Цель:Моделирование и проектирование экологизированного школьного курса химии и анализ результатов его действия на познавательный интерес и деятельность школьников.
Задачи:
Проанализировать педагогическую, методическую, экологическую, химическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования.
Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
Дополнить программу по химии экологическим содержанием.
Разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы по экологии.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся на уроках химии и во внеклассной работе
Экспериментально проверить результаты внедрения в школьный курс химии экологических знаний.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего
это мне надо и где и как я могу
эти знания применить»
Полат Е.С.
Педагогический проект
«Экологизация школьного курса химии –
эффективный путь повышения уровня
познавательной деятельности
школьников»
Выполнила: Крючкова Надежда Николаевна
учитель химии
МОУ КуьминоГатьевская СОШ
Тамбовского района
Актуальность
Каждый период развития человеческого общества несет в себе свои
проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед мировым
сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения
качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и
волнует людей всех стран.
Понижение у современных школьников уровня познавательного
интереса к обучениювопрос, который волнует не только учителей,
но и родителей.
Концепция школьного химического образования предполагает
усвоение некоторого минимального объема химических знаний,
необходимых для повседневной жизни и деятельности,
обеспечивающих рациональное поведение и элементарную
безопасность свою и окружающих,чтобы предотвратить ущерб природе
и своему здоровью.
)
Противоречия
Между :
ухудшающейся экологической обстановкой и экологической
грамотностью каждого человека и общества в целом,
наличием теоретической литературы по экологии и
отсутствием дидактического материала,
традиционным обучением и потребностями общества в
компетентных личностях,
глубокими теоретическими основами школьного курса
химии и его практической направленностью,
однообразием содержания учебного материала и
многообразием форм творческой экологической
деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.
Цель
Моделирование и проектирование экологизированного
школьного курса химии и анализ результатов его
действия на познавательный интерес и деятельность
школьников.
Задачи
Проанализировать педагогическую, методическую,
экологическую, химическую литературу и нормативные
документы по проблеме исследования.
Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
Дополнить программу по химии экологическим содержанием.
Разработать дидактические материалы для учебного процесса
и внеклассной работы по экологии.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность
учащихся на уроках химии и во внеклассной работе
Экспериментально проверить результаты внедрения в
школьный курс химии экологических знаний.
Объекты исследования
• Программа по химии для общеобразовательных школ О .С. Габриеляна
• Учебно – воспитательный процесс
Новизна
• Дополнение программы по химии для общеобразовательных школ
О.С.Габриеляна экологическим содержанием
• Разработка дидактического материала; проектов экологического
содержания
Гипотеза
Экологизация школьного курса химии усиливает
прикладной характер науки и способствует
положительной динамике познавательной
деятельности школьников
Планируемые результаты работы
программа
дидактические
материалы
Планируемые
результаты
школьный
химический эксперимент
исследовательская и
проектная деятельность
Дополнение программы и разработка дидактического
материала с учетом
• возрастных психологических особенностей;
• индивидуальных особенностей школьников;
• особенностей общеобразовательного учреждения.
Дополнена
Теоретическим
материалом
Химическим
практикумом
Практическая
часть
ДО
ЛО
ПР
Расчетные
задачи
Занимательные
задания
Исследование и решение
проблемных
экологических
ситуаций
Проблемный
подход
Ситуация
успеха
Игра
Формы, приемы и методы
организации учебного процесса
Современные
технологии
Здоровьесберегающие
технологии
ИКТ
Проектная
деятельность
Технология
критического
мышления
Полученные результаты по развитию
познавательного интереса
Доля
учащихся,
проявляющих
интерес к
химии
8кл
57%
9кл
63%
10кл
71%
11кл
84%
Полученные образовательные результаты
Качество знаний
учащихся по химии
57%
40%
41%
Доля учащихся, поступивших
в ВУЗы и ССУЗы
4 0
3 5
3 0
2 5
2 0
1 5
1 0
5
0
2005 2006 2007
36% 27% 33%
Доля учащихся, поступивших в ВУЗы ССУЗы за последние 3 года составляет
2736%
В о с т о к
0
0
1 к в
2 к в
3 кв
Система экологического образования и воспитания
Печатные работы
ТОИПКРО
Участие в областных семинарах, конкурсах,
научно – практических конференциях.
РМО учителей химии
Школьное научное общество
Программа
Химический
эксперимент
Дидактические
материалы
Проекты
Экологизация школьного курса химии
Выводы:
Проанализировано состояние проблемы исследования в психолого –
педагогической. научно – методической литературе.
Составлены рабочая программа экологизированного школьного курса
химии (811 кл. О.С.Габриеляна), дидактический материал.
Совместно с детьми разработаны проекты
Мониторинг памятника природы – озеро Княжое
Экология школы
Экология продуктов питания
Статьи по исследуемой теме напечатаны в журнале «Образование в
регионе» №16 (2005г), «Формирование ноосферного сознания в системе
непрерывного экологического образования» (2007г) ТОИПКРО.
На областном семинаре «Теория и практика экологического мониторинга в
деятельности образовательных учреждений» было сделано выступление
«Экологическое развитие, обучение и воспитание в средней школе».
За последние три года выросло качество знаний по химии и уровень
познавательного интереса и деятельности школьников.
Информационные ресурсы
1. Аликберова Л.Ю. Химические задачи с экологическим содержанием. Москва. Химия. 1996г.
2. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Москва. 1997г.
3. Величковский Здоровье человека и окружающая среда. Москва. Новая школа1994г
4. Генкова Л.Л. Почему это опасно. Москва. 1989г
5. Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье. Учебное пособие. Иркутск 2004г.
6. Доклад о состоянии окружающей среды и использование природных ресурсов Тамбовской области
в 2005г. Тамбов. 2005г.
7. Интел. Обучение для будущего. Учебное пособие. Москва. Издательско торговый дом «Русская
редакция». 2004г.
8. Новикова Т.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное
образование №7. 2000г.
9. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии
развивающий эксперимент.Москва, ШколаПресс.1998г
10. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Москва. Наука и школа №4 1997г.
11. Попова Т.А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей. Москва.
Сфера 2004г.
12. Пушкарева Ю.А. Игровые элементы как средство развития творческих способностей учащихся.
Наука и школа.№5. 1995г.
13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва. Педагогика. 1971г.
14. Химия в школе. Научно методический журнал. 20022007г...