Педагогический проект на тему "Решение проектных задач младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности"
Оценка 4.8

Педагогический проект на тему "Решение проектных задач младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
Междисциплинарный 7
Все классы
20.01.2017
Педагогический проект на тему "Решение проектных задач младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности"
В материале представлен педагогический проект, как один из вариантов научно-методической работы для аттестации учителей на высшую категорию. Работа основана на моем личном опыте педагога и будет полезна учителям, работающим по ФГОС над проектами в начальных классах и желающим повысить свой профессиональный уровень
Педагогический проект.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

учителя начальных классов

Матроновой Ларисы Николаевны

на тему

«Решение проектных задач школьниками младших классов в урочной и внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга - 2016

Цель проекта - формирование у младших школьников умения переносить известные предметные способы и средства действия с одного учебного предмета на другой, используя их в нестандартных ситуациях разнообразных проектных задач.

 

Задачи проекта:

 

- научить правильно усваивать информацию, целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности;

- формирование у младших школьников умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые;

- понять учителю, что прообразом проектной деятельности основной школы для учащихся начальных классов становятся проектные задачи;

- усвоить, что в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы способности, необходимые в основной и средней школе при работе над проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Характеристика ситуации, в которой возникла педагогическая проблема; постановка проблемы;

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.

Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

 Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.  Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Надо оговорить только, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Каждый учитель ставил перед собой вопрос: чему он учит детей? Тому, чтобы дать детям крепкие знания, умения, навыки, или еще помочь школьнику ориентироваться в сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но каждому учителю хочется вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. Но тут же может появиться и другой вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Многие учителя сегодня останавливаются на методе проектов или проектной деятельности, смысл которой (которого) заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако этот метод успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Возможно ли это в начальной школе? Может быть, но только при постоянном живом участии учителя, так как необходима постоянная поддержка учеников. А без координации действий учителем работа может зайти в тупик, у детей снизится интерес и возможно совсем сойдет на нет, что часто случается у тех учителей начальной школы, кто «интенсивно» внедряет метод проектов.

Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у младших школьников умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые. Здесь важно не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ученик становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим цели образования сего века.

Сразу создать систему проектов и начать использовать ее в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил 2 крайности: либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему тому, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – проект, нарисовали рисунок – проект, сделали сообщение на уроке – проект и т.д.  Многие учителя убедились, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для учащихся начальных классов становятся проектные задачи.

Цель, которую я ставлю для себя в своей работе – научить детей решать разнообразные проектные задачи.

 

Обоснование способа решения проблемы

Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьниками предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Она ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объемом и неоднородностью материала.

Требования к проектной задаче:

- имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

- состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

- двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности ученика или группы);

-  задания могут иметь определенную избыточную информацию (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

- заключительное задание задачи позволяет собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях;

- выполнение задач, как правило, занимает несколько уроков или занятий внеурочной деятельности.

Проектные задачи отличаются друг от друга:

  1. результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  1. числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

  1. продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

      4.   числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке    спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

- набором и иерархией ролей;

- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

- необходимостью привлечения взрослых.

 

Задачи и план деятельности; планируемые образовательные результаты; описание показателей достижения результатов и способов диагностики

 

Дети совершенно свободно могут выбирать, в какой из проектных задач, предложенных учителем, они будут участвовать.     

 Для обеспечения свободы рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проектные задачи (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.                                                     

 

Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы способности, необходимые в основной и средней школе при работе над проектом:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Чтобы подготовить детей 3-4 классов к полноценной проектной деятельности в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала в классе и во внеурочной деятельности как дополнение к урокам. Поэтому во внеурочной деятельности проектные задачи используются очень широко и глубоко. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

 

Описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.

 

Проектная задача носит принципиально групповой характер. Учитель разбивает класс на группы по 3-5 человек и каждой группе дается текст проектной задачи. Или решить проектную задачу предоставляется одной группе наиболее подготовленных учащихся.

Решение проектных задач – это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся и т.п.

Эпиграфами к обоснованию и решению поставленных задач я выбрала древнюю мудрость и слова Б. Шоу:

  Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".

(древняя мудрость)

  «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

                                                                                                   (Бернард Шоу)

 

Эти великие слова, я думаю, и отражают цели образования 21 века:

   уметь жить;

    уметь работать;

    уметь жить вместе;

    уметь учиться.

 

За работу по ФГОС 2-го поколения в моем классе дети выполнили, или лучше сказать решили определенное количество проектных задач. Решали мы их и в урочной и во внеурочной деятельности.

Самыми запоминающими проектными задачами были следующие:

  1. Создание стенгазеты, посвященной Дню Победы – 2 класс – групповой проект. На решение этой задачи ушло достаточно большое время – 3 месяца. Хотя задача ставилась в рамках предмета «Литературное чтение», знания и умения, заложенные в заданиях, пересекались с предметами «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Музыка». Также дети в данном образовательном продукте использовали знания, полученные на кружке ОПК, заменившим им уроки «Истории».
  2. Спектакль «Путешествие на волшебный остров» - 3 класс – коллективный проект. На решение этой задачи ушло 6 месяцев. В заданиях этой проектной задачи было написание сценария, подготовка костюмов, декораций, раздача ролей, репетиции, постановка самого спектакля. Знания и умения, заложенные в задачах, были из разных областей, в том числе из не изучаемых предметов, и вообще не из предметов, изучаемых в школе. Дети великолепно справились с ними и были задействованы все ученики класса.
  3. Праздник «Времена года» - 3 класс. Это групповой проект. На решение данной проектной задачи ушла 4-я четверть. Задания были в рамках предмета «Литературное чтение» и связаны с изученными поэтами, написавшими стихи о разных временах года. Образовательным продуктом был именно праздник, его проведение, которое включало написание сценария праздника, выбор ведущих, объединение всех подготовленных номеров по временам года, их логической последовательности. Одним из заданий этой проектной задачи было проба написания своих стихов или рассказов к празднику по данной теме. Дети с удовольствием решили эту проектную задачу и в конце учебного года провели этот праздник.
  4. В 2014/2015 учебном году в рамках объединения «Школьный театр «Золотой ключик»» мы решали проектную задачу «Случай с Ангелом». То есть образовательным продуктом была пьеса Ольги Зверлиной «Случай с Ангелом». Первым заданием, чтобы не нарушать авторские права на пьесу, мы должны были получить ее разрешение на постановку. Разрешение мы получили, и пьесу подготовили к февралю.
  5. Итоговой межпредметной проектной задачей 2014/2015 учебного года была проектная задача «В погоне за Белым Кроликом, или Необыкновенные приключения Алисы», которая разработана по мотивам сказок Л. Кэролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», авторами являются А.Б. Воронцов, А.С. Малышева. Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача опираются на занятия кружка «Азбука логики», «Занимательная информатика», на все учебные предметы, изучаемые в начальной школе. Т.е. данная проектная задача была направлена на выявление уровня сформированности УУД младших школьников на конец года.
  6. Кроме этих больших проектных задач были монопроекты на отдельных уроках и во внеурочной деятельности.

Результаты и выводы педагогического проекта

На примере решения отдельной межпредметной проектной задачи я получила следующие результаты своего педагогического проекта:

1.      Учащиеся научились самостоятельно формулировать задачу, планировать собственные действия, выбирать оптимальную последовательность выполнения заданий, ведущую к цели; осуществлять перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;

2.      Учащиеся владеют предметным материалом, правильно выполнили отдельные задания; видят трудности, ошибки, понимают причины своего успеха/неуспеха.

3.      Умеют работать с большими объемами справочных материалов, представленных в различных формах, выделять из них нужную информацию, отсеивают лишние данные;

4.      Научились моделировать;

5.      Умеют обосновывать предлагаемые решения, их полноту и непротиворечивость;

6.      Научились создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром;

7.      Умеют работать в группе и влиять на конечный результат.

Следовательно, все те задачи, которые ставились для решения педагогического проекта, решены. Пройдя такую цепочку, ученик становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

 

Выводы:

- проектная учебная деятельность – универсальное средство развития школьника как субъекта жизнедеятельности;

- главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя;

- освоив ее, младший школьник способен учить себя там и тогда, когда у него есть в этом потребность: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты;

- потребность возникает через учебное сотрудничество;

- сотрудничество – коллективно-распределенная деятельность;

- коллективно-распределенная деятельность – переход от одного вида деятельности к другому с использованием урочных и внеурочных форм без знаний в готовом виде;

Таким образом, благодаря проектным задачам образовательный результат начальной школы приобретает субъектный характер с осмысленными действиями школьников.

Цель моего педагогического проекта достигнута – у моих школьников умения переносить известные предметные способы и средства действия с одного учебного предмета на другой, используя их в нестандартных ситуациях разнообразных проектных задач были сформированы.

 

Список литературы:

         1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М, Просвещение, 2009.

         2. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя/Под редакцией А.Б. Воронцова. М, Просвещение, 2010.

         3. В.Н. Суслов. Проводим расследование. Проектные задачи 3-4-5 классы. Ростов-на-Дону, Легион, 2013.

 

 


 

Педагогический проект учителя начальных классов

Педагогический проект учителя начальных классов

Цель проекта - формирование у младших школьников умения переносить известные предметные способы и средства действия с одного учебного предмета на другой, используя их в нестандартных…

Цель проекта - формирование у младших школьников умения переносить известные предметные способы и средства действия с одного учебного предмета на другой, используя их в нестандартных…

Характеристика ситуации, в которой возникла педагогическая проблема; постановка проблемы;

Характеристика ситуации, в которой возникла педагогическая проблема; постановка проблемы;

Каждый учитель ставил перед собой вопрос: чему он учит детей?

Каждый учитель ставил перед собой вопрос: чему он учит детей?

Прообразом проектной деятельности основной школы для учащихся начальных классов становятся проектные задачи

Прообразом проектной деятельности основной школы для учащихся начальных классов становятся проектные задачи

Задачи и план деятельности; планируемые образовательные результаты; описание показателей достижения результатов и способов диагностики

Задачи и план деятельности; планируемые образовательные результаты; описание показателей достижения результатов и способов диагностики

Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия

Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия

Единственный путь , ведущий к знаниям , - это деятельность»

Единственный путь , ведущий к знаниям , - это деятельность»

Алисы», которая разработана по мотивам сказок

Алисы», которая разработана по мотивам сказок

Таким образом, благодаря проектным задачам образовательный результат начальной школы приобретает субъектный характер с осмысленными действиями школьников

Таким образом, благодаря проектным задачам образовательный результат начальной школы приобретает субъектный характер с осмысленными действиями школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017