Представлен план проведения организованной учебной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию программы "Растим маленького гражданина" в подготовительной к школе группе. Образовательная программа «Растим маленького гражданина» распределяет весь практический материал, по пяти разделам:
1. мой дом - моя семья;
2. знакомим с казахской народной культурой;
3. столица нашей Родины – Астана;
4. Земля – наш общий дом;
5. защитники отечества.
«Утверждено»
и.о. заведующей
КГКП «Яслисад №10 «Сказка»
. _______________ Довгань Т. В.
(фамилия, инициалы)
«___»__________ 201__г.
Перспективное планирование занятий
для детей подготовительной группы по программе
«Растим маленького гражданина»
Тема деятельности
Цель занятия
№
п/п
Часы в
месяц
Содержание
1
Блок «Мой дом – моя
семья».
«Семь Я».
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Моя улица»
2
3
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Наше государство –
Республика Казахстан»
Закрепить умения детей различать
понятия “страна”, “город”.
Закрепить с детьми названия
основных городов Казахстана,
столицы Казахстана. Развивать
внимание. Расширять
Сентябрь
Продолжать знакомство с
семьями воспитанников группы:
интересными событиями,
традициями, поступками близких
людей. Учить детей эмоционально
реагировать на окружающий мир,
свободно входить в контакт со
взрослыми и со сверстниками,
развивать познавательные и
творческие способности, память,
мышление, воображение, речь.
Воспитывать чувства
гражданственности через любовь
и уважение к своим близким.
Формировать систему знаний у
детей о подразделении
микрорайона – улице, названии.
Развивать мышление, речь,
ориентировку в пространстве.
Воспитывать любовь к родному
городу, родной улице.
1
1
1
Конкурс «Самое
старое фото из
альбома»,
«Поговорки о семье
и доме». Рассказ «В
мире имен и
фамилий»,
«Трудовая слава
моей семьи».
Что такое улица,
название улиц,
история названий.
Рассказ об улице,
где находится твой
дом, какие дома на
улице.
Рассматривание
карты 22
микрорайона.
Беседа о
государстве.
Государственные
символы.
Прослушивание
гимна.
36представления о
достопримечательностях
некоторых городов. Воспитывать
любовь к своей Родине, родному
городу, уважение к согражданам.
Расширить знания детей о
казахской народной литературе –
сказкам, притчам. Дать знания
детям о разнообразии сказок –
волшебные, бытовые, сказки о
животных. Развивать логическое
мышление. Воспитывать любовь к
сказкам.
Закрепить у детей знания о
героях казахских эпосов –
батырах. Развивать память,
внимание. Воспитывать уважения
к людям, защищавшим родную
землю от захватчиков.
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Сказка –
ложь, да в ней намек»
Блок «Защитники
отечества». Сильны и
могучи казахские
батыры
Блок «Земля – наш
общий дом». «Карты и
глобус Земли».
Систематизировать знания детей
о видах карт. Дать определение
глобусу. Развивать глазомер, речь,
мышление. Воспитывать
усидчивость.
Октябрь
Формировать у детей уважение к
родственникам, членам своей
семьи. Развивать логическое
мышление, творческие
способности. Воспитывать
уважение к близким людям.
Продолжать знакомить детей с
малой родиной. Дать
представление о своем
микрорайоне: улице, жилых
домах, общественных зданиях.
Ввести в активный словарь детей
понятия: соседи, родственники,
улица. Закрепить знания детей о
семье и членах семьи.
Воспитывать у детей интерес у
детей к своему микрорайону, его
красоте и чистоте.
Закрепить знания детей о
географическом и политическом
4
5
6
1
2
Блок «Мой дом – моя
семья».
«Я люблю свою семью»
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Мой район, в котором
я живу»
3
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Рассматривание
карты РК.
Чтение казахских
народных сказок.
Характеристика
главных героев.
Народная мудрость
сказок. Рисование
«Мой любимый
сказочный герой».
Объяснение смысла
пословиц о
храбрости,
героизме воинов
("Смелость города
берет", "Тот герой,
кто за Родину
горой" и др.).
Рассматривание
карт. Изучение
глобуса.
Рисование на тему
«Моя семья».
Сюжетноролевая
игра «Семья»
Экскурсия по 22
микрорайону.
Рассматривание
макета «22
микрорайон»
Народные
подвижные игры.
37
1
1
1
1
1
1Родины – Астана».
«Наша Родина –
Казахстан»
положении РК. Развивать чувство
гордости за свою страну.
Воспитывать национальное
самосознание и толерантность.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Пословицы и
поговорки»
Расширить знания о пословицах и
поговорках казахского народа.
Этимология выражений. Развивать
творческий потенциал.
Воспитывать уважение к народной
мудрости.
5
6
Блок «Защитники
отечества». «Вместе с
папой».
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Ознакомление детей с
географической
картой».
1
Блок «Мой дом – моя
семья».
«Откуда я родом»
Учить детей выполнять
упражнения военной тематике.
Развивать ловкость, силу,
выносливость. Воспитывать
уважение друг к другу.
Закрепить знания о
климатических поясах (полярный,
умеренный, тропический,
экваториальный); помочь детям
через рассматривание картин и
дидактические упражнения
запомнить последовательность
природных зон; активизировать
речь детей, пополнить словарный
запас новыми словами (северное
сияние, тропики); развивать
наблюдательность, желание
заниматься. Воспитывать любовь
к родной планете.
Ноябрь
Учить детей воспроизвести
генеалогию своей семьи, знать ее
историю, развитие творческого
человека от поколения к
поколению
1
1
1
1
Дидактическая
игра «Из какой мы
страны». Сюжетно
ролевые игры «К
нам пришли гости»,
«Путешествие по
Казахстану»
Сбор и
систематизация
казахских пословиц
и поговорок,
отражающих
разные стороны
казахского народа:
доброту,
трудолюбие,
любовь к матери, к
Родине.
Спортивное
развлечение.
Условные знаки.
Игры на
закрепление
условных знаков.
Беседы «Редкие
имена», «часто»,
«громко»
встречающиеся
имена,
распространённые
у разных народов,
международные
имена. Игра
382
3
4
5
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Все районы
Экибастуза»
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Мы живем в
Казахстане»
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Дом, в
котором я живу»
Блок «Защитники
отечества». Памятники
нашего города.
Закрепить знания детей о городе,
городских районах Экибастуза.
Познакомить с перспективой
развития 22 микрорайона и его
месте в жизни города.
Воспитывать уважение к труду
взрослых по благоустройству
района, улицы, детского сада,
желание трудится на благо
города.
Формировать у детей знания о
гражданах Республики Казахстан,
их правах и обязанностях.
Развивать связную речь.
Воспитывать умение пользоваться
правами и обязанностями граждан
РК.
Расширить знания детей о
переносном доме казахов
кочевников – юрте. Развивать
наблюдательность, оперативную
память. Воспитывать уважение к
казахской народной культуре
Познакомить детей с
памятниками героям Великой
Отечественной войны.
Закрепить представления детей об
особенностях службы солдат в
мирное время.
Воспитывать уважение к воинам,
защищавшим мир на Земле,
гордость за исторические подвиги
соотечественников.
6
Блок «Земля – наш
общий дом». «Ты и
окружающий мир»
Воспитывать у детей любовь к
природе, желание заботиться о
ней, закрепить представления
детей о том, что Земля наш
1
1
1
1
1
«Счастливый
случай». Праздник
имени. Составление
генеалогического
дерева
Экскурсия по 22
микрорайону.
Экскурсия по
городу на автобусе.
Рассматривание
иллюстраций и
фотографий.
Беседа о городе.
Изготовление
альбома «Природа
моего города».
Составление
рассказов о
будущем
Республики
Казахстан»
Рассматривание
альбомов. Д/и
«Собери юрту».
Рисование «Юрта».
Чтение
стихотворений.
Подвижные игры с
военной тематикой.
Сюжетноролевые
игры «Служба в
армии», «Военные
учения»,
«Моряки».
Дидактические
игры «Разложи и
назови правильно
рода войск»,
«Знаешь ли ты?»,
«Что делают
солдаты?»,
«Воздушный
десант», «Собери
машину» и т.д.
Экологическая
тропа на
территории
детского сада.
39общий дом, в котором живут
звери, птицы, рыбы, насекомые, а
человек часть природы.
Развивать у детей умение
наблюдать, анализировать,
развивать связную речь.
Воспитывать желание заботиться
об окружающем мире.
Декабрь
Блок «Мой дом – моя
семья». Знакомство с
родословной семьи
Воспитание уважительного
отношения к семье, ее истории и
традициям.
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Знаменитые люди,
прославившие наш
город»
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Законы, по которым
мы живем»
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Одежда
казахов»
Блок «Защитники
отечества». «Наша
армия родная»
Познакомить детей с людьми,
прославившими родной город.
Развивать уважение к родному
городу. Воспитывать чувство
гордости за знаменитых земляков.
Закрепить знания детей о
государственности РК.
Дать знания о важнейших законах
РК. Воспитывать желание детей
жить по законам РК.
Сформировать знания детей о
народном костюме, его значении
в жизни людей. Приобщать детей
к народной культуре и образцам
народного искусства.
Познакомить с деталями
оберегами в костюме прошлых
лет в современном платье.
Воспитать у детей устойчивый
интерес к армии, развивают
чувство восхищения героями,
желание подражать им, знакомят
с особенностями военной службы
в мирное время, формируют
представления о воинском долге
1
2
3
4
5
1
1
1
1
1
Правила
природопользовани
я. Экологические
знаки. Жалобная
книга природы.
“Реликвии семьи”,
“Генеалогическое
древо”,
“Происхождение
фамилии”, “Герб
нашей семьи”
Рисование
«Портрет
знаменитого
человека».
Беседа о
Конституции РК.
Рисование «Платье
куклы Сауле».
Домино «Казахский
орнамент».
Беседа о героях
земляках,
воевавших в
Великой
Отечественной
войне. Экскурсия к
Вечному огню, в
парк воинов
интернациона
листов. Беседа о
казахстанской
армии.
Оформление
альбома «Наша
406
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Строение планеты
Земля»
1
Дать детям знания о внешнем и
внутреннем строении планеты
Земля. Развивать оперативную
память, мышление, речь.
Воспитывать желание узнавать
новое.
казахстанская
армия».
Из чего сделана
планета Земля.
Водное
пространство и
суша. Материки и
океаны. Система
рек планеты Земля.
Когда возникла
жизнь на Земле.
1
Блок «Мой дом – моя
семья». В мире имен и
фамилий.
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Промышленность
Экибастуза»
Январь
Обеспечить помощь ребенку в
познании и принятии
собственного имени.
Формирование творческого
компонента деятельности
посредством приёмов:
моделирование, чувствование,
“футуризм”, десенсибилизация и
др. Активизация у детей
творческой мотивации с позиции
“я – художник”, “я – танцор”, “я
– фантазёр”. Воспитание
дружелюбия по отношению к
окружающим.
Закрепить знания детей о
важнейших стратегических
объектах промышленности
Экибастуза. Дать знания о
хозяйственном значении
промышленности Экибастуза для
всей страны. Воспитывать чувство
гордости за родной город.
3
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Символика
Республики
Казахстан»
Закрепить знания детей о главных
символах РК (гимн, флаг, герб).
Расширять представления детей о
государственной символике
казахстанского
государства, их историческом
1
Что означает имя,
фамилия.
1
1
Беседа о
важнейших
стратегических
объектах
промышленности
Экибастуза.
Рассматривание
макета города.
Сюжетноролевые
игры «Шахтеры»,
«Едем в гости».
Дидактическая
игра «Кому что
нужно для
работы?»
Государственная
символика
Казахстана. Об
истории создания
символов
Казахстана.
414
5
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Культура
быта».
Блок «Защитники
отечества». Игра
«Зарничка»
происхождении. Воспитывать у
детей уважение к могуществу
Республики Казахстан,
любовь к Родине, чувство
гордости за свою страну.
Расширить знания детей о
предметах быта казахов
кочевников. Развивать умение
высказываться и выслушивать
мнение других. Воспитывать
уважение к казахской народной
культуре.
Развивать ловкость, силу,
выносливость. Учить детей
командам. Воспитывать уважение
к армии Казахстана – защитникам
суверенного государства.
6
Блок «Земля – наш
общий дом». «Планета
Земля»
Воспитывать у детей любовь к
природе, желание заботиться о
ней, закрепить представления
детей о том, что Земля наш
общий дом, в котором живут
звери, птицы, рыбы, насекомые, а
человек часть природы, развивать
у детей умение наблюдать,
анализировать, развивать связную
речь.
Февраль
1
2
Блок «Мой дом – моя
семья». «Семья
талантами богата»
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Мой город –
Экибастуз»
Прививать любовь к детям.
Развивать наблюдательность,
творческие способности.
Воспитывать любовь к близким.
Продолжать знакомить детей с
родным городом; закреплять
знания детей о том, что наш город
большой, красивый. Познакомить
1
1
1
1
1
Рассматривание
альбомов.
Дидактическая
игра «Укрась по
своему».
«Парад войск перед
главнокомандующи
м армии»,
«отражение»
танковой атаки,
меткое попадание
«гранатами» в
неприятеля,
ликвидация «очагов
заражения»,
уничтожение
«вражеских
креплений».
Панно с
изображением
земного шара,
выставка книг о
природе,
иллюстрации об
охране природы,
аудиозаписи звуков
природы, модели,
шапочки
насекомых, птиц,
животных.
Семейный
праздник.
Рисование «Наш
детский сад»,
«Вечерний город».
Аппликация
42детей с Павлодарской областью;
дать представление о том, что
Экибастуз является частью
Павлодарской области
Познакомить детей с
географическим расположением
Павлодара и Экибастуза,
используя карту Продолжать
учить детей самостоятельно,
последовательно составлять
описательные рассказы о городе,
используя накопленные знания.
Закреплять умение при
составлении рассказа
пользоваться схемой. Расширять
представление о гербах,
познакомить с понятием
семейный герб. Воспитывать у
детей патриотизм, формировать
интерес к познанию своего края.
Продолжать воспитывать любовь
к Родине, к родной Астане. В
Астане работает Правительство и
Президент нашего государства.
Сформировать знания детей об
эпосах и легендах, отражающих
историю казахского народа.
Развивать художественное
восприятие произведений.
Воспитывать любовь к устному
народному творчеству казахского
народа.
памятниках
Расширить и уточнить знания
детей о защитниках Отечества, об
известных
и
памятных местах родного города;
развивать
сообразительность,
смекалку, логическое мышление,
умение разгадывать кроссворд;
развивать монологическую речь,
умение
выводы;
воспитывать
к
защитникам Отечества.
Развивать логическое мышление,
анализ и самоанализ.
Воспитывать любознательность,
стремление не нарушать
уважение
делать
«Домик».
Конструирование
«Наш микрорайон»,
«Наш детский сад».
1
1
1
1
Рассматривание
альбомов об
Астане.
Конструирование и
аппликация
«Астана»
Чтение эпосов и
легенд. Рассказы о
батырах. Рассказы
об исторических
событиях.
Рассматривание
альбома. Чтение
произведений.
Охрана флоры и
фауны. Красная
книга.
43
3
4
5
6
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Столица нашей
Родины – Астана»
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Легенды
казахской земли»
Блок «Защитники
отечества». «Рода
войск»
Блок «Земля – наш
общий дом». «Как
взрослые охраняют
природу»сложившиеся в природе связи.
Закрепить знания детей о
животных и растениях,
охраняемых государством.
Март
Блок «Мой дом – моя
семья». «Моя мама»
Воспитывать любовь к близким: к
матери. Уважать ее. Развивать
творческие способности.
Учить детей создавать варианты
зданий жилищного,
общественного характера,
передавать видовые и
характерные признаки зданий,
продумывать сюжетные
композиции. Учить применять
знания, умения и навыки,
полученные на занятиях, в
собственной творческой
деятельности. Развитие
воображения и творческих
способностей дошкольников.
Способствовать умению детей
понять общий замысел и
участвовать в его осуществлении,
проявляя активный
познавательный интерес к
прошлому города, его настоящему
и будущему.
Закрепить знания детей об
условных знаках, правилах
ориентирования по карте.
Развивать логическое мышление,
анализ и самоанализ.
Воспитывать любознательность,
стремление не нарушать
сложившиеся в природе связи
Обобщить знания детей о
казахских народных промыслах.
Систематизировать и закрепить
знания о труде мастеров
народных промыслов.
Развивать умение видеть красоту
изделий прикладного творчества.
Воспитывать эстетический вкус
1
1
1
1
Развлечение.
Составление плана
будущего города.
Использование
топографических
знаков.
Знаки. Физическая
карта Казахстана.
Сокровища родной
земли.
Плодородные
земли. Регионы.
Реки и озера
Казахстана.
Растения и
животные
Казахстана.
Рассматривание
альбомов. Лото
«Бабушкина
посуда».
44
1
2
3
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Экибастуз – город
будущего»
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
Знакомство с картой
РК.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Народные
промыслы».5
6
1
2
Блок «Защитники
отечества». «Воины
интернационалисты»
Блок «Земля – наш
общий дом». «Как
взрослые охраняют
природу».
Блок «Мой дом – моя
семья». «Наш
домашний зоопарк».
детей
Расширить и уточнить знания
детей о защитниках Отечества, об
известных памятниках и
памятных местах родного города;
развивать сообразительность,
смекалку, логическое мышление,
умение разгадывать кроссворд;
развивать монологическую речь,
умение делать выводы;
воспитывать уважение к
защитникам Отечества.
Формировать у детей знания о
способах охраны природных
богатств. Развивать речь детей,
обогащать словарь детей новыми
словами. Воспитывать у детей
положительный настрой и интерес
к занятию.
Апрель
Уточнить с детьми признаки
домашних животных: живут
вместе с человеком, не боятся
его, используется им в хозяйстве;
человек заботится о домашних
животных создает им все
необходимые условия жизни.
Упражнять умственные умения
детей: объяснять, сравнивать,
доказывать, делать выводы,
применять знания в новых
ситуациях. Воспитывать любовь к
домашним питомцам.
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Ориентировка в
городе»
Учить детей ориентироваться.
Знакомить детей с
топографическими знаками.
Развивать оперативную память.
Воспитывать желание узнавать
новое.
1
1
1
1
Экскурсия в парк
воинов
интернационалисто
в.
Охрана земли и
недр. Охрана воды
и атмосферного
воздуха.
Картины с
изображением
домашних и диких
животных,
дидактическая
игра" Домашние и
дикие животные".
Игры и задания на
умение
ориентироваться на
местности
относительно
окружающих
предметов.
Рисование
маршрутных
листов.
453
4
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Вместе – дружная
семья»
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Обычаи и
традиции казахского
народа»
5
Блок «Защитники
отечества».
«Защитники Отечества
– прошлое и
настоящее»
6
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Землянам – чистую
планету»
Закрепить знания детей о
национальном составе РК.
Развивать уважение и терпимость
по отношению к другим нациям,
живущим на территории РК.
Воспитывать дружбу и
взаимопомощь.
Знакомить детей с духовно
нравственными традициями
казахского народа, с
особенностями проведения
праздничных дней.
формировать первоначальное
представление о духовном
мире. Воспитывать
внимательное, уважительное,
милосердное отношение к
близким.
Познакомить детей с
памятниками героям Великой
Отечественной войны.
Закрепить представления детей об
особенностях службы солдат в
мирное время. Воспитывать
уважение к воинам, защищавшим
мир на Земле, гордость за
исторические подвиги
соотечественников.
Формировать систему знаний о
природоведческой и охранной
деятельности человека. Развивать
наблюдательность. Воспитывать
любовь к окружающему миру.
Май
1
2
Блок «Мой дом – моя
семья». «Мое жилье».
Сформировать знания детей о
предметах быта,
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Мой край –
Систематизировать знания о
флоре и фауне Павлодарской
области; закрепить знание
1
Беседы о быте и
традициях народов,
населяющих
территорию
Казахстана.
Подвижные
национальные игры.
1
1
1
1
1
Дидактическая
игра «Одень куклу
в национальный
костюм».
Рассматривание
альбомов. Беседа о
обычаях и
традициях
казахского народа.
Экскурсия к
Вечному огню.
Изготовление
праздничных
открыток.
Высаживание
цветов на аллею
детского сада.
Оформление
стенда.
Развлечение.
Рисование
«Квартира, где
живет моя семья».
Мои любимые
вещи. Твой адрес.
Чтение книг о
Павлодарской
области.
46Павлодарская область» казахских и русских пословиц и
поговорок. Развивать
аналитические способности,
словеснологическую память,
устойчивость внимания,
зрительное восприятие; обогащать
активный словарь детей.
Воспитывать чувство любви к
родному краю, уважение к труду.
Закрепить знания детей о своей
Родине – Республике Казахстан.
Развивать речь детей. воспитывать
чувство гордости за страну.
Вспомнить традиции и обычаи
народов РК. Уточнить знания
детей о республике, в которой
они живут. Вызвать интерес к
культуре дружеских народов.
Воспитывать положительное
отношение к людям других
национальностей
Познакомить детей с
памятниками героям Великой
Отечественной войны. Развивать
память, наблюдательность.
Воспитывать уважение к воинам,
защищавшим мир на Земле,
гордость за исторические подвиги
соотечественников.
Систематизировать знания детей
о своем городе, области, стране,
планете, Вселенной. Развивать
оперативную память, мышление,
речь. Воспитывать желание
узнавать новое.
3
4
Блок «Казахстан – моя
Родина. Столица нашей
Родины – Астана».
«Моя Родина –
Казахстан»
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Давайте
жить в мире»
5
Блок «Защитники
отечества». «Этот День
Победы»
6
Блок «Земля – наш
общий дом». «От
родной колыбели –
путь во Вселенную».
Рассматривание
географической и
физической карт,
альбомов,
иллюстраций.
Викторина.
Брейнринг.
Встреча с
фронтовиком
(прадедушкой
одного из детей).
Беседа о подвигах
солдат во время
Великой
Отечественной
войны.
Мир вокруг нас.
Страны мира.
Континенты. Наш
адрес во Вселенной
1
1
1
1
47