Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ
Оценка 4.6

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
5 кл
05.11.2019
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ
Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет и успех воспитательного влияния педагогического коллектива школы. Когда учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее влиять на него, чем когда он равнодушен к школе. Школа может привлекать учащегося разными сторонами: - Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка.
ПЕДСОВЕТ учитель глазами.doc
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ       Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет и   успех   воспитательного   влияния   педагогического   коллектива   школы.     Когда учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее влиять   он   равнодушен   к   школе.      Школа может привлекать учащегося разными сторонами:            ­   Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который   чем   когда   него,   на приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка.       ­ Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе, от общения со сверстниками.          Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.       Отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) всё, что он о нем думает.        А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание     заявить о своей «оценке» учителя.       Исследование педагога­психолога и есть та самая редкая возможность донести до учителей мнение учеников об учителях, заставив учителей   взглянуть на себя со       стороны    и,     возможно,     усовершенствовать      методы    и    стиль  преподавания,   к   учащимся.   пересмотрев   отношение     своё      Проведено анкетирование с целью изучения представлений учащихся об образе идеального учителя.           К исследованию было привлечено 174 испытуемых из числа учащихся 5 ­ 11 классов. Основным диагностическим средством выступал «Метод незавершенных предложений».           Анализ   ответов   испытуемых   позволил   получить   достаточно   информативные сведения  о  ключевых  проблемах  школьников, наличии  и  характере конфликтов,  возникающих в сфере «Учитель ­ ученик».  Оценка результатов анкетирования проводилась по следующим позициям:  Учителя нужны для того, чтобы...  Традиционные ответы:  ­ «учить детей разным наукам, воспитывать их» обнаружены у 55% испытуемых. Развернутые позитивно ориентированные ответы:  ­ «советовать по жизни»,  ­ «защищать», ­ «выводить детей в люди», «учить этикету»,   ­ «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности»,   ­ «учить уму­разуму, жизни»,   ­ «учить общению и хорошему поведению»,   ­ «наставлять на правильный путь»,   ­ «подавать хороший пример»,    ­ «если бы не учителя, мы были бы необразованные» дали 15% испытуемых.  Негативно окрашенные ответы, иногда с оттенком агрессивности:  ­ «прикалываться над ними»,   ­ «вбивать в головы детей знания и читать нотации»,   ­ «жаловаться директору и родителям»,   ­ «кто сказал, что они нужны?»  наблюдались у 30% испытуемых.   В моём понимании идеальный учитель должен быть ...  Портрет идеального учителя получился разносторонним.  Идеальный учитель должен быть:   ­ понимающим (75%);   ­ уважающим своих учеников (53%);   ­ внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%);   ­ справедливым в требованиях (80%);   ­ «не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке», «интеллигентным, образованным» (45%);   ­ умеющим доступно излагать материал (49%);   ­ не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%);   ­ быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними (12%);   ­ с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%);     ­ красивым, добрым (23%);   ­ обладать чувством юмора (40%);   ­ не говорить плохо об окружающих его людях 16%;     Были и такие ответы, как:   ­ «Креативным»,  ­ «Хоризматичным»,  ­ «Прошаренным»,  ­ «Быть в теме»,  ­ «Эмоциональным в плане общения»,  ­ «Должен быть мужчиной»,  ­ «Идеальных учителей нет» (10%).  Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает... (80%): «двойки ни за что», «два за то, что не понял материал», «учитель   ­   Самая наболевшая и застарелая обида ­ это несправедливое оценивание  учеников    занижает оценки из­за личной неприязни»,      Также вызывает гнев учеников:  ­ грубость учителей (38%), «бывает страшно, когда учитель ругает, неловко»,  ­ плохое настроение, срываемое на школьниках;     «очень быстро говорит и злится от того, что его не понимают» (10%),   ­ «выделение любимчиков» (15%),   ­ когда задерживают на перемене (23%),   ­ много задают на дом (37%);   ­ лезут в личную жизнь («следят за нами, а потом «стучат» родителям, что мы  выбираем не тех друзей») (30%);   ­ не верят, когда говоришь правду (15%),   ­ когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).     Часто встречались ответы:  ­ «уверенность в себе»,  ­ «навязывание собственного мнения»,   ­ «глух к просьбам учеников»,      Были и такие:  ­ «когда учитель не воспринимает всерьез из­за нашего возраста и статуса»,  ­ «когда игнорят»,  ­ «тупизм»,  ­ «занудство»,  ­ «раздражать своим долгим голосовым воспроизведением». Учитель никогда не должен...  Учащиеся единодушны во мнении о том, что педагог не имеет права:  ­ «задерживать класс на перемену»;   ­ «угрожать, показывать своё плохое настроение»;   ­ «унижать при всех, как бы плохо ученик не учился, а затем в коридоре один на один извиняться, боясь, что ученик расскажет родителям»;   ­ «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот навязались на мою голову»;   ­ «ставить в журнале двойку по предмету из­за поведения, или за пропуски»;   ­ «не гонять за внешний вид, ведь для подростка это способ самовыражения»;      Встречались и такие ответы:  ­ «путать имя»,  ­ «отказывать в помощи»,  ­ «ставить оценки от фонаря»,  ­ «плести интриги», ­  «Ставить оценки, смотря на другие предметы – так многие   делают. Это ужасно!».        По мнению испытуемых, учитель не должен быть эгоистом, не должен ненавидеть ученика,   учащихся. нарушать права   а   также            Следует отметить, что далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены   по   отношению   к  своим  учителям.  Значительная   доля  учащихся  уважает,   ценит   и   искренне  любит  своих  учителей  за  их  творческий труд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.     Подводя краткие итоги, можно отметить, что каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог.           Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как:                      ­ внимательность,                      ­ эрудиция,                      ­ доброта,                      ­ тактичность,                      ­ понимание,                      ­ справедливость,                      ­ искренность,                      ­ любовь к детям.       Одним из критериев «идеального учителя» они видят педагога, который  умеет работать не только с умными, но и с «не совсем умными», а главное  учитель должен учить детей с желанием.           Один из учащихся написал:  «Учителя нужны для того, чтобы остались классные воспоминания о школе».                            Реальные и желаемые взаимоотношения.         Достаточно  интересны   результаты  экспресс   ­  опроса,  связанного  с выбором желаемых и реально существующих видов отношений с учителями (учениками).      Для выбора было предложено пять типов отношений:  ­ отношения диктата,  ­ невмешательства,  ­ сотрудничества,  ­ опеки,  ­ конфронтации (противопоставление, противоборство).            Результаты   диагностирования   показали   реально   существующие   отношения невмешательства и диктата (строгой дисциплины).         Отношения конфронтации 18% опеки   21%                          сотрудничества 23%        Относительно желаемых отношений результаты опроса немного иные:        ­ ни ученики, ни учителя не желают находиться друг с другом в   отношениях конфронтации (24%),  но и среди тех и других есть те, кто сомневается в реальной   возможности   ликвидировать   эти   отношения   в   педагогическом процессе.            ­   часто   ученики   выбирают   отношения  нейтралитета  как   желаемые   во взаимоотношениях с учителями (37%)           ­ отношения  сотрудничества  многие учителя и ученики  (41 %)  назвали как желаемую форму отношений, но среди опрошенных многие сомневаются, что такие   отношения   реальны   со   всеми   учителями   и   учениками   во   всех   видах деятельности и плохо представляют себе, в чем они будут проявляться.       Все это в некоторой степени дает возможность представить реальную картину отношений   между   учителями   и   учениками,   складывающуюся   на   протяжении длительного взаимодействия. Конечно, и в условиях педагогики сотрудничества не исчезнут   конфликты   и   сложные   педагогические   ситуации,   решение   которых потребует от учителя определенных знаний и умений.  Диагностика «Знаковый рисунок» Вычертите знаковый рисунок, в котором отразите положение дел по проблеме:   взаимоотношения,   складывающиеся   между   конкретным учителем   и   учениками.   В   схеме:   фигура   учащегося   обозначается кружочком,  фигура учителя  – треугольником.      Проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по диагностике «Знаковый рисунок» показало следующее:   Ученики                              Учитель 40% 36% 24% 60   %  опрошенных   находятся   в   контакте   с   учителем.   Преобладает сотрудничество учителя и учащихся.

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019