Конспект открытого урока по литературному чтению.
Класс 1.
Предмет: литературное чтение.
Цели:
- создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг;
- учить пересказу;
-учить отличать авторские и народные сказки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знакомство с понятием "авторская сказка; умение выразительно читать целыми словами и по ролям; делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев;
Метапредметные:
познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам.
регулятивные УУД: уметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы.
коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнеров.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
-Добрый день. Я рада видеть всех вас. Давайте улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем друг другу что-то хорошее. Я желаю, чтобы такое хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего нашего урока.
II.Речевая разминка.
- Прочтите скороговорку сначала медленно, потом быстро:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зя
ба-бя-да-дя
III. Актуализация знаний. Постановка цели.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?»
Игра «Что лишнее?»
Задание 1.
Ж Ш С Ц – лишняя С, т.к. обозначает звук, который может быть мягким и твёрдым.
Задание 2.
Л М Н К – лишняя К, т.к. обозначает парный звук.
Задание 3.
Б П А Р С – лишняя А, т.к. обозначает гласный звук.
Задание 4.
Т З П Ф – лишняя З, т.к. обозначает звонкий звук.
Задание 5.
А О И К- к обозначает согласный звук
Задание 6
С Г Б А – А обозначает гласный звук
Задание 7.
(С К А З К А)
- Прочитайте какое слово у нас получилось,
-О т в е т: сказка.
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответы детей.
- Да, сегодня на уроке мы поговорим о сказках. А какие сказки вы знаете?
(Дети называют сказки, я показываю иллюстрацию обложки книги, оставляю её на доске)
Ответы детей.
- Ребята, вы назвали много сказок. А знаете ли вы, что все сказки можно разделить на две большие группы? Как вы думаете, на какие две группы можно разделить все сказки?
Предположения детей.
- Итак, тема нашего урока сказки.
Цель нашего урока - выяснить, на какие две группы делятся все сказки.
Твоя библиотека. На доске: СКАЗКИ
Мир чудесный - сказок мир,
Двери открывает.
Каждый, кто туда войдёт,
Многое узнает.
III. Открытие нового знания
1. – Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она
называется?
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)
2.-Название сказки мы с вами узнали, а давайте вспомним героев этой сказки. Для этого вам нужно будет отгадать следующие загадки. А кто раньше всех отгадает, тот получит костюм этого зверя. И в конце урока будут инсценировать сказку.
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку
убежал… (Мышь)
Быстро бегает русак.
Путать след большой мастак.
В сказке он большой зазнайка.
Кто же это дети? (Зайка)
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? — … (Медведь)
Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел …
(Волк)
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица. (Лягушка)
3.
Просмотр сказки теремок (мультимедийный час).
4. Первичное закрепление изученного.
Пересказ сказки на основе картинного плана.
Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка. Смотрит - теремок. Постучалась. Никого нет. Зашла в дом и стала там жить. Затем прискакала лягушка. Постучалась в теремок:
-Тук, тук! Кто здесь живёт?
-Я, мышка, а ты кто?
-Я, зелёная лягушка!
Давай вместе жить!
-Ну что ж, давай…
И стали они вместе жить-поживать, горя не знать.
Много ли, мало ли времени прошло, а прибежал к теремку зайчик - длинные ушки. Мышка и лягушка пустили его к себе и стали они жить втроём. Вместе живут, вместе работают, вместе за стол садятся. Дружные звери!
Однажды вечерком пришла к теремку рыжая лисичка!
и попросилась переночевать, да так и осталась жить. А за ней пришёл волк. В дверь постучал:
-Кто там?
-Это я, волк, устал по лесам-полям бродить, пустите к себе пожить. И волка пустили к себе в теремок.
Стали они жить впятером. У каждого своя работа. Волк по ночам теремок сторожит, а днём рыбу ловит.
Хорошо живут, дружно.
И вот однажды увидел теремок медведь. - Тук, тук! – стучит в дверь, - кто здесь живёт, пустите меня!
Испугались звери:
- Ты большой, и в дверь не пройдёшь!
- А я в окошко попробую!
Полез медведь в окно. Заскрипел теремок, затрещал, все звери из него – бегом на улицу! Зашатался теремок и весь развалился!
Загрустили звери, расстроились. И медведю стыдно, что такой теремок сломал! Но недолго грустили. Взялись все дружно за дело, и новый теремок построили – лучше прежнего! В нём всем места хватило!
- Молодцы
- Ребята, а вы можете сказать, кто написал эту сказку? (Нет)
- А среди названных вами сказок есть ещё такие, у которых мы не можем назвать автора? Посмотрите внимательно на иллюстрации книг. (Да.)
Дети называют сказки.
- А как вы думаете, как появились эти сказки? (Их сочинил народ.)
- Ребята, есть такие сказки, которые сочинили люди давным - давно, нельзя сказать, кто именно сочинил ту или иную сказку, каждый человек, рассказывая сказку детям, добавлял в неё что-то своё. Так и получались русские народные сказки, т.е. сказки, у которых нет одного автора их сочинил народ.
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (на доске)
Физминутка
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам познакомиться с ещё одной сказкой «Теремок», но эту сказку уже записал и пересказал автор Евгений Чарушин. Так вот, ребята, если сказку написал один человек – автор, то такая сказка называется авторская.
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (на доске)
Евгений Иванович Чарушин
Евгений Чарушин родился 11 ноября 1901 года.
Огромную роль в воспитании мальчика сыграла его мама, Любовь Александровна. Она
привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал
за животными. Этот опыт позволил Е. Чарушину стать хорошим художником, а в
дальнейшем и детским писателем. Он иллюстрировал собственные рассказы и книги
других детских писателей.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина и его иллюстрации сопровождают
детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Он - один из
самых любимых детьми художников, изображающих животных.
(Выставка книг, которые иллюстрировал Е.Чарушин)
-Одним из его произведений является сказка «Теремок», познакомиться с ней нам помогут ребята, которые разыграют эту сказку.
Словарная работа.
Дети знакомятся с трудными словами из текста.
Работа по учебнику
Дети читают сказку «Теремок» Е.Чарушина на стр. учебника 31.
Инсценировка сказки «Теремок»
- Понравилась ли вам сказка?
- Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? (Похожи герои, сюжет,)
- Чем отличаются эти сказки? (Одна авторская, другая народная, количеством героев)
-А сейчас я предлагаю вам поработать с пословицами.
Работа с пословицами в парах.
- Помните, что, работая в парах, вы не ссоритесь, работаете дружно и обсуждаете задание шёпотом.
На партах карточки с заданием: прочитать пословицы и выбрать, какая по вашему мнению подходит к сказке.
• В тесноте, да не в обиде.
• Жить – Родине служить.
• Сила сломит всё, а ум – силу.
- Чему можно поучиться у героев этой сказки? (Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь друг другу)
IV. Закрепление нового материала.
- Ребята, сегодня вы познакомились с двумя сказками: русской народной и той, которую для вас пересказал автор Е. Чарушин
- Если у сказки есть автор, то это сказка…?(
Авторская.)
- А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (Народная)
- Давайте вернёмся к цели нашего урока. На какие две большие группы можно разделить все сказки? (Народные и авторские)
Итог урока.
-Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать друг другу, договариваться друг с другом. Сказка «Теремок» учит всех жить дружно, в мире и согласии.
Рефлексия.
-Что нового или интересного вы узнали сегодня на уроке? Для ответа используйте смайлики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.