Патриотическое воспитание на уроках химии

  • Педсоветы
  • docx
  • 18.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В любой стране мира патриотическое воспитание молодежи имеет государственное значение. В России развитие чувства патриотизма органично вплетается в процесс воспитания подрастающего поколения на всех этапах образовательного процесса. В связи с тем, что работа с молодыми людьми в этом направлении в последние 10–15 лет была значительно ослаблена, вопрос повышения уровня патриотического воспитания сегодня особенно актуален.
Иконка файла материала Патриотическое воспитание .docx
Патриотическое воспитание на уроках химии В любой   стране   мира   патриотическое   воспитание   молодежи   имеет государственное значение. В России развитие чувства патриотизма органично вплетается в процесс воспитания подрастающего поколения на всех этапах образовательного процесса. В связи с тем, что работа с молодыми людьми в этом направлении в последние 10–15 лет была значительно ослаблена, вопрос повышения уровня патриотического воспитания сегодня особенно актуален. В период довузовского образования воспитание патриотических чувств у   молодежи   традиционно   осуществляется   при   изучении   дисциплин гуманитарного   цикла:   музыки,   русского   языка,   литературы,   истории, обществоведения и т.д. Думается, однако, работа должна проводиться более масштабно и охватывать предметы естественного, физико­математического и других направлений. Рассмотрим возможности патриотического воспитания на примере дисциплины химии.   Менделеев, На   уроках   при   изучении   тем,   предусмотренных   программой,   мы неоднократно вспоминаем имена великих ученых, внесших неоценимый вклад в   развитие   химии:   М.В.Ломоносова,   Д.И.Менделеева,   А.М.Бутлерова, В.В.Марковникова и др. При этом всегда подчеркиваем их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися  учеными других   стран,   внесших   неоспоримый   вклад   в   развитие   химии   в   мировом масштабе,   у   истоков   мировой   химии   как   науки   стояли   и   русские   ученые: Ломоносов   –   создатель   корпускулярного   (атомно­молекулярного)   учения, которое   утвердило   материальную   природу   мира   и   вечность   материи   в многогранных   ее   проявлениях;   открывший   один   из фундаментальных   законов   природы   –   периодический   закон   химических элементов;   Бутлеров,   создавший   и   обосновавший   теорию   химического строения, лежащую в основе современной органической химии. При этом у учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих   великих   соотечественников.   Однако   для   формирования   стойкого чувства   патриотизма   этого,   к   сожалению,   недостаточно,   нужны   новые примеры с уже известными и новыми именами, много примеров и много имен. Рассматривая на уроках историю открытия периодического закона, мы говорим о доменделеевских классификациях химических элементов – триадах элементов   И.В.Деберейнера,   законах   октав   Дж.Ньюлендса,   естественных семействах   Л.Ю.Мейера   –   и   совсем   не   вспоминаем   имя   Николая Александровича   Морозова,   своими   трудами   («Периодические   системы строения вещества», 1907 г.; «Д.И.Менделеев и значение его периодическойсистемы для химии будущего», 1908 г.) защищавшего идею периодичности строения вещества. Отдавая должное гению великого русского ученого Бутлерова, мы как­ то   забываем   о   том,   что   краеугольным   камнем   своей   теории   химического строения   он   сделал   мысль   величайшего   русского   ученого   Ломоносова   о зависимости свойств веществ от порядка соединения одних и тех же атомов в молекулах; забываем и самого Александра Михайловича Бутлерова, знакомя детей с органическими спиртами, реакцией полимеризации алкенов. А ведь он на   основе   теории   строения   синтезировал   третичные   спирты,   получил изобутилен   и   открыл   реакцию   его   полимеризации,   что   и   явилось   началом химии высокомолекулярных соединений. Имя великого Ломоносова, по праву считающегося основоположником теоретических основ химической науки, не так уж часто слышат наши дети на уроках   химии.   А   ведь   с   его   именем   связана   организация   лабораторных исследований  в  России,  именно  он  является  зачинателем  ряда   химических производств и новой области знания – физической химии. Непосредственное   отношение   к   физической   химии   имеет   и   другой выдающийся русский ученый – Товий Егорович Ловиц, открывший адсорбцию древесным углем красящих и пахучих веществ из растворов и предложивший использовать   уголь   для   очистки   спирта,   питьевой   воды  и   т.д.   Кроме   того,   он   открыл   явления   пересыщения   и   переохлаждения растворов, впервые получил ледяную уксусную кислоту, абсолютный спирт и другие органические соединения. Изучение   реакций   бромирования   органических   кислот   никак,   к сожалению, не связывается с именем Александра Порфирьевича Бородина – известного русского химика и композитора, автора всемирно известной оперы «Князь Игорь», который, работая в области органической химии, оставил 91 печатный труд по исследованию проблем органической химии, в частности по исследованию альдолей и взаимодействию органических кислот с галогенами. А знают ли наши дети имена первых русских женщин­химиков? Первые ученые женщины­химики в России известны с последней трети XIX столетия.   Это   Анна   Федоровна   Волкова   –   ученица   известного   русского химика   А.Н.Энгельгардта,   работавшая   в   лаборатории   у   Бутлерова   над изучением   ароматических   сульфокислот   и   проводившая   под   руководством Менделеева   практические   занятия   со   слушательницами   Петербургских публичных   курсов;   Вера   Евстафьевна   Богдановская,   Юлия   Всеволодовна Лермонтова, Надежда  Олимпиевна  Зибер­Шумова, Евдокия  АлександровнаФомина­Жуковская и др. Причем к Ю.В.Лермонтовой слово «первая» можно применить   дважды:   одна   из   первых   русских   женщин­химиков   и   первая русская   женщина­химик,   получившая   звание   доктора   химии.   Ее   труды   по химии и переработке нефти не потеряли своего значения и в наши дни. Примеров   всемирно   известных   русских   ученых­химиков   можно   привести множество. Рамки статьи, к сожалению, не позволяют подробно рассказать, а только   упомянуть   о   Н.А.Шилове –   авторе   классических   исследований   по кинетике   химических   реакций;   А.Е.Фаворском   –   исследователе   механизма изомеризации   в   рядах   непредельных   углеводородов;   Н.А.Меншуткине, установившем законы этерификации и омыления, и многих, многих других. Как   не   вспомнить   имена   Николая   Николаевича   Зинина,   основавшего казанскую   школу   химиков   (А.М.Бутлеров,   В.В.Марковников,   А.Н.Зайцев, А.Е.Арбузов и др.) и Александра Абрамовича Воскресенского (его учениками были   Менделеев,   Бекетов,   Меншуткин   и   др.),   о   котором   Д.И.Менделеев писал:   «Плодом   его   усиленной   педагогической   деятельности   является множество русских химиков, которые дали ему прозвище “дедушка русских химиков”». А   разве   можно   не   упомянуть   имя   нашего   соотечественника   химика Карла   Карловича   Клауса?   О   нем   хотелось   бы   сказать   особо.   Открыв   при исследовании   уральских   платиновых   руд   новый   элемент,   он   назвал   его рутением (латинское название России). Так еще раз была прославлена наша великая Родина! И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: у истоков мировой химии стояли великие русские  ученые – Ломоносов, Менделеев и Бутлеров, ставшие авторами крупнейших обобщений и руководящих принципов химии (корпускулярная теория, периодический закон химических элементов, теория химического строения); во имя развития химии работали многие поколения выдающихся русских ученых на благо всего мира и во славу нашей великой Родины – России!

Посмотрите также