Формирование
учебно-познавательной компетентности
обучающихся в системе подготовки
к ГИА и ЕГЭ по математике.
Формирование
учебно-познавательной
компетентности учащихся
в системе подготовки
к ЕГЭ по математике
Учитель математики
МБОУ «Оборонинская СОШ»
Мордовского района
Якунина Лариса Михайловна
Актуальность
современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать учащимся прочные знания, но и формировать учебно-познавательные компетентности учащихся;
обязательная сдача ЕГЭ по математике требует комплексного подхода при изучении предмета;
успешная сдача ЕГЭ открывает учащимся возможность поступления в ВУЗы.
Задачи
изучить методическую литературу по данной тематике;
скорректировать рабочую программу по математике;
создать банк ресурсов для подготовки к ЕГЭ в сети Интернет;
повысить качество знаний посредством использования инновационных технологий личностно-ориентированного обучения;
формировать и развивать поисково-исследовательские навыки и умения обучающего себя индивида, ориентированные на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
создавать ситуацию успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания.
Новизна
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Данный проект ориентирован на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Сроки реализации: июнь-август
-изучение и анализ нормативной, психолого –педагогической, методической литературы;
-выбор технологий для внедрения в практику;
-определение уровня подготовленности школьников к реализации задач формирования компетенций.
Основной этап.
Сроки реализации: сентябрь-февраль (1,5 года)
- внедрение в учебный процесс различных форм, методов обучения с использованием современных педагогических технологий;
- отслеживание процесса, анализ промежуточных (текущих) результатов;
- корректировка испытываемых технологий;
- приобщение детей к участию в конкурсах разного уровня;
- участие учителя в работе МО, РМО учителей математики, физики, информатики.
Обобщающий этап:
Сроки реализации: март-май
- Обработка и анализ полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями и задачами, ожидаемым результатом;
- мониторинг качественных изменений:
* входной контроль
* промежуточный контроль
* итоговый контроль
* пробный ЕГЭ.
Планируемые образовательные результаты
овладение педагогом и успешное применение педагогических технологий в образовательном процессе;
скорректированная рабочая программа по математике;
создание банка ресурсов для подготовки к ЕГЭ в сети Интернет;
повышение качества математического образования в результате внедрения активных форм и методов обучения;
становление разносторонне развитой личности учащегося, успешной в условиях в современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, обладающей ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.
механизм
реализации
дополнительные
занятия
планирование
учебного материала
планирование мероприятий
в рамках предпрофильной
и профильной подготовки
диагностика
Анкетирование
«Как вы относитесь к урокам математики?»
большинство учащихся (62%) добросовестно выполняют программные требования;
29% - получают интеллектуальное удовольствие от выполнения заданий;
60% учеников интересны способы получения знаний;
50% проявляют интерес к обобщениям
17% испытывают интерес к самообразовательной деятельности.
Участие в олимпиадах
Год | Предмет | Уровень участия | Количество победителей и призеров | Класс | Результат |
2012/2013 | математика | школьный | 3 | 5 | 1, 3,3 место |
муниципальный | 2 | 10 | 1, 2 место | ||
2013/2014 | школьный | 1 | 6 | 1 место | |
математика | муниципальный | 1 | 10 | 1 место | |
областной | 1 | 11 | участник | ||
2014/2015 | школьный | 1 | 7 | 3 место | |
математика | муниципальный | 1 | 11 | призер |
Участие в дистанционных предметных олимпиадах
Год | Предмет | Уровень участия | Количество | Класс | Результат |
2012- | Математика | Федеральный | 4 | 5 | 3, 7 место |
2013- | 3 | 6 | 5, 7, 8 место | ||
2014- | 3 | 8 | 3,5, 7 место |
Распространение опыта
обобщение опыта на муниципальном уровне («Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики»)
размещение материалов из опыта работы (разработки уроков, методические рекомендации, материалы выступлений) на сайтах в сети Интернет
выступления на заседаниях педагогических советов школы, пленарном заседании августовской конференции, районных семинарах («Реализация компетентностного подхода при обучении математике», «Особенности организации учебного процесса в рамках предметной области «Математика» при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования», «Система оценки достижений планируемых результатов обучения», «Подготовка к ЕГЭ и ГИА (из опыта работы)», «Создание и развитие информационной образовательной среды на уроках математики», «Организация работы с одаренными детьми», «Здоровьесберегающие технологи на уроках математики»)
Практическая значимость проекта
создание банка ресурсов для подготовки учащихся к ЕГЭ в сети Интернет
формирование учебно-познавательной компетентности учащихся
повышение качества знаний учащихся
усиление эмоциональной составляющей обучения
использование различных форм и методов обучения позволяет учителю значительно расширить объём изучаемого материала и разнообразить формы его подачи, улучшить запоминание материала, способствует выявлению и поддержке одарённых детей.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М., - Просвещение. 1990
Научно-методический журнал «Математика в школе».
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.
Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Шадрикова В.Д. «Познавательные процессы и способности в обучении» Просвещение 1990 .
Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами ИКТ: методическая лаборатория программы Intel ® «Обучение для будущего». – М., 2006.
Информационные источники
http://www.1september.ru/,
http://www.zavuch.info/
http://www.it-n.ru/,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.