Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия, создание крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Основы здоровья закладываются в детстве, в семье, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного здоровья не вернуть или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.
За период обучения в школе количество школьников, имеющих различные отклонения в физическом и психическом развитии увеличивается в 3-4 раза, а среди выпускников практически здоровыми являются 5-8% учащихся. Организация учебного процесса в школах ведет к увеличению психических и статических нагрузок на организм детей, значительно сокращается объем их двигательной активности.
В настоящее время в содержание шЗдоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия, создание крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Основы здоровья закладываются в детстве, в семье, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного здоровья не вернуть или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.
За период обучения в школе количество школьников, имеющих различные отклонения в физическом и психическом развитии увеличивается в 3-4 раза, а среди выпускников практически здоровыми являются 5-8% учащихся. Организация учебного процесса в школах ведет к увеличению психических и статических нагрузок на организм детей, значительно сокращается объем их двигательной активности.
В настоящее время в содержание ш
Педагогическая идея
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
Здоровье одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и
долголетия, создание крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Основы здоровья закладываются в детстве, в семье, любое отклонение в развитии
организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или
юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного
здоровья не вернуть или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое
время его сберечь.
За период обучения в школе количество школьников, имеющих различные отклонения в
физическом и психическом развитии увеличивается в 34 раза, а среди выпускников
практически здоровыми являются 58% учащихся. Организация учебного процесса в школах
ведет к увеличению психических и статических нагрузок на организм детей, значительно
сокращается объем их двигательной активности.
В настоящее время в содержание школьной физкультуры происходят значительные
изменения в связи с введением нескольких вариантов программ физического воспитания и
требований государственных стандартов. Одно из главных направлений в школьной
физкультуре на современном этапе это формирование знаний и практических умений
учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима и физической
подготовленности школьников (В.С.Николаев, С.А.Зотов, 2000).
Общепризнанно, что оптимальная двигательная активность жизнедеятельности
физическую и
организма является важнейшим условием, определяющим здоровье,
умственную работоспособность, творческое долголетие человека.
Современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный)
объем моторики, так как два урока физической культуры не могут компенсировать
дефицит физических нагрузок, а другие формы физического воспитания учащихся
(физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, занятия в спортивных
секциях и т.п.) ими мало используются, или низка их эффективность (В.А.Букарев,
А.В.Кувшинов, 1997).
Таким образом, одной из главных задач в физическом воспитании школьников
становится развитие жизненно важных физических качеств (выносливость, сила, координация
и др.). Через их развитие идет укрепление здоровья и совершенствование всех систем
растущего организма детей и подростков. Одной из проблем школьной физкультуры
является недостаточное
внимание разносторонней физической подготовке школьников, как на уроках
физкультуры, так и при занятиях спортом.
Государственные программы физического воспитания учащихся четко определяют
стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же
к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентации.
В лучшем случае оценивается конечный результат в конце учебного года, это связано с
обязательным тестированием учащихся на основе «Положения о президентских
состязаниях» (1997).Такой подход в использовании системы «Президентских состязаний», как средства
повышения физической подготовленности школьников, будет весьма малоэффективен.
На основе «президентских тестов», определяющих физическую подготовленность
школьников, мы разработали методику их использования, как элементов контроля и
управления в коррекции «отстающих» физических качеств от нормативных стандартов.
Методика тестирования должна обязательно включать расчет индивидуального
профиля физической кондиции школьников (Ю.Н.Вавилов, Е.Н.Кокорина, К.Ю.Вавилов,
1997). Мы считаем, что это позволит педагогу определить «сильные» и «отстающие»
стороны физической подготовленности, как отдельного ученика, так и всего класса.
Следовательно, есть возможность избирательного воздействия на те функции двигательной
сферы, которые требуют коррекцию.
Эти методические положения были взяты нами за основу при разработке «Системы
управления физической подготовкой (Ф.П.)» учащихся, которую мы апробировали в своей
школе . (рис.1).
Первым блоком системы управления будет «диагностика», который включает
следующие звенья педагогического контроля за уровнем физической подготовленности
школьников: исходный (на начало учебного года), оперативный (на уроках физической
культуры), поэтапный (каждую четверть) и итоговый (конец учебного года). Исходный и
итоговый контроль включает «президентские тесты» на силу, координацию, гибкость,
выносливость, скоростные и скоростносиловые способности как основополагающие в
тестировании физической подготовленности школьников.
Расчет полученных, показателей тестов (по Ю.Н.Вавилову и др.) позволяет получить
профиль физической кондиции (подготовленности) каждого ученика или средние
показатели всего класса. Определяется несколько уровней оценок «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно», «опасная зона», предназначенных как для
определения общего уровня физической подготовленности, так и для оценки развития
отдельных физических качеств. Например, для учащихся выпускного класса нашей школы
средний показатель теста на выносливость (бег 1000 м) является достаточно
высоким и
соответствует «зоне оценок» «хорошо», однако, силовые способности, координация и
гибкость, соответствуют крайней границе «зоны» «удовлетворительно», что будет считаться
явно недостаточным критерием этих качеств, требующим их коррекции).