Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Доклад по патриотическому воспитанию.doc
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Слайд 1
Слайд 2
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной
воспитательной системы школы.
Слайд 3
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех
факторов:
1.через содержание образования;
2. через методы и формы обучения;
3. через использование случайно возникших и специально созданных
воспитывающих ситуаций;
4 через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Слайд 4
Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и
недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на
протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает
наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами,
фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках
математики и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с
деяниями известных и безвестных русских, собиравших, обустраивавших и
защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое
былые поколения оставили нам, их потомкам.
Этой же особенностью математической науки в значительной мере
объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики,
который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных
целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае
большинства других наук.
Воспитывающее воздействие данных, приводимых в «текстовых»
задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть использовано, но с математическим содержанием урока связано лишь внешним образом; ясно,
что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не
ее законы и ее стиль, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные,
которые обрамляют собою «текстовые» задачи и которые без всякого
изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены
любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг
воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может
считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе
науке.
Слайд 5
Например, на уроке может быть сделано сообщение исторических данных,
показывающих роль учёныхматематиков в укреплении оборонной мощи
нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны
способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).
Слайд 6
Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может
стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки
стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о
математике и математиках, но и патриотического содержания.
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими –
достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя.
Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека,
но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом
себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»
Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».
Платон.
Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока.
Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто
обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
Слайд 7 Любая задача, которая ставится на том или ином этапе обучения,
несет в себе разные функции, причем ведущее положение одной или нескольких функций задачи имеет динамичный характер. В связи с этим
существует возможность усиления одной или нескольких функций задач (без
ослабления остальных функций). В частности, можно усилить развивающие
или воспитывающие функции многих задач, имеющих сугубо обучающий
характер. Этого можно достичь различными путями – частичным изменением
условия данной задачи, рассмотрением ее частных или предельных случаев и
т.д. Существенно усилить воспитывающие функции задач может решение
специально подобранных нестандартных задач.
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с
тем как бы стать участником былых событий помогут задачи.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания
огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом
дидактических и методических требований. Решение задач, включающих
исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и
познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них
не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы,
а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных
предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность
учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку
не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое
впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный
определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно
использовать только одно задание, после решения которого сообщить
интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила
наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не
только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. Слайд 8 Посмотрите примены некоторых задач с военной тематикой
1) Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники,
среди них – истребитель «ЯК3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК
3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч.
меньше скорости «ЯК3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя
ФоккеВульф FW190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их
со скоростью «ЯК3».
2) Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы
Красная Армия
Германские войска
Личный состав
1200000
1800000
Количество танков
Количество орудий
990
7600
Количество самолётов
667
1700
14000
1390
И т.д.
Слайд 9
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный
квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу,
найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413218474567
569374630979
195о
256349
22126 282375
Слайд 10
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Предлагаю и вам по пробовать по считать
Такой вид квадратов называется магическим квадратом. Слайд 11
3) В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной
Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и
Германии под Москвой.
Численность войск Численность вооружения
орудия и минометы танки самолеты
СССР
Германия
1100000
1708000
На 608000
7652
13500
На 5848
774
1170
1000
615
396
385 в нашу пользу
4). Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Слайд 12
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы
изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время
засухи, во время войны.
Здесь уместно Рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей
Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная
булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей,
источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебомсолью встречают
гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
Задачи.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1
кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть
буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются
доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В
1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые
тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым
трудным периодом оказалась зима 19411942 гг., когда основные городские
припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей
и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и
по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Слайд 13
Рассмотрим ряд задач, которые можно использовать при изучении различных
тем.
При изучении темы «Относительная и абсолютная погрешности»
кадетов морских классов можно познакомить с погрешностями
навигационного элемента.
1) Задача. Сняты отсчеты с корабельного приемоиндикатора импульсной
РНС: 1245,3; 1248,9; 1240,6; 1244,5; 1246,7; 1241,2; 1244,6 мкс. Выявить
наличие грубых ошибок для уровня значимости
= 0,005.
α
Тема «Логарифмы».
В момент причаливания корабля к пристани, для того чтобы его
остановить, используют следующий прием. С судна на пристань бросают
канат, который оборачивают около тумбы, после чего достаточно усилий
одного человека, чтобы под действием силы трения остановить даже очень
большой корабль.. Найти, сколько витков следует сделать, чтобы человек с
приложением силы 8Н смог остановить корабль с силой 120Н.
Слайд 14
следующие задачи.
При изучении темы «Функции. Графики функций» можно рассмотреть
1) Отряд разведчиков, выйдя из пункта А, прошел 250 м по азимуту 102°,
потом 350 м по азимуту 183°, затем еще 350 м по азимуту 325°.
Проложить маршрут движения разведгруппы. По какому азимуту и
сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в
пункт А?
2) Сигнальная ракета выпущена под углом 450 к горизонту с начальной
скоростью 30м/с. В этом случае высота, на которой находится ракета в
определенный момент времени, может быть приближенно вычислена по
формуле h=2+21t5t2. Через сколько секунд ракета окажется на высоте 10 м?
Слайд 15
В последнее время большое внимание уделяется изучению учащимися
элементов комбинаторики и теории вероятностей. В связи с этим можно
рассмотреть задачи.
1) Стрелок стреляет по мишени. Число попаданий в зависимости от
количества выстрелов приведено в таблице:
Число выстрелов Количество попаданий
10
20
8
17 30
40
50
60
70
25
33
41
49
57
а) Определите частоту попадания в зависимости от количества
выстрелов.
б) Представьте эту зависимость графически.
в) Болельщики стрелка заключили пари с его соперниками, что, сделав
еще 30 выстрелов, стрелок поразит цель не менее 20 раз. Как вы считаете,
стоило ли соглашаться соперникам стрелка на пари? Могут ли болельщики
стрелка проиграть пари?
2) В отряде 25 бойцов. Двоих надо отправить в разведку. Сколько
существует вариантов это сделать?
Слайд 16
Тема: «Интегральное исчисление функций».
1) На какую высоту за 10с поднимется ракета, запущенная вертикально
вверх, если скорость меняется по закону: V= [2+1/(t+1)2]км/с? Чему равна
средняя скорость полета ракеты за этот промежуток времени?
Слайд 17
Тема «Построение треугольника».
Задача. Для определения по карте места нахождения S судна с помощью
радиопеленгатора определяют углы SAB и SBA, где А и В береговые
радиомаяки, изображённые на карте. Ту же задачу решают с помощью
радиолокатора, определяя расстояние от S до А и до В. как найти на карте
месторасположение судна по данным: а) радиопеленгатора, б) радиолокатора?
Решение сводится к построению треугольника: а) по стороне и двум
углам, б) по трём сторонам. Слайд 18
Тема «Решение треугольников».
1) Граната, брошенная при сильном ветре под углом 700 к горизонту, до
верхней точки летела 15 м, а приземлилась она в 40 м от бросающего.
Найдите, под каким углом к горизонту приземлилась граната.
2) Радар засек вражеский самолет на расстоянии 42 км и получил
команду уничтожить. При расчете получилось, что для попадания в самолет
необходимо запустить ракету под углом 300, так как за время полета ракеты
самолет пролетит 24 км. Сколько пролетит ракета до столкновения с
самолетом?
Слайд 19
Тема «Прогрессии».
1) Самолет начал снижение на высоте 8000м и в первые десять минут
снижался на 500 м в минуту. Запишите формулу для вычисления высоты hn, на
которой будет находиться самолет через n минут после начала снижения. С
помощью этой формулы определите, на какой высоте будет самолет через 3
мин после начала снижения; через 8 мин. На какой минуте самолет окажется
ниже 4000м над уровнем земли?
Изобразите точками координатной плоскости десять членов
последовательности(hn).
2) В первый день танковая колонна прошла 10 км. В следующий день
колонна прошла 12,5 км. Так в последующие дни колонна проходила на 2,5
км больше. Поход длился 8 дней. Какое расстояние прошла колонна за поход?
3) Цех изготавливает каждый день на 2 автомата больше, чем в
предыдущий. В течение 5 дней цех изготовил 75 автоматов. Сколько
автоматов изготовил цех в 1й и 5й дни работы?
4) Подводная лодка за первую минуту погрузилась на глубину 125
метров. В последующие минуты она погружалась в 0,4 раза быстрее
предыдущей минуты. Сколько минут лодка будет погружаться на глубину
206,2 метров?
Слайд 20
Тема «Квадратные корни».
Сколько требуется синей ленты, чтобы сшить Андреевский флаг?
76 см
46 см Слайд 21
Тема «Дифференциальное исчисление функций».
Из винтовки выстрелили вверх. Найти закон движения пули, считая, что
ускорение земного притяжения 10 м/с2, скорость вылета пули из винтовки 800
м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Слайд 22
Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания
детей является краеведение.
Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное
отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа,
любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми
земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край
Краеведение это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного
края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и
конкретный
Остановимся на возможности использования краеведческого материала на
уроках математики.
На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в
краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы,
площади и т.д., а числа это уже прерогатива математики.
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким
словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина это то место, где
ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В
большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок деревня или
город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества
таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина
начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину
значит жить с ней одной жизнью. Как относится народ к своему Отечеству,
видно из такого жанра, как устное народное творчество. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество
разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача
воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен
помочь формированию душ учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на
уроке математике патриота, нужно для начала заинтересовать самим
предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их
интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать
различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять
свою страну и быть патриотом своей Родины
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Патриотическое воспитание на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.