Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
МАДОУ «Детский сад №7»
Протокол №___
«___»________20______г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «Детский сад №7»
______________Т.Е.Слабухина
«_____»_________2016 г.
Приказ №__________
(для детей 3 – 7 лет)
Срок реализации: 4 года
Автор:
педагогпсихолог
Гончарова Г.С.
ЗАТО Северск
2016г.
СодержаниеПояснительная записка
Актуальность
Цель
Задачи
Структура занятия
Пакет диагностического инструментария
Рекомендации по проведению занятий
Принципы реализации программы
Теоретическая обоснованность
Практическая значимость
Новизна и ценность программы
Ожидаемые результаты
Ресурсное обеспечение
Тематический план занятий
Список литературы
Прриложения
3
3
4
4
4
5
6
6
7
8
8
8
9
10
14«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение
какоголибо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема
разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из
внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф
Пояснительная записка
В последние годы внимание физиологов, психологов, и медицинских
работников привлекает проблема,
с напряжением и
перенапряжением физиологических систем организма человека в условиях
воздействия психогенных (эмоциогенных) факторов. Недостаток тепла,
ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и
сверстников приводит к эмоциональной лабильности и формированию у
ребенка чувства тревожности, незащищенности и неуверенности в себе.
связанная
Актуальность:
По данным Института возрастной физиологии РАО на сегодняшний день
в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют всего 6 8%;
18 20% детей 6 7 лет имеют пограничные нарушения психического
здоровья: СДВГ, задержку психического развития, речевые нарушения и т.д.
С такими же проблемами столкнулось и наше дошкольное учреждение. В
связи с этим возникла необходимость в создании коррекционноразвивающей
программы для развития и коррекции психических функций у детей.
Накопленный опыт убедительно доказывает, что эффективное использование
специальных психологопедагогических здоровьесберегающих технологий
дают положительные результаты в укреплении и сохранении здоровья детей
[1]. В настоящее время различные педагогические системы придают большое
значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой
песочной терапии.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с
давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом
Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования
была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром
Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была
разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Игра с
песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,
страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая
взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая
картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
А самое главное он приобретает бесценный опыт символического
разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всезаканчивается
хорошо.
Разработка коррекционноразвивающей программы «Песочные фантазии»
обусловлена:
1. Нормативноправовой базой:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273 от 29.12.2012г.;
«Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам
дошкольного образования» принятым
приказом №1014 от
30.08.2013г. Министерством образования и науки Российской
Федерации;
Приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
Письмом Рособрнадзора от 10.09.2013 N 0150377/11555 «О
соблюдении прав граждан при предоставлении платных
дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных
организациях,
расположенных на территории субъектов
Российской Федерации и о нарушениях законодательства
Российской Федерации об образовании в части обеспечения
государственных прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования».
2. Социальным заказом родителей.
3. Желанием самих детей.
Для обучения детей технике рисования песком используются
разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И.
Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, Н.Ф.Бережной, А. Викторовой, Т.М.Грабенко
Н.К.Винокуровой, С.Ю.Кондратьева, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В.
Тарасовой.
Цель программы: укрепление психического здоровья ребёнка посредством
развития эмоциональноличностной сферы и познавательной активности с
использованием песочной игротерапии.
Задачи программы:
1. Укреплять психическое здоровье детей;
2. Развивать эмоциональноличностную сферу, творческое воображение,
зрительнопространственную ориентировку, тактильнокинестетическую
чувствительность, мелкую моторику рук;3. Формировать познавательную активность воспитанников, расширять
коммуникативные навыки;
4. Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации
эмоционального состояния;
Исходя из поставленных задач, работу кружка построили таким образом, что
один вид деятельности плавно сменяется другим и состоит из 4 частей:
Структура коррекционноразвивающего занятия
Часть 1.
Вводная
Часть 2.
Разминка
Часть 3.
Основной этап
настройка на продуктивную групповую
Основная задача – настроить детей на совместную
работу, создать положительный эмоциональный фон.
Коллективные упражнения, направленные на сплочение и
сокращение эмоциональной дистанции между
участниками группы, ритуал приветствия.
Задача:
деятельность.
Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы
самомассажа,
малоподвижные игры в кругу,
танцевальные движения.
способностей,
Задача:
познавательной активности, межличностного доверия и
группового сотрудничества.
На этом этапе используются изобразительные
упражнения и изотехники, направленные на развитие
эмоциональной сферы.
Подведение итогов совместной деятельности.
Рефлексия.
творческих
развитие
Часть 4.
Заключительный
этап
Организационные условия. Во время коррекционноразвивающей совместной
деятельности с детьми, работа может проводиться в трех вариантах: участники
работают за столами, либо в кругу на стульчиках. Занятия проводятся раз в
неделю в игровой форме с участием сказочных персонажей во второй
половине дня.
комплексная, коррекционноразвивающая групповая
Форма работы:
совместная деятельность детей с использованием здоровьесберегающих
технологий.
социально
Связь с другими образовательными областями:
коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно
эстетическое и физическое развитие.
Пакет диагностического инструментария для проведения мониторинга:
диагностика психолого – педагогического обследования детей по
методике Е.А. Стребелевой. (Диагностика проводится в начале и в конце
учебного года в мае месяце (после окончания курса программы); стандартизированное наблюдение за поведением и эмоциональным
состоянием детей дошкольного возраста (журнал наблюдения);
методика Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) «Шкала тревожности».
Психологопедагогическая диагностика детей второй младшей и средних
групп проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае) по
методике Е.А. Стребелевой.
Психологопедагогическая диагностика детей старшего дошкольного
возраста проводится 2 раза в год по следующим тестам:
Эмоциональное
состояние ребенка
Методика «Эмоциональный термометр»: детям
предлагается оценить свое эмоциональное состояние в
различных ситуациях. Например Как ты себя
чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя
чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п.
Определение
индивидуальных
особенностей
личности ребенка
Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается
нарисовать человека. Методика позволяет определить
индивидуальные особенности ребенка, уровень
самооценки, интеллектуальные, творческие способности.
Способность
контролировать
собственное
поведение
Методика « Рене Жиля»: детям предлагается
рассмотреть картинки и определить, где он находится и
что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в
системе межличностных взаимоотношений
Память
Внимание
Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют
10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.
Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается
внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный
значок.
Развитие мелкой
моторики
Методика «Домик»: позволяет определить уровень
развития мелкой моторики, концентрации внимания
Рекомендации по проведению занятий: вся коррекционноразвивающая
работа проводится в эмоциональной, непринуждённой форме. Активно
используется музыкальное сопровождение, в содержание совместной
деятельности встраиваются сказочные персонажи, театральные куклы
Сроки реализации программы и возраст детей:
программа рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте с 3 до 7 лет
на 4 года. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по
май, один раз в неделю во второй половине дня.Продолжительность занятия 20 – 30 минут в зависимости от возрастной
группы.
В настоящее время социальный заказ общества на образование
отличается от предыдущего. В основу современных федеральных
государственных образовательных стандартов заложены психологические
учения и принципы Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.
Поэтому, в совместной работе с детьми необходимо использовать принципы,
лежащие в основе государственных стандартов.
Принципы реализации программы:
принцип учета возрастных психологических и индивидуальных
особенностей развития предусматривает в работе с детьми учёт
знаний анатомофизиологических, психических, возрастных и
индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода
определяет отношение к содержанию и построению обучения с
учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в
которой не только «вызревают» психологические новообразования, но
и создаются условия для закрепления в типичных видах детской
деятельности определенных умений и навыков;
принцип взаимодействия и партнёрства. В модели взаимодействия
маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива в
общении с ребенком. Задачей психолога является предоставление
родителю необходимой информации о возрастных особенностях
ребенка, обучение некоторым навыкам и приёмам взаимодействия с
малышом. Таким образом, психолог и родитель находятся на одном
уровне партнерских отношений, что позволяет эффективно решать
поставленные задачи развития ребенка;
принцип системного подхода. Развитие ребенка это процесс, в
котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все
компоненты. В раннем возрасте значение эмоциональных отношений
матери и ребёнка огромно. Поэтому в программе «Радушка»
большое значение уделяется гармонизации детскородительских
отношений, как основы гармоничного развития малыша, его
познавательной активности, самостоятельности, любознательности;
Всю продуктивную деятельность с ребятами осуществляем в
эмоциональной, игровой форме с участием сказочных персонажей в трех
вариантах: участники работают стоя за световыми столами, в кругу на
стульчиках, либо лёжа на ковре проводят двигательные упражнения.
Постоянная смена двигательной активности и форм организации
образовательного пространства позволяет активизировать все каналы
восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).изучением проблем,
Теоретическая обоснованность:
касающихся
неуверенности, тревожности, эмоциональной лабильности ребенка занимались
такие выдающиеся отечественные психологи, как Р.М. Загайков, В.В.
Давыдов, Н.Д. Левитов, Д. Ковач, О.Т. Смолева, Т.А. Репина, О.А.
Черникова, А.А. Теньков и пр. Проблема неуверенности также раскрыта в
исследованиях зарубежных специалистов: К. Калеро, А. Басс, Ж. Пиаже, Дж.
Нинберг, Д. Филипс, П. Пилконис. Ученые связывают неуверенность с
различными сторонами личности. На связь с волевой стороной личности
указывают С.Л. Рубинштейн, Т.И. Иванов и В.Н. Мясищев. А Т.А. Рудик. А.В.
Запорожец отмечает в своих исследованиях взаимосвязь тревожности,
эмоциональной лабильности ребенка с интеллектуальными качествами.
Большая группа ученыхпсихологов (Р.И. Иващенко, Е.М. Савонько, Е.А.
Серебрякова, Л.С. Славина, К. Хорни, Ф. Хоппе и др.) рассматривают
проблему неуверенности в связи со сферой самосознания личности. Т.О.
Смолева и Г.М.
Красневская подчеркивают, что у детей комплекс
неуверенности возникает в дошкольном возрасте под влиянием различных
условий воспитания, оказывает влияние на направленность личности и
отражается на взаимоотношениях с другими людьми, делая их
проблематичными. Неоспоримые доказательства возможностей пескотерапии
в коррекции поведения раскрываются в работах М.А. Поваляева, М.И.
Чистякова, Е.А. Пожиленко, Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева, Т.М. Грабенко,
которые отмечают положительную динамику в развитии эмоциональной
сферы при использовании игр с песком у детей.
Практическая значимость: данная программа адресована педагогам
музыкальным
психологам, дефектологам, воспитателям, родителям,
руководителям ДОУ. Отдельные занятия с успехом могут использоваться в
работе детского сада для детей с задержкой психического развития и
аутизмом.
Новизна и ценность программы заключается в том, что создает
предпосылки к развитию у детей познавательного, творческого и
исследовательского характеров, формирует пространственные представления,
стимулирует овладение разнообразными способами практических действий,
способствует появлению созидательного отношения к окружающему.
Разработанная программа отвечает требованиям системы образования ФГОС
в том, что процесс воспитания и развития ребенка проходит в условиях,
наиболее для него комфортных, создающих благоприятную атмосферу для
раскрытия его потенциальных возможностей. Программа построена с учетом
того, чтобы затронуть как можно больше сфер психического, физического и
социального опыта ребенка. В процессе занятий также используется
функциональная музыка,
способствующая созданию позитивного
эмоционального фона, выражению чувств и развитию воображения.Ожидаемые результаты реализации коррекционноразвивающей
программы:
укрепление психического здоровья детей;
снижение тревожности,
мышечной напряжённости,
негативных
проявлений;
стремление к самостоятельности;
развитие познавательной активности;
эмоциональная стабильность;
формирование коммуникативных способностей и приобретение навыков
работы в коллективе.
Большое значение в коррекционноразвивающей работе с детьми
дошкольного возраста имеет ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение
предполагает специфический, многоуровневый вид профессиональной
деятельности,
и
институциональных ресурсов необходимых для реализации и эффективности
педагогического процесса.
предполагающий
активизацию
личностных
коррекционноразвивающей
Таблица 1 Ресурсное обеспечение
программы «Песочные фантазии»
Кадровое
обеспечение
Техническое
обеспечение
педагогпсихолог
магнитофон, подборка фонограмм к упражнениям
на снятие эмоционального напряжения (звуки
природы), для проведения пальчиковых игр,
кинезиологических упражнений и игр в кругу,
Информационное
обеспечение
цифровой фотоаппарат, ноутбук.
информационный стенд для родителей,
оформление стенгазеты с фотографиями;
информация о работе кружка на сайте МАДОУ.Методическое
обеспечение
Материал,
используемый на
занятиях
От рождения до школы. Основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.
Васильевой, Т.С.Комаровой. М.: МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2015;
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.:
АКАДЕМИЯ, 1999.
Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми:
Руководство для детских психологов, педагогов,
врачей. Спб.: Издво «Речь», 2008 г.
Бабич О.М, Методы саморегуляции и
психологической разгрузки. Воронеж: Издательско
полиграфический центр ВГУ, 2008.
Нечипорук Е. Диагностическая работа в детском
саду. Ростовнадону: Феникс, 2005.
массажные мячики, формочки для вырезания фигурок
из песка;
сказочные персонажи, театральные реквизиты для
оформления;
«Коллекция» миниатюрных фигурок и различный
природный материал;
кубики разного материала (дерево, железо,
пластмасса)
салфетки влажные для вытирания рук
Данное в таблице ресурсное обеспечение указано в паспорте кабинета
педагогапсихолога и позволяет в полной мере реализовать
запланированные мероприятия.
Таблица 2. Тематический план занятий по программе «Песочная
фантазия» с использованием элементов здоровьесберегающих
технологий.
Месяц
Наименование темы
№
Количество
п/п
часовСентябрь
1
2
3
4
Октябрь
1
2
3
ватными
снятие
Тема:
«Познакомимся с песком».
Рисование пальчиками. Знакомство с
правилами работы с песком.
Задачи:
эмоционального
напряжения посредством использования
арттерапевтических технологий.
Тема: «Осень в гости к нам пришла».
Закрепление правил работы с песком.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством
кинезиологических
упражнений.
Тема: «Листопад». Закрепление правил
работы с песком.
Задачи: отработка навыков взаимодействия
с педагогом через совместное выполнение
задания.
Тема: «Узоры на стекле». Рисование
пальчиками,
палочками.
Закрепление основных цветов и правил
работы с песком.
Задачи:
работа в парах, позволяющая
формировать навыки совместных действий
Тема:
Рисование
пальчиками,
ветками сосны и ели.
Закрепление правил работы с песком.
Задачи: отработка навыков по снятию
мышечного напряжение посредством
элементов самомассажа.
Тема: «Сказочные птицы». Рисование с
шаблонами птиц. Закрепление правил
работы с песком.
Задачи:
эмоционального
напряжения посредством использования
арттерапевтических технологий.
Тема: «Цветы тоже бывают разными».
Закрепление правил работы с песком.
Задачи:
работа в парах, позволяющая
формировать навыки совместных действий
«Музыка леса».
снятие
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минутНоябрь
Декабрь
4
1
2
3
4
1
2
«Чудофрукты».
Тема: «Чудеса морских глубин». Игры с
песком с использованием цветной бумаги,
ракушек, мелких рыбок.
Задачи: отработка навыков взаимодействия
с педагогом через совместное выполнение
задания
Тема: «Домашние животные». Игры с
песком с использованием мелких игрушек
домашних животных. Закрепление правил
работы с песком.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством дыхательной гимнастики.
Игры с
Тема: «Веселый зоопарк».
использованием мелких игрушек животных.
Закрепление правил работы с песком.
Задачи: оказание необходимой помощи
каждому ребенку для преодоления его
неуверенности в себе, поддержку его
самооценки
положительной
через
совместное выполнение задания
Тема:
трафаретами – фрукты.
правил работы с песком.
Задачи: способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема:
Закрепление геометрических фигур.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством дыхательной гимнастики.
Тема:
Игры с
кинетическим песком. Закрепление правил
работы с песком.
Задачи: оказание необходимой помощи
каждому ребенку для преодоления его
неуверенности в себе, через совместное
выполнение задания
Тема: «Зимний лес». Игры с кинетическим
песком. Закрепление правил работы с
песком.
Задачи: работа в парах, позволяющая
формировать навыки совместных действий
Рисование с
Закрепление
«Сказочные герои».
«Геометрические
фигуры».
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут3
4
1
2
1
2
3
Январь
Февраль
Рисование
Рисование
«Зимний пейзаж».
Тема: «Морозные узоры».
пальчиками, ватными палочками.
Задачи: оказание необходимой помощи
каждому ребенку для преодоления его
неуверенности в себе, поддержку его
положительной
через
самооценки
совместное выполнение задания.
Тема: «Новогодняя ёлка». Рисование с
трафаретами – ёлки. Закрепление правил
работы с песком.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема:
пальчиками, ватными палочками.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством
кинезиологической
гимнастики.
Тема: «В стране эльфов». Игры с
кинетическим песком. Закрепление правил
работы с песком.
Задачи: работа в парах, позволяющая
формировать навыки совместных действий
Тема: «Прекрасное рядом» (позамыслу).
Игры с кинетическим песком.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема: «Разноцветная сказка». Игры с
кинетическим песком.
способствовать лучшему
Задачи:
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема: «В гостях у Песочной феи».
Рисование с использованием мелких
игрушек.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минутМарт
Апрель
4
1
2
3
4
1
2
3
«Звуки природы».
Игры с
«Кто где живет?». Игры с
Тема: «Город сновидений» (позамыслу).
Игры с кинетическим песком.
Задачи: оказание необходимой помощи
каждому ребенку для преодоления его
неуверенности в себе, через совместное
выполнение задания.
Тема: «Цветы для мамы». Рисование
пальцем на световом столе с
использованием картинок с цветами.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством
кинезиологической
гимнастики.
Тема:
кинетическим песком.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема:
кинетическим песком.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема: «Весенняя капель». Рисование
пальчиками,
палочками.
Закрепление цветов и правил работы с
песком.
Задачи:
работа в парах, позволяющая
формировать навыки совместных действий
Тема:
«Планета Земля». Игры с
кинетическим песком.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством дыхательной гимнастики.
Тема:
кинетическим песком.
Задачи:
эмоционального
снятие
напряжения посредством использования
арттерапевтических технологий.
Тема: «На другой планете». Рисование с
использованием мелких игрушек.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
«Сказочная страна». Игры с
ватными
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минутМай
4
1
2
3
4
«Дождь,
ватными
«Тайны космоса».
Тема:
Рисование
пальчиками,
палочками.
Закрепление цветов и правил работы с
песком.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством дыхательной гимнастики.
Тема: «Необитаемый остров». Игры с
кинетическим песком.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством
кинезиологической
гимнастики.
Тема:
ураган». Игры с
кинетическим песком с использованием
мелких игрушек домашних животных.
Закрепление правил работы с песком.
Задачи: снятие мышечного напряжение
посредством дыхательной гимнастики.
Тема:
кинетическим песком.
Задачи: способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
Тема: «Строим дом». Игры с песком,
мелким строителем и мелкими игрушками.
Задачи:
способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя
через работу в парах.
«В поисках клада». Игры с
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
20 30 минут
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.
368 с.
2. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса ФГОС: достижение
личностных и метапредметных результатов (психологопедагогический
аспект): лекции 58. М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2013. — 88 с.3. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Безопасность
образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение.
Сборник научных статей. — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.
4. Журналы «Дошкольная педагогика» 2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.
5. Заостровцева М. Н. Агрессивное поведение: коррекция поведения до
школьников / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. М. : Сфера, 2006.
112 с.