Педагогические технологии.
Оценка 4.7

Педагогические технологии.

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
doc
администрации
Взрослым
21.06.2019
Педагогические технологии.
Лекция на тему "Педагогические технологии". Обзор педагогических технологий обучения. Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Для того, чтобы в этом процессе было меньше погрешностей, важно различать три основные группы педагогических технологий: « технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков; « личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной .учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников; • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых — способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Педагогические технологии.doc
Калашникова Ирина Геннадьевна                                                  учитель начальных классов                                                  КГУОШ № 160 города Алматы                                     Педагогические технологии. Понятие и типология. «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...» А. С. Макаренко Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники.   И   всё   же   массовое внедрение  педагогических  технологий  исследователи  относят  к  началу  60­х  годов  и  связывают   с  рефор­ мированием вначале американской, а затем европейской школ. Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких   дидактических   подходов,   которые   могли   бы   превратить   обучение   в   своего  рода   «производственно­технологический  процесс   с гарантированным результатом» Под педагогической технологией  следует  понимать такое построение деятельности педагога, в котором все  входящие в него действия представлены в определённой  целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. В такой прогностичности всегда заинтересован учитель. Педагогическую   технологию   нельзя   отождествлять  с   применением   алгоритмов,   ибо   в   ней   действия   не  могут   быть   жёстко детерминированы,   они   всегда   вариативны.   Технология   есть   отражение   закономерного   в   деятельности.   Чем   лучше   учитель   знает педагогические  закономерности,   тем   эффективнее   построение   его   деятельности,   поскольку   точнее   используются   технологические требования. В.П.   Беспалько1  справедливо   замечает:   «...Обновление   школы   возможно   только   через   научно   обоснованное   совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя». Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического  процесса путём выделения в процессе обучения этапов,  представленных в виде особой последовательности  процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Существует  множество  определений   понятия  «педагогическая   технология».   Вот   одно   из   них:  «Педагогическая технология есть область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов»2. Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются следующие: 4   технология   разрабатывается   под   конкретный  педагогический   замысел,   в   основе   ее   лежат   ценностные   ориентации,   целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата; 4   технологическая   цепочка   педагогических   действий   выстраивается   строго   в   соответствии   с   поставленной   целью   и   должна гарантировать всем школьникам .достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования; *   функционирование   технологии   предусматривает  взаимосвязанную   деятельность   учителя   и   учащихся   с  учётом   принципов индивидуализации; * поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым учителем с учётом авторского почерка педагога; *   органической   частью   педагогической   технологии   являются   соответствующие   данной   стратегии   обучения   диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых психолого­педагогических технологий можно выделить следующие: * необходимость более глубокого учёта и использования психофизиологических особенностей обучаемых. •   осознание   настоятельной   необходимости   замены   малоэффективного   вербального   способа   передачи  знаний   системно ­деятельностным подходом; И возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и  ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения; В потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя. Представление   о   педагогической   технологии   как   о  воплощении   на   практике   заранее   спроектированного  учебного   процесса предполагает, во­первых, её использование специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а во­вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Вместе с тем на пути воплощения инновационных авторских проектов встречается ряд препятствий: => консерватизм педагогической системы,  во многом объясняемый тем, что педагогическим  работникам  недостаёт действенной информационной службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы; =>  не все новые авторские проекты доводятся до  уровня технологии, что часто приводит к неожиданным, незапланированным результатам, вызывает недоверие к новациям и провоцирует возврат к хорошо известному старому; => развивающие системы начального образования не всегда обеспечивают её состыковку с последующими этапами школьной жизни ребёнка. Для того, чтобы в этом процессе было меньше погрешностей, важно различать три основные группы педагогических технологий: « технологии объяснительно­иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков; «   личностко­ориентированные   технологии   обучения,  создающие   условия   для   обеспечения   собственной  .учебной   деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников; • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых — способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. Внедрение новых педагогических идей в школьную практику, переход учителей на более совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс на конвейере. Педагогическая деятельность всегда осуществляется в динамичной ситуации и предполагает значительный простор для творческого поиска, вариативность применения тех или иных приёмов работы в зависимости от реально существующей «здесь и сейчас» ситуации. Реализация творческой свободы учителя Б быстро меняющихся воспитательных актах наряду с ответственностью за конечный педагогический результат возможна только при условии осмысления учебного процесса (вне зависимости от технологии обучения) на че­ тырёх уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Как показывают многолетние наблюдения, в массовой педагогической практике новая педагогическая  идея обычно успешно прорабатывается на теоретическом и методологическом уровнях, но этап её непосредственного внедрения (процесс освоения техноло­ гии)   по   различным   причинам   оказывается   замедленным.   В   настоящее   время,   в   связи   с   достаточно   широким   распространением технологий развивающего обучения, возникла и другая крайность, когда учитель пытается освоить новые подходы в обучении только на уровне методики или отдельных дидактических приёмов. Овладение только каким­то одним пластом знания,  например методическим или технологическим, без  теоретического базиса неизбежно приводит к затруднениям в работе, искажению сути педагогической концепции. Часто получаем и обратный результат — от­ торжение   некоторых  нововведений,  так  как  бессистемные   фрагменты   нового   накладываются   на  традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система   разрушается,   но  ничего   взамен   не  создаётся;   всё  это лишь усугубляет  положение  учащихся  и учителей. Необходимо   глубокое   профессиональное   осмысление вывода о том, что  «нельзя учить  детей  по методикам и технологиям, взаимоисключающим   друг   друга,  нельзя  детей  погружать   в  смысловое  поле,   наполненное  противоречивыми   установками   и требованиями»1. Именно   в   этом   корень   неизбежных   и   неустранимых   конфликтов,   возникающих   в   школах   при   неточном,   часто   искажённом использовании  в условиях массовой   практики   методик   развивающего   обучения.  Многим педагогам всё ещё кажется, что они могут «творчески»   (то   есть   так,   как   посчитают   нужным)   использовать   новую   методику,   чей­то   передовой   опыт,  причём   характер   такого использования зависит только  от намерений и желаний самого учителя. Степень совместимости того, что делалось раньше,' с тем, что предстоит сделать, не принимается во внимание. Приступая к изучению новых технологий обучения, следует уберечься от этой серьёзной педагогической погрешности и понять, что совершать её недопустимо. Активно используемая метафора о необходимости использовать «крупицы» новаторского опыта должна быть окультурена пониманием того, что должна быть совместимость между этими «крупицами». Всем педагогам, приступающим к освоению технологий развивающего обучения, важно глубоко осознать  этот вывод, который должен стать фундаментом возводимого всеми нами здания новой педагогической куль­ Проблема заключается ещё и в том, что в современных условиях, когда требуется гарантированный педагогический результат, задача педагогов   значительно усложняется: появляется необходимость разработать  и  обосновать два  типа  технологий:  не  только  технологию деятельности педагогов, но и технологию учебно­познавательной деятельности учащихся. В этом смысле педагогика, как наука, в большом долгу перед обучаемыми. Справедливо сосредоточив свои усилия на разработке и совершенствовании   психолого­педагогических   технологий  педагогической   деятельности,   учёные   и   практики   мало   уделяли   внимания созданию   принципиально   новых   технологии   учебно­познавательной   деятельности  учащихся.  А   ведь   это   существенно   различные технологии, хотя на практике они осуществляются в органическом единстве как две необходимые и взаимосвязанные линии единого процесса обучения. Современной педагогической науке предстоит затратить немалые усилия на разработку инновационной теории самостоятельной работы учащихся, обоснованных рекомендаций по её организации — применению современной информационной техники, прежде всего персональных компьютеров, информационных педагогических систем будущего с учётом последних рекомендаций валеологии (науки о здоровом образе жизни и деятельности), информатики, эвристики, инженерной психологии. .Овладение   новыми   технологиями   обучения   потребует   формирования  внутренней   готовности   учителя  к  серьёзной   работе  по преобразованию самого себя.  Огромную помощь в этой работе оказывает система повышения квалификации, сочетающая организацию на­ учно­исследовательской деятельности с реализацией  практически — ориентированных программ послевузовского обучения, включающих специальные тренинги, непосредственную работу с учащимися в школах­лабораториях и другие активные формы обучения учителей. Обяснительно ­ иллюстративные технологии обучения. 2.1. Наследие «информационного общества» и тоталитаризма Проблемы,  которые рассматриваются  в этом разделе, являются не столько педагогическими  (в узком  понимании   этого   слова), сколько   социально­психологическими.   При   этом   они   глобальные,   ибо   волнуют прогрессивную общественность во всех странах мира, являясь выражением глобального кризиса образования. Главная проблема, стоящая перед специалистами в области педагогики и психологии, связана с поиском более эффективных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации и включения механизмов личностного развития. Серьёзной критике   подвергаются   объяснительно­иллюстративные   технологии   обучения,   широко   распространённые   в   массовой   педагогической практике, но обладающие ограниченными возможностями в плане всестороннего развития личности. Первоначально распространение таких технологий  было связано с развитием капитализма и культом разума, при этом процесс обучения по своей структуре и  принципам почти не отличался от средневековой системы образования. К концу  XX  в. объяснительно­ иллюстративные технологии обучения многими здравомыслящими людьми стали восприниматься как неэффективные и даже вредные, и это осознание напрямую было связано с анализом особенностей так называемого «информационного общества», в котором живут наиболее развитые страны мира и в котором начинаем жить и мы. Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Бабанский Ю.К. «Выбор методов обучения в средней школе», Москва – 1981 г. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно­воспитательного процесса», Москва – 1982 г. Баранов С.П. «Принципы обучения», Москва – 1975 г. Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя», Москва – 1987 г. Занков Л.З. «Дидактика и жизнь», Москва – 1968 г. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока», Москва – 2000 г. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. «История педагогики», Москва – 1966 г. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. «Выбор метода обучения», Москва – 2002 г. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения», Москва – 1990 г. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества», Москва – 1991 г. Педкасистый П.И. «Педагогика», Москва – 2002 г. Подласый И.П. «Закономерности обучения и повышения качества знаний», Киев – 1982 г. Подласый И.П. «Исследование закономерностей дидактического процесса», Киев – 1991 г. Подласый И.П. «Как подготовить эффективный урок», Киев– 1989 г. Поласый И.П. «Педагогика», Киев– 1996 г. Поташник М.М. «Как развивать педагогическое творчество», Москва – 1987 г. Раченко И.П. «НОТ учителя», Москва – 1982 г . Савин Н.В. «Педагогика», Москва – 1972 г. 19. Скульский Р.П. «Учиться быть учителем», Москва – 1986 г. Смолкин А.М. «Методы активного обучения», Москва–1991 г. 20. 21. Шакуров Р.Х. «Творческий рост педагога», Москва – 1985 г.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2019