Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему .
О чём рассказывает музыкальный жанр «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши..
Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 7 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему О чём рассказывает музыкальный жанр
«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши...
Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в
жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах
накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя
определённые образы и представления.
Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш
или колыбельную песню?
Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в
благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся
(полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый
материнский голос, родной дом (колыбельная).
Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.
О такой способности музыки способности вызывать в памяти образы и
представления писали многие поэты, в частности Александр Блок:
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным…
Слушание: Фредерик Шопен. Полонез лябемоль мажор (фрагмент).
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко
вызывало яркие и живые образы. Так, существует легенда о том, что Ф.
Шопен, сочиняя Полонез лябемоль мажор, увидел вокруг себя
торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.
Благодаря такой особенности музыкальных жанров, заключающих в себе
огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них
используются композиторами намеренно для заострения того или иного
жизненного содержания.Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях
подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они
самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во
время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное
содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя
их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной
достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.
Польский акт в «Иване Сусанине» Михаила Ивановича Глинкиблагодаря
использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой
характеристикой польской шляхты, участвуя и в дальнейшем развитии оперы
в сцене гибели поляков и Сусанина.
Слушание: Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».
Народные былины в «Садко» Николая Андреевича Римского
Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в
возвышеннопоэтическом ключе.
Слушание: РимскийКорсаков. Величальная песня из оперы «Садко».
Хорал в кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева становится ярким
средством характеристики рыцарейкрестоносцев.
Слушание: Прокофьев. «Крестоносцы во Пскове» из кантаты «Александр
Невский».
Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится
средством постижения общечеловеческих культурных ценностей.
Как много сумел сказать француз Морис Равель в своём испанском танце
«Болеро»...
Слушание: Равель. «Болеро».
Михаил Иванович Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь
в Мадриде»...
Слушание: Глинка. «Арагонская хота» (фрагмент).
Модест Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу
средневековой Европы с её трубадурами и величественнопечальными
рыцарями...Слушание: Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки».
Пётр Ильич Чайковский в «Итальянском каприччио»!
Слушание: Чайковский. «Итальянское каприччио».
Подобными примерами полна многовековая история музыки. Так, введение
народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный
колорит, и своеобразный характер.
Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия
кажется простой и непритязательной. Однако именно эту песню избрал П.
Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. И волей
великого композитора она стала источником музыкального развития целой
части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной
мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный
характер, настроение и мечтательное, и торжественное словом, стала в этой
симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная
музыка.
Слушание: Чайковский. Симфония № 4. Финал (фрагмент).
И всё же в одном главном своём качестве она сохранилась в
неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно
запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого
композитора.
Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или
танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством
яркой и достоверной характеристики образа.
Почему так происходит?
Об этом очень точно сказал венгерский композитор, собиратель народных
песен Бела Барток: «Деревенская музыка служит определённой цели, имеет
определённую программу, связанную с определёнными обычаями, согласно
неписаным законам деревни... Рождество следовало отмечать сказаниями о
старине, свадьбу можно было проводить лишь с соблюдением определённых
обрядов, во время жатвы полагалось петь песни урожая».
Из этих слов ясно, что музыкальное содержание, в течение долгих веков
закреплённое за определённым жанром, стало вечным и неотъемлемым егоспутником, так что, слушая музыку определённого, давно сложившегося
жанра, мы связываем с нею и конкретную, только ему присущую
содержательность.
Точно так же и другие жанры вальс, элегия, марш имеют свою собственную
содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров
связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями
то поэтическитанцевальными, то торжественновеличавыми. Конечно,
каждый жанр допускает разнообразную трактовку: так, например, марш
один из основных музыкальных жанров может иметь и шутливо
юмористический, и серьёзный характер.
Сравните звучание двух маршей:
марша из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»...
Слушание: Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
и марш Тореадора из оперы Жоржа Бизе «Кармен»...
Слушание: Бизе. Марш Тореадора из оперы «Кармен».
А как разнообразны вальсы!
Ярко и полнокровно звучит вальс из оперы Петра Ильича Чайковского
«Евгений Онегин». В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный
свет бальной залы, нарядных гостей, съезжающихся на шумный и весёлый
вечер.
Слушание: Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
Поэтично и нежно звучат вальсы Фредерика Шопена, навевающие образ столь
тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение танцевальности.
Слушание: Шопен. Вальс Си минор.
И всё же, несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются
трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры
остаются узнаваемыми.
Можно говорить о прямом заимствовании определённой песни или танца, а
можно о песенности или танцевальности, но эти суждения основаны на
восприятии тех или иных устойчивых признаков.Певучесть, мелодичность, протяжённость свидетельствуют в пользу песни,
трёхдольность в сочетании с непрерывностью «кружащегося» ритма
напоминает нам вальс и т. д.
Всё это говорит о том, что, как бы ни были содержательны музыкальные
жанры, какие бы глубины смыслов они ни таили в себе в музыке содержание
проявляет себя в средствах музыкальной выразительности: мелодии и
гармонии, ритме и фактуре, образующим вместе форму музыкального
выражения. Звуки, напевы, музыкальные фразы и предложения, интервалы и
аккорды, штрихи и оттенки всё несёт своё собственное содержание.
И, слушая музыку, наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно
складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка
самодостаточна, в живом звучании она выражает своё содержание со всей
возможной полнотой. И никакие слова не скажут за неё то, что может
рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.
Вопросы и задания:
Как вы понимаете выражение «память жанра»?
Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной
музыки? Назовите такие произведения.
Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового
своеобразия?
Источник
http://www.musicfantasy.ru/materials/ochyomrasskazyvaet
muzykalnyyzhanr