Дата: 22.11.2021 ФИО учителя: Новикова Лилия Александровна,
учитель ИЗО и черчения высшей категории
Школа: №8
Класс: 4
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема: Древнерусские воины- защитники.
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о богатырях, как образа защитников.
Планируемые результаты
Предметные:
-развивать умения осуществлять пошаговый самостоятельный контроль.
Личностные:
-научиться планировать и оценивать свое действие в соответствии с условиями реализации целей
-проявлять творчество в создании созидании образа героя- защитника
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Изобразительное искусство» 4 класс» авт. Коротеева Е.Н., презентация, шаблоны, музыка
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока
|
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности словесный |
15 -30 сек. |
-Здравствуйте ребята, -Проверьте вашу готовность к уроку. |
Приветствуют учителя |
Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный, побуждающий диалог |
1-2мин. |
- Вспомните над какой темой мы работаем в этой четверти? (учебник)
|
-Тема «Древние города нашей земли»
|
П: Выделение известной информации и структурирование знаний |
III. Постановка учебной задачи
Словесный Проблемный вопрос |
1мин. |
- Чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся, я предлагаю вам посмотреть видеоролик (с 40 сек до 2 мин.45 сек.) https://ok.ru/video/1651000478344 Слайд1, слайд2 - Итак, ребята, все ли вы знаете этого героя? - Кто это? - Кто ещё сражался вместе с Ильёй Муромцем?
- А что вы о них знаете? - Предположите, какую тему мы будем изучать.
- Сформулируйте цель работы на уроке.
- Проверьте правильность Ваших предположений. Посмотрите на слайд и прочитайте. Слайд 3
|
- Да - Илья Муромец - Добрыня Никитич, Алеша Попович. - Это Русские богатыри. - Тема: Древнерусские воины- защитники. - Познакомиться с доспехами богатырей, какие они бывают, научиться их изображать. |
П: самостоятельное формулирование темы и цели урока
Л: проявление активности в общей работе |
IV. Открытие нового знания Наглядный Словесный Эвристическая беседа Практический- упражнение |
7-10 мин. |
– В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец». Слайд4 В народе про богатырей сложили много
пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом». Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Слайд5 Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? – Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов. – Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский». Слайд 6 – Что вы можете сказать про этого героя? – Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения
-Так кто же такой богатырь? (картина Н. Булычёва «Святогор-богатырь») Слайд 7 Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. -Какой Святогор?
-Как он одет? Что держит в руке? Однажды Святогор встретился с Ильёй Муромцем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу. – Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну? – А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? Слайды 8,9,10,11,12,13,14,15 – Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? – Какими же чертами характера должен обладать богатырь? Слайд 16
- Обратите внимание, куда направлен взгляд богатырей? Какой он? Слайд 17
-Ребята, а где жил князь со своими воинами? Слайд 18, 19
- Выберите цвета, которыми вы бы хотели изобразить своих богатырей- защитников. - Посмотрите, как я изображу своего героя-защитника.
Родине.) - ку- А теперь потренируемся вырезать формы этих предметов. Работайте вместе со мной. ПЕДПОКАЗ 1эт. – На глаз, определяю, что и где будет расположено. 2эт. – Рисую участки тела, на которых не будет одежды- это лицо. 3эт. – Подбирая понравившиеся цвета, рисую доспехи. 4эт. – Прорисовываю на лице глаза, нос, брови. |
-Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
- Он одет в железные доспехи с мечом в руках.
-Человек рослый, дородный, дюжий, видный… -Кольчуга, шлем, булава…
-Щит, меч, лук, копьё, булав, шлем, кольчуга, доспехи…
- Живопись.
-Храбрость, мужество, сила, смелость, выносливость, достоинство,
честь, ум, упорство, преданность - Их взгляд направлен далеко вдаль. Взгляд задумчивый и серьезный. -Городок внутри города (кремль)…
|
П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов |
V.Первичное закрепление во внешней речи словесный |
30 сек. |
- Итак, сформулируйте задачу для Вашей творческой работы.
Слайд 20 Приступайте к выполнению задания по плану: 1. Покажите детали костюма. 2. Прорисуйте оружие. 3. Окончательно доработайте образ воина-защитника.
|
- Нам нужно нарисовать героя -защитника в доспехах и правильно изобразить его оружие.
|
Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению |
VI.Физкультминутка |
1 мин. |
-А теперь, перед началом работы разомнем свои ручки, .. |
Ученики выполняют упражнения. |
|
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой
практический Индивидуальная практическая работа |
20-25 мин. |
- Выполняйте задание. Вспомните предметы снаряжения и функциональное назначение доспехов воина, свойства предмета защиты воина: материал для его изготовления и цвет.
|
Самостоятельно выполняют рисунок. |
Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания. |
VIII. Включение в систему знаний Словесный Обобщающий диалог |
1-2мин. |
- Итак, изображение богатырей закончено. Отложите кисти. Давайте проведем самоанализ своих работ. - Что у кого не получилось? Почему? - Какие материалы вы использовали? - Вы придумали образ самостоятельно или воспользовались образцом? - Что бы вы хотели изменить в своей работе? - Как бы ты оценил свою работу? |
Высказывают свое мнение.
|
П: обобщение и структурирование знаний в речи |
IX. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный Анализ продуктов работы |
2-3 мин. |
- Несите свои эскизы на выставку. - Предлагаю выбрать работы, которые лучше всего передали образ богатырей, их взгляд, атмосферу, атрибутику тех времен. - Расскажи, почему вы выбрали эти работы.
|
-Я выбрал эти работы, потому что в них найдены интересные эмблемы.
- Я считаю, что в этой, этой… работе точно выражено |
П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение |
X.Закрепление полученных знаний |
1-2 мин. |
Слайд21 Вопросы для закрепления: -Кого называли дружинниками? -Что носили воины? -Какое оружие было у воинов? -Как люди увековечивают память о подвигах своих славных предков? Слайд22 |
-Защитников, богатырей… -Кольчугу, шлем, щит… -Меч, лук, копьё… -Пишут картины, снимают фильмы, пишут поэмы, ставят памятники… |
К: умение высказывать и аргументировать свои мысли
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.