Митрофанов С.В.
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Педагогические условия развития исследовательской компетентности обучающихся
На современном этапе развития образование отводит творческой деятельности ведущую роль, которая предопределяет новые открытия и их использование в разнообразных сферах деятельности человечества. Поэтому, от преподавателя зачастую ожидают превращения из простого «передатчика знаний» в «образователя», интеллектуального аниматора и даже иногда социального помощника. В условиях возрастающей неоднородность обучающихся, переосмысления целей среднего профессионального образования, множества методов обучения и его оценки, большого количества учебных программ, становится очевидным, что преподаватель с узконаправленным мышлением и однопредметным набором знаний, умений и навыков не может претендовать на выполнение задач, которые поставлены перед современным образовательным процессом [27].
Введение новых образовательных стандартов и изменения системы образования, требуют серьезного пересмотра научно-методического обеспечения. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся является сложной задачей реализации новых стандартов. В трудах исследователей А. Н. Поддъякова, А. И. Савенкова, А. С. Обухова, А. В. Леонтовича разработаны психологические и методологические основы развития исследовательской компетентности. В методике преподавания учебных дисциплин рассмотрены некоторые аспекты организации исследовательской деятельности и развития исследовательских компетенций на ее основе. Часто речь идет об организации исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время, но для полной реализации требований, новых образовательных стандартов, должен быть сформирован целостный образовательный процесс, который будет систематично и последовательно включать в исследовательскую деятельность обучающихся, как во время урока, так и во внеурочных формах обучения [15].
По мнению Т. С. Широбоковой учебно-исследовательская деятельность обучающихся должна быть самостоятельным творческим процессом поиска и получения новых знаний, но она должна обязательно проводиться под руководством опытного педагога. Учебно-исследовательская работа с точки зрения преподавателя – это эффективное средство обучения, развития и даже воспитания обучающегося, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки развития исследовательской деятельности [35].
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, в которой обучающиеся и педагоги тесно взаимодействуют. Не исключено, что к такой деятельности могут подключаться и родители.
Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой направленности обучающегося. Формулируя и назначая тему исследовательской работы, в первую очередь нужно учитывать интересы и способности обучающегося.
Поэтому, на преподавателе лежит вся ответственность за качество проведения исследовательской работы, необходимо также помнить, что исследовательский труд требует от обучающегося максимальной самостоятельности и самодисциплины. Не секрет, что, не у всех обучающихся это получается, так как не у каждого обучающегося достаточно сформированы необходимые способности.
Следовательно, каждый педагог должен также обладать определенным набором компетентностей:
- должен быть развитой, творческой личностью;
- должен стремиться к постоянному саморазвитию и самообразованию;
- иметь собственное стремление к исследовательской деятельности и активно проявлять педагогическую позицию;
- уметь предвидеть результаты не только собственной деятельности, но и деятельности обучающегося [33].
Отношение обучающихся к преподавателю принципиально меняется, когда он из «контролирующего органа» превращается в опытного товарища, становится их наставником, консультантом, работает с ними в одной команде.
Для развития исследовательской компетентности обучающихся, по мнению А. В. Хуторского, необходимы следующие условия:
- систематичность – работа по развитию исследовательских умений должна проводиться в классе постоянно, системно, как в урочной, так и внеурочной деятельности;
- мотивированность – преподаватель должен помогать обучающемуся видеть в исследовательской деятельности возможность реализовать свои способности и возможности, а также способ к саморазвитию и самореализации;
- психологический комфорт – необходимо поощрять творческие проявления обучающихся. Преподаватель должен постоянно направлять творческие идеи обучающихся и поддерживать их стремление;
- учет возрастных особенностей – исследовательская деятельность должна быть интересной и посильной для обучающихся [33].
Преподавателю следует подбирать такие задания, которые имеют неоднозначное решение, нужны так называемые «ловушки», для решения которых требуется поиск дополнительной информации.
Важное значение имеет сознательно предлагаемый педагогом недостаточно полный текст задания, который вынуждает обучающегося к творческому поиску новые знания и возможных способов работы. Имеющаяся высокая мотивация создает не просто эмоциональную, творческую включенность в работу, но и способствует ее позитивному развитию. Заинтересованность в рассмотрении нескольких гипотез положительно влияет на формирование межличностного общения, «в споре рождается истина», а также на укрепление социальных связей обучающихся и выявлению правдивых результатов.
Также важным для развития является способность обучающихся к рефлексии.
В педагогике рефлексия понимается с одной стороны как способность обучающегося осознавать собственную деятельность, ее результат, а также способ, который привел к этому результату, как способность анализировать собственные средства познания; с другой – как процесс и результат осознания совокупности происходящих во время занятий деятельностей [4].
Рефлексию можно наблюдать в умении отличать важное от неважного, в умении увидеть и понять каких знаний не хватает для достижения положительного результата, в умении высказывать и отстаивать свое мнение, выслушивать мнения других, в способности оценивать мысли и действия не только своих товарищей, но и собственных. Все эти преобразования связаны с самоконтролем обучающихся, что побуждает их ответственно относиться к разносторонней деятельности [19].
Такая направленность в учебной работе способствует развитию творческого мышления обучающегося, повышению интеллекта и мотивации к учению, а также развитию исследовательской компетентности.
Исследовательская компетенция обучающихся направлена на формирование метапредметных результатов образования. Так В. И. Залуцкая считает, что развитие исследовательской деятельности необходимо базировать на следующих педагогических принципах:
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда знания, опыт и навыки, полученные при выполнении творческих и учебно-исследовательских работ, применяются на уроках, что способствует повышению успеваемости обучающихся,
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего обучения и воспитания в творческом коллективе, как обучающихся различных возрастов, так и научных руководителей;
- межпредметное обучение, в котором погружение в исследовательскую проблему предполагает глубокое систематизированное знание не только одного предмета, но и широкую эрудицию в других областях, развитие навыков исследовательского труда [5].
А. Э. Ишкова, на основе соотнесения функциональных и педагогических принципов (системы основных требований к построению образовательного процесса), предлагает следующую классификацию:
- принцип научности; подразумевает достоверность информационного материала и соответствие его научным данным;
- принцип проблемности; основывается на проблемных ситуациях, созданных педагогом;
- принцип доступности; означает соответствие интеллектуальных и учебных возможностей обучающихся уровню обучения;
- принцип поэтапности; – управление исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы обучающихся [10].
А. А. Ушаков в своей работе определил, что эффективность развития исследовательской компетентности обучающихся можно обеспечить следующими педагогическими условиями:
- гуманизация педагогического процесса. Условие заключается в осознании обучающимися смысла жизни и активной исследовательской позиции в ней, в возможности максимально реализовать себя в учебно-исследовательской деятельности, при обеспечении нравственного и физического здоровья. Обучающиеся должны осознать самоценность в проведении исследования. Данное условие реализуется при создании «субъект-субъектных» отношений, в которых обучающиеся выступают как равноправные участники учебно-исследовательской деятельности;
- создание исследовательской развивающей среды. Условие предполагает самостоятельный выбор обучающимися темы своего исследования, выбора уровня сложности работы, форм и методов работы, самостоятельного проведения учебно-исследовательской работы, осознанности цели и значимости исследования и ответственности за полученный результат. Обучающиеся должны максимально реализовать индивидуальные интересы, применять систему оценивания, соответствующую требуемым образовательным результатам;
- направленность педагогического процесса на преобразование и развитие мотивационной сферы. Условие заключается в стимуляции и активации в образовательном процессе учебно-исследовательской деятельности обучающихся с целью развития у них исследовательской компетентности;
- выявление особенностей и создание условий для развития субъектного опыта обучающихся в учебно-исследовательской деятельности;
- поэтапное развитие исследовательской компетентности обучающихся в определенной последовательности: формирование субъективной мотивации – исполнительские действия и оценка результатов (рефлексия) – корректировочные действия [30].
А. Э. Ишкова предлагает следующую организацию образовательного процесса, направленного на развития исследовательской компетентности:
1. Диагностика стартовых знаний, умений и навыков в содержательной области исследования;
2. Мотивация обучающихся к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
3. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, состоящей из теоретического и практического направлений;
4. Подготовка и участие обучающихся в научно-практических конференциях;
5. Выполнение обучающимися квалификационных и дипломных работ.
Следовательно, создавая условия, педагог на занятиях должен выступать в роли организатора образовательного процесса, выполнять функцию партнера и координатора, стимулируя тем самым, творческое мышление обучающихся. Создавая необходимые условия для осуществления творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности обучающимися, следует провести с ними подготовительную работу в урочное время [11].
При организации образовательного процесса автор выделяет несколько направлений исследовательской деятельности обучающихся:
- учебно-исследовательская работа: состоит из написания в процессе внеаудиторной работы докладов и рефератов, с использованием собственно полученных материалов; применение на теоретических и практических занятиях, а также в производственном обучении экспериментального исследовательского материала; выполнение практических и лабораторных работ с элементами эксперимента; выполнение во время прохождения учебной и производственной практики на предприятиях города заданий исследовательского характера; курсовые и дипломные проекты и работы;
- научно-исследовательская работа: предусматривает выполнение заданий, практических и лабораторных работ, а также квалификационных, курсовых и дипломных работ и проектов, с содержанием элементов научных исследований; выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера во время прохождения практики;
- учебно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время: предусматривает деятельность обучающихся в научном обществе учащихся, совместную организацию и проведение исследования обучающихся с руководителями; выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенного исследования в рамках научно-практических конференций [10].
А. А. Ушаков и И. М. Клаус в своих исследованиях предлагают следующие виды научно-исследовательской деятельности в учебном процессе:
1. научно-исследовательская деятельность на учебном занятии содержит:
- проведение учебного эксперимента;
- применение исследовательского метода;
- организация дискуссии;
- проблемный анализ текста;
- творческая работа;
- домашнее задание исследовательского характера;
- нетрадиционные формы занятий;
2. научно-исследовательская деятельность во внеурочное время содержит:
- научное общество учащихся;
- олимпиады и конкурсы;
- работа на факультативах;
- исследовательская практика;
- образовательные экскурсии и экспедиции [12; 30].
Кроме того, для формирования исследовательской среды необходимо наличие материально-технического обеспечения нескольких направлений:
- информационного – библиотечный фонд, интернет;
- технологического – компьютерная и мультимедийная техника;
- учебно-методического – кабинеты, лаборатории для проведения исследований, компьютерный класс;
- учебно-методические средства и материалы для организации и проведения исследований.
Высоким уровнем развития исследовательской компетентности обучающегося является его постоянная потребность, а также способность к самосовершенствованию, его познавательная активность и самостоятельность [10].
Таким образом, процесс развития исследовательской компетентности обучающихся в профессиональном образовании можно обеспечить комплексом педагогических условий, который должен включать в себя следующие группы условий:
1) условия создания исследовательской развивающей среды, способствующей постоянному творческому поиску и личностному развитию обучающихся:
- личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающихся;
- мотивация и поддержка обучающихся;
- творческий подход к организации исследовательской деятельности;
- благоприятный творческий и психологический комфорт;
2) условия технологизации учебно-исследовательской деятельности, направленной на построение эффективного процесса развития исследовательской компетентности обучающихся:
- внедрение исследовательской деятельности в разные формы организации учебного процесса;
- реализация педагогических технологий: исследовательского и проблемного методов обучения, учебного проектирования и нетрадиционных форм занятий;
- активизация исследовательской компетентности преподавателя.
Библиографический список
1. Воробьева, А.В. Исследовательские компетенции современного школьника / А.В. Воробьева // Политематический журнал научных публикация «Дискуссия» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=157.
2. Гончаренко, В. В. Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации креативности / В. В. Гончаренко // СПО. - 2012. - Прил. №: 3. - C. 87-94.
3. Денисова, Н. П. Использование метода проектов в практике работы преподавателей дисциплин профессионального цикла / Н. П. Денисова // СПО. - 2014. - Прил. №: 3. - C. 94-98.
4. Заболотникова, Н. В. Использование рефлексии на уроках биологии / Н. В. Заболотникова // [Электронный ресурс] режим доступа: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-vidy-rieflieksii.html
5. Залуцкая, В. И. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов / В. И. Залуцкая // Молодой ученый. – 2016. – №17 (1). – С. 12-16.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – Москва: Аккадемия. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. – Москва: Чистые пруды, 2007. –32 с.
9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / под ред. А. С. Обухова. – Москва: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 51-58.
10. Ишкова, А. Э. Развитие исследовательской компетентности педагогов и учащихся в рамках начального и среднего профессионального образования / А. Э. Ишкова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №2. – C. 344-351.
11. Ишкова, А. Э. Педагогические условия развития исследовательской компетентности учащихся в системе начального профессионального образования / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Иркутск. – 2008. – 22 с.
12. Клаус, И. М. «Развитие исследовательских компетенций обучающихся как необходимое условие реализации Федеральных государственных образовательных Стандартов» [Электронный ресурс], https://www.metod-kopilka.ru/razvitie_issledovatelskih_kompetenciy_ obuchayuschihsya_kak_neobhodimoe_uslovie_realizacii-40491.htm
13. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // Москва.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
14. Комардина И. В. «Развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся СПО в условиях теоретического обучения» [Электронный ресурс], http://www.informio.ru/publications/id3679
15. Лебедева, О. В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе / О. В. Лебедева // Педагогика. – 2013. – №: 8. – C. 52-58.
16. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А.В. Леонтович. – Москва: [б.и.], 2002. – 110 с.
17. Леонтович, А. В. Современные трактовки одарённости и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. – 2002. – № 9. – С. 13–17.
18. Маркова, И. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников на основе практико-ориентированной деятельности при изучении географии: Выпускная квалификационная работа / И.А. Маркова – Бийск, 2018. – 112 с.
19. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. – Томск: изд-во: ТГПУ. – 2003. – С. 180-182.
20. Осипова, С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей [Электронный ресурс], – ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc
21. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – 4-е изд., стер. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
22. Паршутина, Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе естественнонаучных предметов / Л. А. Паршутина // ПО. Столица. – 2012. – Прил. "Науч. исследования в образовании"№: 1. – C. 21-25.
23. Поддьяков, А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 29–32.
24. Рассказова, Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы / Ж. В. Рассказова // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 450-452.
25. Рассказова, Ж. В. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения / Ж. В. Рассказова // Молодой учёный. – 2014. – №2. – С. 843 – 845.
26. Репета, Л. M. Формирование исследовательской компетенции у учащихся / Л. M. Репета // General and Professional Education. 2011. - № 3. - C.28-33.
27. Савельев, П. А. Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа / П. А. Савельев // СПО. – 2015. – №: 1. – C. 11-17.
28. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
29. Теория и методика профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://all-referats.com/diploms/
30. Ушаков, А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Майкоп. – 2008. – 22 с.
31. Ушаков, А. А. Реализация компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов / А. А. Ушаков // Профильная школа. - 2011. - № 2. - С. 8-12
32. Харламова, Н. А. Организация и проведение исследовательской деятельности студентов в Минусинском медицинском техникуме / Н. А. Харламова // СПО. - 2013. - Прил. №: 2. - C. 27-30.
33. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/conf/
34. Шапошникова, Т. Л. Формирование готовности студентов к исследовательской деятельности / Т. Л. Шапошникова // СПО. - 2015. - №: 9. - C. 3-10.
35. Широбокова, Т. А. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т. А. Широбокова // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. – 2011. – № 7. – С. 45-54
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.