Педагогическое эссе
Оценка 5

Педагогическое эссе

Оценка 5
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
10.01.2017
Педагогическое эссе
Наболело! Что требует современная школа от учителей? Почему дети не любят ходить в школу? Что мешает учителям в работе? Как поднять престиж учительской профессии? На эти и другие вопросы вы найдете ответы или попытку ответить на эти вопросы. Давайте поспорим!Мысли вслух. Учитель. О наболевшем...
педагогическое эссе.doc
Педагогическое эссе   Как бы вы назвали нашу школу?! Уважаемые коллеги, каковы функции школы сегодня? 1)   Научить ребят учиться (т.е. открытый тип образовательной системы, это компьютерные   технологии),   чтобы   войти   в   информационное   пространство, подготовить   учащихся   к   получению   знаний,   формировать   навык самообразования. Не   секрет,   что   за   рубежом   каждый   ребенок   занимается   по   индивидуальной программе.   Похоже,   что   это   школа   будущего   и   у   нас.   Когда   некоторые предметы обязательны для всех, а остальные ребята выбирают с родителями, какие предметы будет изучать. 2)   Научить ребят работать и зарабатывать  (этого раньше не было), научить обеспечивать себя. Знать о затребованных профессиях на рынках труда. 3)   Научить   учащихся   жить   в  быту,  в  семье  (это   и   здоровый   образ   жизни,  и уважение к старшим и т.д.). 4) Научить учащихся жить вместе. И если мы уж с вами взялись учить, стали учителями, давать знания должны не за   счет   детских   мозгов   и   детского   времени,   а   за   счет  профессионализма учителей. Эту мысль я хотела бы подчеркнуть. Если создать условия , любой здоровый ученик   может   раскрыться.   Поэтому   на   сегодняшний   день   очень   популярен термин релаксопедия, т.е. учить незаметно, чтобы ребенок и не понял, что его чему­то учат. Чтобы он мог расслабиться, а не сидел зажатым (ой, меня сейчас спросят)   ­   пример   со   сжатым   кулаком   (чтобы   не   боялся),   и   создавать   для учеников   ситуацию   успеха,   чтобы   стимул   был   расти:   сочинение   удачное   ­ опубликовать,   домашнее   задание   удачно   сделал   ­комплимент,   участвовал   в олимпиаде   ­   не   пишет   зачет,   сочинение,   автоматом   5.   К   слову   сказать,   эту ситуацию успеха надо создавать и для учителей, ведь они тоже живые люди: победили   в   олимпиаде   ­   подари   все   каникулы,   есть   разработки   ­   помоги опубликовать, есть проблемы ­ по возможности реши. Вообще, чтобы раскрылся и учитель, и ученик ­ нужно помнить о пирамиде: Развитие потребностей по Маслоу.                                               Цель Самовыражение Уважение Социальные: жилье, отдых, стимул. Первичные   физиологические   потребности:   сон,   еда. Они основа фундамента. А в России же ­ везде перевернутая пирамида ­ сначала выложись, может ,потом, что и получишь. Поэтому хотя бы мы должны знать, что выспаться, отдохнуть, поесть,   погулять,   не   менее   важно,   чем   выполнить   д/з   ­   так   как   это   основа развития личности ­ фундамент .  Вообще   же,   думаю   ,   что   главный   оценщик   нашей   работы   не   министр,   не директор, не инспектор­ а ученик. Если ребенку в школе хорошо, значит, все нормально. Если же их тошнит от школы и уроков ­ значит, мы подрубаем себе корни. ­   Чтобы ученик после начальной школы легче адаптировался, думаю, будет правильно   назначить   туда   классным   руководителем   человека,   похожего   на учителя начальных классов (психологическая совместимость). ­ Чтобы легче первоклассник привык — побольше играть. ­ Использовать проектную форму работы. ­ Чтобы 11­классник не боялся ­ ввести профильное обучение.  Ни для кого не секрет, что дети наши не любят школы. Домашнее задание ­ одна из причин нелюбви к школе.  Нормативы домашнего задания: ­     1­2 кл. ­45 мин.; ­    3 кл. ­ 1 ч.; ­    3­4 кл. ­ 1,5 ч.; ­    5кл. ­ 1,5­2 ч.; ­    6­8 кл. ­ 2­2,5 ч.; ­    9­11 кл. ­ до 3 ч.  Мы же в условиях подготовки к ЕГЭ позабывали все психолого­педагогические и методические постулаты, о здоровье детей –молчу. Выход — профилизация старшеклассников, чтобы дети не выходили больными. Мы,   учителя,   не   знаем,   каковы   дети   на   самом   деле,   потому   что   мало интересуемся ими. А не интересуемся от того, что нам некогда ­ надо же успеть на уроке и тему объяснить, и к ЕГЭ подготовить, и задание проверить, и т.д.   Школа в общем и целом старается унифицировать своих питомцев, вернее ­ заставить   их   следовать   определенной   модели   поведения,   которую   она вырабатывает и считает полезной. Конечно, одинаковость и коллективность не СИНОНИМЫ. НО нельзя забывать, что у детей сильно развито желание свободы во всем: в одежде, в прическе, в ответе ...В школе же вместо того чтобы учиться, ребенок с первого же дня "борется за усвоение знаний". Борется, а с чем?! На борьбу за высокую успеваемость, на борьбу за дисциплину, на борьбу за высокие баллы в смотрах самодеятельности,ЕГЭ… И дети так много "борются", что, когда   они   действительно   вступают   в   большую   жизнь,   им   уже   не   хочется бороться. Они привыкли в школе имитировать общественную деятельность и продолжают   имитировать   ее   и   после   школы.  И   результат   ­   вспомним   "Ночь после выпуска" Трифонова, речь Юлечки. Педагоги, психологи, медики... ломают себе головы над тем, как приспособить детей   к   школе.   А   может   нужно   сделать   что­нибудь   такое,   чтобы   школа приспособилась к детям? Ливансу   Халил   Гиврал   сумел   в   нескольких   строчках   выразить   содержание целого психолого­педагогического труда: "Твои дети ­ не твои дети. Они порождены зовом, который жизнь обращает к самой себе. Они приходят в мир благодаря тебе, но не ты их приводишь. И хотя они с тобой, они тебе не принадлежат…Ты   можешь   предложить   им   свою   любовь.   Но   не   свои   мысли, потому что мысли у них собственные. Ты можешь дать приют их телам, но не их душам, потому что души их обитают в доме завтрашнего дня, который ты не можешь посетить даже в мечтах. Ты можешь попытаться быть, как они, но не пытайся сделать их такими, как ты, потому что жизнь не возвращается назад и не останавливается  на дне вчерашнем". Отметки.   Одна   из   причин   нелюбви   детей   к   школе.  Отметка   скрывает человека. В лучшем случае она показывает   только память и усидчивость, в худшем — выявляет маленького выжигу, который уже знает, что почем. И разве только в школе? Мы ничего не может сдвинуть с места, потому что еще не знаем, что же именно надо искать, куда идти. А искать нужно человека, от него и к нему идти.   Ставить   "отлично"   ребенку,   который   в   1   классе   хорошо   пишет   и   "неуд" другому, который едва держит карандаш в руке ­ это значит ставить оценку нервной   системе   детей.   Ставить   "отлично"   тому,   кто   верно   поет,   и "удовлетворительно" тому, у кого вообще нет слуха, ­ бессмыслица. Оценивать память тоже несправедливо, не только потому, что память может быть разной и по   виду,   и   по   объему,   но   и   потому,  что   образование,  которое   рассчитывает прежде всего на память, давно доказало свою несостоятельность. Новая научная информация растет каждый день, минуту, намного быстрее, чем возможность запоминать. И современное образование может главным образом рассчитывать на умение думать. Те, кто защищает отметки в педагогике, опираются на солид­ ный аргумент: "поощряют учение". А если вдуматься ­ отметки могут поощрить только   зависть   и   комплекс   неполноценности.   Деление   детей   на   группы   от отличников до двоечников исходно может принести только вред, потому что это уже зачисление в определенную категорию . Задача школы вовсе не сводится к обучению знаниям. Школа должна продлять детство, насколько это возможно. В конце концов, все научатся читать и писать, даже­   и считать. К слову сказать, знания А.С.Пушкина по арифметике оценивались на "О",   а   он   учился   в   лицее   ­   высшем   учебном   заведении   того   времени.   С отметками или без отметок, все равно одни это будут делать лучше, чем другие. Что из того, что один читает лучше другого, ­ ведь интересно и то, что из всех видов чтецов, хуже читают стихи те, кто их сочиняет  Балльная система оценок влияет не только на учеников, она вредоносна и для самих   учителей.  Очень   часто   классный   журнал   с  отметками   превращается   в единственный источник самоуважения ( а сейчас и вовсе в электронном виде). Отметки ставят учителя в крайне неблагоприятное положение. О его работе все еще   судят     по   успеваемости   его   учеников,   и   он   просто   не   знает,   на   что ориентироваться­на этот критерий или на собственное чувство справедливости. Ведь он человек, как и все другие , почему же ему должны быть чужды те уступки,   компромиссы   и   соображения,   из   которых   нередко   исходят   другие люди?! Дневник (электронный тем более)­еще одна   причина того, что дети не любят школу.   Преждевременно   и   беспочвенно   у   них   пробуждается   беспокойство относительно будущего. «Смотри, учись, как следует! И не говори, что я тебя не предупреждал! Кем ты хочешь стать после школы? Грузчиком? А   если нет, исправляй отметки!» Электронный дневник, смс­рассылки,   когда кто угодно может   посмотреть,   как   учится   ребенок   и   вовсе   лишает   его   личного пространства. Так начинают губить детство, так создаются новые страхи, так портят друг другу нервы родители и дети. После   занятий   в   школе   у   ребенка   должны   быть   только   две   задачи­поесть   и поиграть.   Никаких   домашних   заданий,   внеклассных   обязанностей,   никакого напоминания о школе. Школа должна входить в его жизнь только раз в день, и школьные часы должны охватывать все: и новые уроки , и закрепление. Дети все меньше играют, автомашины отняли у них улицы, дворов и скверов недостаточно,   книги   заменили   компьютеры,   а   обязательства,   накладываемые учителями и родителями чрезмерны. Это опасно почти как детский паралич. Лихорадочное   стремление   к   хорошим   отметкам   поражает   главным   образом родителей.   Родительские   чувства,   вылившись   в   котел   образования,   кипят   не переставая. Родители превратились в надзирателей учебного процесса, потому что отметки оказались важнейшим фактором и чуть ли не с раннего детства предопределяют   будущее   ребенка,   а   тут   и   ЕГЭ   не   за   горами.   Так   дом превращается   в   придаток   класса,   при   этом   столь   же   неприятный   (   отсюда, кстати, и бегут дети во дворы и группировки). ­Дай   дневник!   Какое   у   тебя   завтра   расписание?   Так   ,   алгебра.   Тебя   уже спрашивали? Нет? Тогда садись! И садятся отец и сын, мать и дочь, садятся и начинают..Звонит телефон! ­Нет, сегодня  я не могу прийти, дочери надо учить уроки! …Это   не   шутка,   а   повседневная   действительность.   Родители   повторяют   все стадии былого обучения, убеждаясь в том, как многое они забыли и как трудно теперь детям. Мама не может решить задачу. Ждут папу. Он тоже не может, приходится   звать   дядю,   он   может.   Может­то   может,   но   он   решает   с   двумя неизвестными, а надо с одним. Драма всего рода! Несмотря на все хвалы и прославления, предназначенные учителям, несмотря на песенки   и   стихи   о   любимом   учителе,   отношение   к   учительской   профессии, особенно к учителям младших классов, было (да и есть) отношением "сверху вниз"»   Убежденные   в   том,   что   место   учителя   в   обществе   должно   быть главенствующим, в то же время учителей считали людьми , не добившимися в жизни   успеха.   Причины   этого   ­   требования,   которые   предъявляются   к   учи­ тельской   профессии,   подбор   и   подготовка   будущих   учителей,   не соответствующие высшему смыслу учительствования. Вторая же причина ­ наша школа,  которая   своими   консервативными   нормами,   своими  уставами, правилами,   распоряжениями,   ограниченными   представлениями   об   успехе   и трудолюбии   довершала   начатое.   Учителю   приходилось   приспосабливаться   к существующей   системе   преподавания   и   воспитания   без   возражений.   А   это означает,   что   учитель,   если   только   не   яркая   индивидуальность,   вынужден становиться конформистом и рано или поздно сам начинает мыслить в рамках тех ограничений, которые навязала ему школа. Между учителями и родителями существует недоверие. Инженер, врач, экономист, вообще человек с любым выс­ шим   образованием   явно   или   тайно   испытывает   чувство   интеллектуального   и общественного превосходства над учителем. И такой родитель не может быть искренним,   поучая   сына:   "Ты   должен   всегда   слушаться   учителя!"   Чувство превосходства трудно скрыть, и даже одно случайное сказанное надменное или унижающее учителя слово навсегда остается в памяти ребенка. Так авторитет учителя, который не столь учен, как папа, или не может, как он, делать машины, сводится на нет. Электромонтер, техник, бизнесмен и другие выражают свое превосходство по­ другому: "Это тот, который копейки считает, будет меня учить!» И   действительно,   почему   те,   кто   окончательно   портит   наши   машины, перепродает то, что дешевле купил, получают больше денег, чем те, кто портит детей?  И ребенок вскоре убеждается в том, что и родители воспринимают школу как неизбежное   зло.   Но   если   отец   прав,   если   между   домом   и   школой   пролегла глубокая трещина, ученик, который должен перескакивать через нее в обоих направлениях,   начинает   приучаться   к   фальши.   Если   отец   заявляет,   что   сти­ хотворение, которое задано учить, дурацкое, и при этом  он зачастую прав,­ а на другой день ребенок пламенно декламирует его у доски,  учится не поэзии, а лицемерию.  По   сравнению   с   семейными   отношениями,  где   ребенок   получает первые   уроки   двуличия   и   подхалимства,   школа   представляет   более   высокий этап.   Очень   скоро   маленький   ученик   понимает,   что   важнее   притвориться послушным и знающим, чем на самом деле слушаться и знать. Важно смотреть учителю в глаза и периодически кивать, неплохо поднимать руку, даже и когда не уверен, что хорошо понимаешь, о чем спрашивают. Да разве учитель, когда у него открытый урок, не велит поднимать руку всем, а спрашивает только тех, в ком заранее уверен?  И тут хороший учитель ­ это настоящее счастье для всех его учеников, на фоне общего   несчастья,   которое   представляет   собой   современная   школа (большинство из них). Когда же учитель не просто хороший преподаватель, но еще и неординарная личность, симпатии учеников становятся особенно бурными и чистосердечными. Но и это палка о двух концах: влияние настоящего учителя может   иной   раз   в   силу   своей   исключительности,   иметь   и   отрицательные стороны. Он так околдовывает, так привлекает на фоне общей невзрачности, что ученики начинают любить его предмет ради  учителя, а не потому ,что предмет этот   соответствует   каким­то   их   наклонностям.   В   современной   школе,   где интересы   учащихся   изучаются   недостаточно,   возможен   ложный   выбор. Несмотря   на   это,   плохой   учитель   страшнее   стихийного   бедствия,   опаснее затрагивающей мозг эпидемии.  А   что   мешает   учителям   в   работе?   Как   поднять   престиж   учительской профессии? 1)Естественно, низкая оплата труда. Все мы родом из школы, учитель играет немалую роль в формировании  личности человека.  Разве  это не заслуживает достойной   зарплаты?!   Зачем   поднимать?­   чтобы   учитель   чувствовал   себя человеком,   мог   бы   одеваться   прилично   его   положению,   посещать   врачей, оздоровительные   центры,  покупать   современные   книги…ведь   даже   участие   в конференциях, конкурсах, публикации сейчас платные. 2)Направить все силы и мощь СМИ на привлечение родителей к воспитанию и образованию   своих   детей,   ведь   в   конечном   счете   это   их   дети   и   их образованность нужна больше родителям, сейчас же родители только нападают на школу, ведут при детях обсуждение учителей, что тоже вредит самим же детям,   их   больше   волнуют   «поборы».   СМИ   в   этом   направлении   тоже поработали, а вот направить бы их энергию на поднятие авторитета учительской профессии. 3)Отрицательно   влияет   и   отсутствие   связи   между   образовательными   и профессиональными   учреждениями.   Детские   садики   варятся   в   своем   соку, школы в своем, вузы сами по себе, профессию же вообще ищем, где есть связи у родителей, а не по призванию. 4)Ужасает   обилие   ненужных,   друг   друга   дублирующих   бумаг(в   электронном формате), вместо подготовки к урокам учителям чего только не приходится писать   и   заполнять:   и     для   военкомата,   и   для   поликлиники,   и   для   других учреждений…(только плюс еще и в электронном виде). 5)Не   мешало   бы   и   администрацию   повернуть   лицом   к   учителям,   а   не   к «бумажкам». Требования к учителям увеличиваются, а помочь некому. И возникает вопрос: а зачем нам нужны вообще РОО и Гороно? Только заваливать бумагами, для детей от них никакого толку, а учителям один вред. 6)Понастроили в городе различные развлекательные учреждения , а заполнить их некем, кроме как учащимися. Посещение этих заведений очень нужно? Зарплата от этого не поднимается, на дорогу денег не выделяют и за свой счет учителя выслушивают   нарекания  от   администрации,  родителей.  Водить   по   различным местам детей, наверно, дело родителей, ведь есть разница в ответственности за детей  и только за своего ребенка. Сегодня в современном мегаполисе прогулки с массой детей не так безопасны, как раньше. Зачем детьми пользоваться на 9 мая, 30 августа? При таком  массовом скоплении очень легко и недоглядеть за детьми, и от этих развлечений учитель раньше седеет, какое уж это воспитание или отдых? 7)Как   выборы,   работа   с   ветеранами,   другие   кампании   ­   тут   же   привлекают учителей,   а   это   обязанности   госслужащего,   а   льготы?   Они   есть   у   врачей,   у полицейских, у пожарников, шахтеров, видимо, их работа нужнее обществу, чем воспитание   граждан   своей   страны   и   будущих   специалистов…А   учитель   без мучений не может ни  в садик ребенка устроить, ни в школу, в какую хочет… Хотя сам работает в этой системе. Это справедливо? 8)Смешно и то, что у учителей   грамоты и награды, полученные им ранее в других   районах, городах своей же республики недействительны. Получается все, что он раньше делал­зря. Каждый раз учитель, вынужденный по каким – либо причинам сменить место работы, должен начинать все заново.  9)Как­   то  слушала   выступление   депутатов,  обсуждающих  зарплату   учителей. Оказывается,   она   в   наших   руках.   С   их   точки   зрения,   учитель   может репетиторством зарабатывать, сколько хочет. А если семья, дети, подготовка к урокам, тогда когда??? Получается,   учитель   на   сегодняшний   день­самое   бесправное   существо,   у которого куча обязанностей ( низко оплачиваемых) и никаких прав, кроме как уволиться. Так талантливые , смелые и уходят, а пассивные остаются. Видимо государство   такие   кадры   больше   устраивают,   чем   активные   и   интересные, которым не все равно… 10)Зачем и кому нужны семинары, открытые уроки? Наверное, раньше в эпоху информационного голода они были актуальны, а сейчас … Учителю, который готовит этот урок, они не нужны; учителям,  которых сгоняют их смотреть, тоже не   нужны,   ученикам   –   тем   более,   лишь   теряются   чьи   –   то   нервы,   время... Мерилом   профессионализма   они   никак   не   могут   быть.   Проверяется выживаемость? Или на конкурсе «Учитель года» нужно показать урок с чужими детьми .  Зачем? Разве  архитекторы  идут  на чужие  объекты, а врачи   делают операции в чужих операционных, чтобы доказать свое мастерство?! 11)Отдельный вопрос­ аттестация учителей­каждые 5 лет учителя подвергают экзекуции.   Спрашиватся,   зачем   для   этого   нужно   учителей   заставлять   ЕГЭ сдавать? Разве он куда­то поступает? Есть учителя, которые в старших классах не ведут, учителю уже выдан диплом вуза. А тут ЕГЭ. Показателем чего это является? Его у детей­то надо заменить. ЕГЭ не показывает уровень знаний по предмету. Сколько учеников, которые успевали на «4» и «5» , а ЕГЭ сдавали плохо и ­ наоборот. Тем более ученые утверждают, что на 80% успеваемость и обучаемость   ребенка   определяется   генетически.   У   нас   же   во   всем   виноват учитель – и в том, что все курят, и в том, что будущие родители не расстаются с пивом…, живут в нечеловеческих условиях. 12) Все знают сказку «Метелица» и ее вывод: по работе и награда. Чего только не   приходится   сегодня   делать   учителю:   и   ремонт,   и   концерты,   и   ветеранов посещать, и дома считать, и агитацией заниматься , и подпиской, и со СПИДом бороться,   и   с   курением,   и   правонарушениями   ,   и   в   беге   участвовать,   и     на лыжах– всего и не перечислишь. Учитель сегодня ­  и «швец, и жнец, и на дуде игрец». А его все «смолой» продолжают обливать. Придумали ЕГЭ – учитель виноват, что его наши нечитающие ученики сдать не могут; молодежь курит и пьет   –   учителя   плохо   воспитывают;   дома   рушатся­   геометрию   плохо преподавали, случился пожар­ в школе о технике безопасности мало толкуют, ученик попал в ДТП –опять не водителя обвиняют , школу. Этот список можно продолжать до бесконечности  В заключение своей статьи хотелось бы поинтересоваться: ­  Как бы вы назвали нашу школу, коллеги: храм, гостиница, коммуналка, терем, сарай? ­    А учеников спросите. Предположить не трудно.  Таким   образом:   хорошая   школа   не   результат,   а   состояние,   комфортное состояние учителей и учеников. Хороший учитель и хорошая школа свободна от насилия и внушения.

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017