Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
Детсад
10.04.2019
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе.
В материале описываются приемы обучения пересказа в детей среднего дошкольного возраста, цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), предварительная работа, материал, этапы работы. Выделен содержательный и языковой разбор сказки.
Прослеживается интеграция образовательных областей.
Пересказ “Гуси”.docx
Конспект образовательной деятельности по образовательной
области «Речевое развитие»
Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Гуси» в средней группе
Выполнила: Воспитатель МКДОУ Шарловский детски сад Постнова Елена
Викторовна
Основной вид деятельности: речевая
Продукт деятельности (результат): овладение пересказом рассказа
«Гуси»
Длительность: 20 мин.
Цель: учить детей пересказывать рассказ «Гуси» К.Д.Ушинского,
последовательно, без пропусков.
Задачи:
1.Образовательная:
Формировать навыки пересказа текста с опорой на игровую
деятельность.
2. Развивающие:
развивать монологическую речь
развивать навыки анализа содержания и языкового оформления теста.
развивать интонационную выразительность речи,
продолжать
закреплять умение регулировать темп и силу голоса.
активизировать в речи слова: хозяйка, хворостина.
упражнять в сочетании существительных с прилагательными: шеи
длинные, лапы красные.
упражнять в произношение звука [ г ] в словах.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе.
воспитывать самостоятельность и инициативность при пересказе
воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения
друг к другу.
Интегрированные образовательные области:
речевое развитие,
познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие
Предварительная работа: рассматривание картины «Птичий двор» /из
серии «Домашние животные»/, чтение рассказов, стихотворений; рисование и
лепка домашних птиц; рассматривание альбома «Птицы».
Материал:
Демонстрационный материал: игрушка гусь, рассказ К.Д.Ушинского
«Гуси».
1.Вводная часть 23 мин (Организационный момент)
Сюрпризный момент (Для мотивации, создания интереса, использую сюрпризный момент
для подготовки к восприятию нового произведения, познавательной
активности).
Ребята, посмотрите, к нам опять пришла посылка и письмо. Что в этой
посылке вы узнаете, только если отгадаете загадку? (Дети осознают и
принимают поставленную задачу, настраиваются на предстоящую
деятельность)
Подготовка к восприятию текста.
Загадывание загадок:
1.Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Дети отгадывают загадки)
Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадки? (Вынимаю из коробки
гуся, и показываю детям, объясняю значение загадки).
Правильно! Вот он какой красивый, важный, как настоящий.
(Дети рассматривают игрушку. Выполняют обследовательские действия,
отвечают на вопросы воспитателя).
2. Основная часть 1012 мин
Название произведения.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать рассказ К.Д.Ушинского
«Гуси».(Называю автора, произведение, нацеливаю на прослушивание).
(Зрительное и слуховое восприятие рассказа.
запоминают).
Дети слушают,
Выратительное чтение текста:
«Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега! Гуси
белые, гуси серые, ступайте домой!» .
А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями
машут, носы раскрывают: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь
хорошо!»
Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься: взяла
длинную хворостину и погнала их домой». (Читаю неторопливо и
выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями).
(Дети слушают рассказ, воспринимают текст).
Содержательный и языковой разбор сказки:
Беседа (по вопросам):
Что вы прослушали? Как называется рассказ?
Кто его написал?
О ком этот рассказ? (После чтения провожу краткую беседу,
(разбор произведения), в ходе которой задаю вопросы. Побуждаю ребенка
отвечать полным предложением).
(Дети отвечают на вопросы: « Рассказ называется «Гуси». Его
написал Константин Дмитриевич Ушинский).
Вопрос: Какое слово в этом рассказе вам показалось не знакомым?
(Дети отвечают: «Хворостина, растопырили »)
Объяснение слов, фраз. ( Объясняю слова «хворостина», фразы:
«лапы красные растопырили»).
Вопрос: Как хозяйка манила гусей, как звала их? (Для работы над
авторским текстом, задаю вопрос, побуждаю детей пересказывать
близко к тексту, оперируя при этом преимущественно авторской речью с
ее словарем, строем и темпом. Повторно читаю фразу).
(Дети отвечают, используя слова автора:«Тега – тега – тега! Гуси
белые, гуси серые, ступайте домой!»).
Вопрос: «А что гуси сделали в ответ на слова хозяюшки?». ( Повторно
читаю фразу. Привлекаю внимание к средствам выразительности « гуси шеи
длинные вытянули, лапы красные растопырили»).
(Отвечают: «А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные
растопырили, крыльями машут, носы раскрывают»).
Выборочное чтение абзаца. (Это еще раз сосредоточит внимание детей
на описании и предотвратит пропуск в пересказах).
Развитие просодических компонентов речи:
Упражнение: « Скажите громко, как кричат гуси, а теперь тихо»,
«Скажи ласково» как кричит хозяйка своих гусей». Оля скажи громко. А
теперь все вместе. ( Провожу упражнения на интонационную
выразительность речи).
(Индивидуальные и хоровые ответы детей: «Га – га – га! Не хотим
мы домой идти! Нам и здесь хорошо!»)
Вопрос: «Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой погнать?»,
сопровождаю указанием воспитателя: «Припомните конец рассказа».
(Дополняю и уточняю высказывания дошкольников.)
(Дети воспроизводят содержание заключительной части рассказа,
вспоминают, все, что было усвоено раньше).
Повторное чтение с установкой на пересказ « Вслушайтесь, как я
читаю». (Читаю текст еще раз). Дети слушают и запоминают текст).
Пересказ детей (35 )
(После чтения делаю небольшую паузу для подготовки детей у ответам
несколько секунд.) «Послушаем, как рассказывает Света (Саша, Никита)».( Творческий
процесс. Дети выслушивают пересказы и замечают несоответствия).
Физминутка «Гуси».
Гуси летят, бегут по кругу,
Крыльями машут размахивают руками.
Прогнулись над водой остановились, наклон
Качают головой вперёд, голова вверх качают вправо, влево
Прямо и гордо умеют держаться выпрямились, шеи вытянули
Очень бесшумно на воду садятся садятся на корточки
На воду сели, посидели,
И снова полетели. полетели на стульчики (Провожу физкультминутку,
для снятия эмоционального и физического напряжения).
(Дети выполняют).
В процессе пересказа детей использую приемы:
Прием отражения речи Если ребенок молчит использую прием ,
начинаю рассказ сама , произношу первую фразу «Вышла хозяйка на двор и
манит гусей домой: «Тега – тега – тега!
(Ребенок повторяет фразу «Вышла хозяйка на двор и манит гусей
домой: «Тега – тега – тега!)
Подсказ слова и фразы.
(В том случае, если ребенок, изложив первую часть рассказа,
затрудняется перейти к следующей, вновь помогаю ему, для достижения
и связности и плавности пересказа).( Дети повторяют).
Оценка пересказа
(Наиболее подробно оцениваю первый и второй пересказы. Отмечаю
многие качества положительного характера, фиксирую ошибки детей).
(Дети исправляют ошибки).
Напоминание о последовательности действий рассказа.
(Если дети продолжают делать пропуски в описании, обращаюсь ко всей
группе с просьбой напомнить последовательность рассказа и указать
пропущенный текст).
Чистоговорка
Предлагаю проговорить чистоговорку:
Га – га – га – наши гуси у пруда.
Го – го – го – стоит в сенях ведро.
Гу – гу – гу – по лугу бегу.
Ги – ги ги – дотянусь до ноги.
(Повторяется дважды).
(Дети повторяют по одному и хором).
3.Заключительная часть 35 мин.
Подведение итогов занятия.
Вопросы к анализу: Кто пересказал ближе к тексту?
Кто использовал больше авторских слов?
Кто пересказал выразительнее?
(По окончании пересказа даю оценку всем детям, отмечаю, с чем
ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. «Коля хорошо пересказал
как кричат гуси», а слова хозяйка надо еще потренироваться).
Самоанализ пересказа.
Совет :Даю конкретные советы: « Произнести ту или иную фразу
громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее». Я советую
Свете громче рассказывать.)
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.