Педагогический проект на тему:
«Педагогические подходы к формированию экологической компетенции обучающихся»
Нестерова Ирина Викторовна
учитель географии
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района
Актуальность
Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологической компетенции у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Противоречия
Между большим объемом учебного материала и недостаточным временем на уроке;
Между богатым потенциалом краеведческого материала и невозможностью использовать его полностью в учебное время;
Между традиционными и инновационными методами обучения;
Между личной потребностью школьников к творческой деятельности и возможностью её проявить.
Технологии реализации идеи
Технология воспитания экологической культуры относится к технологиям интеграции (принцип создания синтетических, интегрированных систем знаний, дающих представление о целостной картине мира).
Технология исследовательского обучения, направленная на развитие у обучающихся умений и навыков научного поиска.
Технология организации уроков по проектной методике.
В проекте «Формирование экологической компетенции обучающихся при изучении курса географии» соблюдаются принципы:
личностно-ориентированного подхода;
гуманизма;
ученье без принуждения;
преемственности экологического воспитания;
междисциплинарный подход;
эколого-краеведческий;
проблемности и историзма;
единства теоретической и практической деятельности.
Цель проекта:
Проникновение идей, понятий, принципов экологии в содержание курса географии, для подготовки экологически компетентного подрастающего поколения.
Гипотеза
Использование технологий экологического воспитания, проекта, исследовательской деятельности, как средства формирования экологической культуры школьников, позволяет повысить уровень как теоретических экологических знаний, так и способствует формированию практических умений и навыков по слежению за состоянием окружающей среды, выявлению взаимосвязей между живой и неживой природой, развитию экологического мышления и сознания.
Ожидаемые результаты:
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к экологической среде школы и поселка.
Возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику.
Участие школьников в проекте способствует повышению научного уровня экологического образования, слиянию обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию.
Проект ориентируется на решение актуальных практических проблем и служит эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся.
Педагогическая идея проекта заключается в использовании экологических технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов.
Задачи проекта:
Четкое обозначение экологической ориентации обучающихся;
Воспитание экологической культуры и экологического осознания школьников;
Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
Совершенствование и апробация новых педагогических технологий и программы непрерывного экологического воспитания и образования обучающихся.
Дидактические задачи проекта:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.
Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Формирование навыков исследовательской работы.
Формирование критического мышления, навыков работы в команде.
Методические задачи проекта:
Научить проводить самостоятельные мониторинговые исследования.
Анализировать состояние отдельных природных компонентов окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных данных.
Добиться понимания причинно-следственных взаимосвязей в отношениях «природа – человек».
Сформировать ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Анализировать информацию литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.
Этапы реализации проекта:
I . Подготовительный. Изучение проблемы.
(2007-2008 уч.год.)
II. Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование,
позволяющие выявить экологическую грамотность подростков. (май-июнь 2008г.)
III. Практический. Реализация поставленной цели и задач. (2008-2009 уч.год.)
IV. Заключительный. Анализ полученных результатов. (май –сентябрь 2009 года)
Ход исследования:
Изучить литературу позволяющую оценить экологическую ситуацию в мире, стране и области;
Сотрудничество с психологом школы, преподавателями биологии, педагогами дополнительного образования для составления анкет, мониторингов, позволяющих выявить экологическую грамотность подростков;
Разработка дидактического материала, тематики учебных проектов, программы непрерывного экологического воспитания и образования;
Включить в планирование учебного материала тем экологической направленности, план внеклассной работы по формированию экологической компетенции.
I этап проекта.При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводу:
1. На наших глазах идет разрушение экологической системы Земли, выделяем наиболее пострадавшие участки биосферы:
ресурсы морей и лесов почти исчерпаны;
появились признаки изменения климата;
экологическая эмиграция.
По Тамбовской области:
уничтожение редких и ценных дикорастущих растений в результате распашки земель, выпаса скота;
сокращение численности ряда животных;
загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах и райцентрах выбросами предприятий и автотранспорта;
загрязнение рек.
II этап проекта
2. Провела диагностику :
Определение отношения подростка к природе
Выявление способностей к природоохранной деятельности у обучающихся 8-9 классов.
3. Разработала программу непрерывного экологического воспитания и образования в школе.
4. Определила тематику учебных проектов, включила в планирование учебного материала темы экологической направленности с определением ЗУН и разработала план внеклассной работы по теме.
III этап проектаПрактический.
Темы учебных проектов:
Анализ экологического состояния природных объектов.
Экологическое состояние водоемов района.
Оценка влияния деятельности предприятий на состояние окружающей среды.
Мониторинг школьного здания и пришкольных территорий.
Мусорная проблема.
Исследование потока транспортных средств около школы.
Результаты:
Работа над проектом в творческом коллективе объединила школьников по интересам, воспитала обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь и добросовестность.
Дети научились анализировать состояние отдельных природных компонентов окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных данных.
Усвоили виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе; внесли посильный вклад в сохранение природы; научились видеть красоту окружающего природного мира.
результаты анкетирования показывают:
уровень потребительского отношения к природе среди учащихся 8-11 классов постепенно снижается
более выраженной становится эстетическая установка среди обучающихся 8-9 кл.
учащиеся имеют стабильный интерес к географии, который отражается на качестве знаний
учащиеся 8-9 классов чаще воспринимают природу как объект охраны и изучения
Выводы:
Направленность исследовательского проекта на конечный результат делает процесс получения экологических знаний целенаправленным.
В случае использования технологий экологического воспитания, проекта, исследовательской деятельности осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить экологические исследования, навыки слежения за состоянием окружающей среды.
Используемые технологии личностноориентированы, используют множество дидактических подходов, предполагают самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения.
Использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к проблемам экологического характера и предмету.
Экологические проекты способствуют формированию ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране.
В сфере самостоятельной и познавательной деятельности
формируются экологическая компетентность у обучающихся.
Информационные ресурсы:
1. Бершадский М.Е.,Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М., 1981 год.
2. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. «Экологическое воспитание школьников во внеурочной работе: проблемы теории о технологии» Мичуринск: мичуринская городская типография, 2001 г.
3. Исследовательская деятельность в учебном процессе. Громова Татьяна, методист Центра информационных технологий и телекоммуникации при Комитете по образованию Санкт-Петербурга
4. Кашкин В.Б.Основы теории коммуникации М.,АСТ 2007
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
5. Комплексные методики активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования. Выпуск 12. С-П.; 1993.
6. Мягких Т.П. Использование проектной технологии в экологических исследованиях школьников. / Проблемы экологического образования и воспитания в системе Наукограда: материалы международной научно-практической конференции/ под ред. В.Н.Яценко.- Мичуринск: МГПИ, 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
7. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.