Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
27.11.2018
Данная лекция предназначена для конспектирования; содержит краткую биографическую справку, но большая часть материала посвящена роману "Преступление и наказание". В лекции содержатся систематизированные сведения о замысле романа, его содержании, о жанровом и композиционном своеобразии. Также представлены характеристики главного героя (Родиона Раскольникова) и центрального женского персонажа (Сони Мармеладовой).
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ.docx
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
(поразила Белинского, опублик. в
Михаил Андреевич, отец, был врачом, окончил Московскую медико-хирургическую
академию. Мать, Марья Федоровна, происходила из купеческой среды. Родился 30
октября (11 ноября) 1821г. в Москве. Положение лекаря в России было тогда весьма
скромным, и семья Д. жила в условиях, чрезвычайно далёких от роскоши.
1836-1843 – Инженерное училище (Петербург). 1844 - оставил службу и целиком
посвятил себя литературе.
1845 – повесть «Бедные люди»
журн.
«Современник»).
С 1845 – в кружке петрашевцев (Петербург): демократическая интеллигенция на
«пятницах» Буташевича-Петрашевского,
спорила на
запрещённые общественно-политические и литературные темы.
1849 – арест, несостоявшаяся казнь, замена расстрела на каторгу (Сибирь, Омский
острог).
Главное «пятикнижие» Д. – романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот»
(1868), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).
Журналы, которые издавал Д.: «Время» (1861-1862) и «Эпоха» (1863-1865) – совместно
с братом Михаилом, «Гражданин» (1873-1874). С 1877 – член-корреспондент
Петербургской АН.
28 января (9 февраля) 1881 г. – умер, заслужив всеобщее признание и почитание. За
его гробом шла многотысячная толпа (Тихвинское кладбище Александро-Невской
лавры).
организатора кружка,
РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866)
Роман признан величайшим философско-психологическим произведением в мировой
литературе.
Д. вошёл в историю литературы как мастер создания психологического портрета. В
романе он подробно описывает раскол в душе главного героя, мучительную борьбу
двух начал: добра и зла. Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже
сама говорящая фамилия главного героя — Раскольников.
Создание. Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного
опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале
«Русский вестник» в течение 1866 года.
Содержание. Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это –
психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из
студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным
идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну
старуху, дающую деньги на проценты…»
Композиция и жанр. Роман состоит из 6 частей и эпилога: 1 часть - совершение
преступления;
2 – 6 часть - наказание («психологический отчет» преступника); эпилог - раскаяние.
Сочетание в романе нескольких жанров:
Детектив
Социально-бытовой жанр
Любовная интрига
Философские и религиозные размышления
Психологические исследования
Идеи романа:
- Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые
не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были
воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.
- Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что
путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».
- Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в
мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной
личности» и их безнравственность. Родион Раскольников. Портрет. Главный герой романа – разночинец, бедный
студент. Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с
привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен». Перед
нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и
низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство
человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль
острее своей: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом
умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва ему знакомого
Мармеладова.
Причины преступления. Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его
матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь
окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).
Нравственные: желание проверить свою теорию (см. ниже), согласно которой сильные
люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть
«через кровь» других людей.
Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения
после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических
теорий.
Поиск истины. Он постигает ошибочность своего заблуждения через тяжкие страдания
и постепенно возрождается к новой жизни. Раскольников сам становится жертвой
содеянного: «Я себя убил, а не старушонку».
Петербургский
пейзаж — не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на
жизнь горожан, их умонастроения, их душу. Пейзаж прочно связан с образом
Раскольникова: он душит героя, не дает ему дышать, жить. Петербург враждебен
человеку, толкает его на преступления. Важную роль играют символы: образ
замученной лошадки из сна Раскольникова перекликается с образом Катерины
Ивановны, «надорвавшейся клячи», с собирательным образом «униженных и
оскорбленных».
Образ Сони Мармеладовой — центральный женский образ романа. В этом образе
воплощен идеал Достоевского, христианские ценности. Соня дает Раскольникову
раскаяние, веру, надежду на возрождение. Она предстает в произведении робкой и
запуганной женщиной, а не девицей вульгарного поведения. Описывая скромный
наряд Сони, ее приличные манеры, Ф.М. Достоевский вновь и вновь хочет подчеркнуть,
что девушку толкнули на панель крайние обстоятельства. У Раскольникова Соня
вызывает чувство жалости. Робость и смущение проявляются в каждой ее фразе. В
портрете героини Ф.М. Достоевский подчеркивает ясные голубые глаза: «Ее даже
нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и
когда оживлялись они, выражение лица становилось такое доброе и простодушное,
что невольно привлекало к ней».
Теория о «делении людей на два разряда». «Обыкновенный» или «необыкновенный»
он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.
Обыкновенные люди («тварь дрожащая», «вошь»). Люди консервативные,
чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Они слабы,
бессильны и не способны изменить своей участи. Такие люди не могут заслуживать
сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она лишь может служить жертвой «особенным
людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для
избранных.
Необыкновенные люди («право имеющие», способные «сказать новое слово»).
Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не
останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для
достижения своих целей. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во
имя лучшего. Это избранные люди. Такой личностью был, например, Наполеон.
Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей».
- Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком. Теория Раскольникова о
праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности
одних и унижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в
состоянии справиться с чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…
я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – его совесть. Стать властелином
ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая теория Раскольникова
противится нечеловеческой, безнравственной теории.
- Созданная теория оказалась безнравственной. На каторге Раскольников все еще
уверен, что его теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь
приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и
отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале
этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления
человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов
людей» уже нет места.
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его
мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию - и самую передовую,
революционную, и преступную. Всем ходом развития своего романа Ф.М. Д. как
великий писатель-гуманист убедительно показывает, что надежды на
нравственное перерождение человека он связывает с религией. Лишь любовь и
доброта, умение поддержать человека в самую трудную минуту способны
преобразовать мир.
Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.