первичное, вторичное наблюдение

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала первичное, вторичное наблюдение.docx

Счета бухгалтерского учета

На каждом предприятии необходима система учета (наблюдения), которая была бы способна беспрерывно следить за изменениями в имущественном состоянии, капитале и обязательствах. Также данная система должна обеспечивать возможность составления баланса и другой отчетности в нужный момент.

Для удовлетворения приведенных выше требований в системе бухгалтерского учета были разработаны и используются счета. Счета часто представляются в Т-образном виде. Пример такого представления показан на рисунке 1.

Рисунок 1

Рисунок 1

Теперь разберемся, каким образом с помощью счетов можно получать информацию о стоимости каждого вида товаров, о сумме денежных средств, величине дебиторской или кредиторской задолженности и т.д.

Это происходит вследствие того, что на счете в денежном выражении записывается вся эта информация.

После рассмотрения баланса мы знаем, что в нем отображается стоимость всех активов, собственного капитала и обязательств предприятия. Это отображение осуществляется посредством объединения активов и пассивов в отдельные группы - основные средства, оборотные активы, долгосрочные и текущие обязательства и т.д. Но такая информация является слишком обобщенной. Предприятиям для обеспечения надлежащего учёта необходимо фиксировать каждый отдельный вид активов и пассивов по их стоимости и только после этого объединять их в отдельные подгруппы, а подгруппы в свою очередь в основные группы для их последующего представления в балансе предприятия.

Для учёта таких отдельных видов, подгрупп и групп и предназначены счета. Причем каждому активу и пассиву (то есть той или иной группе) соответствует свой счет. В Украине, впрочем, как и во всём мире, бухгалтерские счета имеют не только название, но и свой номер. Наличие номера счета даёт массу преимуществ, в том числе возможность автоматизации учётных процессов.

Перечень всех счетов, их название и номера регламентируются законодательно и даны в Плане счетов, который построен таким образом, что первая цифра номера счета (класс счёта) означает определенную группу активов, капитала, обязательств, доходов и затрат. Например, в Плане счетов первая цифра 1 в номере счетов означает необоротные активы, 2 - запасы, 3 - денежные средства, краткосрочную дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы, 4 - собственный капитал, 5 - долгосрочные обязательства, 6 - текущие обязательства, 7 - доходы и результаты деятельности, 8 - затраты по элементам, 9 - затраты деятельности. Следующая цифра счета (номер синтетического счёта) означает определенную подгруппу внутри основной группы. Например, счет 11 - это «Прочие необоротные материальные активы», а счет 12 - «Нематериальные активы» и т.д.

Деление той или иной группы на подгруппы привело к необходимости появления субсчетов, на которые, соответственно, делится счёт. Например, если какую-то группу активов нам необходимо разделить на две подгруппы, то и счет делится на два соответствующих этим подгруппам субсчёта. Для примера возьмём счёт 30 «Касса», который делится на два субсчёта 301 «Касса в национальной валюте» и 302 «Касса в иностранной валюте». В случае возникновения необходимости ведения отдельного учёта составных частей какой-либо подгруппы, т.е. разделить ещё и подгруппу, то для этого достаточно субсчет, соответствующий данной подгруппе разделить на необходимое количество субсчетов второго порядка. Этот процесс можно продолжать до тех пор, пока каждому отдельному объекту учета не будет присвоен свой субсчёт № порядка. Но надо ли это делать? На сколько необходима и эффективна такая степень детализации? Ответ на данный вопрос каждое предприятие даёт самостоятельно, учитывая свои, специфические условия.

Три вида хозяйственных операций

Прежде чем перейти к процессу отображения стоимости активов и пассивов на счетах скажем, что каждая хозяйственная операция влияет на изменения в состоянии как минимум двух объектов баланса. В связи с этим хозяйственные операции делятся на три вида:

1. Те, которые вызывают изменения только в состоянии активов предприятия. Примером таких операций может служить оприходование денежных средств с текущего счета в банке в кассу предприятия. Денежные средства на текущем счёте уменьшились ровно на столько, на сколько увеличились в кассе. При этом общая сумма (баланс) активов предприятия не изменится и сохранится равенство между пассивом и активом баланса. То же самое произойдет если, например, передать материалы в производство, выдать деньги с кассы в подотчет и т. п.

2. Те, которые вызывают изменения только в состоянии пассивов предприятия. Примером таких операций может служить замена одного кредитора другим. Допустим, мы взяли кредит в банке для того, чтобы расчитатся с долгом (погасить кредиторскую задолженность), например, поставщику товаров. «Исчез» долг перед поставщиком, но возник такой же перед банком. При этом общая сумма (баланс) пассивов предприятия не изменится и сохранится равенство между пассивом и активом баланса. То же самое произойдет если, например, создать резервный фонд за счет прибыли и т.п.

3. Те, которые вызывают изменения одновременно и в активах, и в пассивах предприятия, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Примером такого вида операций могут служить операции купли товаров в кредит (увеличение суммы баланса), и выдача зароботной платы из кассы предприятия (уменьшение суммы баланса). При покупке товаров в кредит возникает долг за товар (увеличиваются пассивы), а также увеличивается сумма товаров на ту же сумму (увеличиваются активы), таким образом происходит увеличение общей суммы баланса актива и пассивая. При выдаче зароботной платы происходит уменьшение денег в кассе предприятия (уменьшаются активы) и «исчезает» долг по зароботной плате (уменьшаются пассивы). Сумма баланса актива и пассива при этом уменьшается. Равенство актива и пассива баланса при этом также не меняется, так как изменения происходят в одинаковой сумме.

Итак, на каждом счете, на котором отображается стоимость активов, обязательств или составной части собственного капитала, должны отображаться и изменения в их состоянии. Эти изменения должны быть отображены на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке (в порядке их осуществления во времени), а операции, которые приводят к таким изменениям, должны быть зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций.

Двойная запись

Рассматривая виды хозяйственных операций, мы пришли к выводу, что каждая хозяйственная операция влияет на изменения в состоянии как минимум двух объектов баланса или, можно сказать иначе, каждая хозяйственная операция влияет на изменения в состоянии как минимум двух бухгалтерских счетов. Такое одновременное отображение изменений в двух счетах (объектов баланса) называется корреспонденцией счетов, в которых состоялись изменения. Отображение корреспонденции счетов и суммы операции называется бухгалтерской записью или проводкой.


Слово «проводка» (от провести (отразить) хозяйственную операцию в бухгалтерском учёте) ранее считалось чуть ли не бухгалтерским жаргоном, а сегодня применяется даже в нормативных документах, изданных государственными органами. Более правильное название (академическое) - это «двойная запись».


Проводка имеет следующий вид:

Д-т (№ счёта) К-т (№ счёта) Сумма, на которую произошла хозяйственная операция.

Например

Д-т 661

К-т 301

1000,00 грн.

Читается это так: «Дебет 661 счета, кредит 301 счета на сумму одна тысяча гривен».

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в бухгалтерской проводке мы не использовали названия счетов, а только их номера. Но любой бухгалтер, знающий план счетов, глядя на данную проводку, тут же скажет вам, какая операция отражена данной проводкой, а именно, выдача из кассы предприятия заработной платы в национальной валюте. Если вы ещё не знакомы с этой азбукой, то вам просто необходимо её изучить и запомнить.

Прежде чем дать бухгалтерскую проводку на основании осуществленной операции, сначало необходимо определить, какие счета будут задействованы в этой проводке. Данный процесс называется контировкой.

Следует запомнить, что те операции, которые не влияют на изменения в состоянии активов, собственного капитала и обязательств и не имеют денежного выражения в бухгалтерском учете, не отображаются. Примерами таких операций могут служить прием сотрудника на работу, изменение режима работы предприятия и другие.

В бухгалтерском учете все операции должны быть подтверждены документально. Каждая бухгалтерская проводка осуществляется только на основании определенных первичных документов, перечень, содержание и форма которых регламентируются соответствующими нормативными документами.

Обычно хозяйственная операция влияет на изменение в состоянии двух бухгалтерских счетов, но не редко случается, что одна хозяйственная операция изменяет состояние нескольких счетов, трёх, четырёх или более. Такие операции отражаются несколькими проводками. Примеры таких операций будут приведены позже.

Бухгалтерские проводки в зависимости от вида хозяйственной операции, которую они отображают, также могут быть трех видов:

1. отображающие увеличение одних активов за счет других;

2. отображающие увеличение одной части пассива за счет другой;

3. отображающие изменения как в активе, так и в пассиве баланса предприятия.

Все три вида проводок не изменяют баланс актива и пассива, так как изменения в разных статьях баланса отображаются в одинаковых суммах.

Говоря о кореспонденции счетов и бухгалтерских проводках было показано, что они задействуют как минимум два счета и отображаются по дебету одного из них и по кредиту другого.

Данная кореспонденция «Дебет (один счет) - Кредит (второй счет) происхоит потому, что вследствие хозяйственных операций может происходить увеличение и уменьшение как в состоянии активов, так и пассивов предприятия, и в связи с тем, что счета делятся на активные и пассивные.

Счета, на которых отображаются те виды, подгруппы и группы активов предприятия, которые формируют актив баланса, называются активными счетами, а те, что пассив - пассивными.

Увеличение в состоянии активов, которое отображается в активных счетах, называется дебетом таких счетов, а увеличение собственного капитала или кредиторской задолженности, которая отображается на соответствующих пассивных счетах, - кредитом таких счетов. Соответственно, уменьшение в активных счетах называется кредитом таких счетов, а уменьшение в пассивных счетах - их дебетом.

Например, возникновение кредиторской задолженности в сумме 1000,00 грн. отображается в указанной сумме по дебету соответствующего пассивного счета, а ее погашение - в той же сумме по кредиту такого счета. Если такая кредиторская задолженность не будет погашена до даты баланса, то она будет отображена в его пассиве. Соответственно, приобретение в кредит каких либо активов на сумму 1000,00 грн. (товаров и т.д.) - в указанной сумме отражается по дебету активных счетов, а их выбытие вследствие реализации или иных причин -по кредиту таких счетов. Соответственно, если такие активы на дату баланса будут находится на предприятии, то они будут отображены в его активе.

Покажем на примере взаимосвязь между бухгалтерской проводкой и счетами, которые в ней задействованы. Допустим, что ООО «День» по данным бухгалтерского учета на 01.01. не имело ни товара, ни задолженности перед поставщиками. Соответственно, сальдо по счету 2811 «Товары на складе» и 6311 «Расчеты с отечественными поставщиками» было равно 0, что отражено в пункте 1.


1. Сальдо счетов имеет нулевое значение.

Счет 2811 «Товары на складе»

       

Счет 6311 «Расчеты с отечественными поставщиками»

Дт

Кт

Дт

Кт

0.00, сальдо на 01.01*.

 

 

Сальдо на 01.01* 0.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Неким предприятием «Х» предоставлены товары на склад с условием их последующей оплаты, вследствие чего возникла кредиторская задолженность. Данная операция отражается проводкой Д-т 2811 К-т 6311 на сумму 1000,00 грн.

Счет 2811 «Товары на складе»

       

Счет 6311 «Расчеты с отечественными поставщиками»

Дт

Кт

Дт

Кт

0.00, сальдо на 01.01*.

 

 

Сальдо на 01.01* 0.00

1) 1000.00

 

 

1) 1000.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Допустим, что никаких других операций в течение отчетного периода (месяца) не было. Исходя из этих данных, определяем сальдо счетов на конец такого периода.

Счет 2811 «Товары на складе»

       

Счет 6311 «Расчеты с отечественными поставщиками»

Дт

Кт

Дт

Кт

0.00, сальдо на 01.01*.

 

 

Сальдо на 01.01* 0.00

1) 1000.00

 

 

1) 1000.00

 

 

 

 

1000.00, Оборот

Оборот, 0.00

0.00, Оборот

Оборот, 1000.00

Сальдо на 01.02* 
1000.00,

 

 

Сальдо на 01.02 
1000.00

* Даты приводятся условно.

В нашем примере мы использовали счета 2811 «Товары на складе» и 6311 «Расчеты с отечественными поставщиками», так как Планом счетов товары предусмотрено учитывать на счете 28 «Товары». Счет 28 состоит из субсчетов 281-285. Счет 281 называется «Товары на складе», счет 282 «Товары в торговле» и т.д. Номер субсчета второго порядка 2811 был использован для одного вида товара. Для другого вида товара может быть использован счет 2812 и т.д. Таким образом счет 281 будет объединять стоимость товаров, которые отображаются на счетах 2811 и 2812. В свою очередь счет 28 - стоимость товаров, которые отображаются на счетах 281-285. Счет 28 называется синтетическим счетом.

В балансе (таблица 1) (Дебет - Кредит №1-2/2003) было показано значение этого счета: 12000.00 грн. на начало отчетного периода и 15000.00 грн. на его конец. Те синтетические счета, которые формируют баланс предприятия, называются балансовыми. Счета 281-285 называются субсчетами, так как они формируют отдельные подгруппы в составе синтетического счета, а счета 2811 и 2812 - аналитическими. Аналогичную структуру имеет счет 63 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками» и другие счета.

Поскольку остаток активов, собственного капитала и кредиторской задолженности не может быть отрицательным, а может иметь или нулевое, или положительное значение, то такой остаток в активных счетах отображается по дебету, а в пассивных  - по кредиту. Данные остатки называются сальдо счетов (смотри на стр. 5 пример со счетами 2811 и 6311).

Использование терминов «дебет», «кредит» и «сальдо» является сугубо символичным и связано с историей бухгалтерского учета. Сальдо счетов может определяться в конце отчетного периода для составления баланса, а также может определяться в любой другой нужный момент времени.

Итоги записей по дебету и кредиту счета называют оборотами по дебету и кредиту за определенный период. Разница между суммами, указанными на одной стороне счета и на другой (имеется в виду правая или левая сторона счёта), то есть оборотом по кредиту и оборотом по дебету, будет определять сальдо этого счета на определенную дату. При этом необходимо учесть остаток (сальдо) на начало периода, по которому подводится итог. Помните - сальдо никогда не включается в итоговую сумму оборота по кредиту или дебету счёта.

Кроме активных и пассивных счетов существуют также активно-пассивные.

Активно - пассивные счета применяются для учета операций, сальдо которых могут быть отображены как в активе, так и в пассиве баланса. Примером такого счета может служить счет 372 «Расчеты с подотчетными лицами». Так, если сотрудник за собственные денежные средства в сумме 100.00 грн. приобрел что-то для предприятия, то у предприятия возникнет на эту сумму кредиторская задолженность перед работником. Возникновение такой задолженности в этой сумме отображается по кредиту счета 372. Такая задолженность, если она приходится на дату составления баланса, будет отображена в его пассиве. Если предприятие предоставляет денежные средства в сумме 100.00 грн. работнику для купли определенных активов, то у него возникнет на эту сумму дебиторская задолженность, которая отображается по дебету счета 372. Такая задолженность, если она не будет погашена до даты баланса, будет отображена в его активе.

Активные, пассивные и активно-пассивные счета могут быть распределительными, регулирующими, калькуляционными, накопительными, результативными.

Распределительные счета предназначены для накопления определенных затрат предприятия и отнесения их, например на себестоимость изготовленной продукции. Примером такого счета может служить счет 91 «Общепроизводственные затраты». Затраты, собранные на таких счетах, списываются в конце каждого месяца на себестоимость производства продукции, и таким образом конечного сальдо данные счета не имеют. Распределительные счета не являются балансовыми и данные, которые на них накапливаются, отображаются в балансе в составе других счетов, таких как 23 «Произвоство» (стоимость продукци, производство которой еще не завершено), 26 «Готовая продукция» и т.д, на которые обшепроизводственные затраты распределяются.Если такие затраты на предприятии были осуществлены в сумме 500,00 грн., то они будут отображены по мере осуществления по дебиту счета 91, а их списание в этой же сумме в конце месяца - по кредиту этого счета в дебет счета 23.

Регулирующие счета предназначены для корректирования оценки объектов учета. Данные счета в конце отчетного периода собственного сальдо не имеют (следовательно, в балансе не отражаются). Например, предприятие использует метод нормативных затрат для учета прихода и реализации изготовленной продукции с ограниченым сроком годности. В конце месяца, когда становится известной фактическая себестоимость (известны все фактические затраты), разницы между нормативными и фактическими затратами относятся на регулирующие счета. Разницы могут отображаться как по дебету, так и по кредиту таких счетов в зависимости от того какие из затрат больше - фактические или нормативные. После этого данные счета в полной сумме кореспондируют с такими счетами, как себестоимость реализованой готовой продукции, и готовая продукция, увеличивая или уменшая такие счета по дебету и кредиту, соответственно, и тем самым закрываются. В Плане счетов предусмотрены дополнительные счета, которые могут использоваться для этих целей, например, счет 77 или 78.

Калькуляционные счета предназначены для учета фактической себестоимости произвостава продукции. Сальдо этого счета может быть нулевым, если производство продукции прекратилось и у предприятия отсутствует продукция, производство которой еще не завершено, или может быть только дебетовое сальдо. Примером такого счета может служить счет 23 «Производство». По дебету счета 23 отображаются затраты, которые осуществляются для производства продукции, а по кредиту - выход готовой продукции. Данные счета являются балансовыми, и в балансе они показываются в составе незавершенного производства. Например, материальные, трудовые и иные затраты, которые были осуществлены в сумме 2000,00 грн., отображались по дебету счета 23. Выход готовой продукции в сумме 1000,00 грн. до даты баланса был отображен по кредиту этого счета. Таким образом, сумма 1000,00 грн. на дату баланса будет показана в его активе в составе незавершенного производства.

Накопительные счета предназначены для учета доходов предприятия, себестоимости реализованой продукции или товаров и затрат отчетного периода. На данных счетах накапливается информация о доходах и затратах предприятия, которые предприятие получает и, соответственно, осуществляет на протяжении отчетного периода. В конце отчетного периода данные счета закрываются для определения результатов деятельности предприятия. Определение доходов и затрат регламентируется соответствующими Положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Заметим только, что доходы включают доходы (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по стоимости реализации, но без учета налога на добавленную стоимость и других налогов и сборов, которые включаются в стоимость реализации, и прочие доходы. Затратами отчетного периода признаются затраты, которые не относятся к себестоимости изготовленной продукции - это затраты на содержание аппарата управления предприятием, отделов, сбыта и т. п.

Так как прибыль является составной частью капитала предприятия, то и доходы, которые формируют эту прибыль, имеют с ней одинаковый характер отображения на счетах бухгалтерского учета, и потому получение доходов отображается по кредиту соответствующих счетов. Затраты имеют противоположный характер с доходами, а потому по мере их осуществления отображаются по дебету соответствующих счетов. Ранее было сказано, что данные счета закрываются в конце отчетного периода, то есть приводятся к нулевому состоянию. Это означает, что счета доходов дебетуются на всю, отображенную на них на протяжении отчетного периода, сумму, в корреспонденции с результативными счетами, а затраты кредитуются аналогичным образом в корреспонденции с результативными счетами. Примерами накопительных счетов могут быть счета: 70 «Доходы от реализации», 71 «Другой операционный доход», 80 «Материальные затраты», 81 «Затраты на оплату труда», 90 «Себестоимость реализованной готовой продукции» и прочие. Например, полученные доходы в суме 50000.00 грн. были отображены по кредиту счета 70. В конце отчетного периода эта сумма будет списана по кредиту этого счета в кредит результативного счета (счет №79).

Результативные счета, как упоминалось при рассмотрении накопительных счетов, предназначены для определения результатов деятельности путем корреспонденции со счетами доходов и затрат и определения сальдо. Сальдо определяется путем нахождения разницы между суммами в правой и левой части счета. Если полученное таким образом сальдо - кредитовое, то оно будет выражать полученную прибыль, если дебетовое - убыток. После определения результата деятельности в конце отчетного периода данный результат показывается в пассиве баланса предприятия в виде нераспределенной прибыли или непокрытых убытков. Примером результативных счетов является счет 79 «Финансовые результаты». Например с дебета счета 70 по кредиту счета 79 была отображена сумма 5000,00 грн., а с кредита счета 90 в дебит счета 79 - сумма 40000,00 грн. Таким образом прибыль составит 10000,00 грн. и она будет отображена в пассиве баланса в составе нераспределенной прибыли предприятия.

Таким образом видим, что все данные, которые отображаются на счетах бухгалтерского учета прямым или косвенным способом, попадают в баланс предприятия и формируют его.

 

 

 

 

 

Хозяйственный учет: суть и характеристика

Хозяйственная деятельность состоит из хозяйственных операций, таких, например, как приобретение материалов, производство продукции, выплата заработной платы, уплата налогов, получение кредита, выполнение работ, предоставление услуг, реализация товара и т. п. На каждом предприятии ведение хозяйственной деятельности обеспечивается средствами хозяйствования, такими как финансы, материалы, товары, нематериальные активы, автомобили, оснащение, здания и т.п. Хозяйственные средства входят в состав активов предприятия, так как активы - это ресурсы (контролируемые предприятием), использование которых, как можно ожидать, приведет в будущем к получению экономических выгод - то есть поступлению денежных средств.

Еще одной особенностью ведения хозяйственной деятельности является то, что предприятие в процессе такой деятельности обязательно будет иметь определенные обязательства перед другими предприятиями, своими работниками, государством и др.

Хозяйственный учет - это учет хозяйственной деятельности предприятия, а также его активов, обязательств и собственного капитала, который представляет собой наблюдение, измерение и регистрацию.

Наблюдение представляет собой определение содержательной характеристики объекта учета, измерение - выражение объекта учета в определенных единицах (натуральных, трудовых, стоимостных), регистрация - фиксацию содержательной характеристики объекта учета и единиц его измерения. Объектами хозяйственного учета могут выступать хозяйственные операции, активы, обязательства и собственный капитал.

По видам хозяйственный учет делится на оперативный, статистический и бухгалтерский, а по характеру - на управленческий и финансовый.

При помощи оперативного учета получают данные о ежедневныех, ежесменных или ежечасных хозяйственных процессах на предприятии (например, о выпуске продукции, ее реализации, затратах материальных ценностей, соблюдении договорных условий и др.).

При помощи статистического учета получают информацию о показателях, которые характеризуют закономерности и тенденции развития предприятия.

Бухгалтерский учет - это процесс беспрерывного выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации в стоимостном виде о хозяйственной деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Другими словами, это процесс беспрерывного отображения информации в стоимостном виде об изменениях состояния активов, собственного капитала и обязательств предприятия с целью оценки его имущественного и финансового состояния, а также результатов деятельности. В данном случае используется термин "стоимостный вид", так как в бухгалтерском учете операции, активы, капитал и обязательства учитываются в едином денежном измерении для обобщения их в целом по предприятию. Денежное измерение является универсальным, и с его помощью обобщаются все хозяйственные операции и активы, которые раньше были выражены в натуральных или трудовых единицах.

Основные принципы бухгалтерского учета следующие: осмотрительность, последовательность, полное освещение, автономность, непрерывность, начисление и соответствие доходов и затрат, превалирование сущности над формой, историческая (фактическая) себестоимость, единое денежное измерение, периодичность.

В Украине порядок ведения бухгалтерского учета регламентируется Законом о бухучете и Положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

Управленческий учет - это учет, который формирует информацию в стоимостном, натуральном и трудовом виде для внутреннего использования на предприятии. Эта информация используется для калькуляции себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг, планирования деятельности предприятия и принятия других управленческих решений.

Финансовый учет - это учет, который беспрерывно осуществляется с целью получения информации о имущественном и финансовом состоянии предприятия в стоимостном виде, а также о результатах его деятельности, с помощью двойных бухгалтерских записей, включая те из них, которые осуществляются по данным, полученным с помощью управленческого учета. Данная информация предназначена большей частью для внешних пользователей. Таким образом управленческий учет тесно связан с финансовым, так как финансовый оперирует данными, полученными с помощью управленческого, и наоборот. Оперативный, статистический и бухгалтерский учет также тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является вся хозяйственная деятельность предприятия.

Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов, с помощью которых отображается предмет бухгалтерского учета. Самые главные элементы метода бухгалтерского учета следующие: документирование, инвентаризация, система счетов, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность.

Бухгалтерский баланс

Как было сказано выше, бухгалтерский учет это - процесс беспрерывного стоимостного отображения информации об изменениях состояния активов, собственного капитала и обязательств предприятия. Сразу заметим, что в бухгалтерском учете обязательства отождествляются с кредиторской задолженностью предприятия. Кредиторская задолженность возникает после событий, вследствие которых предприятие становится чьим-то должником. Данная задолженность - результат получения предприятием в кредит денежных средств или товаров, авансов от других предприятий. Задолженность также возникает при наступлении срока уплаты налогов, начислении заработной платы работникам и в других ситуациях, в которых предприятие будет вынуждено выполнять определенные обязательства.

Учет активов, обязательств, собственного капитала и изменений их состояния необходим, в первую очередь, владельцам и руководству предприятия для осуществления контроля за эффективным ведением хозяйственной деятельности. Кроме того, в соответствии с законодательством почти всех стран мира, в том числе и Украины, предприятия обязаны предоставлять соответствующим государственным органам информацию о составе и стоимости своих активов, обязательств и собственного капитала на начало и конец отчетного периода. За отчетный период, как правило, берется год. Украина в этом отношении не исключение, но отечественные предприятия должны предоставлять упомянутую выше отчетность нарастающим итогом на протяжении года ежеквартально.

Далее возникает вопрос: в каком виде информация о составе и стоимости активов, обязательств и собственного капитала предприятия должна предоставляться определенным пользователям? Ответ: в виде баланса предприятия на определенную отчетную дату.

В Украине форма и содержание статей баланса регламентируется П(С) БУ № 2.

Упрощенная структура баланса предприятия показана в таблице 1.

Баланс ООО "Мир" на 30.06.02 г.

Таблица 1

АКТИВ

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

І. Необоротные активы

 

 

Нематериальные активы

*2000.00

3000.00

Основные средства

28000.00

42000.00

Долгосрочные финансовые инвестиции

20000.00

20000.00

Долгосрочная дебиторская задолженность

5000.00

-

Всего по разделу І

55000.00

65000.00

ІІ. Оборотные активы

 

 

Производственные запасы

15000.00

10000.00

Незавершенное производство

30000.00

35000.00

Готовая продукция

10000.00

13000.00

Товары

12000.00

15000.00

Дебиторская задолженность

8000.00

12000.00

Денежные средства

20000.00

30000.00

Всего по разделу ІІ

95000.00

115000.00

БАЛАНС

150000.00

180000.00

ПАССИВ

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

І. Собственный капитал

 

 

Уставной капитал

12000.00

12000.00

Нераспределенная прибыль

58000.00

95000.00

Всего по разделу І

70000.00

107000.00

ІІ. Долгосрочные обязательства

 

 

Долгосрочные кредиты банков

50000.00

30000.00

Всего по разделу ІІ

50000.00

30000.00

ІІІ. Текущие обязательства

 

 

Краткосрочные кредиты банков

10000.00

10000.00

1

2

3

Векселя выданы

5000.00

8000.00

Кредиторская задолженность

15000.00

25000.00

Всего по разделу ІІІ

30000.00

43000.00

БАЛАНС

150000.00

180000.00

* В реальном балансе данные указываются в тыс. грн., в нашем - в грн.


Из таблицы 1 видно, что баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В первой части показываются все активы, которые находятся в распоряжении предприятия, по своей стоимости. В разделе І пассива показывается стоимость собственного капитала предприятия, а в разделах ІІ и ІІІ - сумма кредиторской задолженности.

Помимо того, что пассив состоит из собственного капитала и кредиторской задолженности, можно сказать, что он показывает, какая часть активов предприятия находится в его собственности, а какая заимствована и должна быть возвращена. При этом кредиторскую задолженность не обязательно связывать с возникновением у предприятия обязательств только по полученным активам. Так, если кредиторская задолженность возникла за полученные работы или предоставленные услуги, то это можно расценивать как необходимость возвращения части активов в виде денежных средств или других активов кредитору (то есть данные активы после возникновения задолженности можно считать заимствованными).

Можно также сказать, что суть І-го раздела пассива состоит в том, что он выражает ту часть активов, которая - независимо от того основные ли это средства, денежные средства, товары или дебиторская задолженность - останется в собственности предприятия после того, как оно погасит другими активами кредиторскую задолженность. Конечно, при условии, что такое погашение состоится в момент составления баланса или при условии, что предприятие после составления баланса не будет проводить никакой деятельности. Обычно это не означает, что при соответствующей действительности продаже имущества предприятия с целью проведения расчетов с кредиторами, у него останется именно эта часть активов (имеется в виду стоимость этих активов). Это связано с тем, что рыночная стоимость активов, которые реализовываются, может отличаться от стоимости, по которой они отображены в балансе, потому может возникнуть необходимость в продаже их большей или меньшей части.

Но суть І-го раздела пассива баланса от этого не меняется, так как соответственно принципу исторической (фактической) себестоимости все активы должны отображаться в учете и балансе по производственной себестоимости или стоимости приобретения. Это означает, что при приобретении товаров в кредит или получении предоплаты, предприятие увеличит сумму активов, которые находятся в его распоряжении, и одновременно увеличит сумму кредиторской задолженности на ту же сумму. Тем самым в балансе будут показаны увеличенные активы, а увеличенная кредиторская задолженность будет указывать, что они предприятию не принадлежат. Сумма собственных активов (капитала) при этом останется неизменной. В данном случае собственные активы и собственный капитал - синонимические понятия, так как капитал не обязательно означает имеющуюся сумму собственных денежных средств. Он может также существовать в виде других собственных активов, но указывается при этом в денежном выражении.

Таким образом мы подошли к главному принципу построения баланса, который можно изобразить следующей формулой:

К=А-О     (1), где

К - сумма собственных активов (капитала) предприятия в денежном выражении;

А - сумма всех имеющихся на предприятии активов в денежном выражении;

О - сумма кредиторских обязательств предприятия (заимствованных активов) в денежном выражении.

Поскольку формулу (1) можно представить и в другом виде: А=К+О, и учитывая то, что К+О=П, где П - пассив, то в конечном виде формула (1) будет иметь такой вид:

А=П

Этот главный принцип построения баланса называется принципом двойственности или принципом двойного отображения. Он состоит в том, что в балансе одновременно должна приводиться информация о стоимости имущества (активов) предприятия, которое находится в его распоряжении, и информация о стоимости собственного и заимствованного имущества.

Таким образом, в любом балансе, если он составлен правильно, актив всегда должен равняться пассиву.

В балансе активы делятся на необоротные и оборотные, а кредиторская, дебиторская задолженности и финансовые инвестиции, - на долгосрочные и текущие. К необратимым принадлежат активы со сроком эксплуатации больше одного года. Такие активы называются основными средствами. Минимальная стоимостная граница активов со сроком эксплуатации большее одного года с целью отнесения их к необоротным может регулироваться законодательно, но в Украине предприятиям разрешено определять данную границу самостоятельно. К основным средствам, как правило, принадлежат разные здания, сооружения, автомобили, производственные средства, компьютеры, нематериальные активы и т. п. Активы, срок эксплуатации которых меньше одного года, относятся к оборотным активам. Как правило, это товары, материалы, продукция собственного производства, в т.ч. продукция, производство которой еще не закончено, денежные средства и т. п.

Дебиторская и кредиторская задолженности, а также финансовые инвестиции, в зависимости от того срок их погашения больше одного года или меньше, являются долгосрочными или текущими.

Напомним, что дебиторская задолженность у предприятия возникает в случае, если юридическое или физическое лицо становится его должником, а финансовые инвестиции - при покупке предприятием акций или пая в уставном капитале других предприятий, облигаций и др.

Баланс - это способ группирования и отображения активов по составу и характеристике их собственности в денежном выражении на определенный момент.

Обратим внимание на то, что в балансе активами признаются также финансовые инвестиции и дебиторская задолженность. Это происходит потому, что они отвечают определению актива в том понимании, что актив контролируется предприятием и может быть обменен на другой актив, в т.ч. на денежные средства, в будущем. Приобретя акции (пай в уставном фонде другого предприятия), предприятие может в будущем их реализовать и обеспечить себе поступление денежных средств или других активов. Это же касается и дебиторской задолженности. Так как погашение дебиторской задолженности означает, что предприятие получило определенные активы от дебитора, то можно сказать, что в балансе происходит обмен задолженности на эти активы. Также предприятие может уступить право требования долга по этой задолженности другому предприятию и получить что-то взамен.

 

 

 

 

 

Первичное, вторичное и третичное наблюдение в бухгалтерском учете

Особенностью бухучета является то, что он осуществляется посредством беспрерывного наблюдения за изменением в состоянии объектов учета. В бухучете каждая хозяйственная операция, которая вызывает такое изменение должна быть подтверждена документально, т.е определенным документом. Например, получение материальных ценностей должно быть оформлено приходным ордером (приходной накладной), отпуск материальных ценностей - накладной на отпуск метериалов (расходной накладной), получение денежных средств в кассу предприятия - приходным кассовым ордером, поступление денежных средств на расчетный счет или их выбытие должно быть подтверждено банковской выпиской, предоставление услуг - соответствующим актом и т.д. При отсутствии таких документов нет информации о том, что данные операции имели место на предприятии или, иными словами, такая информация является неподтвержденной. В связи с этим наблюдение за изменениями в состоянии объектов учета происходит посредством получения и подтверждения информации о совершении определенных хозяйственных операций, которые вызвали такие изменения. Так как такая информация в бухучете предоставляется и подтверждается исключительно посредством документов, то имея только определенный документ бухгалтер может быть уверен, что хозяйственная операция действительно произошла.

Таким образом получение бухгалтером подтвержденной соответствующими документами информации о совершении определенных хозяйственных операций называется первичным наблюдением.

Хозяйственные операции, которые вызвали изменения в объектах учета и подтверждены документами, должны быть зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций и отражены на соотвествующих счетах бухучета посредством бухгалтерских записей (проводок). В результате этого бухгалтер или другие пользователи имеют возможность получать информацию о совершившихся хозяйственных операциях на предприятии в хронологическом порядке, а также информацию о стоимостных изменениях в состоянии объектов учета, которые данные операции вызвали. Таким образом, формирование бухгалтерией такой информации посредством регистрации хозяйственных операций и осуществление бухгалтерских записей называется вторичным наблюдением.

В конечном итоге в конце каждого отчетного периода любое заинтересованное лицо может получить информацию о изменениях в состоянии объектов учета предприятия, которые произошли на протяжении этого отчетного периода. Такая информация приводится в балансе посредством представления состояния таких объектов на начало и конец отчетного периода. Формирование бухгалтером такой инфомации называетсятретичным наблюдением.

Виды наблюдения, его элементы, а также его технологическое содержание показаны в таблице 1.

Таблица 1

Наблюдение

Элементы наблюдения

Технологическое содержание наблюдения

Первичное

Отображение информации о хозяйственной операции в соответствующем документе

Документация хозяйственной операции

Вторичное

Отражение операции, подтвержденной соответствующим документом, по признаку хронологичности (по датам) и двойственного изменения в состоянии объектов учета (изменения данных в двух счетах)

Запись хозяйственной операции в журнале регистрации и отбражение на счетах бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских проводок

Третичное

Отображение объектов учета в балансе и другой отчетности по принципу двойственности (изменения данных в двух счетах)

Составление баланса, главной книги и других форм отчетности

Документация

В таблице 1 при определении технологического содержания первичного наблюдния использовался термин "документация". Под документацией следует понимать процесс отображения информации о хозяйственных операциях в соответствующих документах. Заметим, что для целей бухучета под документами в основном всегда имеются в виду первичные документы. Определение первичных документов, а также порядок их составления регламентируется Положением № 88. Так, согласно п. 2.1 Положения № 88:

Первичные документы - это письменные свидетельства, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственика) на их проведение.

Первичные документы являются юридическим доказательством совершения хозяйственной операции и должны составляться в процессе ее осуществления или сразу после ее завершения. Первичные документы являются бухгалтерскими документами. Основным атрибутом первичных документов являются реквизиты таких документов.

В п. 2.4 Положения № 88 определено, что первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1. Название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ (сюда же обычно относится идентификацинный код предприятия по ЕГРПОУ);

2. Название документа (формы) (например, приходный кассовый ордер, расчетно-платежная ведомость и др.);

3. Код формы, дата и место составления (в качестве места составления обычно указывается название города или другого населенного пункта, в котором находится предприятие);

4. Содержание хозяйственой операции и ее измерители в натуральном и стоимостном выражении (в данном случае заметим, что не все документы могут иметь натуральное и стоимостное выражение. Например, такие документы, как кассовые ордера, банковские документы-выписки, мемориальные ордера, акты выполненных работ и др. имеют только стоимостное выражение, а такие, как лимитно-заборные карты имеют только натуральное выражение);

5. Должности, фамилии, подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа (в качестве лиц, отвественных за разрешение и осуществление операции, как правило, выступают руководитель предприятие или уполномоченные им лица, а в качестве лиц, отвественных за составление первичных документов, - кассиры, заведующие складами, кладовщики, другие материально отвественные лица).

Перечень обязательных реквизитов, наличие которых необходимо на каждом певичном документе, регламентируюется также Законом о бухучете. Эти реквизиты соответствуют перечисленным в Положении № 88 и отличаются только отсутствием в них кода формы как объязательного реквизита. Таким образом, руководствуясь верховенством Закона можна сказать, что наличие в первичном документе таких реквизитов, как форма и код формы не является объязательным. Кроме основных реквизитов первичные документы могут содержать и дополнительные: номер документа, банковские реквизиты, адрес, телефон, индивидуальный налоговый номер предприятия и др.

Каждому документу присуще свое название и код бланка (называемый в основном "форма №…."), которые утверждаются приказами Государственного комитета статистики Украины, Минфином, ГНАУ и т.д. В номере документа, как правило, используются первые буквы, обозначающие сокращенное название или активы, с которыми производится определенная хозяйственая операция, или название самой операции, или сокращенное название самого первичного документа.

Например, буквы ОС в названии первичного документа "Ф. №ОС-3 Акт на списание основных средств" означают, что этот документ подтверждает определенную операцию с основными средствами - в данном случае их списание, аналогично, буква М в "Ф. №М-4 Приходной ордер" означает, что операция происходит с материальными ценностями, а применительно к этому документу - их оприходованием. Буква П в "Ф. №П-49 Расчетно-платежная ведомость" означает, что данный документ удостоверяет определенную операцию, связанную с персоналом предприятия, в данном случае - с выплатой ему зароботной платы. Буквы КО в первичном документе "Ф. №КО-1 Приходный кассовый ордер" означают название самого документа. Некоторые документы в своем названии не имеют сокращений, а только код, например, код "0401002" означает "Платежное поручение". Но некоторые документы могут и не иметь определенной утвержденной формы (кода бланка), например, акты выполненных работ, предоставленных услуг, отчет комиссионера и др. Но такие документы в обязательном порядке должны содержать обязательные реквизиты.

По назначению первичные документы делятся на:

1. Распорядительные, которые содержат распоряжения на проведение определенных операций. Эти документы не являются основанием для осуществления бухгалтерских записей, но являются основанием для проведения определенных операций и составления соответствующих других первичных документов в будущем, на основании которых будут сделаны бухгалтерские записи. Примером таких документов может служить:

а) приказ о приеме сотрудника на работу. В последующем на основании этого первичного документа на сотрудника будет составляться такой первичный документ, как табель учета рабочего времени, который в свою очередь будет являться основанием для начисления и выплаты зароботной платы сотруднику.

б) приказ о командировке. На основании этого документа сотруднику будет выдано командировочное удостоверение и выданы денежные средства под отчет - командировочные.

К таким документам также можно отнести и различные договора предприятия с другими субъктами хозяйственнной деятельности, чеки для снятия денежных средств с текущего счета, платежные поручения, счета-фактуры и др. Например, платежное поручение является распоряжением банковской организации на перечисление денежных средств с текущего счета предприятия на счет другого СПД или органа государственной или местной власти;

2. Исполнительные (оправдательные), которые юридически подтверждают осуществление определенных хозяйственных операций и которые являются основанием для осуществления бухгалтерских записей. Примерами таких документов могут служить приходные и расходные кассовые ордера, товарно-транспортнные накладные, накладные на отпуск материальных ценостей (расходные накладные), расчетные, платежные ведомости и др.;

3. Комбинированные, которые имеют одновременно признаки распорядительных и исполнительных документов и которые являются основанием для осуществления бухгалтерских записей. Примерами таких документов могут служить расчеты (справки) бухгалтерии о сумме налогов, которые подлежат уплате в бюджет, решения налоговых органов о взыскании штрафов или пени и др.

По месту составления первичные документы разделяются на внешние и внутренние.

Внешние документы - это те документы, которые поступают на данное предприятие от других субъектов хозяйственной деятельности или органов государственной власти. К таким документам относятся выписки банков, счета-фактуры, расходные накладные поставщиков, доверенности на получение материальных ценностей, выписанных покупателями и др.

Внутренние документы - это все документы, которые составлены на данном предприятии.

Первичные документы для получения обобщающих данных могут объединяться в сводные. Первичные документы должны заполняться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковой ручки; с помощью пишущей машинки; другими способами, которые обеспечивают возможность проверить сохранность этих записей на протяжении срока, установленного для их хранения в архиве.

В документах запрещаются несанкционированные (необоснованные) исправления и подчистки. Допущенные ошибки должны исправляться чернилами. При этом неправильнная запись или сумма должна зачеркиваться таким образом, чтобы ее можно было прочитать, и сверху пишется правильная надпись или сумма. Исправление должно быть подписано лицом, которое это исправление внесло, при этом должна указываться дата исправления. В кассовых и банковских документах, таких как платежные поручения, чеки на получение денежных средств, приходнные и расходные кассовые ордера никакие исправления и подчистки не допускаются. Если в таких документах допущена ошибка, то они должны быть анулированы (ставится штамп или надпись "анулировано" и подпись ответственного лица и дата), и вместо них должны быть выписаны другие. Большинство внутренних первичных документов составляются за пределами бухгалтерии, например, расходные накладнные могут составляться в отделе сбыта, накладные на внутреннее перемещение и приходные ордера - кладовщиками и т.д., поэтому ответственность за правильность составления первичных документов несут лица, которые эти первичные документы составляют.

Первичные документы подлежат проверке сотрудниками бухгалтерии в момент получения или в момент составления на наличие в них объязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции действующему законодательству. Документы также должны проверяться на наличие в них арифметических ошибок, соответствие показателей, характеризующих хозяйственную операцию, действительности. Например соответствие наименований товаров в расходной накладной поставщика указанным в соответствующем договоре или счете-фактуре. Документы без надлежащих реквизитов, с ошибками или недостоверными данными бухгалтерией приниматься не должны. Если такие документы являются внутренними, то в них возможно внесение исправлений в порядке, о котором говорилось выше. Некоторые первичные документы могут быть действительными только на протяжении определенного периода времени. Например, доверенность на получение материальных ценностей действительна на протяжении 10 дней с даты оформления (с даты указаной на документе, как дата его оформления), платежное поручение - 3-х дней, кассовые документы - 1-го дня. Поэтому бухгалтерам следует также обращать внимание и на этот факт при обработке документов.

Положением № 88 предусмотрено составлять на предприятиях график документооборота. Специальной формы для такого графика не предусмотрено, но в нем должны указываться лица, ответственные за составление определенных документов, сроки передачи составленнных документов такими лицами в бухгалтерию, перечень лиц, которые должны визировать определенные документы, и т.д. Для наглядности приведем график документооборота на примере такого документа, как расходный кассовый ордер.

Документация хозяйственных операций, группировка по видам и дальнейшее сохранение первичных документов составляет первичный учет на предприятии.


ООО "День" 
предприятие, организация 
Идентификационный код по ЕГРПОУ 11111111

"Утверждаю" 
Директор А.А. Босс 
"09" января 2003 г. 
_______________________ 
(подпись)

График документооборота

01.01.03 г.

Киев

 

№ п/п

Доку-
мент (форма)

Кто офор-
мляет (вы-
писы-
вает и реги-
стри-
рует)

Кто 
подпи-
сывает

Кем и кому пе-
ре-
да-
ется

Да-
та
пе-
ре-
да-
чи

Кто до-
офор-
мляет (испол-
няет)

Да-
та ис-
по-
лне-
ния

Кем и кому пере-
да-
ется пос-
ле ис-
пол-
не-
ния

Да-
та 
пе-
ре-
да-
чи

Кто
про-
ве-
ряет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Ф. № КО-2 "Расхо-
дный кас-
совый ордер"

Ответ-
ствен-
ный бухгал-
тер

Дире-
ктор Гл. бухгал-
тер

От-
вет-
стве-
ным бух-
гал-
те-
ром кас-
сиру

 

Кассир, физ. лицо

 

Кас-
си-
ром от-
вет-
ствен-
ному бух-
гал-
теру

 

От-
ветc-
вен-
ный бух-
гал-
тер (глав-
ный бух-
гал-
тер)

Составил Гл. бухгалтер Иванова В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Составление финансовой отчетности по данным бухгалтерского учета

  • "Отчет о движении денежных средств"
  • "Отчет о собственном капитале"

В момент выхода этого номера многие бухгалтера заняты составлением финотчетности. Начиная с № 51/2002 (где речь шла о заполнении баланса и отчете о финансовых результатах) мы предоставляем вам возможность проверить правильность ее составления. Сегодня мы рассмотрим заполнение "Отчета о движении денежных средств" и "Отчета о собственном капитале"


Отчет о движении денежных средств

Напомним, что данные отчетные формы подаются лишь один раз в год - в составе годовой финансовой отчетности. При этом упрощенных вариантов формы № 3 "Отчет о движении денежных средств" и формы № 4 "Отчет о собственном капитале" (по аналогии с формами № 1, № 2) не существует. Это связано с освобождением субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности от предоставления указанных отчетов 1.


1 Соответственно П(С)БУ 25 финансовый отчет субъекта малого предприниметельства состоит только из Баланса и Отчета о финансовых результатах.


В Отчете о движении денежных средств (имеется в виду - денежных средств и их эквивалентов) приводятся данные о соответствующих операциях результатах операционной, инвестиционной и финансовой деятельности на протяжении отчетного периода. Также для обеспечения сопоставимости в графах 5 и 6 отчета приводится аналогичная информация за предыдущий период.

Предприятие в Отчете о движении денежных средств развернуто приводит суммы поступлений и расходов, которые возникают в результате указанных (см.табл.1) видов деятельности.

Классификация поступлений и расходов денежных средств по видам деятельности (ориентировочный перечень)

Таблица 1

Пути поступления
денежных средств

Вид 
деятельности

Пути выбытия
денежных средств

Выручка от 
реализации
продукции 
(товаров, работ и услуг)

Опера-
ционная
деятель-
ность     

Платежи поставщикам 
за товары и услуги

Платежи за 
предоставление
права пользования
активами (аренда, лицензии)  

Выплата заработной 
платы работникам

Уплата налога 
на прибыль,
если он не связан с
инвестиционной и 
финансовой
деятельностью

Получение грантов 
и субсидий

 

Получение штрафов, пени, 
неустойки

Уплата штрафов,
пени, неустойки

Выручка от
реализации 
необоротных активов

Инвести-
ционная
деятель-
ность   

Платежи, связанные 
с приобретением
основных средств
и нематериальных
активов

Доходы от финансовых
инвестиций
(дивиденды, проценты)

Предоставление
кредитов
другим 
предприятиям

Доходы от реализации
ценных бумаг
других предприятий

Приобретение 
ценных бумаг
других предприятий

От выпуска 
собственных акций

Финан-
совая
деятель-
ность     

Выкуп акций 
собственной эмиссии

От выпуска
облигаций

Погашение облигаций

Получение
кредитов   

Погашение кредитов и
уплата процентов по ним

Выплата
дивидендов

Денежные платежи 
арендатора для 
уменьшения
задолженности
по финансовой аренде

Компенсация 
убытков от стихийного бедствия страховой компанией

Чрезвы-
чайные
события

Предоставление 
помощи
работникам,
пострадавшим 
вследствие стихийного бедствия

Основным документом, который регулирует порядок составления Отчета о движении денежных средств является П(С)БУ 4 "Отчет о движении денежных средств".

Характерной особенностью данной отчетной формы является то, что она составляется в значительной мерой по данным других форм - Отчета о финансовых результатах и Баланса. Конечно, используются также сальдо и обороты по синтетическим и аналитическим счетам за отчетный период.

При составлении формы № 3 необходимо помнить о том, что Отчет о движении денежных средств не включает:

1) внутренних изменений в составе денежных средств, то есть движения денежных средств между статьями, которые составляют денежные средства и их эквиваленты (получение средств из текущего счета в кассу и т.п.);

2) неденежных операций - операций, которые не требуют использования денежных средств и их эквивалентов. Неденежными операциями являются:

  • бартерные операции;
  • получение основных средств путем финансовой аренды;
  • преобразование долга в собственный капитал;
  • обмен собственных акций на акции другого предприятия; приобретение активов непосредственно за счет займа банка (без поступления суммы займа на счет предприятия).

Приведем вариант составления Отчета о движении денежных средств по данным указанных выше источников.

Звіт про рух грошових коштів 
за 20 ___ р.

Стаття

Код

За звітний
період

Надходження

Видаток

1

2

3

4

І. Рух коштів
у результаті операційної діяльності 
Прибуток
(збиток) від звичайної діяльності до оподаткування2

010

Строка 170 гр.3 ф.№2

Строка 175 гр.3 ф.№2

Коригування на: 
амортизацію необоротних активів

020

Строка 260 гр.3 ф.№2

Х

збільшення (зменшення) 
забезпечень3

030

Строка 430 гр.4 ф.№1
минус строка 430 гр.3 ф.№1

Строка 430 гр.3 ф.№1
минус строка 430 гр.4 ф.№1

збиток (прибуток)
від нереалізованих курсових різниць

040

ДО4 945 (в корреспонденции со счетами 302, 312, 314, 332, 334, 351) минус
КО 714 (в корреспонденции
со счетами 302, 312, 314, 332, 334, 351)

КО 714 (в корреспон
денции со счетами 
302, 312, 314,
332, 334, 351) минус
ДО 945 (в корреспон
денции
со счетами 302, 312, 
314, 332, 334, 351)

збиток (прибуток)
від неопераційної діяльності5

050

Сумма строк 150+160 гр.3 ф.№2 минус сумма строк (110+120+130) гр.3 ф.№2

Сумма строк (110+120
+130) гр.3 ф.№2 минус 
сумма 
строк (150+160) гр.3
ф.№2

Витрати на сплату відсотків

060

ДО 951 (строка 140 ф. №2)

Х

Прибуток (збиток) від операційної 
діяльності до зміни в чистих оборотних активах

070

Сумма строк
(010+020+030+040
+050+060) гр.3 минус сумма строк (030+040+050) гр.4 отчета ф. № 3

Сумма строк (010+030
+040+050) гр.4 минус 
сумма строк (020+030+040+050+060)
гр.3 отчета ф. № 3

Зменшення (збільшення): 
оборотних активів6

080

Сумма строк
(100+110+120+130 +140 
+150+ 160+170 +180 200 
+210+250 гр.3 ф.№1) минус сумма строк (100+110+120 +130+140
+ 150+160 +170+180+200
+210 +250 гр.4 ф.№1)

Сумма строк
(100+110+120+
130+140 +150+ 160
+170+180+200 +
210+250 гр.4 ф.№1) 
минус сумма строк 
(100+110+120+ 
130+140 +150+
160+170 +180+200 +210 +
250 гр.3 ф.№1)

витрат майбутніх
періодів

090

Строка 270 гр.3 ф.№1 минус строка 270 гр.4 ф.№1

Строка 270 гр.4 
ф.№1минус строка 
270 гр.3 ф.№1

Збільшення (зменшення): 
поточних зобов'язань7

100

Сумма строк 
(520+530+540+560 +570
+580+ 600 +610 гр.3 ф.№1) минус сумма строк (520+530+ 540 +560+570
+580+600 +610) гр.4 ф.№1

Сумма строк
(520+530+540+560 +
570+580+ 600 
+610 гр.4 ф.№1) 
минус сумма строк
(520+530+ 540+560 
+570+580+600 
+610) гр.3 ф.№1

Грошові кошти
від операційної 
діяльності

120

Сумма строк
(070+080+090+100 
+110 гр.3 ф.3) минус сумма строк (070+080+090+ 100+110 гр.4 ф.3)

Сумма строк (070+080
+090+100+110 гр.4 ф.3)
минус сумма строк 
(070+080+090+ 
100+110 гр.3 ф.3)

Сплачені: 
відсотки

130

Х

ДО 684 с К-т счетов
учета денежных средств

податки на прибуток

140

Х

ДО 641/налог на 
прибыль с К-т счетов
учета денежных средств

Чистий рух
коштів до надзвичайних подій

150

Положительная разница: (рядок 120 гр.3) минус (строки (130+140) гр.4)

Отрицательная разница: 
(строка 120 гр.3) минус 
(строки (130+140) гр.4)

Рух коштів від надзвичайних подій

160

КО 75 с Д-т счетов
учета денежных средств
(в части операционной деятельности)

ДО 99 с К-т 
счетов учета
денежных средств 
(в части операционной деятельности)

Чистий рух 
коштів від операційної діяльності

170

Положительный 
результат суммы
показателей 
по строкам 150 и 160

Отрицательный 
результат суммы 
показателей
по строкам 150 и 160

ІІ. Рух коштів у результаті інвестиційної діяльності 
Реалізація: /фінансових інвестицій

180

КО 741 с Д-т 37 
(выборочно по операциям,
по которым 
получено денежные 
средства в оплату)

Х

необоротних активів

190

КО 742 с Д-т 37 
(выборочно по операциям,
по которым получено 
денежных средств в оплату)

Х

майнових комплексів

200

Сумма средств, 
полученная в результате реализации имущественного комплекса

Сумма средств, 
реализованная
в составе 
имущественного
комплекса

Отримані: 
відсотки

210

КО 373 в части 
полученных процентов
с Д-т счетов учета 
денежных средств

Х

дивіденди

220

КО 373 в части 
полученных дивидендов
с Д-т счетов учета денежных средств

Х

Інші надходження

230

Другие поступления от инвестиционной деятельности,
не включенные в строки 180-220

Х

Придбання: 
фінансових інвестицій

240

Х

Аналитические данные 
об изменении строк 045,
220 ф.№1

необоротних активів

250

Х

Аналитические данные
об изменении строк 011, 020,
031, 070 ф.№1

майнових комплексів

260

Х

Разница между 
выплачеными средствами на приобретение
целостного имуществе
нного комплекса и полученными 
в его составе 
средствами

Інші платежі

270

Х

Выплаты, связанные с инвестиционной 
деятельностью
по операциям, не 
включенным в 
строки 180-220

Чистий рух 
коштів до надзвичайних подій

280

Положительный результат разницы показателей по строкам: (180+190+ 200+210+220+230) минус (240+250+ 260+270)

Отрицательный 
результат разницы показателей 
по строкам: (180+190+
200 +210+220 +230)
минус (240+250+260+270)

Рух коштів від надзвичайних подій

290

КО 75 с Д-т счетов учета денежных средств (в части инвестиционной деятельности)

ДО 99 с К-т счетов учета
денежных средств 
(в части 
инвестиционной
деятельности)

Чистий рух
коштів від інвестиційної діяльності

300

Положительный результат суммы показателей по строкам 280 и 290

Отрицательный
результат 
суммы показателей
по строкам 280 и 290

ІІІ. Рух коштів у результаті фінансової діяльності 
Надходження власного капіталу

310

КО 41, 42, 45, 46 в корреспонденции с дебетом счетов с учета денежных средств

х

Отримання позики

320

Сумма КО 50, 52, 55, 60 счетов с Д-т счетов учета денежных средств

Х

Інші надходження

330

Другие поступления от финансовой деятельности, не включенные в строки 310-320

Х

Погашення позик

340

Х

Сумма ДО 50, 52, 55, 60
счетов с К-т счетов с учета
денежных средств

Сплачені дивіденди

350

Х

ДО 671 с К-т счетов с учета
денежных средств

Інші платежі

360

Х

Аналитические данные по изменениям строк
ф.№1 300, 310, 590
(кроме выплат дивидендов),
связанные с выплатой средств
на выкуп акций, 
погашением
задолженности по финансовой аренде, возвращением 
участникам доли в уставном,
паевом капитале и т. д.

Чистий рух коштів до надзвичайних подій

370

Положительный результат разницы суммы показателей по строкам (310+320+330) минус (340 +350+360)

Отрицательный результат
разницы суммы показателей
по строкам (310+320+330) 
минус (340+ 350+360)

Рух коштів від надзвичайних подій

380

КО 75 с Д-т счетов учета денежных средств
(в части финансовой деятельности)

ДО 99 с К-т счетов учета
денежных средств (в части финансовой деятельности)

Чистий рух коштів від фінансової діяльності

390

Положительный результат суммы показателей по строкам 370 и 380

Отрицательный результат
суммы показателей по
строкам 370 и 380

Чистий рух коштів за звітний період

400

Положительный результат разницы по строкам (170+300+390) гр.3 минус (170+300+ 390) гр.4

Отрицательный результат
разницы по строкам 
(170+300+390)
гр.3 минус (170+300+ 390) гр.4

Залишок коштів на початок року

410

Строка 230 гр.3 ф.№1 + строка 240 гр.3 ф.№1

Х

Вплив зміни валютних курсів на залишок коштів

420

Строка 040 гр.4

Строка 040 гр.3

Залишок коштів на кінець року

430

Строка 410 гр.3+/- строка 400 гр.3/гр.4 +/- строка 420 гр.3/гр.4*

Х

Если название статьи содержит термины "убыток (прибыль)", "увеличение (уменьшение)", возможен только один вариант ее заполнения: или по графе "надходження", или, соответственно, по графе "видаток", то есть отображаются только положительные показатели.

Необходимо учитывать изменение только тех обеспечений, которые создавались относительно операционных расходов, проанализировав обороты по счетам 47 "Обеспечение будущих расходов и платежей", 48 "Целевое финансирование и целевые поступления".

Условные обозначения: СКн. - сальдо кредитовое на начало отчетного периода; СДн. - сальдо дебетовое на начало отчетного периода; КО - кредитовый оборот по счету за отчетный период; ДО - дебетовый оборот по счету за отчетный период.

Здесь необходимо привлечь данные аналитического учета: в итог этой статьи не включается оборот по субсчету 951 "Проценты за кредит", отображенный в составе строки 140 формы № 2.

Итоги строк Баланса берутся с учетом данных учетных регистров и аналитического учета для учета таких ограничений: по строкам 100-140 ф. №1- не учитываются суммы ТМЦ, которые были использованы на инвестиционную деятельность (в Д-т 15 по кредиту счетов учета запасов); по строке 150 №1- учитываются векселя, использываемые только для операционной деяльности; по строке 160 ф. №1 - не учитывается прирост/убыток дебеторской задолженности, полученный в результате погашения ее необоротными активами; по рядку 170 ф. №1 - не учитывается сальдо по субсчету 641/налог на прибыль; по строкам 180, 200, 250 ф. № 1 - учитываются только рассчеты относительно операционной деятельности; по строке 210 ф. № 1 - не учитывается сумма изменения дебеторской задолженности за реализованые финансовые инвестиции, необоротные активы.

С учетом ограничений на включение текущих обязательств, не связанных с операционной деятельностью, аналогичных с ограничениями по смене стоимости оборотных активов.

*В данной строке знак +/- зависит от значения данных, указанных в строках 400, 420, "+" - когда значение положительное, "-" - когда значение отрицательное.


Отчет о собственном капитале

Данный отчет составляется по форме, приведенной в приложении к П(С)БУ 5 "Отчет о собственном капитале". Этот нормативный документ также описывает методику заполнения статей отчета.

Для обеспечения сравнительного анализа информации предприятия должны прилагать к годовому отчету "Отчет о собственном капитале" за предыдущий год.

Данные Отчета о собственном капитале формируются на основе:

1. Отчета о собственном капитале за отчетный период или Баланса;

2. Отчета о финансовых результатах:

а) данных аналитического учета;

б) алгебраической суммы показателей по другим статьям этого же Отчета.

Форма рассматриваемого отчета представляет собой таблицу, в которой согласовывается сальдо каждой статьи собственного капитала на начало и на конец отчетного года. При этом каждое изменение (увеличение или уменьшение) подается в таблице отдельной строкой. Данные в графах отчета приводятся со знаком "+" или "-", что означает увеличение или уменьшение остатка соответствующего элемента собственного капитала. В целом можно отметить, что в основе построения таблицы отчета лежит балансовый метод, то есть по каждому элементу подсчет осуществляется таким образом: сальдо на начало отчетного периода +/- изменение за отчетный период = сальдо на конец отчетного периода; итоги последней графы и последней строки совпадают. Итак, заполнение отчета начинается с проставления остатков на начало года, а проверить конечный результат можно по остаткам составных собственного капитала на конец года - они должны равняться показателям балансовых статей, если расчет изменений в собственном капитале был сделан правильно.

Звіт про власний капітал 
за 20 ___ р.

Стаття

Код

Ста-
тут-
ний капі-
тал

Па-
йовий
капі-
тал

Додат-
ковий вкла-
дений капітал

Інший додат-
ковий капітал

Резер-
вний капітал

Нероз-
поділений прибуток

Нео-
пла-
чений капі-
тал

Вилу-
чений капітал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Зали
шок на
початок
року

010

СКп.40

СКп.41

СКп.421 + СКп. 422

СКп.423 + СКп. 424 + СКп. 425

СКп. 43

СКп.441 или 
(СДп. 4428)

(СДп. 46)

(СДп. 45)

Кори-
гування9
Зміна
облікової
політики

02010

КО 40 
(ДО 40)

КО 41 
(ДО 41)

КО 421+ 422 (ДО 421+ 422)

КО 423+ 424 +425 (ДО 423+ 424+ 425

КО 43 
(ДО 43)

КО 441, 442 (ДО 441, 442) в кореспон-
денции со счетами 1-6 класов

КО 46 
(ДО 46)

КО 45 
(ДО 45)

Виправ-
лення
помилок

03011

КО 40 
(ДО 40)

КО 41
(ДО 41)

КО 421+ 422 (ДО 421+
422)

КО 423+ 424 +425 (ДО 423+ 424+425)

КО 43 
(ДО 43)

КО 441,442 
(ДО 441, 442) в кореспо-
нденции со счетами 1-6 класов

КО 46
(ДО 46)

КО 45
(ДО 45)

Інші зміни

04012

 

 

 

 

 

 

 

 

Скори-
гований 
залишок на початок року

050

Алгебраическая сумма значений по строкам 010+020+030+040 по соответствующим графам

Пере
оцінка активів13
Дооцінка
основних засобів

060

 

 

 

КО 423 с Д-т 10, 11

 

 

 

 

Уцінка 
основних 
засобів

070

 

 

 

(ДО 423 с К-т 10, 11)

 

 

 

 

Дооцінка
незаве-
ршеного будів-
ництва

080

 

 

 

КО423 с Д-т 15

 

 

 

 

Уцінка
незавер-
шеного будів-
ництва

090

 

 

 

ДО423 с К-т 15

 

 

 

 

Дооцінка
нематер-
іальних активів

100

 

 

 

КО423 с Д-т 12

 

 

 

 

Уцінка
немате-
ріальних 
активів

110

 

 

 

ДО423 с К-т 12

 

 

 

 

Чистий 
прибуток 
(збиток) за звітний період

130

 

 

 

 

 

Рядок 220 гр.3 .№2 
(рядок 225 гр.3 ф.№2)

 

 

Розподіл прибутку: 
Виплати
влас-
никам 
(диві-
денди)14

140

 

 

 

 

(ДО 43 с К-т 671)

(ДО 443 с К-т 671)

 

 

Спряму-
вання прибутку
до статут
ного капіталу

150

КО 40 с Д-т 443

 

 

 

 

(ДО 443 с К-т 40)

 

 

Відраху-
вання до Резер-
вного капіталу

160

 

 

 

 

КО 43 с Д-т 443

(ДО 443 с К-т 43)

 

 

Внески учасників: 
Внески до
капіталу


180

КО40 с Д-т 46

КО41 с Д-т 46

КО421, 422 с Д-т 46

 

 

 

(ДО46 с К-т 40,41,421,

422)

 

Пога-
шення заборго-
ваності з капіталу

190

 

 

 

 

 

 

КО 46

 

Вилу-
чення капіталу: 
Викуп 
акцій (часток)

210

 

 

 

 

 

 

 

ДО 45

Пере-
продаж викупле-
них акцій (часток)

220

 

 

 

КО 425 с Д-т 30, 31, 3415

 

(ДО 442 с К-т 45)16

 

(КО 45 с Д-т 30, 31, 34, 425)

Анулю-
вання викупле-
них акцій (часток)

23017

(ДО 40 с К-т 45)

 

 

 

 

 

 

(КО 45 с Д-т 40 )

Вилучення
частки в капіталі18

240

(ДО 40 с К-т 45)

(ДО 41 с К-т 45)

 

 

 

 

 

(КО 45 с Д-т 40)

Змен-
шен-
ня номіналь-
ної 
вартості акцій19

250

(ДО 40 с К-т 672)

 

 

 

 

 

 

 

Інші зміни
в капіталі: 
Списання невідшко-
дованих збитків20

260

 

(ДО 41 с К-т 442)

(ДО 422 с К-т 442)

 

(ДО 43 с К-т 442)

КО 442 с Д-т 41, 422, 43

 

 

Безко-
штовно отримані активи

27021

 

 

 

КО 424 с Д-т 10, 11, 12 и т.д. минус ДО 424 с К-т 745

 

 

 

 

Разом
змін в капіталі22

290

Алгебраическая сумма значений по строкам
060+070+080+090+100+110+130+140 
+150+160+180+ 190+210+220 +230+
240+250+260+270 по соответствующим графам

Залишок
на кінець
року

300

Сумма значений по строкам 050+290 за соответствующими графами = строка 380 гр.4 ф.№1

Сумма нераспределенного убытка приводится в скобках и при подсчете итога по строке вычитается. Если в строке указано несколько данных и одно из них указано в скобках, то вы берете то, которое выходит по вашим данным. Это касается и других сумм, приведенных в скобках.

Случаи возможных корректировок в отчетности при изменении учетной политики, при исправлении ошибок, при других обстоятельствах приведены в П(С)БУ 6 "Исправления ошибок и изменения в финансовых отчетах".

10 В данной строке обороты счетов и их корреспонденция указывается в части корректирований, связанных с изменением учетной политики.

11 В данной строке обороты счетов и их корреспонденция указывается в части корректирований, связанных с исправлением ошибок.

12 Аналогично строкам 020,030 - корректирование в звязи с другими изменениями.

13 Суммы переоценок необоротных активов отображаются в ф.№ 4 развернуто. Если по одному и тому же необоротному активу (группе) проведена как дооценка, так и уценка в разные сроки отчетного года, то такая переоценка отдельно отображается по строкам дооценки и по строкам уценки.

14 Возможна выплата дивидендов как в счет нераспределенной прибыли, так и/или за счет резервного капитала, других источников, если это предусметрено уставными документами предприятия.

15 При условии, что изъятые акции в отчетном периоде перепродавались по цене, выше номинальной стоимости.

16 При условии, что изъятые акции в отчетном периоде перепродавались по цене, ниже номинальной стоимости, и разница в ценах не перекрылась остатком по субсчету 425.

17 В данной строке обороты счетов и их корреспонденция указывается в части аннулированных акций.

18 Если при выходе участника (участников) из общества ему возвращается его часть и при этом, как следствие, уменьшается уставной капитал, такая операция отображается в ф. № 4. Если произошла просто смена участников на протяжении отчетного года (одному участнику возвращено его часть, но принят новый участник с таким же размером вклада), то такая операция в ф. № 4 не отображается. Аналогично может изменяться сумма паевого капитала. В данной строке обороты счетов и их корреспонденция указывается в части изъятого капитала.

19 Если по решению органа управления было уменьшено номинальную стоимость акций, разница в стоимости должна быть возмещена акционерам.

20 Списание непокрытых убытков регулируется учетной политикой предприятия и может быть проведена за счет нерраспределенной прибыли и/или резервного, паевого или дополнительного капитала.

21 В данной строке обороты счетов и их корреспонденция указывается в части начисленной амортизации на безоплатно полученные активы.

22 Для отображения изменений в капитале, не предусмотренных действующей формой № 4, в данном отчете можна использовать строки 120, 170, 200, тогда, соответственно, они включаются в итог.


Мы рассмотрели 4 основные формы годовой финансовой отчетности. Согласно п.2 ст.11 Закона о бухучете, неотъемлемым элементом финансовой отчетности являются примечания к отчетам.

Приказом № 302 утверждена типовая форма № 5 "Примечания к годовой финансовой отчетности", которая является обязательной для представления предприятиями, которые отчитываются по формам №№ 1-4. Кроме формы № 5 необходимо также подавать информацию (произвольно изложенную), определенную п.2, а для предприятий, которые делают достоянием гласности отчетность согласно действующему законодательству, обязателен для выполнения еще и п.3 вышеупомянутого приказа (речь идет об информации, предусмотренной для раскрытия в примечаниях всеми утвержденными П(С)БУ).

Примечания по форме № 5, состоящие из 10 разделов-таблиц, довольно громоздки и фактически детализируют статьи Баланса и Отчета о финансовых результатах. Для более четкого понимания таблиц-примечаний советуем воспользоваться Методическими рекомендациями.

Татьяна Абрамцова


Нормативная база

1. Закон о бухучете - Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХІ;

2. П(С)БУ 3 - П(С)БУ 3 "Отчет о финансовых результатах", утверждено приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87;

3. П(С)БУ 4 - П(С)БУ 4 "Отчет о движении денежных средств", утверждено приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87;

4. П(С)БУ 5 - П(С)БУ 5 "Отчет о собственном капитале", утверждено приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87;

5. Приказ № 302 - Приказ Минфина Украины от 29.11.2000 г. № 302 "О примечаниях к годовой финансовой отчетности";

6. Методические рекомендации - "Методические рекомендации по проверке сравнимости показателей форм годовой финансовой отчетности предприятия", приведенные в письме Минфина Украины от 09.01.2001 г. № 053-41

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также