Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 76.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Первый день Лены в гимназии (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 8)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Краткий пересказ.
– Расскажите кратко о предшествующих событиях.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
Беседа по тексту.
– Что предупреждало нас, что неприятности будут продолжаться?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1– Вокруг Лены много плохих и хороших людей. Кем пополнился этот список?
– Вы обратили внимание на возраст девочки? (Ей 9 лет.)
– О чём вам было особенно интересно читать?
Работа с текстом во время чтения.
1) Комментированное чтение.
– Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, грубой,
драчливой и непослушной (какие конкретные поступки Лены)?
– О чём можно догадаться, узнав, что генеральша не будет возражать против
частых наказаний?
– В чём уверена Матильда Францевна, судя по её торжествующему взгляду?
– Что в портрете дамы, начальницы гимназии, подсказывает нам, что она не
похожа на Матильду Францевну и генеральшу?
– Почему Лена называет гувернантку «злая Бавария»?
– Кто такая «маленькая горбунья»?
– В чём так нуждалась Лена в этот момент жизни и что пообещала ей Анна
Владимировна?
– Почему начальница гимназии не стала провожать Лену?
– Чем, с вашей точки зрения, необычен класс, в который попала Лена? О чём
хочется спросить?
– Что можно сказать о девочках младшего класса?
– Что им уже известно о Лене?
– Как учитель сумел помочь девочке?
– На какой урок мы попали?
– Можно ли Василия Васильевича назвать справедливым учителем? Каким ещё?
– Что разозлило Жюли?
2) Выразительное чтение самого волнующего фрагмента главы (по выбору
учащихся).
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
2Работа с текстом после чтения.
1) Введение понятия «повествование от первого лица» – задание 5 учебника (с.
30).
Стилистический эксперимент – устное или письменное изложение текста от
3го лица (с. 13, абзац со слов «Ах, как мне было стыдно!» – см. задание III.2 в
тетради).
Примерный вариант текста:
Лене было стыдно и хотелось заплакать. Но не от сознания своей
виновности – она не чувствовала никакой вины за собой, – а только потому,
что её оклеветали перед милой ласковой начальницею гимназии, так живо
напоминавшей ей её мамочку.
– Что потерял текст в таком переложении?
– Где ещё мы встречались с повествованием от 1го лица?
– Что же сближает «Записки…» Л. Чарской и автобиографическую прозу?
2) Творческие пересказы.
– Текст повести даёт достаточно полное представление об эпохе начала XIX
века. О чём можно рассказать, опираясь на текст? (Ученики сами формулируют
темы будущих пересказов: «Дорога в Петербург», «Женская гимназия», «В доме
статского советника» и др.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника (с. 29–30).
© ООО «Баласс», 2014
3задание.
© ООО «Баласс», 2014
4