3 7 3
1-й способ.
Постановку проблемы можно осуществить с помощью текста учебника.
Дети по цепочке или по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации (с. 20). Затем учитель просит детей ответить на вопросы:
– Вспомните, что такое эмоции? Проверьте себя по словарю в конце учебника. (Эмоции – так можно назвать наши непродолжительные, возникающие в конкретных ситуациях переживания по отношению к людям, их поступкам, к событиям и явлениям окружающего мира.)
На доске появляется запись:
Испуг – эмоция, эмоции – непродолжительные переживания.
– Илюша был прав, что испуг должен был быстро пройти? (Да.) Испуг Анюты оказался непродолжительным? (Нет, она и на следующий день боялась идти в лес.)
На доске появляется запись:
Переживания могут быть продолжительными.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Испуг должен был пройти быстро, но он не прошёл.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему не все переживания быстро проходят или меняются?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы.
2-й способ.
Учитель ставит проблему с помощью рассказа, который тут же может быть разыгран несколькими учениками. Такой приём полезен тем, что позволяет ребятам «прочувствовать» ситуацию, примерить её на себя и в дальнейшем не допускать подобного.
«Несколько ребят решили подшутить над своим приятелем Колей. Во время игры они вошли в старый заброшенный сарай. В темноте шутники незаметно спрятались. Коля стал звать их, но они не откликались. Когда Коля решил, что он в сарае один, шутники, громко рыча, подскочили к нему сзади и схватили за руки. Коля закричал, выскочил из сарая, долго мелко дрожал, стучал зубами и обливался потом».
– Что с Колей произошло? Какую эмоцию он испытывает?
Ученики предложат разные обиходные названия этой эмоции: испуг, страх, боязнь. Задача учителя сконцентрировать внимание на слове «испуг», чтобы можно было впоследствии на уровне слов отделить эмоцию (испуг) от чувства (страх). Обратите внимание учеников на словарь в конце учебника. Сделайте акцент на том, что эмоции – непродолжительные переживания.
На доске появляется запись:
Испуг – эмоция, эмоции – непродолжительные переживания.
– Какие способы вы можете предложить Коле и его незадачливым приятелям-шутникам, чтобы справиться с отрицательной эмоцией?
Ученики, опираясь на собственный опыт, будут предлагать разные приёмы самоуспокоения.
– Да, действительно, приятели так и поступили. Коля перестал дрожать и успокоился. Однако, когда через некоторое время друзья снова позвали его играть в старый тёмный сарай, он отказался. С тех пор Коля старался обходить стороной старые тёмные строения, наотрез отказывался в них заходить и часто при виде их начинал дрожать. Как вы можете объяснить, почему он стал так поступать? (Он очень сильно испугался.)
– Испуг Коли оказался непродолжительным? (Нет, он стал бояться тёмных строений.)
На доске появляется запись:
Переживания могут быть продолжительными.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Испуг должен был пройти быстро, но он не прошёл.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему не все переживания быстро проходят или меняются?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.