Песочная
терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о
своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них,
преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая,
естественная и любимая деятельность. Где же ребенку найти пространство, чтобы
выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют
выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной
психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них
форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты —
предоставляет песочница. Песочница является маленькой моделью окружающего мира,
местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние сценарии и конфликты
маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со
стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач.
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным,
естественным материалом детской игры. Этот удивительный и таинственный материал
издревле притягивает к себе человечество. И дети, и взрослые могут часами
возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он
пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий
или тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же
время он такой непостоянный — фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все
эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и
фантазии, как отмечают специалисты, можно успешно использовать в
психокоррекционных и терапевтических целях. Игры с песком для детей дошкольного
возраста направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и
излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания,
развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с
развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,
учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для
развития речи, произвольного внимания и памяти. Игра спеском— это естественная
идоступная для каждого ребенка форма взаимодействия ипреобразования мира. Что
же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Зачастую маленький ребенок
не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь
приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью
игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от
напряжения. А самое главное — ребенок приобретает собственный бесценный опыт
символического разрешения множества жизненных ситуаций. Песочная игротерапия
способствует решению целого ряда задач: ‒ реализация в работе с детьми
индивидуальных возможностей, резервов развития; ‒ учет и развитие
индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей,
чувств, отношений и прочих субъективных переживаний; ‒ создание
благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата,
который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей
со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации
успеха в значимой творческой деятельности; ‒ профилактика и выявление
различных психологических причин нарушений развития ребенка; ‒
гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения,
создание условий для самопознания и творческого самовыражения; ‒
формировать навыки общения, контроля своего поведения, эффективного
взаимодействия и развитие навыков рефлексии; ‒ содействовать развитию
творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения; ‒
создание ситуаций эмоционально наполненного общения с детьми, имеющими тяжелые
нарушения речи, неговорящими детьми. Перенос традиционных педагогических
занятий впесочницу дает больший воспитательный иобразовательный эффект:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно
развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного
интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно
развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память,
мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется развитие
предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию
сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и
вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в
работе с «особыми» детьми. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное
состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с
развитием тактильно — кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно
научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою
очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Практика
показывает, что использование песочной терапии дает следующие положительные
результаты: удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и
взрослыми; песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения
положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции
ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных
процессов и творческих способностей детей; вызывает положительные эмоции
(радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и
уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); совершенствует
гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в
безобидной форме. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности
ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и
обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории,
взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и
жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.