Песочная терапия для детей дошкольного возраста

  • docx
  • 19.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры с песком.docx

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты — предоставляет песочница. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние сценарии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным, естественным материалом детской игры. Этот удивительный и таинственный материал издревле притягивает к себе человечество. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный — фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как отмечают специалисты, можно успешно использовать в психокоррекционных и терапевтических целях. Игры с песком для детей дошкольного возраста направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Игра спеском— это естественная идоступная для каждого ребенка форма взаимодействия ипреобразования мира. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Зачастую маленький ребенок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Песочная игротерапия способствует решению целого ряда задач: ‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития; ‒ учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений и прочих субъективных переживаний; ‒ создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности; ‒ профилактика и выявление различных психологических причин нарушений развития ребенка; ‒ гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения; ‒ формировать навыки общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии; ‒ содействовать развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения; ‒ создание ситуаций эмоционально наполненного общения с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, неговорящими детьми. Перенос традиционных педагогических занятий впесочницу дает больший воспитательный иобразовательный эффект: Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно — кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Практика показывает, что использование песочной терапии дает следующие положительные результаты: удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка; оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.