Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Песня - верный спутник человека
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Цель урока: формировать познавательный интерес к истории возникновения песни - основного источника музыки.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
Песня верный спутник человека.
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Цель урока: формировать познавательный интерес к истории возникновения
песни основного источника музыки.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит песня Е. Крылатова, на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Как волшебный клубок из сказки песни – на всем моем пути…
Идите по следу до самой последней, коль захотите меня найти!»
(М. Джалиль)
Сообщение темы урока.
Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый
первый музыкальный жанр, который родился почти одновременно с первыми
музыкальными звуками.
Работа по теме урока.
1. Как появилась песня.
Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев,
напевали тихим, нежным голосом следующее: «Ааа! ааа», такое мы
слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев самая
настоящая колыбельная с её размеренным ритмом и убаюкивающими
интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.Колыбельная первая представительница вокального жанра, да и
музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов.
Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.)
Видите, как интересно получается. Человек и человекомто ещё не стал, а
первый музыкальный жанр уже появился.
2. Песня и деятельность человека.
Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является
верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в
колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать
и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне
Василия Ивановича ЛебедеваКумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет
свои песни, если попытаться собрать воедино все когдалибо рождённые
песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.
Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на
стр. 52 ваших учебников.
«Я рано узнал прелесть песни, вспоминает писатель Юрий Нагибин в своей
«Книге детства». Мне пела мама.
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары...
Звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала пыль с вещей,
отдавая солнцу их лакированные глади. А я был во власти бульваров, полных
светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой.
И может всё случиться!
Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце
обмирало и замыкалось в своей тайне: чтото случится в моей жизни,непременно случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать
не смел».
Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с
душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут
увести в прекрасный мир фантазии.)
Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё
силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что
отличает его от всех других живых существ.
Сента Экзюпери «Маленький принц»3. Вокальнохоровая работа.
Вера Север. Иллюстрация к сказке Антуана де
Учитель играет несколько тактов мелодии песни «Маленький принц» М.
Таривердиева. Учащиеся называют произведение.
Скажите, о чём эта песня и чей образ здесь присутствует? (Это песня мечта
о высоких стремлениях. Образ Маленького принца возник из одноименной
сказочной повести Антуана де СентЭкзюпери.)
О чём говорится в сказке? Кто такой маленький принц? (Маленький принц
мальчик с очень далёкой планеты, который очень любил путешествовать.
Однажды он попал и на нашу планету. Его путешествия принесли ему знания
главных истин на свете: что такое любовь и дружба, что такое
ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное
богатство жизни, а вовсе не деньги и власть. Он очень удивился, что такое
понимание жизни недоступно очень многим людям, которых повстречал насвоём пути маленький принц: Королю который был горд своим величием,
Звездочёту который только и делал, что считал своё богатство, Пьянице
который искал своё счастье в вине, и только Лётчику, встретившему
Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти
пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький,
затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас,
узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали
воплощением высокой сказочной мечты.)
Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на
лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как самых низких, так и самых
высоких звуков. (Хоровое исполнение песни).
4. Песни о главном.
А сейчас мы обратимся к ещё одному воспоминанию о песне оно из повести
«Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева. Автор описывает, как
ещё мальчиком он с бабушкой ходил на рассвете за земляникой и как
встретило их то далёкое туманное утро.
«Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и побрели по нему, как
по мягкой, податливой воде, выбредали из него медленно и бесшумно. Вот он
уже по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу изза дальних увалов
плеснулось яркое и празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на
камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят и в каждой
травинке.
Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела
звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была
начеку: «Титьтитьтитиррии...»
Что это, баба? спросил я шёпотом.
Это зорькина песня.
Как?
Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.
И правда, на голос зорьки (так в наших краях называют зорянку) ответило
сразу несколько голосов и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берёз отовсюду
сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единыйхор птичьи голоса. Их было много, и были они один звонче другого, и всетаки
зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась громче, яснее других.
Зорька улавливала какието мимолётные, почти незаметные паузы и вставляла
туда свою сыпкую, неудержимо радостную песню.
Зорька поёт! Зорька поёт! закричал я и запрыгал неизвестно отчего.
Зорька поёт, значит, утро идёт, сказала бабушка, и мы поспешили навстречу
этому утру и солнцу, медленно поднимающемуся изза увалов. Нас провожали
и встречали птичьи голоса: нам низко кланялись обомлевшие от росы и
притихшие от песен сосенки и ели, рябины и берёзы.
В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я
наклонился, взял пальцами чуть шершавую, ещё только с одного бока
опалённую ягодку и осторожно опустил ее в бокал. Руки мои запахли лесом,
травой и этой яркой зарею, разметавшей ел по всему небу.
А птицы все так же громко и многоголосо славили утро и солнце, и зорькина
песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала,
звучала, звучала... Да и по сей день неумолчно звучит».
Беседа о прочитанном.
О чем она, эта зорькина песня? Почему она звучит в душе автора вечно, не
умолкая? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме,
бабушке, о самом сокровенном и близком.)Вениамин Ефимович Баснер (19251996),
советский и российский композитор, народный артист РСФСР (1982)Сколько
таких песен добрых, тихих и светлых – написано об ушедших днях детства, о
первых рассветах, первых дорогах. У каждого человека звучит в душе песня,
близкая только ему. Вы можете рассказать о своей любимой
песне? (Заслушиваются ответы учащихся).
А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен,
которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне
написал В. Баснер, слова М. Матусовский. (Слушание песни).
Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня,
вызывает чувство гордости, любви.)
А что для вас Родина? (Для меня мамины руки, голос, родной двор, дом,
родители и т. д.)
Итог урока.
Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном
небольшом произведении. Хорошая песня целый мир: иногда она трогает
душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Может быть, это
происходит оттого, что в песне чувства и стремления человека находят своё
прямое, непосредственное выражение. Песня поддерживает человека в его
радостях и невзгодах, вдохновляет во всех начинаниях, утешает в трудную
минуту.Вопросы и задания:
Что вы узнали о песне?
Вспомни известные тебе русские народные песни. О чем в них поётся? Как в
музыке передаётся их содержание?
Сравни два приведённых фрагмента из воспоминаний Ю. Нагибина и В.
Астафьева. О каких песнях они писали? Можно ли сказать, что между этими
песнями есть чтото общее?
Дневник музыкальных наблюдений, стр. 1112.
Источник