Садикова Евгения Ивановна
План –конспект урока математики в 6 классе по теме «Произведение целых чисел»
Аннотация к уроку
Урок по математике в 6 классе по теме «Произведение целых чисел» - это второй урок темы «Умножение и деление целых чисел» (12 уроков), также является вторым уроком темы «Произведение целых чисел». На первом уроке обучающиеся выучили понятие произведения двух целых чисел, законы умножения, на втором уроке будут изучать понятие степени числа с натуральным показателем.
Метапредметные результаты обучения на этом уроке раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;
–сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
–аргументация своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– нахождение в тексте необходимой информации;
7) различные способы поиска информации:
– использование ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия).
Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков.
Цель урока: обеспечить формирование у обучающихся знания понятия степени числа с натуральным показателем, умений применять знания при решении упражнений.
Задачи урока:
- формировать у обучающихся знание понятий квадрат числа, куб числа, степень числа с натуральным показателем, умения и навыки возведения в степень, нахождения значений числового выражения, содержащего степень;
- развивать вычислительные навыки, познавательный интерес;
- формировать основные группы компетентностей: умение высказывать собственную точку зрения, комментировать решение упражнений; давать полный обоснованный ответ;
- воспитывать активность, внимательность, настойчивость в достижении цели.
Аудитория: обучающиеся 6 класса.
Оборудование: презентация к уроку, сигнальные карточки.
Содержание урока
1.Организационный момент
Приветствие обучающихся.
Добрый день!
Сели ровно, повернулись.
Друг другу улыбнулись.
И за работу все взялись.
2. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня в работе нам поможет высказывание известного математика с мировым именем Джорджа Пойа «Математика интересна тогда, когда питает нашу изобретательность и способность рассуждать».
Вам в течение урока предоставляется возможность проявить изобретательность, применить знания и умения, то есть учиться рассуждать.
Рассказ учителя. Очень давно в Древней Греции для того чтобы умножать числа, люди использовали камешки для счета. Они рисовали многоугольники, строили их стороны из камней и подсчитывали их количество. В результате чего появились числа, которые называются квадратными и кубическими.
С помощью такого метода вычисляли площадь и объем любой фигуры, решали практические задачи, например, на нахождение объема воды в бассейне. В наше время метод древних Греков не используется, потому что он нерационален и занимает много времени. А используются понятия и способы действия, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и закрепить на уроке.
Итак, давайте вместе определим тему, цели и задачи урока.
Упражнение «Микрофон».
- что вы ожидаете от урока?
3. Актуализация опорных знаний
Вы уже достаточно долго находитесь в гостях в стране Целых чисел. Вы не только наблюдали за жителями этой страны, но и многому научились. Давайте вспомним, что же вы знаете и умеете?
Беседа по вопросам:
• Как сложить два числа с разными знаками?
• Как сложить два числа с одинаковыми знаками?
• Как выполнить вычитание целых чисел?
• Как выполнить вычитание целых чисел?
• Как найти произведение двух целых чисел?
Устная работа
Восстановите стертые записи:
а) –4 + 4 = ; д) - 6 • = 30;
б) –4 +5 = ; е) • (–6) = -24;
в) 3 - = - 2; ж) –3 + = 0;
г) –5 - = - 9; з) + 2 = 0.
4.Изучение нового материала
Подготовительная работа (по вариантам).
1)Кто быстрее и правильнее
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1•1 |
1•1•1 |
2•2 |
2•2•2 |
3•3 |
3•3•3 |
4•4 |
4•4•4 |
6•6•6 |
6•6 |
5•5•5 |
5•5 |
0•0•0 |
0•0 |
Проверка:
В.1 – 1; 4; 9; 16; 216; 125; 0. В.2 – 1; 8; 27; 64; 36; 25; 0.
2) Угадайте корень уравнения:
х• х = 25, y ∙ y = 81, а ∙ а=1, b ∙b ∙ b = 0.
Рассказ учителя. Сумму одинаковых множителей можно записать в виде произведения 2+2+2+2+2+2 = 2∙6 = 12.
- Что показывает число 6?
- Можно ли произведение 2∙2∙2∙2∙2∙2 записать короче? (да).
26 - степень числа.
Произведение а • а (произведение двух равных чисел) называют квадратом числа. Записывают а2. а • а = а2.
Произведение а • а• а (произведение трех равных чисел) называют кубом числа. Записывают а3. а • а • а = а3.
Степенью числа a с натуральным показателем n (n >1) называют произведение n множителей, каждый из которых равен a . Первая степень любого числа равна самому числу: а 1 = а.
Работа с учебником с. 62 - правило.
Примеры:
1. 2·2= 2. -4· (-4) · (-4) = 3. 11·11= 4. 5·5·5= 5. - 40· (-40)= |
152 (-100)3 272 93 (-11)2 а3 |
Физкультминутка
Коль писать мешает нос,
Значит, это сколиоз
Вас сгибает над тетрадкой,
Позвоночник не в порядке.
Мы ему сейчас поможем:
Руки за голову сложим,
Повороты влево – вправо,
И наклоны влево – вправо,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы назад ещё прогнулись,
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнулись всем, кто рядом.
Вот! Уже другой порядок!
А теперь повыше нос:
Нам не страшен сколиоз.
Сядем ровно, ручки – в руки,
Продолжаем путь к науке.
Вывод: an – степень, a – основание степени, n – показатель степени.
an = а•а•а•...•а (n раз)
Например, 83– степень, 8 – основание степени, 3 – показатель степени
8 3 = 8 • 8 • 8 = 512.
Степень положительного числа – число положительное.
Степень отрицательного числа – число отрицательное, если показатель степени – нечетное число; степень отрицательного числа – число положительное, если показатель степени – четное число.
10 • (-5)2 = 10 • 25 = 250
( 10 • 5 )2 = 50 2 = 2500
Если в числовом выражении есть степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения других действий.
5. Закрепление знаний, умений, навыков
1)Устная работа.
2) Решение упражнений по учебнику с. 64.
• № 320, 324 – устно;
• № 777, 778 – комментировано с места,
• № 321(а), 328(а,г)– фронтально,
• № 327– самостоятельно с последующей проверкой.
3) Минута отдыха
Учитель. Однажды я случайно подслушала разговор Зайца и Волка.
«Что больше: 1м3 или 1м2?» – спрашивает Заяц Волка. «Конечно м3» не задумываясь, отвечает тот. А вы как думаете?
4) Работа в парах № 325 (б,в).
6.Домашнее задание
Выучить п.2.7, выполнить №№ 321(в,г), 325 (д,е), 326 – аналогичные упражнения.
Задание (по желанию). Найти в интернет ресурсах информацию о понятии степень числа.
7. Итог урока. Рефлексия
Подводим итог урока.
-Что такое степень числа?
- Назовите порядок действий в выражениях, содержащих степени.
- Закончите предложение:
1.Первая степень любого числа равна…
2. Степень положительного числа – есть число …
3. Степень отрицательного числа – есть число…
Вам необходимо закончить одно из предложенных предложений:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
А теперь дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке, с помощью сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах.
- на уроке мне было все понятно;
- у меня возникли некоторые вопросы, но я их не задал
( постеснялся);
- я многое не понял.
Оценивание обучающихся.
Список используемой литературы:
1.Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (МГУ – школе) / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
2. Метапредметные результаты на уроках математики: [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/blog/mietapriedmietnyie-riezul-taty-na-urokakh-matiematiki.html.
3. Цитаты и афоризмы о математике: [Электронный ресурс] URL: http://math4school.ru/citation.html.
4. Счет в разных странах: [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/12/20/schet-v-raznyh-stranah.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.