Патриотическое воспитание учащихся через содержание учебного материала на уроках математики.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 26.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии, для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым.текстовый документ, расширение docx
Иконка файла материала Патриотическое воспитание на уроках математики и геометрии.docx
Патриотическое воспитание учащихся через содержание учебного материала на уроках математики. Патриотический   долг   учащихся   в   период   обучения   в   школе   –   учиться   на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые   качества   гражданина   России.   От   гражданина   требуются   глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики. Я   хочу   остановиться   на   некоторых   моментах,   дающих   возможность использовать   процесс   обучения   математике   в   военно­патриотическом воспитании учащихся. Каждому   учителю   известно,   что   обучение   должно   быть   эмоциональным   и возбуждать   положительные   эмоции.   Как   показывает   практика,   на   уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2­3­минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Во время проведения уроков я рассказывала о роли ученых­математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные   исследования   были   направлены   на   решение   проблемы   обороны страны.   Так,   в   8­м   классе   при   прохождении   темы   “Таблица   квадратов   и квадратных корней” я предоставила школьникам информацию о штурманских   разработанных   сотрудниками   математического   института таблицах, Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. Так же знакомила с таблицами для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика   С.Н.Бернштейна,  и  о   Большом  астрономическом  ежегоднике   на1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии. В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость», я вела беседу не только о шахматах и игре в морской бой, которые рекомендованы авторами учебника, но и о роли изобретений наших академиков в победе над фашизмом. В   последнее   время   большое   внимание   уделяют   изучению   учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим я говорила о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались   во   время   войны   для   нахождения   самолетов   и   подводных лодок   противника.   Исследования   А.Н.   Колмогорова   в   области   теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Большое   значение   в   военно­патриотическом   воспитании   учащихся   имеют работы   по   укреплению   военно­морского   флота   выдающегося   советского математика   и   педагога   академика   А.Н.   Крылова.   Его   труды   по   теории непотопляемости и качки корабля широко использовались  нашими военно­ морскими силами во время войны. Об этом я вела беседу при прохождении темы “Приближенное значение числа” в 5­м классе и темы “Приближенные вычисления” в 8­м классе, а также учащиеся писали рефераты о деятельности Крылова.   Также   сообщила   учащимся   о   роли   ученых­математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу   проводят   наши   ученые­математики   в   разработке   теории вычислительных   машин,   имеющей   широкое   применение   в   военной   и космической технике. Таких примеров о деятельности ученых­математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много. Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной.   Те,   кто   остался   в   живых,   и   после   войны   занимался   обучением   ивоспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является   участник   войны   А.Н.   Барсуков   (1891   ­1958),   обучалось   не   одно поколение учащихся с 1956 по 1973 г. Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать,   что   твердое   знание   предмета   необходимо   для   овладения   основами военной   техники,   военного   искусства,   многими   профессиями,   нужными   в армии. Действенным   средством   военно­патриотического   воспитания   в   процессе преподавания   математики   является   решение   соответствующих   задач. Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Так, в 5­м классе при изучении таких тем, как “Отрезок”,   “Длина   отрезка”,   “Угол”,   “Измерение   углов”,   “Построение треугольников”,   “Масштаб”,   мною   было   приведено   много   примеров, показывающих   применение   этих   понятий   в   жизни.   Полезно   отметить,   что хорошее   знание   как   этих,   так   и   других   вопросов   программы   и   умение применять их на практике необходимы при проведении военизированной игры “Зарница”,   так   как   необходимы   навыки   ориентирования   на   местности, определения расстояния до объектов на глаз и по карте. Решение задач на военную   тематику   способствует   воспитанию   чувства   гордости   за   свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику. Перед праздником Победы надо стараться настроить ребят на героический лад,   и   даже   обычные   тренировочные   задания   связать   с   рассказом   о   тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. В   качестве   примера   рассмотрим   задачу:   Великая   Отечественная   война началась   22   июня   1941   года.   Узнать,   сколько   дней   продолжалась   война,поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца  по  одному  числу, найдите  сумму  выбранных  четырех  чисел,  и вы получите ответ на вопрос. Например: 218+569+349+282=1418 474+569+349+26 =1418 В   послевоенное   время   в   нашей   стране   шло   восстановление   народного хозяйства. Советский народ залечивал раны войны, и люди обеспечивались продовольствием по карточкам, введенным еще в военное время. Служащим выдавалась хлебная карточка в 300 г, а рабочие получали в сутки 500 г хлеба. Долго и трудно шли к хлебному изобилию. Трудами миллионов людей пришел в наш дом хлебный достаток. Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из пепла   и   залечившей   тяжкие   раны   войны,   выросло   и   возмужало   поколение людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об этом. И для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым. При   подготовке   к   игре   “Зарница”   можно   предложить   задачи   следующего характера: “Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250 м по азимуту 102 градуса, потом 350 м по азимуту 183 градуса, затем еще 350 м по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти   отряду   разведчиков,   чтобы   вернуться   в   пункт   А?   Сделать   план   в масштабе 1:2000”.Большое воспитательное значение имеют: тематические вечера; выпуск   стенгазет,   к установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников   посвященных   великим   ученым­математикам, Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие); встречи с представителями этих профессий. Такой   подход   поможет   учащимся   ознакомиться   со   многими   военными профессиями и будет служить профориентационным целям.