П Л А Н работы кружка по развитию адыгейской разговорной речи старший дошкольный возраст
Оценка 4.6

П Л А Н работы кружка по развитию адыгейской разговорной речи старший дошкольный возраст

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
11.01.2017
П Л А Н работы кружка по развитию  адыгейской разговорной речи  старший дошкольный возраст
Обучение адыгскому языку на первой ступени обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на старших ступенях обучения дети будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения. • формирование умения общаться на адыгском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей старших дошкольников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием адыгского языка: знакомство старших дошкольников с адыгским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других народов; • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей старших дошкольников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению адыгским языком; • воспитание, разностороннее развитие младшего школьника средствами адыгского языка.Обучение адыгскому языку на первой ступени обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на старших ступенях обучения дети будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения. • формирование умения общаться на адыгском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей старших дошкольников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием адыгского языка: знакомство старших дошкольников с адыгским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других народов; • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей старших дошкольников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению адыгским языком; • воспитание, разностороннее развитие младшего школьника средствами адыгского языка.
План кружка.docx

                                У

                                                                                                    Утверждаю:

                                                                                   заведующая МБДОУ№9 

                                                                                   ___________Т.Н.Потокова

  

                                                                                 «5» сентября 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

П Л А Н

работы кружка по развитию

адыгейской разговорной речи

 

 

 

Руководитель: воспитатель

Чуц Фатима Чишуковна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9»

Место проведения: групповая комната.

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016гг

 

 

Обучение адыгскому языку на первой ступени обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на старших ступенях обучения дети будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.

·         формирование умения общаться на адыгском  языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей старших  дошкольников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

·         приобщение детей к новому социальному опыту с использованием адыгского  языка: знакомство старших  дошкольников с адыгским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других народов;

·         развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей старших  дошкольников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению адыгским  языком;

·         воспитание, разностороннее развитие младшего школьника средствами адыгского языка.

Сентябрь

 

Тема

(на русском языке)

Тема

(на адыгейском языке)

Содержание

Литература

1

Приветствие

.

Ш1уфэс зэхык1эхэр

Знакомство детей друг с другом на адыгейском языке, привить умение здороваться в разных формах.

Тхаркахо Ю.А. Культура речевого общения у адыгов.

Блягоз З.У. Русско-адыгейский разговорник.

 

2

Наша Родина

 

Ти Рординэ

Краткий экскурс в историю образования Республики Адыгея, ознакомление с сиволикой: гербом,флагом,гимном республики.

Блягоз З.У. Русско-адыгейский разговорник.

 

3

Визитка (рассказ о себе).

 

Сэ сш1огъэш1эгъоныр.

Составление небольшого рассказа о себе, своих интересах, наблюдениях.

Чеучева Т.Д. Развитие адыгейской речи 5-6-летних детей.

4

Человек, природа, предмет.

 

Ц1ыфыр, приодэр, пкъыгъор

Объяснение различительных особенностей человека, природы и предметов на основе сравнения, путем пересказывания сказки.

Хут Ш.Х. Адыгейские сказки (на адыгейском языке).

Чеучева Т.Д. Развитие адыгейской речи 5-6-летних детей.

5

Местоимения мой-твой

наш-ваш

 

Сэсий оуий, тэтый шъошъуй –мы местоимениехэм къагъэлъагъорэр

Беседа с детьми с использованием местоимений. Объяснение значений этих местоимений.

Блягоз З.У. Русско-адыгейский разговорник.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

Октябрь

6

Песня о Родине

 

Сидунай иорэд

Рассказ о празднике «День республики». Заучивание песни «Си Адыгей». Объяснение непонятных слов в песне.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

7

Семья. Люди разных возрастов.

 

Унагъор. Ц1ыфым ыныбжь

Составление рассказа о своей семье. Беседа об отношениях в семье между людьми разного возраста. Рассказ о традиционной адыгейской семье.

Савв. Адыгейский этикет.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости(Адыгейские пословицы и поговорки).

8

Ценности адыгской этики.

 

Адыгэ шэн-хабзэхэр

Объяснение значений слов «намыс», «л1ыгъэ», «ц1ыфыгъэ», «адыгагъэ».

Бгажноков Б. Адыгская этика.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

9

Семейные праздники: «Кушъэхапх», «Лъэтегъэуцу»

 

Унэгъо мэфэк1хэр: «Кушъэхапх», «Лъэтегъэуцу»

 

Рассказ о традиционных адыгских семейных праздниках. Объяснение их истории и значения  в семье. Импровизированные постановки ключевых моментов праздника.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

10

Комната для гостей- современная и традиционная адыгейская.

 

Унэм ит пъыгъохэр

Сравнение общего и различного в убранстве современной и традиционной адыгейской комнаты для гостей (хачещ).

Савв. Адыгейский этикет.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

 

Ноябрь

11

Золотая осень

 

Дышъэ бжыхь

Рассказ об осени, о ее природных особенностях. Разучивание стихотворения «Бжыхьапэр къихьагъ.»

Чеучева Т.Д. Развитие адыгейской речи 5-6-летних детей.

Стихи Машбаша И.

12

Названия игрушек.

 

Джэгуалъэхэм ац1эхэр

Разучивание названий игрушек. Описание качеств игрушек: форма,цвет,размер.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

13

Учимся различать цвета и текстуры .

 

Плъышъохэмрэ пкъыгъохэр зыхэш1ык1ыгъэхэмрэ язэгъэш1эн

Ознакомление детей с различными цветами и текстурами. Проведение игры с угадыванием текстуры с завязанными глазами.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

14

Названия растений.

 

Къэк1хэрэм ац1эхэр

Рассказ об основных видах растений – дереве, траве, кусте, цветах. Общее и различное.

Хакунов Б.Ю. Словарь адыгских названий растений.

Каршабан А.Ю. Адыгейский язык в картинках.

15

Стихотворение «Наш лес»

 

Усэу «Тимэз» изэгъэш1эн

Чтение и заучивание стихотворения. Беседа о необходимости защиты леса.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж

 

Декабрь

16

Счет до 10

 

10-м нэс лъытак1эр

Умение считать до 10 правильно на адыгейском языке. Заучивание считалки «Джэгун лъытак1эхэр»

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж

17

Части суток

 

Чэщ-зымафэм и1ахьэхэр

Рассказ о частях суток. Умение различать утро, полдень, вечер, ночь.

Тамбый Дж. Жъогъонэф.

18

Названия профессий.

 

1офш1энхэм ац1эхэр

Ознакомление детей с видами и родами некоторых профессий. Разучивание их названий на адыгейском языке.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

19

Самый главный зимний праздник – Новый год.

 

Илъэсык1эм ипэгъок1эу

Рассказ об истории Нового года, его празднование в разных странах. Особенности адыгейского Нового года.

Блягоз З.У. Русско-адыгейский разговорник.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

20

Стихотворение «Встречаем новый год»

Усэу «Илъэсык1эм тыпэгъок1ы»

Заучивание стихотворения «Илъэсык1эм тыпэгъок1ы» Чуяко Дж. Пересказ и разбор непонятных слов.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж

 

Январь

21

Зимний день

 

К1ымэфэ маф

Проведение беседы о зиме. Наблюдение и пересказ особенностей зимней погоды.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

22

Стихотворение «Снег идет»

 

Осыр къесы

Разучивание стихотворения. Беседа о свойствах снега.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

23

Рассказ по картинке «На горке»)

Сурэтымк1э рассказ

«1уашъхьэм»

Рассматривание и составление рассказа по картинке. Рассказ о зимних видах игр.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый.

24

Береги хлеб

 

Хьалыгъур гъэлъап1э

Беседа о ценности хлеба, рассказ о том, какой труд предшествует появлению хлеба на нашем столе. Работа с мукой, тестом.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

25

Сказка «Запасливый муравей»

 

Пшысэу «Ц1ыфымрэ къамзэгумрэ»

Рассказ сказки. Объяснение ее смысла и морали. Пересказ детьми.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

 

Февраль

26

Домашние животные и птицы

 

«Унэгъо псэушъхьэхэр ык1и щагу бзыухэр»

Беседа о животных, о 2-х подгруппах: домашних и диких. Объяснение  разницы между ними.

Каршабан А.Ю. Адыгейский язык в картинках.

Гиш Н.Т. Словарь названий животных (на адыг.языке)

27

Дикие животные и птицы.

 

Хьэк1э-къуак1эхэр

Рассказ по картинке. Проведение сюжетно-ролевой игры по мотивам сказки «Баджэмрэ къэрэумрэ»

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

28

Сказка «Домашняя и полевая мышь»

 

Пшысэу «Унэгъо цыгъомрэ шъоф цыгъомрэ»

Рассказ сказки. Импровизированная постановка . Беседа об основной морали сказки.

Журнал «Жъогъобын»

29

Защитник Отечества

 

Хэгъэгум иухъумак1у

Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества». Осуществление патриотического воспитания, рассказ об адыгейских героях Советского Союза.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

30

Стихотворение «Мужество»

 

Усэу «Л1ыгъэри гушхори зэк1ыгъоу»

Заучивание стихотворения. Беседа о мужестве солдат, участвовавших в Великой Отечественной войне

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

 

Март

31

Ранняя весна

 

Гъэтхэ к1ахэр

Беседа о природных особенностях ранней весны. Рассказ по картинке.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

32

8 Марта –Международный женский день

 

Гъэтхапэм и 8-р Бзылъфыгъэхэм ямаф

Краткий экскурс в историю праздника. Беседа об уважительном отношении к мамам, бабушкам.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

33

Стихотворение «Подарок»

 

Усэу «Ш1ухьафтын»

Разучивание стихотворения, приуроченного к 8 марта.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

34

Адыгейский Новый год.

 

Адыгэмэ Илъэсык1эр зэрагъэмэфэк1рэр

Беседа о традиционном праздновании Нового года у адыгов. Объяснение значения обрядов.

 

35

Стихотворение «Открываем двери Новому году»

 

Усэу «Илъэсыпчъэр тэ 1утэхы»

Разучивание стихотворения.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

 

Апрель

36

Птицы прилетели

 

Бзыухэр къэбыбыжьыгъэх

Беседа о прилетевших птицах. Составление рассказа по картинке.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи.

37

 «Песня птичек»

 

«Бзыумэ яорэд»

Разучивание песни.

ДечеваН.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый.

38

О правилах поведения в общественных местах.

 

Ц1ыф  зэ1ук1ап1эхэм узэращызек1он фаер

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте, на улице, в гостях. Мини-рассказы по картинкам.

Каршабан А.Ю. Адыгейский язык в картинках.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

 

39

Рассказ «Плохой друг»

 

Рассказэу «Гъусэ дэй»

Чтение рассказа. Объяснение сути плохих и хороших поступков(в рамках рассказа).Заучивание пословиц на данную тему.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки).

 

40

Сажаем овощи в огород.

 

Хэтэрык1хэр тэгъэт1ысхьэх

Беседа о том, когда и как нужно сажать овощи. Заучивание названий овощей.

Чеучева Т.Д. Развитие адыгейской речи 5-6-летних детей.

Май

41

Полезные фрукты.

 

Пк1ышъхьэ-мышхьэхэр.

Изучение названий фруктов. Рассказ о полезных свойствах фруктов.

Каршабан А.Ю. Адыгейский язык в картинках.

 

42

Стихотворение «Май».

 

Усэу «Май»

Разучивание стихотворения «Май»

( Паранук М.)

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

43

«День Победы»

«Тек1оныгъэм и маф»

Краткий экскурс в историю праздника. Беседа о значении победы в ВОВ. Осуществление патриотического воспитания.

 

44

Рассказ «За Родину»

Рассказэу «Тихэгъэгу пай»

Чтение рассказа и объяснение его сути.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

45

Весенние цветы

Гъэтхэ къэгъагъхэр

Наблюдение на улице растущих цветов, заучивание их названий.

 

Июнь

46

Сказка «Скупой дедушка»

 

Пшысэу «Л1ыжъ мыгъо щыгъумыт»

Рассказывание сказки. Беседа о морали сказки. Пересказ детьми.

Журнал «Жъогъобын»

47

Наконец-то пришло лето!

Гъэмафэр къэсыгъ.

Рассказ о времени года, об особенностях лета.

Дечева Н.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи

48

«Летний день». Рассказ по картинке.

«Гъэмэфэ маф»

Сурэтымк1э рассказ.

Объяснение последовательности составления рассказа. Составление детьми рассказа.

Каршабан А.Ю. Адыгейский язык в картинках.

 

49

Национальные подвижные игры.

Лъэпкъ джэгук1эхэр.

Объяснение правил 2-3-х игр и их проведение на улице.

Чермит К.Д. Коблев Я.К. Куприна Н.К. Физические упражнения и игры адыгов.

50

Учим скороговорки.

1уры1упчъэхэр зэтэгъаш1э.

Заучивание скороговорок. Объяснение непонятных слов.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

Журнал «Жъогъобын»

Июль

51

Стихотворение «Художник»

Усэу «Сурэтыш1»

(Жэнэ Къ.)

Заучивание стихотворения. Беседа о людях искусства.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

52

Знакомимся с творчеством Кат Теучежа.

Сурэтыш1эу Къат Теуцожь нэ1уасэ зыфэтэш1ы.

Просмотр картин художника. Объяснение смысла этих картин. Встреча и общение  с Т.Кат.

 

53

Творчество адыгейских детских писателей: Чуяко Дж., Жанэ К.,Паранук М. и др.

Адыгэ к1элэц1ык1у тхак1охэм ятворчеств.

Небольшой рассказ о писателях. Чтение стихотворений.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

54

Стихотворение «Учусь мастерить»

Жэнэ Къ. иусэу «Пхъэ зэпыхык1э зэсэгъаш1э»

Чтение стихотворения. Заучивание его части. Беседа о труде и трудолюбии.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

55

Сказка «Доброе дело девушки»

Адыгэ пшысэу «Пшъашъэм иш1уш1агъ»

Рассказ и объяснение непонятных слов в сказке. Беседа о поведении девушки и морали сказки.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

Август

56

Мой родной язык.

Си ныдэлъфыбз.

Беседа о значении родного языка. Рассказ о богатстве адыгейского языка.

Дечева Н.Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А. Нэбзый. Программа-пособие по обучению детей адыгейской разговорной речи

57

Стихотворение «Мне язык мой светит солнцем»

Усэу «Сыбзэ тыгъэу сэ къысфепсы»

Нэхэе Р.

Разучивание стихотворения.

Тамбиева Д.М., Чеучева Т.Д., Чуяко А.Б. Тызэгъусэу тежъугъадж.

 

58

Мини-конкурс на составление рассказа о родном языке.

«Си ныдэлъфыбзэ ш1у сэлъэгъу».

Зэнэкъокъу.

Составление детьми рассказа о родном языке.

 

59

Беседа «Книга - друг»

Зэдэгущы1эгъу «Тхылъыр - ныбджэгъу»

Проведение беседы о ценности книг. Заучивание пословиц на данную тему.

Журнал «Жъогъобын».

Чеучева Т.Д. Развитие адыгейской речи 5-6-летних детей

 

 Руководитель:          Чуц Фатима Чишуковна


 

У

У

Обучение адыгскому языку на первой ступени обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями

Обучение адыгскому языку на первой ступени обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями

Человек, природа, предмет. Ц1ыфыр, приодэр, пкъыгъорОбъяснение различительных особенностей человека, природы и предметов на основе сравнения, путем пересказывания сказки

Человек, природа, предмет. Ц1ыфыр, приодэр, пкъыгъорОбъяснение различительных особенностей человека, природы и предметов на основе сравнения, путем пересказывания сказки

Импровизированные постановки ключевых моментов праздника

Импровизированные постановки ключевых моментов праздника

Беседа о необходимости защиты леса

Беседа о необходимости защиты леса

Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок

Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок

Домашняя и полевая мышь»

Домашняя и полевая мышь»

Адыгейский Новый год. Адыгэмэ

Адыгейский Новый год. Адыгэмэ

Хэтэрык1хэр тэгъэт1ысхьэхБеседа о том, когда и как нужно сажать овощи

Хэтэрык1хэр тэгъэт1ысхьэхБеседа о том, когда и как нужно сажать овощи

Чермит К.Д. Коблев Я.К. Куприна

Чермит К.Д. Коблев Я.К. Куприна

Мой родной язык. Си ныдэлъфыбз

Мой родной язык. Си ныдэлъфыбз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017