Конспект урока Первое путешествие в музыкальный театр . Опера.doc
1
Открытый урок по предмету музыка.
Класс: 5 класс
Предмет: музыка.
Теме урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного
спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского
Корсакова «Садко»
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе
литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и
инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы
Н.А.Римского Корсакова "Садко".
закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в
создании произведений искусства;
проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;
Развивающая:
развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
развивать самостоятельное творческое мышление;
формировать художественно – эстетический вкус;
активизировать фантазию и воображение.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,
развивать интерес к вокальному искусству.
пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка"
для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари,
раздаточный материал со словами песен "Высота, высота, поднебесная ", "Колыбельная
Волховы", таблицы для характеристики главных героев оперы, отрывки либретто оперы. 2
Методы обучения:
Метод моделирования художественнотворческого процесса;
Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Ход урока
1 этап. Добрый день! Меня зовут Елена Алексеевна..
Я рада приветствовать сегодня вас ребята и наших гостей на уроке.
Цель нашего урока: Сформировать представление об особенностях построения
спектакля и взаимосвязи музыки и литературы.
2. Этап .
Кто из вас бывал в театре?
Какие видели спектакли?
Назовите такие спектакли?
(Ответы учащихся)
Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет
главную, ведущую роль.
Наш спектакль связан с вокальными жанрами, какие вокальные жанры вы знаете?
Ответы учащихся.
Чтоб определить тему нашего урока , вам нужно немного потрудиться .У вас на
партах лежит кроссворд, правильно разгадав его, вы узнаете, о каком спектакле
пойдет речь. 3
(Решают кроссворд)
Ответы учащихся. Самостоятельно определяют тему урока, проверяют свой
кроссворд,. Определение темы урока.
3. Этап усвоения новых знаний. ( мин.)
Презентация что такое опера
«Знакомство новым понятие Лебретто»
Либр ттоее
(от итал. libretto «книжечка», libro «книга») — литературная
основа большого вокального (и не только) сочинения, например, оперы,
балета, мюзикла; краткое содержание сюжета спектакля.
Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми
зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные.
С одной из них мы сегодня с вами и познакомимся. Это операбылина «Садко».
Презентация о Садко
Включить отрывок музыкальный
(После окончания презентации спросить .)
Чем прославился этот Новгородский музыкант?
На каком инструменте он играл?
Молодцы, вы знаете былину.
Главная роль в создании оперы принадлежит композитору, на нашем уроке
мы познакомимся с великим сказочником. Его зовут Н.А. Римский –
Корсаков .
Назовите какие произведения РимскогоКорсакова вы знаете
«Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Шехеразада».
Композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал
ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера.
Презентация Римского Корсакова 4
как вы думаете, легко ли было композитору сочинить оперу?
4 этап. Работа в группах
Давайте попробуем себя в роли композитора. (……..).
Каждой группе будет предложен небольшой отрывок из либретто оперы
«Садко», ваша задача охарактеризовать музыку к предложенному отрывку.
Все, что вам может понадобиться находится у вас на столах. Если возникнут
трудности, обратитесь к справочным листам. Я думаю, у вас все получится!
Разбор самостоятельной работы и слушание отрывков из оперы.
На какие слова в тексте вы обратили внимание при выборе средств
музыкальной выразительности?
Как вы считаете, легко ли быть композитором?
Оценивание самостоятельной работы учащихся.
Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, я в вас не сомневалась.
6. Этап закрепления знаний (56 мин.).
У вас на партах лежат программки к оперному спектаклю.
Откройте ваши программки.
В ней вы найдете проверочные задания по теме сегодняшнего урока. Вам нужно
ответить на вопросы, я думаю, это будет не сложно.
Самостоятельная работа учащихся по проверки усвоения нового материала.
(3 мин.)
( называю критерии оценки)
Работа по самостоятельному оцениванию ответов. Объявление результатов.
8 этап. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.) 5
Оценивание работы групп.
Покажите, какие нотки вы набрали, каких больше?
Что вы узнали нового?
в чем испытывали трудности?
Ребята, вам понравился спектакль?
Тогда я хочу вам напомнить, что в Самарском театре оперы и балета 17
декабря состоится премьера спектакля Римского Корсакова « Снегурочка»
начало в 18630 цена билета от 100 до 1400 рублей
Урок окончен, до свидание. 6
Первое путешествие в музыкальный театр
Первое путешествие в музыкальный театр
Первое путешествие в музыкальный театр
Первое путешествие в музыкальный театр
Первое путешествие в музыкальный театр
Первое путешествие в музыкальный театр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.