Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Тема: « Перелетные птицы осенью».
Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.
Задачи:
Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие с педагогом; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов; закрепить навык употребления распространенных предложений, умение рассуждать.
Развивающие: развивать связную речь, наблюдательность, зрительное восприятие,
слуховое внимание, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, стихов о перелетных птицах, отгадывание загадок, рисование птиц.
Материал и оборудование: фонограмма голоса (соловья, журавля, жаворонка), фотографии птиц (ласточка, скворец, трясогузка, жаворонок, совей, иволга, журавль), листочки с изображением перелетных птиц « Соедини по точкам», разрезная картинка с изображением птицы.
Ход ОД
1 часть.
Воспитатель: В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. Листья на деревьях становятся разноцветными.
деревьях становятся какими? (желтыми, красными, коричневыми), а потом
опадают и шуршат под ногами.
- Как называется это время года? (Осень )
Воспитатель: Ребята послушайте как красиво поэты описывают это время года:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Воспитатель: ребята а кроме того, что осень одевает деревья в разноцветные наряды, что еще происходит осенью? (льют дожди, птицы улетают)
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется».
(М. Ходякова)
Воспитатель:
2 часть
Воспитатель: Осень прислала нам письмо, а в нем (разрезная картинка птицы). Давайте попробуем соединить эти части и узнаем, что получится. (Птица)
- Ребята, а чем все ли птицы похожи друг на друга? (у них есть тело, голова, крылья, хвост и лапы, покрыты перьями)
- А чем птицы отличаются друг от друга? (по окраске перьев, величине, способам питания)
Воспитатель: Что происходит с некоторыми птицами осенью? (улетают в теплые края)
- Как вы думаете почему они улетают в теплые края? (становиться холодно им нечем питаться)
- Почему им нечем питаться? (ответы детей….)
Воспитатель: правильно птицы которые питаются насекомыми (комарами , жуками, гусеницами и т.д.) остаются без пищи. Поэтому им приходиться улетать в теплые края, где для них есть пища.
- А как называются птицы которые улетают в теплые края? (перелетные)
Воспитатель: Давайте вспомним перелетных птиц. В конверте осень прислала нам их фотографии. Назовите тех птиц , которых вы узнали и расскажите что вы знаете о них. (дети выходят показывают и называют перелетных птиц, рассказывают что они знают об этих птицах)
Воспитатель обобщает ответы детей:
Соловей
Маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Живет в лесу. Питается насекомыми: жучками, муравьями, червями и паучками. Соловей это певчая птица. Она очень красиво поет. (воспитатель включает аудиозапись пения соловья)
Ласточка
Маленькая птичка, спинка у нее черная , брюшко белое, хвост вилочкой. Живет под крышами домов, по берегам рек ит.д.
Ласточка проводит практически все время в полете и питается она налету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят мошек и насекомых, являющихся основной едой.
Журавль.
Крупная птица. У них длинные ноги, узкий длинный клюв, длинная шея. На голове красная шапочка. В основном они питаются растительной пищей в виде семян, ягод, корешков и побегов растений, но даже небольшого размера лягушек и мелких грызунов. Осенью собираются в стаи, в полете издают курлыкающие звуки (включается аудиозапись голосов журавлей)
Скворец
Птица среднего размера. У них черное с переливом оперение. Гнезда вьет на деревьях. Может поселиться в скворечнике.Питается насекомыми. Издает интересные звуки. (включается аидиозапись)
Физкульминутка «Аист»
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно
поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.
Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
3 часть
Воспитатель. А осень нам еще приготовила загадки о перелетных птицах. Вы теперь много узнали о перелетных птицах, попробуйте их отгадать.
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец…
Как зовут его? … (Скворец)
Весной прилетает птица.
Поле вспашут –
там любит кормиться. (Грач)
На лету хватает мошек,
Хвостик – тонкие косицы,
Предсказать погоду может,
– Вам знакома эта птица. (Ласточка)
Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (трясогузка)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали… К
то скажите? … (Журавли)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Графическое упражнение «Обведи птицу по точкам».
Детям раздаются листочки с изображением перелетных птиц. Им необходимо соединить изображение по точкам и назвать получившуюся птицу.
Итог:
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Каких перелетных птиц вы запомнили?
- Почему птицам приходится улетать в теплые края?
- Что вы нового узнали о перелетных птицах?
3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.