Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Оценка 4.6

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
27.11.2018
Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Данная лекция предназначена для конспектирования; содержит краткую биографическую справку, но большая часть материала посвящена роману "Преступление и наказание". В лекции содержатся систематизированные сведения о замысле романа, его содержании, о жанровом и композиционном своеобразии. Также представлены характеристики главного героя (Родиона Раскольникова) и центрального женского персонажа (Сони Мармеладовой).
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ.docx
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) (поразила Белинского, опублик. в Михаил Андреевич, отец, был врачом, окончил Московскую медико-хирургическую академию. Мать, Марья Федоровна, происходила из купеческой среды. Родился 30 октября (11 ноября) 1821г. в Москве. Положение лекаря в России было тогда весьма скромным, и семья Д. жила в условиях, чрезвычайно далёких от роскоши. 1836-1843 – Инженерное училище (Петербург). 1844 - оставил службу и целиком посвятил себя литературе. 1845 – повесть «Бедные люди» журн. «Современник»). С 1845 – в кружке петрашевцев (Петербург): демократическая интеллигенция на «пятницах» Буташевича-Петрашевского, спорила на запрещённые общественно-политические и литературные темы. 1849 – арест, несостоявшаяся казнь, замена расстрела на каторгу (Сибирь, Омский острог). Главное «пятикнижие» Д. – романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880). Журналы, которые издавал Д.: «Время» (1861-1862) и «Эпоха» (1863-1865) – совместно с братом Михаилом, «Гражданин» (1873-1874). С 1877 – член-корреспондент Петербургской АН. 28 января (9 февраля) 1881 г. – умер, заслужив всеобщее признание и почитание. За его гробом шла многотысячная толпа (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). организатора кружка, РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866) Роман признан величайшим философско-психологическим произведением в мировой литературе. Д. вошёл в историю литературы как мастер создания психологического портрета. В романе он подробно описывает раскол в душе главного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла. Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама говорящая фамилия главного героя — Раскольников. Создание. Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года. Содержание. Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…» Композиция и жанр. Роман состоит из 6 частей и эпилога: 1 часть - совершение преступления; 2 – 6 часть - наказание («психологический отчет» преступника); эпилог - раскаяние. Сочетание в романе нескольких жанров:  Детектив  Социально-бытовой жанр  Любовная интрига  Философские и религиозные размышления  Психологические исследования Идеи романа: - Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. - Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». - Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность. Родион Раскольников. Портрет. Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее своей: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва ему знакомого Мармеладова. Причины преступления. Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре). Нравственные: желание проверить свою теорию (см. ниже), согласно которой сильные люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей. Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий. Поиск истины. Он постигает ошибочность своего заблуждения через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Петербургский пейзаж — не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на жизнь горожан, их умонастроения, их душу. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова: он душит героя, не дает ему дышать, жить. Петербург враждебен человеку, толкает его на преступления. Важную роль играют символы: образ замученной лошадки из сна Раскольникова перекликается с образом Катерины Ивановны, «надорвавшейся клячи», с собирательным образом «униженных и оскорбленных». Образ Сони Мармеладовой — центральный женский образ романа. В этом образе воплощен идеал Достоевского, христианские ценности. Соня дает Раскольникову раскаяние, веру, надежду на возрождение.  Она предстает в произведении робкой и запуганной женщиной, а не девицей вульгарного поведения. Описывая скромный наряд Сони, ее приличные манеры, Ф.М. Достоевский вновь и вновь хочет подчеркнуть, что девушку толкнули на панель крайние обстоятельства. У Раскольникова Соня вызывает чувство жалости. Робость и смущение проявляются в каждой ее фразе. В портрете героини Ф.М. Достоевский подчеркивает ясные голубые глаза: «Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Теория о «делении людей на два разряда». «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.  Обыкновенные люди («тварь дрожащая», «вошь»). Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи. Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных.  Необыкновенные люди («право имеющие», способные «сказать новое слово»). Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего. Это избранные люди. Такой личностью был, например, Наполеон. Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей». - Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком. Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и унижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться с чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «… я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – его совесть. Стать властелином ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая теория Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории. - Созданная теория оказалась безнравственной. На каторге Раскольников все еще уверен, что его теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места. Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию - и самую передовую, революционную, и преступную. Всем ходом развития своего романа Ф.М. Д. как великий писатель-гуманист убедительно показывает, что надежды на нравственное перерождение человека он связывает с религией. Лишь любовь и доброта, умение поддержать человека в самую трудную минуту способны преобразовать мир.

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)

Печатная лекция по литературе "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018