"Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения
как технология управления качеством образования" - тема моего выступления на МО. Умение осуществлять анализ образовательной деятельности является критической частью способности осуществлять перемены в процессе приобретения опыта мониторинга качества образования. Таким образом, учитель приобретает навык осуществления перемен, что само по себе является инновацией.
Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения
как технология управления качеством образования
Действующие развивающие системы обучения главными задачами ставят общее развитие учащихся,
развитие интеллекта, воли, чувств, формирование теоретических возможностей, сознания и мышления на
основе учебной деятельности.
В процессе обучения школьники будут вести наблюдение, рассуждать, сравнивать, классифицировать,
устанавливать связи, закономерности, делать выводы и т. д.
Мой опыт свидетельствует о том, что диапазон отметок, выставленных за один и тот же устный ответ
ученика или за одну и ту же письменную работу несколькими учителями без взаимодействия друг с
другом, нередко располагается по всей сегодняшней четырёхбалльной шкале. Более того, нередки
ситуации, когда совершенно различно оцениваются один и тот же ответ или работа ........................ученика в
ходе повторной проверки с незначительным интервалом времени. Такая субъективная оценка неверно
ориентирует участников образовательного процесса учителя, ученика, родителя в достижениях и
выявленных пробелах, нарушает мотивацию к: обучению, снижает интерес к приобретению знаний, ведёт к
конфликтным ситуациям между учеником и учителем, между учителем и родителями.
Мне
кажется, что основой оценивания знании должно быть не столько освоение школьником
программных требований, сколько изменение его собственного состояния, что оценивать нужно лишь
степень продвижения ученика в освоении предметных умений и навыков по отношению ко вчерашним
достижениям.
Убеждена:
выставлению отметки ученику должны предшествовать диагностика обученности и
целенаправленная коррекционная работа по её итогам. Лишь после такой совместной работы с учеником
учитель может достоверно оценить его труд и учебные достижения. В этом случае оценка становится
нравственным и понятным ученику стимулом. Педагогическая диагностика, таким образом, рассматривает
результат обученности как процесс труда не только ученика, но и учителя; успешность школьника вместе с
педагога сообразно с его
его возможностями, способностями, склонностями, а деятельность
возможностями и условиями труда. Диагностирование не ограничивается одной лишь отметкой, а включает
проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов
Педагогического взаимодействия учителя и ученика.
В течение нескольких последних лет в нашем муниципальном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе N30 действует проблемная группа учителей, работающих над
освоением педагогической диагностики. Это расширило и теоретические горизонты учителей, и их
практическое овладение методами диагностики, которая стала не способом определения разовых
результатов, а инструментом управления качеством образования каждого ученика.Управление качеством образования стало сегодня модным лозунгом. Но без постоянного изучения
возможностей каждого ученика, его обученности, без адресной индивидуальной работы этот важнейший
управленческий аспект так и останется декларацией.
В своей педагогической практике я уделяю большое внимание диагностике уровня знаний и умений,
уровня обязательных результатов обучения. Проблему диагностики и
контролю за достижением
мониторинга знаний, умений, навыков учащихся в ходе тематического контроля я считаю для себя наиболее
актуальной.
В ходе регулярного тематического контроля проведение диагностики и мониторинга знаний, умений и
навыков учащихся даст мне возможность добиваться положительных результатов по повышению качества
знаний.
Для нивелирования недостатков какого либо одного метода контроля использую разнообразные формы
контроля. Ведь шаблон в контроле знаний недопустим, а проверять необходимо не только запоминание, но и
глубокое осмысление учебного материала.
Все работы, проводимые мною, были собраны в банк измерителей по предмету.
Банк измерений представляет собой сборник различных видов контроля по всем основным темам.
Тематика банка измерителей соответствует с пользуемым мною учебникам. Собранные материалы
предназначены для организации тематического контроля. Они:
> позволяют охватить большой объем материала, минимизируя при этом время, выделяемое на контроль;
> позволяют обеспечить дифференциацию знаний и умений учащихся;
> хорошо приспособлены для реализации принципа «сложение успехов на этом этапе контроля, то
есть суммирование баллов за задания разного уровня и выставления оценки на основе общей суммы
баллов;
> приучают учащихся к самоконтролю, так как нередко при выполнении последующих задании используются
результаты или методы выполнения предыдущих;
> способствуют развитию у учащихся исследовательских навыков.
Собранные материалы апробированы мною в процессе проведения тематического контроля. Опыт
адекватность
использования этих работ показал их реалистичность в отношении требований к учащимся,
потребностям общеобразовательной подготовки учащихся в применении математики и эффективность для
организации учебного процесса.
Как правило, в начале каждого учебного года провожу следующую работу:
•
осуществляю проверку готовности учащихся к изучению предмета (проверка выполнения
летнего
задания, предусматривающего повторения основных вопросов теории и практики курса прошлого
учебного года);
•
разрабатываю и осуществляю адаптационную программу в новых классах.
С этой целью осуществляю следующее: провожу входное тестирование;
по итогам тестирования составляю матрицу результатов контроля, в которой отмечается выполнимость
каждого задания, содержание ошибок и оценка;
делаю выводы;
составляю план работы по устранению пробелов;
даю рекомендации учащимся по доработке отдельных вопросов;
Такие матрицы результатов с соответствующим анализом составляю по всем контрольным работам.
Хорошо продумав систему педмониторинга, можно добиться положительных результатов учащихся.