ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 5

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Оценка 5
Педсоветы +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.03.2018
ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Педагог-профессионал представляет образовательный процесс как сложную область деятельности, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта для совершенства. Чтобы быть профессионалом своего дела сегодня, как и во все времена, необходимо постоянно совершенствоваться, глубоко знать свой предмет, овладевать новыми знаниями и технологиями, включая информационные, телекоммуникационные и сетевые, практически разбираться в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеть методикой обучения и воспитания.
Доклад.doc
ПЕДАГОГ­ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ  ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Постельникова Наталья Федоровна, МОУ ­ Лицей №2, г. Саратов Профессия   учителя   –   одна   из   самых   древних   в   мире.   Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого   общества,   т.к.   воспитание   и   обучение   –   явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией»(3). Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми   опыт   не   передавался   из   поколения   в   поколение.   Значит, появление профессии учителя – объективная реальность. В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается такое определение "учитель – преподаватель, наставник". Преподаватель – передает знания, культурно­исторический опыт, накопленный   человечеством,   от   поколения   к   поколению;   развивает этот опыт. Наставник   наставляет,   как   себя   вести,   как   надо   жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека». Учитель   создает   будущее   страны,  т.к.   от   его   труда   во   многом зависит   разносторонность   развития   знаний   молодого   поколения,  его убеждения,   мировоззрение,   нравственные   качества.   Педагогическая деятельность   требует   особого   призвания.  Воспитанием   и  обучением могут   заниматься   люди   со   склонностью   и   любовью   к   этому   делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим   процессом   обучения   и   воспитания   человека.   Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей   учителя,   от   его   умения   наладить   правильные взаимоотношения   с   детьми.   Работа   учителя   предъявляет   большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. От   учителя­профессионала   требуется   глубокое   и   всестороннее знание   своего   предмета   на   современном   научном   уровне.   А.   С. Макаренко справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать профессионалом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью (5).  Знание   своего   предмета   —   необходимое,   но   недостаточное условие   успеха   в   работе   учителя­профессионала.   Ему   необходимо иметь обширные познания и в области смежных предметов, так как научные понятия, и мировоззрение формируются у учащихся на основе межпредметных   связей,   отражающих   те   взаимовлияния   и взаимодействия,   которые   характерны   для   предметов,   явлений   и процессов объективно существующего реального мира. Учителю химии современной   школы   нельзя   не   знать   основ   квантовой   механики, учителю физики — периодического закона Д. И. Менделеева, учителю литературы нельзя обойтись без знания истории, учителю истории — без знания географии и т. д. Глубокая   специальная   подготовка   и   широкая   всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно­технического прогресса. Для того чтобы   быть   профессионалом,   отлично   ориентироваться   в   потоке научной   информации,   обеспечить   изучение   школьниками установленного   программами   объема   основ   наук   на   современном уровне   и   удовлетворить   в   полной   мере   их   возрастающие познавательные   интересы,   учителю­профессионалу   необходима основательная научная подготовка.  В   настоящее   время   существует   масса   разнообразных   форм научной   и   практической   подготовки   учителей,   совершенствования знаний педагогов и повышения уровня квалификации:  семинары;  мастер­классы;  круглые столы;  курсы повышения квалификации;  дистанционное обучение и т.п.     Однако   учителю­профессионалу   помимо   обладания   научной подготовкой и обширными  знаниями   необходимо  уметь сделать  эти знания достоянием своих учеников, что совсем не одно и то же. «Иные люди много знают,— говорил М. И. Калинин.— Я знаю много людей, которые   великолепно   владеют   предметом,   а   если   назначить   такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не   только   знать   предмет,   но   и   уметь   изложить   его   так,   чтобы   он хорошо воспринимался слушателями» (2). Очень ценным и весьма желательным является наличие у учителя­ профессионала   педагогического  таланта, т. е. высокой   одаренности, обеспечивающей   ему   успешное   выполнение   своих   обязанностей. Однако   каждый   учитель­профессионал   должен   владеть педагогическим   мастерством,   т.   е.   приобретаемыми   и   постоянно совершенствуемыми   знаниями,   навыками   и   умениями   обучения   и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «...можем ли мы строить воспитание всего нашего   детства и юношества в расчете на талант?   Нет.   Нужно   говорить   только   о   мастерстве,   то   есть   о действительном  знании воспитательного процесса, о воспитательном умении» (5).        Педагог­профессионал ­ мастер своего дела ­ это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими   отраслями   науки   или   искусства,   практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве   владеющий   методикой   обучения   и   воспитания,   быть полифункциональным (см. рис.1).        Рис.1 Схема ролей­функций учителя­профессионала в его деятельности Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:  умением   организовать   учебный   процесс,   чтобы   при   всех,   даже самых   неблагоприятных   условиях   добиваться   нужного   уровня воспитанности, развития и знаний;   умением   учить   на   уроках.   Педагог­профессионал   добивается   от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него   домашнее   задание   ­   это   способ   углубления,   закрепления, расширения   знаний.   Секрет   успеха   учителей­профессионалов   ­   в умении управлять деятельностью учащихся;   умением   активизировать   учеников,   развивать   их   способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;   умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения,   формировать   у   школьника   высокую   нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;   владением высокого уровня педагогической техники. Литература. 1. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– с. 76–88.  2.   Калинин   М.   И.   Речь   на   совещании   учителей­отличников городских   и   сельских   школ,   созванном   редакцией   «Учительской газеты». — О воспитании и обучении. М., 1957, с. 258. 3.Ленин В. И. Поли. собр. соч, Изд. 5­е, т, 47, с. 194. 4. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.          5. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. — соч. в 7­ми т., т.5, M., 1958  6. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции).— Соч. в 7­ми т., т. 5. М., 1958 9.   Рувинский,   Л.   Только   очень   совестливые,   мудрые   и   добрые педагоги / Л. Рувинский // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4. 7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– с. 5–11  8.Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.  9.Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– с. 115–129. 10.Толстой Л. Н. Общие замечания для учителей.— Пед. соч. М., 1948. с. 299—300.

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018