Перспективный план
Образовательная область «Познавательное развитие»
направление «Развитие речи» подготовительной гр.
Месяц |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь 1-2 неделя |
Мониторинг |
Выявить знания, умения, навыки детей по данному разделу на начало учебного года. |
3 неделя |
«Летние истории» Г.,19 |
Помогать детям составлять рассказ из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. |
Рассказывание по картинке «В школу» Ушакова 44 |
Развиватьу детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка); учить придумывать события без помощи воспитателя. |
|
4 неделя |
Составление рассказа по картине «По грибы, по ягоды» Интернет - ресурсы |
Учить внимательно рассматривать картину, составлять план описания и по плану последовательно составлять рассказ по картине. |
«Для чего нужны стихи?» Интернет - ресурсы |
Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. |
|
Октябрь 1 неделя |
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Д/и «Я - вам, вы - мне» Г. 33
|
Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли дети с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. |
Составление рассказа по картине «Уборка хлеба» Кыласова |
Учить ребят отвечать на вопросы, составлять план и последовательно составлять рассказ по картине. |
|
2неделя |
«На лесной поляне» Г., 32 |
Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь. |
Рассматривание сюжетной картины «В лесу осенью». Интернет - ресурсы |
Учить рассматривать картину, задавать вопросы, отвечать на них полными ответами, составлять небольшой рассказ. |
|
3 неделя |
Стихи П. Комарова о ДВ крае. Интернет - ресурсы. |
Продолжать знакомить детей с поэзией дальневосточных писателей. |
«Золотая Ригма» В. Сысоев. Чтение глав из книги. |
Познакомить детей с краеведом, охотником, писателем, почетным гражданином г. Хабаровска, директором краеведческого музея Всеволодом Петровичем Сысоевым |
|
4 неделя |
Лексико-грамматические упражнения. Г., 22 |
Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложения. |
Познавательная сказка «Зелёный Ёжик» Интернет – ресурсы. |
Познакомить детей с особенностями внешнего вида, строением, условиями произрастания комнатных растений; развивать любознательность, познавательный интерес. |
|
Ноябрь 1 неделя |
«История книги» Интернет - ресурсы |
Дать детям знания о том, как делается книга; обогащать словарный запас: лесоруб, комбинат, опилки, типография, художник, сплав, книжный магазин, клинопись, папирус, береста, пергамент, свитки, лесоруб, переплетчик; познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают, отдельными составными частями книги; сформировать представления детей о необходимости соблюдения аккуратности при работе с книгами; знакомить с правилами безопасного чтения, формировать интерес к книгам, бережное отношение к ним. |
«Небылицы - перевертыши» Г., 35 |
Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы. |
|
2неделя |
Придумывание сказки на тему «День рождения Зайца» Ушакова 58 |
Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему с использованием выразительных средств языка (описание, диалог), формировать умение составлять сказку по плану. |
Пересказ рассказа «Поздняя осень». |
Познакомить детей с рассказом Ириса Ревно «Поздняя осень». Учить отвечать на вопросы и пересказывать текст. |
|
3 неделя |
«Крылатые друзья» Г., 70 (рассказ по серии картин «Синичка») Кыласова |
Продолжать учить составлять интересные и логичные рассказы о зимующих птицах, объяснить почему необходимо зимой подкармливать птиц. |
Заучивание стихотворения В. Звягина «Воробьишка» |
Развивать память детей, прививать любовь к родной природе, краю. |
|
4 неделя |
Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Г., 39 |
Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа |
Чтение рассказа В. Сухомлинского «Самые ласковые руки». Интернет - ресурсы |
Учить задавать вопросы и отвечать на них, внимательно слушать текст. |
|
Декабрь 1 неделя |
О. Повещенко. «Пришла беда нечаянно…» Интернет - ресурсы |
Познакомить со стихотворением о благородной и опасной профессии пожарного. Помочь детям определить, какими качествами должен обладать пожарный, люди этой профессии должны быть смелыми, мужественными. Развивать уважение к профессии пожарного, а также внимание и память детей. |
Составление связного рассказа «Если был бы я художником» Ушакова 64 |
Учить детей придумывать рассказ с использованием глаголов сослагательного наклонения. |
|
2неделя |
«Здравствуй, гостья зима!» Интернет - ресурсы |
Познакомить детей со стихотворениями о зиме. |
Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок Кыласова Интернет - ресурсы |
Закрепить употребление в речи прилагательных, косвенных падежей существительных. Продолжить обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам. Упражнять в подборе признаков к предметам. Воспитывать коммуникативные способности детей и дружеские взаимоотношения. |
|
3 неделя |
Ферма. Домашние животные и их детеныши. Кыласова Чтение рассказов «Лошадка», «Козел» |
Уточнить и обобщить знания о домашних животных, закрепить название профессий. |
Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина Пересказ рассказа «Медвежата» Интернет - ресурсы |
Познакомить с творчеством писателя, его произведениями о природе и животных. Продолжать учить пересказу произведения. |
|
4 неделя |
Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев» Интернет - ресурсы |
Познакомить со сказкой С. Маршака «12 месяцев», учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя |
Рассказывание сказки «Снегурочка» Интернет - ресурсы |
Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки |
|
5 неделя |
Русская народная игрушка Кыласова |
Познакомить с р.н. игрушками. Закрепить знание названия материала, из которого сделаны игрушки. Познакомить с народными умельцами и с народным промыслом. |
Составление рассказа по картине «Снеговик» Кыласова |
Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы, последовательно описывать картину, составляя рассказ. |
|
Январь 2 неделя |
«Новогодние встречи» Г., 54 (зимние забавы) Кыласова |
Совершенствовать умения детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. |
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» Интернет - ресурсы |
Вспомнить с детьми русские народные сказки .Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке |
|
3неделя
|
Пересказ рассказа «Ёлка» Кыласова |
Познакомить детей с рассказом М. Зощенко «Ёлка» Учить отвечать на вопросы и пересказывать текст. Ответить на вопрос: в чем польза ели для организма человека? |
Сказка про здоровье… «Кто полезней», пословицы о здоровье Интернет - ресурсы |
Учить детей рассуждать, делать выводы, объяснять значение пословиц. |
|
4 неделя |
Придумывание продолжение и завершение рассказа Л.Пеньевской «Как Миша варежку потерял» |
Учить детей развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Активизировать в речи детей сложноподчинённые предложения разных типов с использованием союзов и союзных слов. |
Составление рассказа по картине «Портниха» Кыласова |
Закрепить знание названий профессий. |
|
Февраль 1 неделя |
«Беседа: А.С. Пушкин» Интернет - ресурсы |
Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство от восприятия и желание услышать другие произведения поэта. |
«Сказка о попе и работнике его Балде» Интернет – ресурсы Заучивание отрывка из сказки |
Слушать произведение не отвлекаясь, отвечать на вопросы по тексту, заучить понравившийся отрывок. |
|
2неделя |
Чтоб здоровым, крепким быть… Сказка «Волшебный нос» Интернет - ресурсы |
Быть внимательным при чтении сказки, выделять главную мысль учить делать выводы, что необходимо делать для того, чтобы человек был здоровым.
|
Пересказ сказки «Про орехи» Интернет - ресурсы |
Познакомить детей с рассказом, учить отвечать на вопросы и пересказывать текст, учить делать выводы и ответить на главный вопрос сказки. |
|
3 неделя |
День Защитников Отечества Кыласова |
Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск, военной технике и о военных профессиях |
Составление рассказа по серии картинок «Собака - санитар» Кыласова |
Учить внимательно рассматривать картинки, составляя рассказ о собаке – помощнице, о собаке – спасительнице. |
|
4 неделя |
Пересказ рассказа «Пчелки на разведке» (с опорой на предметные картинки) |
Учить ребят находить главную мысль произведения, учить пересказывать без наводящих вопросов. |
Ранняя весна. Рассматривание сюжетной картины. Интернет - ресурсы |
Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами – очк, - ечк, -онок, - енок. |
|
Март 1 неделя |
«Весенний день 8 Марта» Интернет - ресурсы |
Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта; совершенствовать умение выразительно читать стихотворения; воспитывать любовь и уважение ко всем женщинам. |
Рассматривание картины «Поздравляем маму, маму дорогую!» Интернет - ресурсы |
Закрепить и уточнить знания детей о празднике; формировать умение составлять рассказ по плану, подбирать родственные слова. |
|
2неделя |
«Масленица. История праздника» Интернет – ресурсы |
Продолжать знакомить детей с русскими народными праздникам, закрепить названия дней Масленичной недели. |
«Ух ты, Масленица!» М/ф |
При просмотре м/ф быть внимательными, отвечать на поставленные вопросы полными ответами, рассказывать понравившийся эпизод. |
|
3 неделя |
Рассматривание картины «Перелетные птицы» Интернет – ресурсы Заучивание стихотворения «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова |
Продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа, развитие детской памяти |
Сказка «Перелетные птицы» с презентацией Интернет - ресурсы |
Расширить представления о перелетных птицах родного края, особенностях их питания и прилета весной; воспитывать любовь к природе, вспомнить, что птиц надо защищать; развивать внимание, память, мышление. |
|
4 неделя |
Чтение сказки «Волк и семеро козлят» |
Познакомить с р.н. сказкой «Волк и семеро козлят», учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. |
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» |
Учить детей перевоплощаться в героев сказки, запоминать текст, играть сказочных персонажей. |
|
Апрель 1 неделя |
Пересказ сказки «Как «Колобок свою сестрицу догонял» (с опорой на предметные картинки) Кыласова |
Учить детей подробному пересказу с помощью предметных картинок. |
«Дорожные знаки» Интернет - ресурсы |
Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; закрепить полученные знания о дорожных знаках через дид. игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков; воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения. |
|
2неделя |
Пересказ рассказа «Первый космонавт Земли» Интернет - ресурсы |
Учить ребят находить главную мысль произведения, учить пересказывать без наводящих вопросов, последовательно. |
«Первая женщина - космонавт» Интернет – ресурсы Д/и «Назови то, что связано с космосом…» |
Закрепить знания о космосе и космонавтике, расширять знания о первой женщине космонавте-Валентине Терешковой, продолжать закрепить знание о созвездиях; воспитывать чувство патриотизма и интерес к истории нашей страны; развивать память, воображение, связную речь. |
|
3 неделя |
«На крайнем Севере» Кыласова |
Познакомить с условиями жизни животных на Крайнем Севере, учить составлять описательные рассказы о животных Севера. |
Животные жарких стран. Кыласова |
Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей, внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки. Учить подбирать эпитеты, синонимы. |
|
4 неделя |
Пересказ В. Сутеева «Как я ловил рыбу» Интернет - ресурсы |
Учить детей внимательности, уважению к увлечениям других людей и умении вести себя незаметно, когда этого требует ситуация. Отвечать на вопросы полными ответами, продолжать учиться пересказывать текст. |
Чтение рассказа Н. Носова «Карасик» Интернет - ресурсы |
Познакомить с произведением Н. Носова, учить отвечать на вопросы, пересказывать понравившийся отрывок. |
|
5 неделя |
Заучивание стихотворения О. Киселевой «Насекомые». Загадки, ребусы. Интернет - ресурсы |
Развивать память детей, учить разгадывать ребусы и загадки. |
Рассматривание картины «Осы и пчелы» Интернет - ресурсы |
Рассматривая картину, учить видеть красоту, которую хотел передать художник, учить описывать увиденное и составлять небольшой рассказ. |
|
Май 1 неделя |
День Победы Интернет - ресурсы |
Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны. |
«Вспоминая о войне…» Заучивание стихотворения о войне |
Память о героях воспеваем в стихах… |
|
2неделя |
Профессия – музейный работник, экскурсовод. Интернет - ресурсы |
Дать представление о труде работников музея, экскурсоводах, архивных работниках; людях, изучающих историю своей страны, края, города. |
Мониторинг |
Выявить знания, умения, навыки детей по данному разделу на конец учебного года. |
|
3 неделя |
«Край родной – навек любимый!» Интернет - презентация |
Продолжать знакомить ребят через презентацию с историей Хабаровского края |
Мониторинг |
Выявить знания, умения, навыки детей по данному разделу на конец учебного года. |
|
4 неделя |
«Мы живем в городе Воинской Славы» Интернет - презентация |
Продолжать знакомить детей с историей родного города через презентацию о Хабаровске. |
Мониторинг |
Выявить знания, умения, навыки детей по данному разделу на конец учебного года. |
Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду подготовительная к школе группа детского
сада», М. Мозаика – Синтез, 2014
Кыласова Л.Е. «Развитие речи: конспекты занятий для подготовительная группы»,
Волгоград, «Учитель», 2020
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет» Программа.
Методические рекомендации. Конспекты занятий.
Игры и упражнения М, «Вентана - граф», 2008
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.