Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии, для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым.текстовый документ, расширение docx
Патриотическое воспитание учащихся через содержание учебного
материала на уроках математики.
Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на
“хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и
волевые качества гражданина России. От гражданина требуются глубокие
знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.
Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность
использовать процесс обучения математике в военнопатриотическом
воспитании учащихся.
Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и
возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке
создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением
нового материала провести 23минутную увлекательную беседу (там, где это
диктуется программой) о значении математики в жизни. Во время проведения
уроков я рассказывала о роли ученыхматематиков в укреплении оборонной
мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их
научные исследования были направлены на решение проблемы обороны
страны. Так, в 8м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и
квадратных корней” я предоставила школьникам информацию о штурманских
разработанных сотрудниками математического института
таблицах,
Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации
дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных
этим по своей простоте и оригинальности.
Так же знакомила с таблицами для определения местонахождения судна по
радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством
академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях
блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.
В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость», я вела беседу не
только о шахматах и игре в морской бой, которые рекомендованы авторами
учебника, но и о роли изобретений наших академиков в победе над фашизмом.
В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися
элементов теории вероятностей. В связи с этим я говорила о том, что работы
академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей
использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных
лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории
стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Большое значение в военнопатриотическом воспитании учащихся имеют
работы по укреплению военноморского флота выдающегося советского
математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории
непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно
морскими силами во время войны. Об этом я вела беседу при прохождении
темы “Приближенное значение числа” в 5м классе и темы “Приближенные
вычисления” в 8м классе, а также учащиеся писали рефераты о деятельности
Крылова. Также сообщила учащимся о роли ученыхматематиков
М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую
работу проводят наши ученыематематики в разработке теории
вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и
космической технике. Таких примеров о деятельности ученыхматематиков,
научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести
очень много.
Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть
вечной. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением ивоспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого
является участник войны А.Н. Барсуков (1891 1958), обучалось не одно
поколение учащихся с 1956 по 1973 г.
Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам,
рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны
знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами
военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в
армии.
Действенным средством военнопатриотического воспитания в процессе
преподавания математики является решение соответствующих задач.
Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во
всех классах средней школы. Так, в 5м классе при изучении таких тем, как
“Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение
треугольников”, “Масштаб”, мною было приведено много примеров,
показывающих применение этих понятий в жизни. Полезно отметить, что
хорошее знание как этих, так и других вопросов программы и умение
применять их на практике необходимы при проведении военизированной игры
“Зарница”, так как необходимы навыки ориентирования на местности,
определения расстояния до объектов на глаз и по карте. Решение задач на
военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою
Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы надо стараться настроить ребят на героический
лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех
великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
В качестве примера рассмотрим задачу: Великая Отечественная война
началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война,поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого
столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы
получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного
хозяйства. Советский народ залечивал раны войны, и люди обеспечивались
продовольствием по карточкам, введенным еще в военное время. Служащим
выдавалась хлебная карточка в 300 г, а рабочие получали в сутки 500 г хлеба.
Долго и трудно шли к хлебному изобилию. Трудами миллионов людей пришел
в наш дом хлебный достаток.
Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать
эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из
пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение
людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за
хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и
помнить об этом. И для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для
того, чтобы дорожить достигнутым.
При подготовке к игре “Зарница” можно предложить задачи следующего
характера: “Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250 м
по азимуту 102 градуса, потом 350 м по азимуту 183 градуса, затем еще 350 м
по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо
пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А? Сделать план в
масштабе 1:2000”.Большое воспитательное значение имеют:
тематические вечера;
выпуск стенгазет,
к
установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников
посвященных великим ученымматематикам,
Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие);
встречи с представителями этих профессий.
Такой подход поможет учащимся ознакомиться со многими военными
профессиями и будет служить профориентационным целям.