Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет и успех воспитательного влияния педагогического коллектива школы. Когда учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее влиять на него, чем когда он равнодушен к школе.
Школа может привлекать учащегося разными сторонами:
- Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка.
ПЕДСОВЕТ учитель глазами.doc
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие
эффективности образовательного процесса.
УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ
Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет
и успех воспитательного влияния педагогического коллектива школы. Когда
учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и
затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее
влиять
он равнодушен к школе.
Школа может привлекать учащегося разными сторонами:
Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который
чем когда
него,
на
приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка.
Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе, от общения со
сверстниками.
Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли
ученика и играет в его жизни важную роль.
Отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного»
учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) всё, что он о нем думает.
А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о
своей «оценке» учителя.
Исследование педагогапсихолога и есть та самая редкая возможность донести
до учителей мнение учеников об учителях, заставив учителей взглянуть на себя
со стороны и, возможно, усовершенствовать методы и стиль
преподавания,
к учащимся.
пересмотрев
отношение
своё
Проведено анкетирование с целью изучения представлений учащихся об образе
идеального учителя.
К исследованию было привлечено 174 испытуемых из числа учащихся 5 11
классов. Основным диагностическим средством выступал «Метод незавершенных
предложений».
Анализ ответов испытуемых позволил получить достаточно информативные
сведения о ключевых проблемах школьников, наличии и характере конфликтов,
возникающих в сфере «Учитель ученик».
Оценка результатов анкетирования проводилась по следующим позициям:
Учителя нужны для того, чтобы...
Традиционные ответы:
«учить детей разным наукам, воспитывать их» обнаружены у 55% испытуемых.
Развернутые позитивно ориентированные ответы:
«советовать по жизни»,
«защищать», «выводить детей в люди», «учить этикету»,
«чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности»,
«учить умуразуму, жизни»,
«учить общению и хорошему поведению»,
«наставлять на правильный путь»,
«подавать хороший пример»,
«если бы не учителя, мы были бы необразованные» дали 15% испытуемых.
Негативно окрашенные ответы, иногда с оттенком агрессивности:
«прикалываться над ними»,
«вбивать в головы детей знания и читать нотации»,
«жаловаться директору и родителям»,
«кто сказал, что они нужны?» наблюдались у 30% испытуемых.
В моём понимании идеальный учитель должен быть ...
Портрет идеального учителя получился разносторонним.
Идеальный учитель должен быть:
понимающим (75%);
уважающим своих учеников (53%);
внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%);
справедливым в требованиях (80%);
«не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке»,
«интеллигентным, образованным» (45%);
умеющим доступно излагать материал (49%);
не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%);
быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за
ними (12%);
с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и
быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%);
красивым, добрым (23%);
обладать чувством юмора (40%);
не говорить плохо об окружающих его людях 16%;
Были и такие ответы, как:
«Креативным»,
«Хоризматичным»,
«Прошаренным»,
«Быть в теме»,
«Эмоциональным в плане общения»,
«Должен быть мужчиной»,
«Идеальных учителей нет» (10%).
Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает... (80%): «двойки ни за что», «два за то, что не понял материал», «учитель
Самая наболевшая и застарелая обида это несправедливое оценивание
учеников
занижает оценки изза личной неприязни»,
Также вызывает гнев учеников:
грубость учителей (38%), «бывает страшно, когда учитель ругает, неловко»,
плохое настроение, срываемое на школьниках;
«очень быстро говорит и злится от того, что его не понимают» (10%),
«выделение любимчиков» (15%),
когда задерживают на перемене (23%),
много задают на дом (37%);
лезут в личную жизнь («следят за нами, а потом «стучат» родителям, что мы
выбираем не тех друзей») (30%);
не верят, когда говоришь правду (15%),
когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).
Часто встречались ответы:
«уверенность в себе»,
«навязывание собственного мнения»,
«глух к просьбам учеников»,
Были и такие:
«когда учитель не воспринимает всерьез изза нашего возраста и статуса»,
«когда игнорят»,
«тупизм»,
«занудство»,
«раздражать своим долгим голосовым воспроизведением».
Учитель никогда не должен...
Учащиеся единодушны во мнении о том, что педагог не имеет права:
«задерживать класс на перемену»;
«угрожать, показывать своё плохое настроение»;
«унижать при всех, как бы плохо ученик не учился, а затем в коридоре один на
один извиняться, боясь, что ученик расскажет родителям»;
«быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот
навязались на мою голову»;
«ставить в журнале двойку по предмету изза поведения, или за пропуски»;
«не гонять за внешний вид, ведь для подростка это способ самовыражения»;
Встречались и такие ответы:
«путать имя»,
«отказывать в помощи»,
«ставить оценки от фонаря»,
«плести интриги», «Ставить оценки, смотря на другие предметы – так многие делают. Это
ужасно!».
По мнению испытуемых, учитель не должен быть эгоистом, не должен ненавидеть
ученика,
учащихся.
нарушать
права
а
также
Следует отметить, что далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль
взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно
настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся
уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их творческий труд,
заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.
Подводя краткие итоги, можно отметить, что каждому ученику свойственен
субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и
чего не должен делать педагог.
Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе
неизменно включает в его образ такие черты, как:
внимательность,
эрудиция,
доброта,
тактичность,
понимание,
справедливость,
искренность,
любовь к детям.
Одним из критериев «идеального учителя» они видят педагога, который
умеет работать не только с умными, но и с «не совсем умными», а главное
учитель должен учить детей с желанием.
Один из учащихся написал: «Учителя нужны для того, чтобы остались
классные воспоминания о школе».
Реальные и желаемые взаимоотношения.
Достаточно интересны результаты экспресс опроса, связанного с выбором
желаемых и реально существующих видов отношений с учителями (учениками).
Для выбора было предложено пять типов отношений:
отношения диктата,
невмешательства,
сотрудничества,
опеки,
конфронтации (противопоставление, противоборство).
Результаты диагностирования показали реально существующие отношения
невмешательства и диктата (строгой дисциплины).
Отношения конфронтации 18% опеки 21%
сотрудничества 23%
Относительно желаемых отношений результаты опроса немного иные:
ни ученики, ни учителя не желают находиться друг с другом в отношениях
конфронтации (24%), но и среди тех и других есть те, кто сомневается в
реальной возможности ликвидировать эти отношения в педагогическом
процессе.
часто ученики выбирают отношения нейтралитета как желаемые во
взаимоотношениях с учителями (37%)
отношения сотрудничества многие учителя и ученики (41 %) назвали как
желаемую форму отношений, но среди опрошенных многие сомневаются, что
такие отношения реальны со всеми учителями и учениками во всех видах
деятельности и плохо представляют себе, в чем они будут проявляться.
Все это в некоторой степени дает возможность представить реальную картину
отношений между учителями и учениками, складывающуюся на протяжении
длительного взаимодействия. Конечно, и в условиях педагогики сотрудничества не
исчезнут конфликты и сложные педагогические ситуации, решение которых
потребует от учителя определенных знаний и умений.
Диагностика «Знаковый рисунок»
Вычертите знаковый рисунок, в котором отразите положение дел по
проблеме: взаимоотношения, складывающиеся между конкретным
учителем и учениками. В схеме: фигура учащегося обозначается
кружочком, фигура учителя – треугольником.
Проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по диагностике «Знаковый
рисунок» показало следующее:
Ученики Учитель
40%
36%
24% 60 % опрошенных находятся в контакте с учителем. Преобладает
сотрудничество учителя и учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.