Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога
Оценка 5

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Оценка 5
doc
01.12.2019
Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога
Педагогика сотрудничества как образовательная технология.doc

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

 

Слайд 2.

«Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем  деле»

(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

Слайд 3.

Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон

Слайд 4.

 

Технология сотрудничества предполагает:

         обучение в коллективе

         взаимооценку

         обучение в малых группах

Слайд 5.

 

Главные идеи обучения в сотрудничестве:

         создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях

         учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе

В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными

Слайд 6.

 

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

5. Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

 

 

Слайд 7.

 

Слайд 8.

Приёмы обучения в сотрудничестве:

         Student Team Learning

(STL, обучение в команде)

         Jigsaw («пила»)

         Learning Together («учимся вместе»)

         Исследовательская работа

Слайд 9.

 

Обучение в команде

Этот вариант метода обучения уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими при работе над изучаемым вопросом.

        Задача каждого учащегося в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник  команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.

Слайд 10.

 

Основные принципы обучения в команде:

а) «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки, отметки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения;

б) индивидуальная ответственность каждого учащегося  означает, что успех или неуспех команды зависит от удач или не удач каждого;

в) равные возможности каждого учащегося в достижении успеха, каждый приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

   Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим в получении очков для своей команды. Сравнение проводится не с результатами других учащихся, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Слайд 11.

«Учимся вместе»

         Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) части в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой – либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Слайд 12.

Работа в группе и её оценка:

         Задание группам

         Выполнение задания (каждый ученик выполняет свою часть, либо по "вертушке" каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый)

         Объяснение (каждым своей части)  и контроль группы

         Тест на проверку понимания нового материала (Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников)

         Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.

Слайд 13.

Организация работы в группе

Распределение ролей в группе

в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли –

Ø  лидера

Ø  исполнителя

Ø   организатора

Ø  докладчика

Ø   эксперта

Ø  исследователя и т.д.

Слайд 14.

Экономия времени учителя

Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи.

Слайд 15.

Исследовательская работа в группах

В этом варианте акцент делается  на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена на изучение всей группой.

Все эти варианты требуют  четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:

1) Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся.

2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3) Оценивается работа не одного человека,  а всей группы. Оценка ставится одна на всех.

      Успех всей группы зависит от вклада каждого. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Каждый  учится в силу  собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Слайд 16.

Пила (Jigsaw)

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся внимательно слушают партнеров по команде, делают записи в тетрадях, они заинтересованы, чтобы все члены группы  добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается  по данной теме каждый в отдельности и вся команда в целом (можно спросить любого члена группы).

 

Создание команд

Класс делится на группы (в группе столько человек, сколько фрагментов в изучаемом тексте т. к. каждый получает свой фрагмент)

 

Индивидуальная работа

 

         Каждый член группы изучает материал по своей части:

прочитывает  его, составляет ментальную карту или просто выписывает ключевые слова ( иными словами создаёт краткий опорный конспект).

Слайд 17.

Ум  - хорошо, а два – лучше!

Встреча экспертов

Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются     информацией как эксперты по данному вопросу.

Слайд 18.

Работа в группе

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.

Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Слайд 19.

Способы проверки

         Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добро-совестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Слайд 20.

"Пила -2"(Jigsaw-2)

         Учащиеся работают группами в 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Слайд 21.

    Главное надо помнить:

            никогда не порицать за неверный ход мыслей,

         только непринужденная обстановка,

         только откровенный разговор,

         только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на ученика

 

 

 Таким образом, основные идеи всех вариантов технологии «обучение в сотрудничестве» – это одно задание на группу, одно поощрение на группу,  распределение ролей, общность цели и задач; индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Возможность совершенствовать свои собственные достижения.

 

               Давайте представим, у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи! (Бернард Шоу)                

                Применяя технологию «обучение в сотрудничестве» в своей педагогической деятельности, я вижу положительный результат: вырос интерес к обучению, ребята стали более активными.

           Работа в группах  не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи.  Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.

      

Преимущества использования технологии сотрудничества:

  1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.

    5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

 

Применение технологии «обучение в сотрудничестве»

на уроках истории и обществознания.

        Для работы в группах, я рассаживаю учащихся так, чтобы они сидели лицом друг к другу и могли свободно общаться в процессе совместной деятельности (по два стола вместе).  Начиная использовать технологию обучение в  сотрудничестве, я приучала детей  сначала к работе в парах, потом в тройках и затем по четыре - пять человек. В каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. У каждого члена группы своя роль, например, ведущий (отвечает за выполнение задания), оформитель (за чистоту оформления задания),  отслеживающий культуру общения  и взаимопомощи внутри группы и другие.  В каждой группе есть ответственный за учет достижений учащихся. Заработанные ребятами баллы он заносит в лист оценивания. Таким образом, в этом листе прослеживается вклад каждого члена группы в общее дело, а так же личностный рост.

         Работу в малых группах я использую на разных этапах урока:  проверка домашнего задания, изучение нового материала,  закрепление  нового материала,   а так же на повторительно – обобщающих уроках.

 

 

Фрагмент урока обществознания  с использованием

 методики «Ажурная пила».

    

         Работу по варианту «ажурная пила» провожу при изучении  нового материала. Попрошу коллег помочь мне в проведении урока. Разделимся на две группы. Сядьте за два стола по 4 человека. У вас на столах лежат карточки с рисунками. Посмотрите на них и определите тему нашего урока.

       Верно, тема: Глобальные проблемы современности.

                       Цели:

Рассмотреть  причины  и сущности глобальных проблем современности, определить пути их решения, решить вопрос: выживет человечество  или погибнет.

I. Изучение нового материала.

       -  Какие проблемы называются глобальными?

                        

     Коллеги, вы объединились в группы по 4 человека. Ваша задача: выполнить одинаковое задание – изучить 4 глобальные проблемы. Каждый член группы выполнит свое задание – проанализирует одну глобальную проблему и наметит пути ее решения. Перед вами лежат карточки, распределите их между собой и на основе рисунка на них определите глобальную проблему, над которой будете работать. Перед вами лежат таблицы, в которые надо занести данные по каждой из 4-х проблем. Один из вас должен будет заполнить оценочный лист группы, определите, кто это будет.

       Определили свою проблему? Вам дается 5 минут на ее изучение и запись в таблицу. Изучили? А теперь коллеги из разных групп, изучающие одну проблему сядьте рядом и обсудите вашу общую проблему. На эту работу вам дано 3 минуты. Обменялись информацией? Сядьте на свои места и обучите своей теме остальных членов группы, выбрав самое важное, не забывайте заполнять таблицу. На эту работу  вам дано 20 минут.

III. Закрепление изученного материала: (10 мин.)

               Вопросы к участникам групп:

  1. С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX — начале XXI века? Почему они являются глобальными?
  2. Какую опасность представляет ядерная война?
  3.  Назовите пять государств, входящих в «ядерный клуб».
  4. Что нужно сделать для предотвращения ядерной катастрофы?
  5. В чём заключается глобальная демографическая проблема человечества? Приведите примеры.
  6. Что нужно сделать для решения демографической проблемы?
  7. Почему проблема терроризма стала одной из опаснейших проблем человечества? Приведите примеры.
  8. Как можно остановить международный терроризм?
  9. Каковы причины экологических проблем?
  10.  Что нужно сделать для предотвращения экологической катастрофы?
  11.  Какое влияние на человека, животных и растения оказывают озоновые дыры?       
  12.  Какова причина кислотных дождей? Как они влияют на живые существа?
  13.  Можно ли не допустить экологической катастрофы? Что нужно сделать для этого?

14.   Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989 году вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась., сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь?

 

IV. Подведение итогов.

       В каждой группе ответственный за учет ваших  достижений занёс заработанные вами баллы  в специальный лист. Таким образом,  определен  вклад каждого из вас в общее дело.

       В заключении я хочу обратить ваше внимание на то, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно сформировать группы и дать задания. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!». Наша задача состоит в том, чтобы научить учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      М.Н.Михатова Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных  технологий // Справочник заместителя директора школы, 2008, №5. – с.47-53.

2.      Новые педагогические и информационные  технологи в системе образования: учебное пособие для студ. Пед.. вузов и системы повыш. Квал. Пед.. кадров/ Под ред.. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – с.3-69

3.      Передовой и инновационный опыт  в региональной системе образования: информационный вестник / Мин-во образования  Нижегородской обл. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.-с.75-83.

4.      Г.К.Селевко. Современные образовательные технологи: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998, с.108 – 114.

5.      И.В.Янковская Об использовании  информационных технологий при изучении истории и обществознания. // Педагогическое обозрение, 2012. – 160-165.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобальные проблемы

 

Проблема

Сущность проблемы

Причины ее возникновения

Пути решения

Угроза ядерной войны

 

 

 

Экологический кризис

 

 

 

Демографическая проблема

 

 

 

Международный терроризм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Критерии оценивания:

 

1.     Если на поставленный вопрос отвечает член команды, который работал над темой, по которой поставлен вопрос, команда получает 1 балл.

2.     На вопрос преподавателя отвечает человек, который работал над другой темой – 2 балла.

3.     За дополнения к ответу на вопрос – 0,5 балла.

 

 

№ п/п

ФИО

Количество баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предотвращение угрозы ядерной войны

       В связи с двумя глобальными войнами XX века, а позднее с противостоянием двух великих держав (СССР и США) появилась так называемая «гонка вооружения». Значительную роль сыграло открытие ядерного оружия. Уже к концу двадцатого века мир подошёл к критической точке, под угрозой находились миллиарды жизней.

       Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить жизнь на Земле. Больше всего ядерных зарядов накоплено в США и России. Кроме того, ядерное оружие есть у Великобритании, Франции и Китая. Эти пять государств составляют «ядерный клуб» держав, которым мировое сообщество в лице ООН разрешает иметь ядерное оружие. Но кроме них ядерное оружие создали Индия, Пакистан, Израиль и Корейская Народно-Демократическая Республика. Чем больше государств обладают ядерным оружием, тем выше опасность его применения.         

          В наше время военная угроза всё ещё сохраняется: многочисленные региональные и локальные конфликты, распространение ядерного оружия. Необходимо установление более жесткого контроля  за ядерным и химическим оружием, сокращение  обычных видов вооружения и торговли оружием.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление экологического кризиса

       

         В XX веке резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что привело к изменению природного баланса и загрязнению окружающей среды. Мир потрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, сказывается на здоровье человека.

 Парниковый эффект вызвал глобальные изменения климата (засухи, смерчи, наводнения). Происходит загрязнение Мирового океана. Озоновые дыры приводят к ослаблению озонового слоя, который обеспечивает защиту Земли от ультрафиолетового излучения. Происходит  усиление  потока солнечной радиации на Землю, что вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. От повышенного уровня излучения страдают растения и животные.  

 В пресной воде рек и озер много растворимых веществ, в том числе ядовитых. В ней могут быть болезнетворные микробы, поэтому использовать ее, а тем более пить без дополнительной очистки нельзя. Когда идет дождь, капли воды (или снежинки, когда идет снег) захватывают из воздуха вредные примеси, попавшие в него из труб какого - нибудь завода. Выпадают кислотные дожди.

       Все экологические проблемы тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека и его постоянным вмешательством в окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демографическая проблема

       Ускоренный рост населения планеты, численность которого составляет 7 млрд, привёл мир к глобальной демографической проблеме. Её суть — в неконтролируемом росте населения Земли, с одной стороны, и постоянном уменьшении доли населения экономически развитых стран в общем населении мира — с другой. Это значит, что население развитых стран стареет. То есть рост численности населения мира происходит за счёт бедных стран (например, Индия, Бангладеш, Пакистан, Эфиопия, Конго и др.), где проживает большинство населения Земли.

        В развивающихся, наиболее бедных странах мира 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От голода ежегодно умирают миллионы людей, в том числе — дети. Организация Объединённый Наций признала, что проблему голода полностью не удастся решить в течение ближайших 50—60 лет. С демографической проблемой тесно связаны продовольственная, энергетическая, ресурсная, растущий разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми странами, регулярные вооружённые конфликты, вспышки болезней и эпидемий, преступность и терроризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международный терроризм

 

       Реальность современного мира бесстрастно свидетельствует о том, что акты террора, ранее достаточно редкого явления, стали повседневными и привычными событиями  во многих странах практически  на всех континентах. Акты международного терроризма включают жестокость, бессмысленные убийства, взятие заложников, взрывы на улицах городов, захват самолётов, вымогательство, применение пыток или угрозы их применения с политическими целями.

 Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных,  не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора.            Печальные подтверждения этому все мы прекрасно знаем, и они продолжают множиться. Так было в Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 г. или теракт в Буденовске. Объект атаки - больница, роддом. Или события, которые произошли в Кизляре, Первомайском, а также взрыв в Москве и т.п.

        Становится всё более очевидным, что борьба с терроризмом — это проблема не какого-то отдельно взятого государства, а всего мирового сообщества. Ведь террористы, продолжая совершать свои злодеяния в различных уголках планеты, не просто бросают вызов человечеству. По существу, они развязали войну против всего мирового сообщества. Войну без правил, жестокую, жертвами в которой становятся мирные граждане, в том числе — женщины, дети, старики. На международном уровне принят ряд документов, направленных на борьбу с международным терроризмом, в их числе — «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма» (1994), Совет Безопасности ООН учредил Контртеррористический комитет.

 

 

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019