План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"
Оценка 5

План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл—8 кл
23.03.2020
План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"
Открытый урок по фортепиано 1 класс ФГТ. Как изучить ноты басового ключа? Упражнения для правильной посадки руки юного пианиста.
план.doc

Министерство культуры Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования «Муслюмовская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Конспект открытого урока

"Нотная грамота, интегрированная с техникой и приемами игры для начинающих пианистов"

 

                                                                   

 

 

                                                                            Автор: Латыпова А.М.,

                                                                    преподаватель отделения фортепиано

 

                             

                                  

 

Муслюмово, 2019


Цели урока:

1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков.

2. Развитие технических навыков учащихся первого года обучения в сочетании с задачей усвоения нотной грамоты.

Задачи урока:

Образовательная:

1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических упражнений в сочетании с изучением нот басового ключа.

Воспитательная:

1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

Развивающая:

1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.

Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации.

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.

       Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с нотами басового ключа, что дается не так уж и легко.

       В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Методические принципы крупнейших мастеров пианизма имеют общие рекомендации по вопросам технического мастерства. В трудах Ф. Шопена, К. Игумнова, Г. Нейгауза, С. Фейнберга, Г. Когана, С. Савшинского раскрываются принципы овладения техникой в исполнительском процессе. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов, мы  понимаем, что  развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть  систематичность приобретения навыков. 

        Разминка.

С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа – работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой. В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия. Для этого я предлагаю начать урок фортепиано с разминки по заранее подготовленным картинкам с определенной последовательностью. В данном случае – это история бабочки, находящейся на поле одуванчиков. Во-первых, считаю важным настроиться на позитивное настроение и поглядеть на яркое красивое солнышко (Рис.1). Представляем перед собой поле одуванчиков, где каждый цветок – это клавиши инструмента (Рис.2). Далее – появляется бабочка с хорошо распростёртыми крыльями, так должен усесться и пианист за инструментов (Рис.3). Для того, чтобы приступить к игровой разминке, придумываем героя – пчелку, которая собирает мед со цветков (Рис.4)  и выполняем прыжки-скачки по октавам отдельно каждой рукой. Упражнение выполняется на каждый палец. Далее даем представить с какой хваткой силой пчела собирает пыльцу и проверяем цепкость наших пальчиков. Затем пчела улетает в свои соты (Рис.5) и наполняет их медом. Играем уже подряд всеми пальцами, например, от до до соль. Игра со штрихом нон-легато. Далее рассматриваем результат работы пчелы – готовый мед (Рис.6) и предлагаем сыграть то же самое упражнение на штрих легато. Все очень просто, но увлекательно!  

Рис.1               Рис.2                           Рис.3

  

        Рис.4                          Рис.5                       Рис.6

 

2. Представление сборника упражнений "Веселая музыкальная гимнастика" С.А.Барсуковой.  

      

           Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать, приседать. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют массу удовольствия. Эта любовь к движениям положена в основу всех упражнений сборника. Ассоциации с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают почувствовать приятные ощущения в пальцах и руках при игре на фортепиано. Кроме этого упражнения очень полезны для развития координации маленького пианиста, его ощущения клавиатуры, они позволяют ребенку почувствовать себя настоящим музыкантом, исполняющим упражнения сразу двумя руками в параллельном и расходящемся движении в доступных ему темпах, исполнению различных штрихов, двойных нот, аккордов, гаммообразного движения.

На этом уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника "Веселая музыкальная гимнастика" С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с различными техническими формулами, так и разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами. Параллельно, можно вести и незаметную структуру изучению нот басового ключа. Посмотрим, как это работает при выполнении самих упражнений.

      Теперь разрешите вам представить Зухру Мухаметзянову, ей 9 лет, девочка обучается  во 1 классе, причем только по 1 часу в неделю. С Зухрой мы представим упражнения из этого сборника и там же начнем изучать ноты басового ключа. Сейчас мы покажем вам  упражнение на non legato, 3-м пальцем играются ноты расположенные через 2 октавы подряд и обратно. Упр. 1,2 с картинкой и текстом

  Все упражнения в сборнике сопровождаются подтекстовкой.

Лапку вправо потяни, а потом назад верни.

Лапку влево потяни, а потом назад верни.

Преподаватель: Зухра, постарайся сыграть ноты мягко с хорошей амплитудой, как бы "рисуя"  над  клавиатурой радугу.

Ученица играет упражнение правой рукой.

Преподаватель: Молодец, у тебя все хорошо получилось. Как ты думаешь, достаточно ли свободной и пластичной была твоя рука?

Ученица: Нет, мне кажется, рука у меня была зажатая и не очень пластичная.

Преподаватель: Сыграй еще раз и постарайся учесть замечания.

Ученица играет упражнение правильно. После этого упражнение исполняется левой рукой с учетом всех замечаний.

Преподаватель: Молодец, Зухра, ты хорошо справилась с задачей. Теперь наша задача усложняется. Мы будем играть упражнение одновременно двумя руками. Упр. 3,4 (СЛАЙД)

Лапки в стороны тяни, а потом соедини.

 Упражнение можно играть как в зеркальном так и в параллельном движении, кроме этого следующие упражнения из сборника, являясь вариацией первого, открывают просторы для творчества как педагога, так и для ученика. (Приложение 1. Упр. 1-7).

Упражнения 11-17 из сборника помогают отработать самостоятельные движения 1,2,3 и 4 пальцев. Задержанный 5 палец готовит к исполнению двухголосия.

Педагог: Зухра, давай покажем самый сложный вариант этого упражнения. Очень важно обратить внимание на задержанный бас в левой руке и длинные ноты в правой. Они должны быть дослушаны до конца. А,значит,четвертные ноты в обеих руках нужно сыграть легче и бережнее. Попробуй. Упр.17(СЛАЙД).

Ученица играет упражнение без должного слухового контроля.

Преподаватель: Все ли у тебя получилось?

Ученица: Мне кажется, я недостаточно хорошо послушала длинные ноты.

Преподаватель: Правильно, а еще слишком тяжело сыграла четвертные ноты, попробуй еще раз. Обрати внимание на руки. Локти держи выше, но не зажимай их играй свободной рукой. Кисть опирается на 5 палец, а остальные пальцы двигаются по клавишам свободно на non legato. Пальцы собраны, не должны торчать в разные стороны.

Ученица играет с учетом замечаний

Преподаватель: Молодец Зухра. Ты хорошо справилась с заданием. А теперь еще раз обрати внимание вот на эти картинки и расскажи мне, где находиться нота «до» в басовом ключе? Ведь мы с тобой на прошлом уроке разобрали, что при басовом ключе ноты располагаются соверщенно в другом порядке.

Ученица: нота до скрипичного ключа похожа с нотой до басового ключа.

Преподаватель: верно! И нота до скрипичного ключа, то есть «до» 1 октавы и нота до басового ключа, то есть «до» малой октавы пишутся на добавочных линейках. То есть эта нота общая для обеих ключей.

 

3. Знакомство с нотами басового ключа.

Очень долгое занятие одним видом работы утомляет ребенка. Потому и быстро меняем фронт работы и для дальнейшего достижений поставленной на урок цели переходим к работе над произведением. Помимо пьес, я считаю целесообразным включать в репертуар этюды. Ведь именно в них заложена основа пианистических навыков и приемов игры. В данном случае, мы разбираем Этюд До мажор А. Николаева.

Преподаватель: Зухра, давай мы с тобой теперь перейдем к работе над этюдом и разберем среднюю часть, где встречается басовый ключ.

Ученица пытается самостоятельно сосчитать ноты (дается время на самостоятельную работу).

А теперь прочитаем стих про новый ключ.

Вот еще один значок,

Как горбатый старичок.

Это тоже предводитель,

Низких нот руководитель,

Важный и слегка суровый,

Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.

И ему, Софья, дан

Свой, отдельный нотный стан.

Ты басы запомни точно,

СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ - построчно,

Между - ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ

СИ-над всеми как король.

В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы  (счёт линеек ведётся снизу вверх). Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы. БАСОВЫЙ КЛЮЧ – НОТЫ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ ОКТАВ. Для начала освоения нот басового ключа достаточно вспомнить, где находятся две октавы – большая и малая, всё остальное приложится само собой.

 

Преподаватель:  А теперь проверим, правильно ли ты написала ноты басового ключа и попробуем сыграть эту часть этюда.

Проверка самостоятельной работы, исправление ошибок, повторение пройденного материала.

 

 

4. Подведение итогов.

Мы познакомили вас с наиболее интересными упражнениями из этого сборника. Вы стали свидетелями того, что на основе простых упражнений для постановки рук можно организовать изучение нот басового ключа. Известно, что одним из главных недостатков в техническом развитии пианиста является скованность, зажатость аппарата. Одна из причин этого - в искусственности игровых приемов, не связанных с музыкальными задачами. Поэтому необходимо с первых занятий приучать детей к осмысленной работе над техникой - не столько скорость, сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь, какими бы длительностями не был записан пассаж, это, прежде всего, музыка.  Развивая технику начинающих музыкантов, необходимо, прежде всего, развивать их музыкальность в широком понимании этого слова.

 

 

Приложение 1. Упр. 1-7

 


Министерство культуры Республики

Министерство культуры Республики

Цели урока: 1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков

Цели урока: 1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков

Для этого я предлагаю начать урок фортепиано с разминки по заранее подготовленным картинкам с определенной последовательностью

Для этого я предлагаю начать урок фортепиано с разминки по заранее подготовленным картинкам с определенной последовательностью

На этом уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника "Веселая музыкальная гимнастика"

На этом уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника "Веселая музыкальная гимнастика"

Преподаватель: Правильно, а еще слишком тяжело сыграла четвертные ноты, попробуй еще раз

Преподаватель: Правильно, а еще слишком тяжело сыграла четвертные ноты, попробуй еще раз

КЛЮЧ – НОТЫ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ ОКТАВ

КЛЮЧ – НОТЫ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ ОКТАВ

План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"

План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"

План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"

План-конспект открытого урока на тему: "Нотная грамота, интегрированная с техникой игры и приемами для начинающих пианистов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020