Песня - верный спутник человека

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Песня - верный спутник человека Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе Цель урока: формировать познавательный интерес к истории возникновения песни - основного источника музыки.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему                                 Песня ­ верный спутник человека. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цель урока: формировать познавательный интерес к истории возникновения  песни ­ основного источника музыки. Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент. Звучит песня Е. Крылатова, на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Как волшебный клубок из сказки песни – на всем моем пути… Идите по следу до самой последней, коль захотите меня найти!»                                                                                     (М. Джалиль) Сообщение темы урока. ­ Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый  первый музыкальный жанр, который родился почти одновременно с первыми  музыкальными звуками. Работа по теме урока. 1. Как появилась песня. ­ Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев,  напевали тихим, нежным голосом следующее: «А­а­а! а­а­а», такое мы  слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев ­ самая  настоящая колыбельная с её размеренным ритмом и убаюкивающими  интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.Колыбельная ­ первая представительница вокального жанра, да и  музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов.  Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.) Видите, как интересно получается. Человек и человеком­то ещё не стал, а  первый музыкальный жанр уже появился. 2. Песня и деятельность человека. ­ Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в  колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне  Василия Ивановича Лебедева­Кумача: Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг и зовёт, и ведёт И тот, кто с песней пo жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадёт.  Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет  свои песни, если попытаться собрать воедино все когда­либо рождённые  песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека? Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на  стр. 52 ваших учебников. «Я рано узнал прелесть песни,­ вспоминает писатель Юрий Нагибин в своей  «Книге детства». ­ Мне пела мама. Шумом полны бульвары, Ходят, смеются пары... ­ Звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала пыль с вещей,  отдавая солнцу их лакированные глади. А я был во власти бульваров, полных  светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой. И может всё случиться! Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце  обмирало и замыкалось в своей тайне: что­то случится в моей жизни,непременно случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать не смел». ­ Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с  душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.) Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё  силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что  отличает его от всех других живых существ. Сента Экзюпери «Маленький принц»3. Вокально­хоровая работа. Вера Север. Иллюстрация к сказке Антуана де  Учитель играет несколько тактов мелодии песни «Маленький принц» М.  Таривердиева. Учащиеся называют произведение. ­ Скажите, о чём эта песня и чей образ здесь присутствует? (Это песня ­ мечта о высоких стремлениях. Образ Маленького принца возник из одноименной  сказочной повести Антуана де Сент­Экзюпери.) О чём говорится в сказке? Кто такой маленький принц? (Маленький принц ­  мальчик с очень далёкой планеты, который очень любил путешествовать.  Однажды он попал и на нашу планету. Его путешествия принесли ему знания  главных истин на свете: что такое любовь и дружба, что такое  ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное  богатство жизни, а вовсе не деньги и власть. Он очень удивился, что такое  понимание жизни недоступно очень многим людям, которых повстречал насвоём пути маленький принц: Королю ­ который был горд своим величием,  Звездочёту ­ который только и делал, что считал своё богатство, Пьянице ­  который искал своё счастье в вине, и только Лётчику, встретившему  Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти  пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький,  затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас,  узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали  воплощением высокой сказочной мечты.) Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на  лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как самых низких, так и самых  высоких звуков. (Хоровое исполнение песни). 4. Песни о главном. ­ А сейчас мы обратимся к ещё одному воспоминанию о песне ­ оно из повести «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева. Автор описывает, как  ещё мальчиком он с бабушкой ходил на рассвете за земляникой и как  встретило их то далёкое туманное утро. «Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и побрели по нему, как по мягкой, податливой воде, выбредали из него медленно и бесшумно. Вот он  уже по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из­за дальних увалов  плеснулось яркое и празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на  камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят и в каждой  травинке. Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела  звонким, чистым ­ голосом, как будто она и не спала, будто все время была  начеку: «Тить­тить­ти­ти­рри­и...» ­ Что это, баба?­ спросил я шёпотом. ­ Это зорькина песня. ­ Как? ­ Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает. И правда, на голос зорьки (так в наших краях называют зорянку) ответило  сразу несколько голосов­ и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берёз ­ отовсюду  сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единыйхор птичьи голоса. Их было много, и были они один звонче другого, и все­таки зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась громче, яснее других. Зорька улавливала какие­то мимолётные, почти незаметные паузы и вставляла туда свою сыпкую, неудержимо радостную песню. ­ Зорька поёт! Зорька поёт! ­ закричал я и запрыгал неизвестно отчего. ­ Зорька поёт, значит, утро идёт,­ сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу, медленно поднимающемуся из­за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса: нам низко кланялись обомлевшие от росы и  притихшие от песен сосенки и ели, рябины и берёзы. В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я  наклонился, взял пальцами чуть шершавую, ещё только с одного бока  опалённую ягодку и осторожно опустил ее в бокал. Руки мои запахли лесом,  травой и этой яркой зарею, разметавшей ел по всему небу. А птицы все так же громко и многоголосо славили утро и солнце, и зорькина  песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала,  звучала, звучала... Да и по сей день неумолчно звучит». Беседа о прочитанном. О чем она, эта зорькина песня? Почему она звучит в душе автора вечно, не  умолкая? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме,  бабушке, о самом сокровенном и близком.)Вениамин Ефимович Баснер (1925­1996),  советский и российский композитор, народный артист РСФСР (1982)Сколько  таких песен ­ добрых, тихих и светлых – написано об ушедших днях детства, о первых рассветах, первых дорогах. У каждого человека звучит в душе песня,  близкая только ему. Вы можете рассказать о своей любимой  песне? (Заслушиваются ответы учащихся). ­ А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен,  которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне  написал В. Баснер, слова М. Матусовский. (Слушание песни). ­ Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня,  вызывает чувство гордости, любви.) ­ А что для вас Родина? (Для меня ­ мамины руки, голос, родной двор, дом,  родители и т. д.) Итог урока. Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном  небольшом произведении. Хорошая песня ­ целый мир: иногда она трогает  душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Может быть, это  происходит оттого, что в песне чувства и стремления человека находят своё  прямое, непосредственное выражение. Песня поддерживает человека в его  радостях и невзгодах, вдохновляет во всех начинаниях, утешает в трудную  минуту.Вопросы и задания: Что вы узнали о песне? Вспомни известные тебе русские народные песни. О чем в них поётся? Как в  музыке передаётся их содержание? Сравни два приведённых фрагмента из воспоминаний Ю. Нагибина и В.  Астафьева. О каких песнях они писали? Можно ли сказать, что между этими  песнями есть что­то общее? Дневник музыкальных наблюдений, стр. 11­12. Источник