В любой стране мира патриотическое воспитание молодежи имеет государственное значение. В России развитие чувства патриотизма органично вплетается в процесс воспитания подрастающего поколения на всех этапах образовательного процесса. В связи с тем, что работа с молодыми людьми в этом направлении в последние 10–15 лет была значительно ослаблена, вопрос повышения уровня патриотического воспитания сегодня особенно актуален.
Патриотическое воспитание .docx
Патриотическое воспитание на уроках химии
В любой стране мира патриотическое воспитание молодежи имеет
государственное значение. В России развитие чувства патриотизма органично
вплетается в процесс воспитания подрастающего поколения на всех этапах
образовательного процесса. В связи с тем, что работа с молодыми людьми в
этом направлении в последние 10–15 лет была значительно ослаблена, вопрос
повышения уровня патриотического воспитания сегодня особенно актуален.
В период довузовского образования воспитание патриотических чувств
у молодежи традиционно осуществляется при изучении дисциплин
гуманитарного цикла: музыки, русского языка, литературы, истории,
обществоведения и т.д. Думается, однако, работа должна проводиться более
масштабно и охватывать предметы естественного, физикоматематического и
других направлений. Рассмотрим возможности патриотического воспитания
на примере дисциплины химии.
Менделеев,
На уроках при изучении тем, предусмотренных программой, мы
неоднократно вспоминаем имена великих ученых, внесших неоценимый вклад
в развитие химии: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова,
В.В.Марковникова и др. При этом всегда подчеркиваем их принадлежность
великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учеными
других стран, внесших неоспоримый вклад в развитие химии в мировом
масштабе, у истоков мировой химии как науки стояли и русские ученые:
Ломоносов – создатель корпускулярного (атомномолекулярного) учения,
которое утвердило материальную природу мира и вечность материи в
многогранных ее проявлениях;
открывший один из
фундаментальных законов природы – периодический закон химических
элементов; Бутлеров, создавший и обосновавший теорию химического
строения, лежащую в основе современной органической химии. При этом у
учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и
своих великих соотечественников. Однако для формирования стойкого
чувства патриотизма этого, к сожалению, недостаточно, нужны новые
примеры с уже известными и новыми именами, много примеров и много имен.
Рассматривая на уроках историю открытия периодического закона, мы
говорим о доменделеевских классификациях химических элементов – триадах
элементов И.В.Деберейнера, законах октав Дж.Ньюлендса, естественных
семействах Л.Ю.Мейера – и совсем не вспоминаем имя Николая
Александровича Морозова, своими трудами («Периодические системы
строения вещества», 1907 г.; «Д.И.Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего», 1908 г.) защищавшего идею периодичности
строения вещества.
Отдавая должное гению великого русского ученого Бутлерова, мы как
то забываем о том, что краеугольным камнем своей теории химического
строения он сделал мысль величайшего русского ученого Ломоносова о
зависимости свойств веществ от порядка соединения одних и тех же атомов в
молекулах; забываем и самого Александра Михайловича Бутлерова, знакомя
детей с органическими спиртами, реакцией полимеризации алкенов. А ведь он
на основе теории строения синтезировал третичные спирты, получил
изобутилен и открыл реакцию его полимеризации, что и явилось началом
химии высокомолекулярных соединений.
Имя великого Ломоносова, по праву считающегося основоположником
теоретических основ химической науки, не так уж часто слышат наши дети на
уроках химии. А ведь с его именем связана организация лабораторных
исследований в России, именно он является зачинателем ряда химических
производств и новой области знания – физической химии.
Непосредственное отношение к физической химии имеет и другой
выдающийся русский ученый – Товий Егорович Ловиц, открывший адсорбцию
древесным углем красящих и пахучих веществ из растворов и предложивший
использовать уголь для очистки спирта,
питьевой воды
и т.д. Кроме того, он открыл явления пересыщения и переохлаждения
растворов, впервые получил ледяную уксусную кислоту, абсолютный спирт и
другие органические соединения.
Изучение реакций бромирования органических кислот никак, к
сожалению, не связывается с именем Александра Порфирьевича Бородина –
известного русского химика и композитора, автора всемирно известной оперы
«Князь Игорь», который, работая в области органической химии, оставил 91
печатный труд по исследованию проблем органической химии, в частности по
исследованию альдолей и взаимодействию органических кислот с галогенами.
А знают ли наши дети имена первых русских женщинхимиков?
Первые ученые женщиныхимики в России известны с последней трети XIX
столетия. Это Анна Федоровна Волкова – ученица известного русского
химика А.Н.Энгельгардта, работавшая в лаборатории у Бутлерова над
изучением ароматических сульфокислот и проводившая под руководством
Менделеева практические занятия со слушательницами Петербургских
публичных курсов; Вера Евстафьевна Богдановская, Юлия Всеволодовна
Лермонтова, Надежда Олимпиевна ЗиберШумова, Евдокия Александровна ФоминаЖуковская и др. Причем к Ю.В.Лермонтовой слово «первая» можно
применить дважды: одна из первых русских женщинхимиков и первая
русская женщинахимик, получившая звание доктора химии. Ее труды по
химии и переработке нефти не потеряли своего значения и в наши дни.
Примеров всемирно известных русских ученыххимиков можно привести
множество. Рамки статьи, к сожалению, не позволяют подробно рассказать, а
только упомянуть о Н.А.Шилове – авторе классических исследований по
кинетике химических реакций; А.Е.Фаворском – исследователе механизма
изомеризации в рядах непредельных углеводородов; Н.А.Меншуткине,
установившем законы этерификации и омыления, и многих, многих других.
Как не вспомнить имена Николая Николаевича Зинина, основавшего
казанскую школу химиков (А.М.Бутлеров, В.В.Марковников, А.Н.Зайцев,
А.Е.Арбузов и др.) и Александра Абрамовича Воскресенского (его учениками
были Менделеев, Бекетов, Меншуткин и др.), о котором Д.И.Менделеев
писал: «Плодом его усиленной педагогической деятельности является
множество русских химиков, которые дали ему прозвище “дедушка русских
химиков”».
А разве можно не упомянуть имя нашего соотечественника химика
Карла Карловича Клауса? О нем хотелось бы сказать особо. Открыв при
исследовании уральских платиновых руд новый элемент, он назвал его
рутением (латинское название России). Так еще раз была прославлена наша
великая Родина!
И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: у истоков мировой
химии стояли великие русские ученые – Ломоносов, Менделеев и Бутлеров,
ставшие авторами крупнейших обобщений и руководящих принципов химии
(корпускулярная теория, периодический закон химических элементов, теория
химического строения); во имя развития химии работали многие поколения
выдающихся русских ученых на благо всего мира и во славу нашей великой
Родины – России!
Патриотическое воспитание на уроках химии
Патриотическое воспитание на уроках химии
Патриотическое воспитание на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.