – ОКТЯБРЬ

I. Ритуал приветствия

Используется любой сценарий из методического материала педагога-психолога.

II. Основная часть

1. Упражнение-игра «Все спят»

Инструкция. Дети застывают в различных позах. Читая стихотворение, педагогпсихолог подходит к каждому ребѐнку и пытается его разбудить. Задача детей – не

поддаваться.

 В комнате встречаю я

 Тьму людей, и каждый спит:

 Тот как вкопанный стоит,

 Тот, не двигаясь, идѐт,

 Тот стоит, раскрывши рот.

2. Упражнение «Летняя ночь»

Инструкция педагога-психолога: Лягте поудобнее, расслабьтесь. Просто так.

Представьте, что наступает чудесная летняя ночь. На тѐмном небе зажигаются яркие

звѐздочки. Они медленно плывут по тѐмному небу. Вы чувствуете себя абсолютно

спокойными и счастливыми.

Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всѐ ваше тело, лицо, спину, руки

и ноги…Вы чувствуете, как тело становится легким, тѐплым, послушным. Дышим

легко…ровно…глубоко…(2 раза)

Ласковый ветерок обдувает ваше тело. Воздух чист и прозрачен. Дышим

легко…ровно…глубоко…

Гаснут звѐзды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Вы

полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь

день.

3. Упражнение «Смешинка»

Инструкция педагога-психолога: Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется

нам – и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Я помогу вам.

Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся…смеѐмся… Сначала

тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во всѐ горло. Молодцы!

Достаточно. Весѐлые вы ребята. А кто смеялся громче и больше всех?

4. Упражнение «Шарик»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы надуваете воздушный шар.

Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар.

Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте

спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение

мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота

расслабились. Стали мягкими. Теперь сделайте новый вдох… Воздух легко входит

внутрь… Выдох свободный, не напряжѐнный.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 3. ОСЕНЬ – НОЯБРЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Волшебная прогулка»

Инструкция педагога-психолога: Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы отправимся

в путешествие на ковре-самолѐте. А чтобы он смог подняться в воздух, нужно

расслабиться. Вы уже умеете это делать. Лягте на спину… Закройте глаза…

Расслабляем ноги… От кончиков пальцев вверх идѐт тепло, ноги тяжѐлые…

Согреваются руки… От кончиков пальцев в верх идѐт тепло… Руки тяжѐлые и

тѐплые… Расслабляется туловище… Тепло от рук, ног идѐт к животу, груди, спине…

Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте… Наш ковѐр-самолѐт поднимается

медленно вверх. Вы летите над огромным озером, над ним кружат чайки. У берега

качаются на волнах лодки.

Вы летите дальше. Над вами в голубом небе плывут облака. Одно облако похоже на

пушистого зайчика, другое – на большой ком белой ваты. А вот совсем маленькое

облако, похожее на белого котѐнка.

Ковѐр-самолѐт медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много

цветов, они кивают вам своими головками. Вы идѐте по тропинке сада и выходите на

лужайку, на которой дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете

его, высоко подбрасываете, мяч летит вверх.

Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолѐта. Вы раскинули руки. Вы

парите, как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями.

Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом

летит белый пушистый котѐнок-облако. Вот и наш детский сад.

Вы медленно опускаетесь. Котѐнок спешит за вами. И вот вы здесь. Тѐплый котѐнок

лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет…

Погладьте его нежно правой рукой… Теперь погладьте его левой рукой… Потянитесь,

откройте глаза… Возьмите котѐнка в руки… Ласково… Сядьте, усадите котѐнка

рядом с собой… Погладьте его по головке… Наша прогулка окончена. Надеюсь, что

она вам понравилась.

2. Упражнение «Игра-танец»

Инструкция. Все участники становятся в круг. Под весѐлую музыку один из них

показывает какое-нибудь танцевальное движение, остальные в течении минуты

повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 4. ЗИМА – ДЕКАБРЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Путешествие на облаке»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко

вдохните и выдохните… (2-3 раза). Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.

Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек.

Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на ней… Начинается наше

путешествие… Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер

овевает ваше лицо? Здесь высоко в небе, всѐ спокойно и тихо. Пусть облако перенесѐт

вас в такое место, где вы будите счастливы… Постарайтесь увидеть это место как

можно более точно… Что это?.. Лесная поляна?.. Берег реки?.. Остров?.. Волшебный

сад?.. Что?.. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может

произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 с.)

Вы снова на белом облаке, и оно везѐт вас назад, в группу. Сойдите с облака и

поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как

оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь… Вы снова добрые и

внимательные.

2. Упражнение «Солнышко и тучка»

Инструкция. По команде «Солнышко зашло за тучку, стало свежо» дети должны

сжаться в комок, чтобы согреется. По команде «Солнце вышло из-за тучки, стало

жарко» - расслабиться. Повторить 2-3 раза.

3. Упражнение «На солнышке загораем» (мимическая гимнастика)

См. занятие 1, упражнение 4.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 5. ЗИМА – ЯНВАРЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Необыкновенная радуга»

Инструкция педагога-психолога: (Включается спокойная, расслабляющая музыка.)

Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко... Закройте глаза… Представьте,

что перед вашими глазами необычная радуга.

Еѐ первый цвет – голубой. Он мягкий и успокаивающий, как струящая вода. Приятно

ласкает глаз в жару, освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть…

Следующий – жѐлтый цвет. Жѐлтый приносит нам радость, согревает нас, как

солнышко, оно напоминает нам нежного пушистого цыплѐнка, и мы улыбаемся. Если

нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.

Зелѐный – цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы

чувствуем себя неуверенно, зелѐный цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глазки… Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на каждый цвет

необыкновенной радуги?.. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

2. Упражнение «Самолѐт»

Инструкция педагога-психолога: Займите позицию готовности к старту, словно вы

самолѐт перед взлѐтом… Стойте прямо, разведите руки в стороны… Может, у вас есть

особый звуковой сигнал перед взлѐтом?.. Представьте, что ваш самолѐт разгоняется и

набирает высоту…

Вы летите! Что там сверху?.. А внизу?.. Что вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?..

Что вы чувствуете над облаками?.. Запомните это.

Вы летите вниз и приземляетесь… В следующий раз, когда будите испытывать

неприятные эмоции или страх, представьте, что взлетаете над облаками. Вперѐд и

вверх.

3. Упражнение «Покой. Дыхание. Отдых»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте в удобное положение. Как ведут себя ваши

мысли?.. Может быть, они мечутся, как волны во время шторма?.. Какими они были?..

Скажите себе: «Успокойся. Мысли, уходите прочь!»… Глубоко вдохните через нос,

выдохните через рот… Выдохните всѐ напряжение из своего тела…

Можно во время вдоха и выдоха считать до трѐх. Дышите, пока не почувствуете себя

отдохнувшими…

Примечание. Упражнение повторяется 3-6 раз.

III. Заключительная часть. Ритуал прощание

ЗАНЯТИЕ 6. ЗИМА – ФЕВРАЛЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Снеговик»

Инструкция педагога-психолога: Представьте что вы, только что слепленные

снеговики. Ваши тела должны быть твѐрдыми, как замѐрший снег.

Пришла весна, пригрело солнце и снеговики начали таять… Сначала тает и повисает

голова, затем опускаются плечи, расслабляются лицо, руки, ноги… И вот вы уже

становитесь лужицей и падаете на пол… Вы совсем расслаблены… Солнышко

пригревает ещѐ сильнее, вода в лужице стала испарятся и превратилось в лѐгкое

облачко, похожее на бабочку…

Примечание. В начале упражнения детям необходимо дать установку, что падат надо

медленно, осторожно, чтобы не нанести себе вред.

2. Упражнение «Порхание бабочки»

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены,

слегка раздвинуты. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Инструкция педагога-психолога: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите

легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний

день… Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на

цветок… Проследите за движениями еѐ крыльев… Они легки и грациозны.

Теперь представьте, что по мановению волшебной палочки вы сами превратились в

красивую бабочку с большими крыльями… Почувствуйте, как ваши крылья медленно

и плавно движутся вверх и вниз… Насладитесь ощущением медленного и плавного

парения в воздухе… А теперь взгляните на пѐстрый луг, над которым вы летите…

Посмотрите, сколько на нѐм ярких цветов… Найдите глазами самый красивый и

постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего

цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка.

Вдохните ещѐ раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

3. Упражнение «Игра-танец»

См. занятие 3, упражнение 2.

4. Упражнение «Мгновенная релаксация»

Инструкция педагога-психолога: Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе

скажите себе: «Расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или

напрягаться, ещѐ раз глубоко вдохните и выдохните…

Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут…

Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку…

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 7. ВЕСНА – МАРТ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Снежная баба»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что каждого из вас превратили в

снежную бабу. Она огромная, красивая, вылепленная из чистейшего, сверкающего под

лучами солнца снега… У неѐ есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и

она стоит на крепких ножках.

На улице прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и вы

почувствовали, что начали таять. Сначала тает голова, потом одна рука, другая.

Постепенно медленно начинает таять туловище. Вы превращаетесь в лужицу,

растѐкшуюся по земле.

2. Упражнение «Отдохнѐм»

Инструкция педагога-психолога: (Включается спокойная, расслабляющая музыка.)

Лягте на спину, на коврики. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не

скрещены. Устройтесь удобно, закройте глаза. Мысленно повторяйте за мной:

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает моѐ тело и распространяется по

нему… Я спокоен… Я отдыхаю…

Отдыхают мои руки… Отдыхают мои ноги… отдыхает моя нервная система… мне

лень шевелиться… Моѐ дыхание совершенно спокойно… Мне дышится легко и

свободно… Мои руки расслаблены и теплеют…

Я дышу легко и непринуждѐнно… Каждый новый вдох снимает напряжение,

успокаивает меня и приносит приятное расслабление…

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри…

Я отдыхаю… Моѐ тело полностью расслаблено… Приятная лень разливается по всему

телу… Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и

уверенность в себе… Я становлюсь спокойным и жизнерадостным… У меня хорошее

настроение…

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и

уверенность в себе…

Пять… четыре… три… два… один…

Откройте глаза… Сядьте… Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего

настроения на весь день.

3. Упражнение «Огонь и лѐд»

Инструкция. Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление

всего тела. Исходное положение – лѐжа.

По команде воспитателя: «Огонь!» дети начинают интенсивное движение всем телом.

Плавность и степень интенсивности движений каждый ребѐнок выбирает

произвольно. По команде «Лѐд» дети застываѐт в позе, в которой их застигал команда,

напрягая до предела всѐ тело. Педагог-психолог несколько раз чередует обе команды,

произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. Упражнение «Мгновенная релаксация»

См. занятие 6, упражнение 4.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 8. ВЕСНА – АПРЕЛЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Полѐт на космическом корабле»

Инструкция педагога-психолога: Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш

космический корабль. Садитесь в кресла поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке

кресла… Закройте глаза… Корабль стартует… Начались перегрузки… Тело стало

тяжѐлым… Дышать стало трудно… Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько

сможете…

Уф! Тяжело, когда такие перегрузки! Ещѐ раз напрягитесь… выдохните… не дышите

как можно дольше…

Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло… Кому уже трудно, вдохните…

Повторим ещѐ раз… На выдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы…

Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко.

Вдохнули свободно, полной грудью… раскинули руки… выдохнули… руки

опустили…

Вздохнули глубоко ещѐ раз…раскинули руки и взлетели… Тело невесомое… Мы

парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся…

Наконец наш корабль прилунился. Мы устали от полѐта. Давайте отдохнѐм. Спокойно

посидим в кресле…

А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость?.. В

каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть?.. В каких местах тела вы ощущали

легкость?..

Вы отличные космонавты!

2. Упражнение «Шалуны»

Инструкция. По сигналу детям предлагается пошалить: побегать, попрыгать и т.д.

Как только раздаѐтся второй сигнал, все шалости должны прекратится. Упражнение

повторяется несколько раз.

3. Упражнение «Подвижные руки»

Детям предлагается повторить за педагогом-психологом движения.

Инструкция педагога-психолога: Сильно встряхните руками. Представьте, что вы

кончиками пальцев дотронулись до чего-то очень липкого и этими движениями

хотите освободиться (10с.)...

Сожмите руки в кулаки… Затем расслабьте их и резко встряхните обеими кистями…

Ещѐ раз сожмите каждую руку в кулак (10с.)…

Снова расслабьте и встряхните руками… расправьте ладони так широко, как

сможете… Разведите пальцы так сильно, как только сможете… почувствуйте

напряжение в каждой руке (10 сек.)

Снова встряхните руками… Согните их в локтях, держите кисти перед собой на

высоте бедра, ладони направлены вниз… Вот так, как у меня… А сейчас выгните

ладони, чтобы кончики пальцев указывали в небо… Почувствуйте напряжение…

Теперь снова опустите обе кисти вниз, чтобы кончики пальцев указывали на пол…

Повторите… Ещѐ раз… пусть пальцы указывают то вверх, то вниз (5 сек.)…

Встряхните обеими руками.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 9. ВЕСНА – МАЙ

I. Ритуал приветствия

II.Основная часть

1. Упражнение «Плывѐм в облаках»

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Инструкция педагога-психолога: Лягте на коврики, займите удобное положение…

Закройте глаза… Дышите легко и медленно… Представьте, что вы находитесь на

природе в прекрасном месте… Стоит теплый, тихий день… Вам приятно, что вы

чувствуете себя хорошо…

Вы абсолютно спокойны… Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые,

пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно…

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землѐй… С каждым вдохом вы

медленно и плавно поднимаетесь на встречу большому пушистому облаку… Вы

поднимаетесь ещѐ выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нѐм…

Теперь вы плывѐте на вершине большого пушистого облака… Ваши руки и ноги

свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться… Вы отдыхаете…

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться всѐ ниже и ниже, пока не

достигнет земли…

Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе

домой – на небо. Оно улыбается вам. Улыбнитесь ему в ответ… У вас прекрасное

настроение. Сохраните его на весь день.

2. Упражнение «Шалуны»

См. занятие 8, упражнение 2.

3. Упражнение «Мгновенная релаксация»

См. занятие 6, упражнение 4.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 10. ЛЕТО – ИЮНЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Цветок»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте на корточки… Опустите голову и руки…

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы…

Вот тѐплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко… Из семечка

проклюнулся росток… Из ростка вырос прекрасный цветок… Встаньте, поднимите и

разведите руки в стороны…

Нежится цветок на солнышке… Подставляет теплу и свету каждый лепесток,

поворачивая головку вслед за солнцем… Приподнимите подбородок… представьте,

что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век… улыбнитесь… медленно

поворачивайте голову влево и вправо…

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами…

2. Упражнение «Насос»

Инструкция педагога-психолога: Давайте представим себе жаркий-жаркий день.

Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите…

Спасибо. Напоить растения водой можно, если включить насос. Насосом будем мы.

Сядьте прямо… Ноги слегка расставьте… Ступни прижмите к полу… Руки слегка

согните в локтях, ладони положите на ноги, перед животом… Глаза закройте…

Насос начал качать воду. Она глубоко под землѐй. Приготовились. Глубоко вдыхаем

через нос… Голова, плечи тянуться вверх, живот втягивается… Набрал насос воду, а

теперь выливаем воду – выдыхаем через рот… Делаем медленный выдох… Плечи

опускаются, живот выпячивается… Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем

воду. Медленно вдыхаем через нос… Поднимаем плечи… Тянемся вверх, живот

втягиваем… Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем

воздух ртом медленно… Опускаются плечи… Выпячивается живот… Молодцы!

(Упражнение повторяется ещѐ 2-3 раза)

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, протянули листочки к

солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки… Молодцы!

3. Упражнение «Волшебная палочка»

Инструкция педагога-психолога: Вы хотите стать волшебниками?.. А с помощью

чего волшебник делает чудеса?.. Правильно! С помощью заклинаний и волшебной

палочки. Вы знаете какое-нибудь заклинание?.. А у меня есть волшебная палочка.

Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем

я хочу его видеть, как сразу произойдѐт чудо. Не верите?.. Попробуйте сами. Скажите

заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть.

Может быт рыбкой, цветком?.. Придумали?.. Превращайте меня… (педагог-психолог

изображает названный предмет.) Получилось?.. А теперь я попробую превратить вас

в разные предметы. С кого начать?.. (Педагог-психолог по очереди дотрагивается до

каждого ребѐнка палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет

или образ.) А кто сам хочет стать волшебником?.. (Дети по очереди выполняют роль

волшебника – касаются палочкой игроков и называют предмет или образ.)

Молодцы, ребята! Спасибо! Все вы отличные волшебники!

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 11. ЛЕТО – ИЮЛЬ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Путешествие на лесной поляне»

Инструкция педагога-психолога: Давай представим, что маленькие птички… Мы

лети по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой…

Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь

полетели к самой высокой липе, сели на еѐ макушку и почувствовали сладкий запах

цветущего дерева… Но вот подул тѐплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом

понеслись к журчащему лесному ручейку…

Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои пѐрышки, попили чистой, прохладной

водицы, поплескались и снова поднялись ввысь.

А теперь приземлимся в самое уютное гнѐздышко на лесной поляне…

2. Упражнение «Волшебная палочка»

См. занятие 10, упражнение 3.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 12. ЛЕТО – АВГУСТ

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Тропический остров»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте удобно… Можете закрыть глаза…

представьте прекрасный волшебный остров… Это может быть место, где вы однажды

побывали, которое видели на картинке или любое другое, которое нарисует ваше

воображение. Каждый из вас – единственный человек на этом острове. Там есть еще

звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?..

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море… Какое оно?.. Какая погода на

острове?.. Как себя чувствуете там?.. Захватите это чувство с собой. Когда вы

почувствуете усталость или у вас будет плохое настроение, вы можете представить

свой остров и отправляться на него в любое время.

2. Упражнение «Водопад»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что мы с вами на прогулке по

тропическому лесу вышли к небольшому водопаду. Вода чистая и тѐплая. Вам тепло и

приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине,

рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под

водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесѐт прочь все страхи и

неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды

смыла и унесла с собой вода. Чистая тѐплая вода омыла вас. Возьмите хорошее

настроение с собой на весь день. Откройте глаза, возвращаемся в группу.

3. Упражнение «Игра-танец»

См. занятие 3, упражнение 2.

4. Упражнение «Сбрось усталость»

Инструкция. Исходное положение – стоя, ноги широко расставлены, слегка согнуты в

коленях. Руки свободно опущены, пальцы расправлены, голова наклонена к груди, рот

приоткрыт.

Педагог-психолог: Слегка покачайтесь в стороны, вперѐд, назад. Встряхните головой,

руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, но у вас чуть-чуть осталось,

повторим ещѐ.

5. Упражнение «Гора с плеч»

Инструкция педагога-психолога: Вы очень устали, вам хочется отдохнуть, но надо

ещѐ сделать многое. Сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги,

поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Повторим упражнение 5-6 раз,

и вам сразу станет легче.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания


 

Релаксационные упражнения «Сбрось усталость»

Релаксационные упражнения «Сбрось усталость»

Продолжительность встречи: 15-20 мин

Продолжительность встречи: 15-20 мин

Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук)

Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук)

Инструкция педагога-психолога:

Инструкция педагога-психолога:

Вы чувствуете, как тело становится легким, тѐплым, послушным

Вы чувствуете, как тело становится легким, тѐплым, послушным

Расслабилось лицо, приоткрылся рот

Расслабилось лицо, приоткрылся рот

Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на ней…

Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на ней…

Откройте глазки… Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на каждый цвет необыкновенной радуги?

Откройте глазки… Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на каждый цвет необыкновенной радуги?

Примечание. В начале упражнения детям необходимо дать установку, что падат надо медленно, осторожно, чтобы не нанести себе вред

Примечание. В начале упражнения детям необходимо дать установку, что падат надо медленно, осторожно, чтобы не нанести себе вред

У неѐ есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках

У неѐ есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках

По команде «Лѐд» дети застываѐт в позе, в которой их застигал команда, напрягая до предела всѐ тело

По команде «Лѐд» дети застываѐт в позе, в которой их застигал команда, напрягая до предела всѐ тело

Как только раздаѐтся второй сигнал, все шалости должны прекратится

Как только раздаѐтся второй сигнал, все шалости должны прекратится

Теперь вы плывѐте на вершине большого пушистого облака…

Теперь вы плывѐте на вершине большого пушистого облака…

Глаза закройте… Насос начал качать воду

Глаза закройте… Насос начал качать воду

Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на еѐ макушку и почувствовали…

Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на еѐ макушку и почувствовали…

Упражнение «Игра-танец» См. занятие 3, упражнение 2

Упражнение «Игра-танец» См. занятие 3, упражнение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2022