Представлен план проведения организованной учебной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию программы "Растим маленького гражданина" в средней группе. Образовательная программа «Растим маленького гражданина» распределяет весь практический материал, по пяти разделам:
1. мой дом - моя семья;
2. знакомим с казахской народной культурой;
3. столица нашей Родины – Астана;
4. Земля – наш общий дом;
5. защитники отечества.
Перспективное планирование занятий
для детей средней группы по программе
«Растим маленького гражданина»
Тема занятия
Цель занятия
№
п/
п
Часы
меся
в
ц
1
Блок «Мой дом –
моя семья». «Моя
семья»
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
Сентябрь
Продолжать знакомство с
семьями воспитанников
группы: интересными
событиями, традициями,
поступками близких людей.
Учить детей эмоционально
реагировать на окружающий
мир, свободно входить в
контакт со взрослыми и со
сверстниками. Развивать
познавательные и творческие
способности, память,
мышление, воображение, речь.
Воспитывать чувства
гражданственности через
любовь и уважение к своим
близким.
Продолжить знакомство детей
с родным городом. Закрепить
знание домашнего адреса и
адреса детского сада.
Воспитывать интерес и
уважение к труду взрослых.
Развивать память,
наблюдательность.
Учить различать понятия
“страна”, “республика”,
“город”. Закрепить с детьми
названия основных городов
1
1
1
Содержание
Рассказы «Моя
семья, как кого
зовут»,
«Трудовая слава
моей семьи».
Рассматривание
альбомов «Мой
Экибастуз».
Беседа о городе.
Откуда пошло
название
«Казахстан»,
«казахи».
12«Мое государство –
Казахстан».
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Родной язык»
Блок «Земля – наш
общий дом». «Ты и
окружающий мир»
(влияние природы
на здоровье
человека).
Блок «Мой дом –
моя семья». «Кто
я»
5
1
2
Казахстана, столицы
Казахстана. Развивать
внимание. Расширять
представления о
достопримечательностях
некоторых городов.
Воспитывать любовь к своей
Родине, родному городу,
уважение к согражданам.
Формировать у детей понятия
о языке как об универсальном
средстве общения. Развивать
связную речь. Воспитывать
уважение к казахскому языку
и людям – мастерам слова
(поэтам, писателям).
Воспитывать у детей любовь к
природе, желание заботиться о
ней, закрепить представления
детей о том, что Земля наш
общий дом, в котором живут
звери, птицы, рыбы,
насекомые, а человек часть
природы. Развивать у детей
умение наблюдать,
анализировать, развивать
связную речь.
Октябрь
Систематизировать знания
детей о полоролевых
различиях между людьми.
Развивать в детях умение
соотносить себя с группами
людей. Воспитывать уважение
друг к другу.
Происхождение
казахского
народа.
1
Казахский язык
– средство
общения
прадедов и
современников.
Творчество
мастеров слова
казахского
народа.
1
Экологическая
тропа на
территории
детского сада.
Правила
природопользова
ния.
Экологические
знаки. Жалобная
книга природы.
1
1
Беседа.
Рассматривание
сюжетных
картин.
Сюжетно
ролевая игра
«Семья»
Что такое улица,
название улиц,
история
13
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
Экскурсия «Моя
Формировать у детей знания о
подразделении микрорайона –
улице, названии. Развиватьулица»
мышление, речь. Воспитывать
любовь к родному городу,
родной улице.
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Государственная
символика
Республики
Казахстан»
Познакомить с главными
символами (гимн, флаг, герб).
Расширять представления
детей о государственной
символике Республики
Казахстан, их историческом
происхождении. Развивать у
детей уважение к могуществу
державы, её независимости.
Воспитывать любовь к Родине,
чувство гордости за свою
страну.
названий.
Рассказ об
улице, где
находится твой
дом, какие дома
на улице.
1
Государственная
символика
Казахстана. Об
истории
создания
символов
Казахстана.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
Закрепить знания о приметах
и пословицах. Воспитывать
1
культурой».
«Родной язык»
уважение к культуре
казахского народа. Развивать
познавательную активность,
умение рассуждать.
Народная
мудрость
(поговорки,
пословицы)
5
Блок «Земля – наш
Обобщить знания детей о воде,
1
Опыты с водой.
общий дом».
«Солнце, воздух и
воздухе и свете, об их
значении в нашей жизни.
вода – наши
друзья».
Развивать образное мышление.
Продолжать совершенствовать
все стороны речи, умение
дополнять высказывания
товарищей. Воспитывать
бережное отношение к
окружающей среде, чувство
сопереживания с окружающим
миром; умение решать
творческие задачи, правильно
оценивать результаты своей
деятельности
Ноябрь
Опыты с
воздухом.
Опыты с тенью.
Влияние
природных
факторов на
состояние
природы и
деятельность
человека.
141
2
Блок «Мой дом –
моя семья». «Мое
имя»
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
Экскурсия по
улицам
микрорайона.
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Спасатели».
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Добрые сказки»
5
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Растения и
животные Земли».
Расширить знания детей об
именах: для девочек и для
мальчиков. Развивать в детях
интерес к происхождению
имен. Воспитывать умение
общаться, высказываться и
выслушивать мнение других.
Расширить представления
детей о городе (много улиц,
площадей, высотных домов,
дворцов культуры,
предприятий, транспорта и
т.д.).
Научить детей обозначать
путь, включая условные и
дорожные знаки, рисовать
элементы плана местности,
маршрутные пути.
Учить детей опираясь на
личный опыт, делать выводы и
анализировать ситуации.
Воспитывать у детей чувство
гордости за страну. Развивать
в детях интерес к географии.
Закрепить знания детей о
казахских народных сказках.
Развивать логическое
мышление. Воспитывать
любовь к народным сказкам.
Закрепить представления
детей о приспособленности
животных и растений к разным
средам обитания. Развивать
логическое мышление, анализ
и самоанализ. Воспитывать
любознательность, стремление
не нарушать сложившиеся в
природе связи.
1
Беседа об
именах. Д/и
«Кому какое
имя подходит»
1
Рисование плана
улицы.
Дорожные знаки.
Правила
дорожного
движения.
Правила
поведения на
улице.
Рисование пути
от дома к
детскому саду в
разных
вариантах.
1
Рассматривание
1
1
карты РК.
Развивающая
игра
«Спасатели»
Чтение сказок.
Главные герои
казахских
сказок.
Использование
картсхем.
Какие растения
и животные
заселяют Землю.
Вид, питание,
место
проживание.
Рассматривание
альбомов по
теме занятия.
151
Блок «Мой дом –
моя семья».
«Домашние
(семейные)
традиции».
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Моя малая
родина»
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Хочу все знать»
Блок «Знакомим с
казахской народной
4
Декабрь
Рассказать о семье как форме
объединения людей, родных по
крови. Показать связь
поколений и функциональные
обязанности каждого члена
семьи. Развивать у детей
мыслительную активность,
умение рассуждать,
способствовать формированию
творческого воображения;
воспитывать уважительное
отношение к семье и своим
близким.
1
Рассказы «Какие
праздники
празднуются в
вашей семье?».
Конкурс
«Поговорки о
семье, доме».
Продолжать знакомить детей с
1
Рассказ «Где я
малой родиной. Дать
представление о своем
микрорайоне: улице, жилых
домах, общественных зданиях.
Ввести в активный словарь
детей понятия: соседи,
родственники, улица.
Закрепить знания детей о
семье и членах семьи.
Воспитывать у детей интерес у
детей к своему микрорайону,
его красоте и чистоте.
Воспитывать у детей
патриотизм. Развивать
интерес к познанию своего
города.
Учить детей самостоятельно
решать проблемы, принимать
решения. Закрепить знания о
природе РК. Воспитывать
умение общаться.
был с
родителями»,
конкурс рисунка
«Мое любимое
место отдыха».
Игры с планом
«Что где
находится»,
«Расположи и
расскажи».
1
Беседа об РК.
Игра «Хочу все
знать».
Закрепить знания о казахском
1
национальном жилище,
культурой»
предметах быта, национальном
костюме. Воспитывать
Казахское
народное жилье.
Предметы быта.
Национальный
165
Блок «Земля – наш
общий дом».
Животный мир
родного края.
1
2
Блок «Мой дом –
моя семья». «Моя
любимая игрушка».
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
уважение к культуре
казахского народа. Развивать
познавательную активность,
умение рассуждать.
Сформировать знания о
приспособлении живых
организмов к среде обитания.
Дать знания о росте и
размножении животных.
Живое появляется только от
других живых существ.
Воспитывать: отзывчивость,
стремление сочувствовать,
заботливое отношение к
природе, эстетические и
патриотические чувства
средствами окружающей
природы. Развивать: интерес и
любовь к родному краю,
логическое мышление.
Январь
Сформировать у детей знания
об игрушках. Учить
составлять небольшой рассказ.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать бережное
отношение к игрушкам.
Продолжать знакомить детей с
родным городом; закреплять
знания детей о том, что наш
город большой, красивый.
Воспитывать у детей
патриотизм. Развивать
интерес к познанию своего
родного города.
3
Блок «Казахстан –
Закрепить умение различать
1
моя Родина.
Столица нашей
понятия “страна”,
“республика”, “город”.
Родины – Астана».
Закрепить с детьми названия
костюм.
1
Рассматривание
альбомов о
животных
родного края.
Редкие
животные
родного края.
Охрана
животных.
1
1
Принеси из дома
свою любимую
игрушку,
расскажи о ней.
Рассказ «О
какой игрушке я
мечтаю»
Улицы города.
Чем славен
Экибастуз. Где
работают твои
родители.
Плансхема.
Проведение игр
краеведческого
характера.
17«Мое государство –
Казахстан».
основных городов Казахстана,
столицы Казахстана. Развивать
внимание. Расширять
представления о
достопримечательностях
некоторых городов.
Воспитывать любовь к своей
Родине, родному городу,
уважение к согражданам.
Закрепить знания о казахском
1
Национальный
костюм казахов.
Отличительные
черты женского
и мужского,
праздничного и
будничного.
1
Интеллектуальн
ые игры по теме
занятия.
Проблемные
ситуации.
Словесно
логические
задачи.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Казахская
национальная
одежда».
5
Блок «Земля – наш
общий дом».
Викторина
национальном костюме
(мужском и женском).
Воспитывать уважение к
культуре казахского народа.
Развивать познавательную
активность, умение
рассуждать.
Сформировать знания о
приспособлении живых
организмов к среде обитания.
«Растения родного
Дать знания о росте и
края».
размножении растений. Живое
появляется только от других
живых существ. Воспитывать:
отзывчивость, стремление
сочувствовать, заботливое
отношение к природе,
эстетические и
патриотические чувства
средствами окружающей
природы. Развивать: интерес и
любовь к родному краю,
логическое мышление.
Февраль
1
Блок «Мой дом –
моя семья». «Это я
и моя дружная
семья»
Формировать элементарные
1
представления о семье.
Развивать поведенческий
духовный опыт детей.
воспитывать уважение и
любовь к членам семьи.
Рисование на
тему «Моя
семья». Игра
«Угадайка»,
выставка
семейных
182
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Транспорт на
улицах города».
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Большая и малая
Родина»
Углубить представления детей
о транспорте города. Научить
классифицировать транспорт
по назначению и среде
передвижения (наземный,
водный, воздушный).
Познакомить с транспортом,
который трудится на
предприятиях города.
Расширять представления
детей о Родине, главных
богатствах родного края.
Развивать память,
сообразительность,
находчивость. Воспитывать
уважение к традициям своей
Родины.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
Закрепить знания детей о
народных традициях, обычаях,
культурой»
обрядах. Развивать речь,
мышление. Воспитывать
уважение к народной
мудрости.
1
1
1
5
Блок «Земля – наш
Сформировать у детей
1
общий дом».
Правила
природопользовани
я.
правила природопользования.
Развивать логическое
мышление. Воспитывать
желание заботиться о природе,
сохранять и оберегать ее.
фотографий.
Рисование
«Транспорт».
Чтение
стихотворений.
Беседа о
Казахстане.
Народные
знания
(приметы,
обычаи,
верования,
обряды).
Мастера
казахского
народа.
Охрана земли.
Организация
общественно
полезной работы
(субботники с
облагораживани
ем и уборкой
территории).
Март
1
Блок «Мой дом –
моя семья». «Мой
детский сад»
Систематизировать
1
имеющиеся у детей знания о
детском саде, о тех, кто в нем
работает, какую работу
Игровая
ситуация «У нас
в гостях кукла
Гаухар».
19выполняет. Развивать желание
быть в детском саду. Развивать
у детей элементарные навыки
труда, используя алгоритм
действий. Воспитывать у детей
внимательность и
предупредительность друг к
другую
.Продолжать знакомить дестей
с достопримечательностями
нашего города. Познакомить с
гербом Экибастуза. Развивать
чувство любви к родному
городу
Слушание
стихотворения
Н. Думбадзе
«Сад»
1
Рассматривание
альбомов.
Рассматривание
герба города.
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Достопримечатель
ности Экибастуза»
3
Блок «Казахстан –
Дать детям знания о
1
Рассматривание
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Кто живет в нашей
республике»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой»
национальностях, живущих на
территории Республики
Казахстан. Развивать
логическое мышление, память.
Воспитывать уважение к
людям другой национальности.
Формировать знания детей о
казахских народных
музыкальных инструментах.
Развивать музыкальный слух.
Воспитывать любовь к музыке.
5
Блок «Земля – наш
Закрепить знания детей о
1
общий дом».
«Соседи по
планете».
альбомов.
1
Рассматривание
казахских
народных
инструментах.
Слушание
музыки.
Жизнь растений
и животных.
Роль животных и
растений в
жизни человека.
1
Блок «Мой дом –
моя семья».
«Домашние
(семейные)
традиции».
Апрель
Продолжать знакомить детей с
историей народной культуры.
Показать связь времен,
поколений и значение
культурного наследия.
Рассказать о семье как форме
объединения людей, родных по
1
Рассказы «Какие
праздники
празднуются в
вашей семье?».
Конкурс
«Поговорки о
семье, доме».
20крови. Показать связь
поколений и функциональные
обязанности каждого члена
семьи. Развивать у детей
мыслительную активность,
умение рассуждать,
способствовать формированию
творческого воображения;
воспитывать уважительное
отношение к семье и своим
близким.
Продолжить знакомство детей
с природой ближайшего
окружения.
Научить бережно относиться
к природе города . Научить
понимать и ценить красоту
природы родного края.
Развивать оперативную
память. Воспитывать желание
заботиться о природе родного
города.
Продолжать формировать
представление о том, что
доброта, вежливость, есть
проявление красоты души.
Подвести детей к пониманию
доброты как основы
взаимоотношений между
людьми. Показать, как
приятно дарить другим добро
и красоту мира. Развивать
речь. Воспитывать
толерантность.
1
1
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Природа города»
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Давайте жить
дружно»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
Формировать знания детей о
казахской национальной кухне.
1
культурой»
Воспитывать уважение к
культуре казахского народа.
Развивать познавательную
активность, умение
рассуждать
Беседа.
Рассматривание
альбомов о
природе.
Ролевая игра
«Учимся
вежливости».
Наши
обязанности.
Наши права.
Наши общие
правила.
Беседа о
казахской
национальной
кухне.
5
Блок «Земля – наш
Сформировать у детей
1
Рассматривания
21общий дом». «Наш
адрес во
Вселенной»
понятие «космос»,
«Вселенная». Развивать
оперативную память.
Воспитывать желание узнавать
карты звездного
неба. Беседа о
космосе.
новое.
Май
Блок «Мой дом –
моя семья». «Как я
Расширить знания детей о
своем организме. Развивать
логическое мышление,
оперативную память.
Воспитывать адекватное
отношение к своему телу.
Дать различия города и аула
(села) (на основе
архитектурных особенностей и
труда людей в городе и в ауле
(селе)).
Воспитывать уважение к
труду хлеборобов и
животноводов. Развивать
познавательную активность,
умение рассуждать
Закрепить знания детей о
родной стране – Республике
Казахстан. Развивать
наблюдательность, желание
заниматься. Воспитывать
любовь к своей стране.
Формировать систему знаний
детей о казахской народной
культуре. Закрепить знания о
ее многообразии. Воспитывать
уважение к культуре
казахского народа. Развивать
познавательную активность,
умение рассуждать
Закрепить знания детей о
растительном и животном
1
1
1
1
1
Жизненные
потребности,
навыки,
ощущения.
Беседа об
облике города.
Конструировани
е построек.
Развлечение.
Викторина.
Составление
маршрутных
листков, схем
22
1
2
расту».
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Архитектура
родного города»
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Я живу в
Казахстане».
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
Итоговое занятие.
4
5
Блок «Земля – наш
общий дом».
Экскурсия в степь.
мире степи. Закрепить умениесоставлять маршрутные листы.
О роли человека в
преобразовании казахстанских
степей. Развивать мышление,
речь. Воспитывать любовь к
природе родного края.
маршрута и на
их основе –
плана местности.
23