«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши...

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему . О чём рассказывает музыкальный жанр «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши.. Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  7 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко                       На тему­  О чём рассказывает музыкальный жанр                 «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши... Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в  жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя  определённые образы и представления. Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в  благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся  (полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый  материнский голос, родной дом (колыбельная). Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира. О такой способности музыки ­ способности вызывать в памяти образы и  представления ­ писали многие поэты, в частности Александр Блок: Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным… Слушание: Фредерик Шопен. Полонез ля­бемоль мажор (фрагмент). Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко  вызывало яркие и живые образы. Так, существует легенда о том, что Ф.  Шопен, сочиняя Полонез ля­бемоль мажор, увидел вокруг себя  торжественное шествие кавалеров и дам былых времён. Благодаря такой особенности музыкальных жанров, заключающих в себе  огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них  используются композиторами намеренно ­ для заострения того или иного  жизненного содержания.Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях  подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они  самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во  время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное  содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя  их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной  достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства. Польский акт в «Иване Сусанине» Михаила Ивановича Глинкиблагодаря  использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой  характеристикой польской шляхты, участвуя и в дальнейшем развитии оперы  ­ в сцене гибели поляков и Сусанина. Слушание: Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин». Народные былины в «Садко» Николая Андреевича Римского­ Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в  возвышенно­поэтическом ключе. Слушание: Римский­Корсаков. Величальная песня из оперы «Садко». Хорал в кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева становится ярким  средством характеристики рыцарей­крестоносцев. Слушание: Прокофьев. «Крестоносцы во Пскове» из кантаты «Александр  Невский». Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится  средством постижения общечеловеческих культурных ценностей. Как много сумел сказать француз Морис Равель в своём испанском танце  «Болеро»... Слушание: Равель. «Болеро». Михаил Иванович Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь  в Мадриде»... Слушание: Глинка. «Арагонская хота» (фрагмент). Модест Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу  средневековой Европы с её трубадурами и величественно­печальными  рыцарями...Слушание: Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки». Пётр Ильич Чайковский в «Итальянском каприччио»! Слушание: Чайковский. «Итальянское каприччио». Подобными примерами полна многовековая история музыки. Так, введение  народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный  колорит, и своеобразный характер. Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия  кажется простой и непритязательной. Однако именно эту песню избрал П.  Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. И волей  великого композитора она стала источником музыкального развития целой  части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной  мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный  характер, настроение и мечтательное, и торжественное ­ словом, стала в этой  симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная  музыка. Слушание: Чайковский. Симфония  № 4. Финал (фрагмент). И всё же в одном ­ главном своём качестве ­ она сохранилась в  неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно  запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого  композитора. Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или  танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа. Почему так происходит? Об этом очень точно сказал венгерский композитор, собиратель народных  песен Бела Барток: «Деревенская музыка служит определённой цели, имеет  определённую программу, связанную с определёнными обычаями, согласно  неписаным законам деревни... Рождество следовало отмечать сказаниями о  старине, свадьбу можно было проводить лишь с соблюдением определённых  обрядов, во время жатвы полагалось петь песни урожая». Из этих слов ясно, что музыкальное содержание, в течение долгих веков  закреплённое за определённым жанром, стало вечным и неотъемлемым егоспутником, так что, слушая музыку определённого, давно сложившегося  жанра, мы связываем с нею и конкретную, только ему присущую  содержательность. Точно так же и другие жанры ­ вальс, элегия, марш ­ имеют свою собственную  содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров  связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями  ­ то поэтически­танцевальными, то торжественно­величавыми. Конечно,  каждый жанр допускает разнообразную трактовку: так, например, марш ­  один из основных музыкальных жанров ­ может иметь и шутливо­ юмористический, и серьёзный характер. Сравните звучание двух маршей: марша из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»... Слушание: Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик». и марш Тореадора из оперы Жоржа Бизе «Кармен»... Слушание: Бизе. Марш Тореадора из оперы «Кармен». А как разнообразны вальсы! Ярко и полнокровно звучит вальс из оперы Петра Ильича Чайковского  «Евгений Онегин». В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный  свет бальной залы, нарядных гостей, съезжающихся на шумный и весёлый  вечер. Слушание: Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин». Поэтично и нежно звучат вальсы Фредерика Шопена, навевающие образ столь  тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение танцевальности. Слушание: Шопен. Вальс Си минор. И всё же, несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются  трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры  остаются узнаваемыми. Можно говорить о прямом заимствовании определённой песни или танца, а  можно ­ о песенности или танцевальности, но эти суждения основаны на  восприятии тех или иных устойчивых признаков.Певучесть, мелодичность, протяжённость свидетельствуют в пользу песни,  трёхдольность в сочетании с непрерывностью «кружащегося» ритма  напоминает нам вальс и т. д. Всё это говорит о том, что, как бы ни были содержательны музыкальные  жанры, какие бы глубины смыслов они ни таили в себе ­ в музыке содержание  проявляет себя в средствах музыкальной выразительности: мелодии и  гармонии, ритме и фактуре, образующим вместе форму музыкального  выражения. Звуки, напевы, музыкальные фразы и предложения, интервалы и  аккорды, штрихи и оттенки ­ всё несёт своё собственное содержание. И, слушая музыку, наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно  складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка  самодостаточна, в живом звучании она выражает своё содержание со всей  возможной полнотой. И никакие слова не скажут за неё то, что может  рассказать о мире и обо всех нас сама музыка. Вопросы и задания: Как вы понимаете выражение «память жанра»? Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной  музыки? Назовите такие произведения. Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового  своеобразия? Источник­                 http://www.music­fantasy.ru/materials/o­chyom­rasskazyvaet­ muzykalnyy­zhanr