Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Цели урока:
- обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных – ек – и – ик –; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;
- развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
II. Опрос по домашнему заданию.
- Что было задано на дом?
(По цепочке проверяем упражнение 249). (Слайд № 1)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.
III. Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»
1. Что такое имя существительное?
2. Сколько родов у существительных?
3. Все ли имена существительные изменяются по падежам и числам?
4. Когда НЕ с существительными пишется слитно?
5. Когда НЕ с существительными пишется раздельно?
6. Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-).
2.Игровое упражнение.
(Учитель диктует слова. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши, если считают, что имя существительное одушевленное.)
Человек, трава, медведь, земля, бегемот, волк, стол, собака, ведро, кошка, ребенок, карандаш.
-Молодцы.
IV. Этан усвоения новых знаний.
Я думаю, просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» поможет вам сформулировать тему и цель нашего урока.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
-Что нужно было сделать главному герою, чтобы открыть замок?
(Нужно было правильно поставить букву в словах ключик и замочек).
-Как он справился с этой задачей?
(Он просклонял эти слова).
-Какую особенность вы заметили при склонении?
(При склонении слова буква Е выпадает, И - не выпадает).
- Молодцы.
- Какова же цель нашего урока?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради. (Слайд №2)
- А теперь откройте учебник на странице 105 и прочитайте правило.
- Правильно ли сделал герой этого мультфильма? (Слайд № 3)
V. Физкультминутка.
Это
лёгкая забава
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
VI. Первичное осмысление и закрепление.
(Слайд №4)
1.Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.
Карандаш..к – нет ……….
Дожд ..к – нет ……….
Хвост..к – нет ………
Шалаш..к – нет ………
Мяч..к – нет ……..
Кирпич..к – нет ……..
Торт..к – нет ………..
Лист..к – нет ………...
2.Хитрый вопрос-шутка.
-Как большой дом превратить в маленький?
(Добавить суффикс уменьшительности: домик)
- Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?
(Слайд № 5)
(Уменьшительно- ласкательное)
3.Задание. Запишите слова с суффиксами – ЕК – и – ИК – и докажите написание выбираемых гласных.
Денёчек, хвостик, сыночек, холмик, подарочек, дубочек, перчик, человечек, перстенёчек, платочек, колосочек, зубик, голосочек, сверточек, пенёчек, грибочек, лучик, ключик.
4.Выполнение упражнения 251.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что же вы узнали сегодня на уроке?
- От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?
- Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –?
VIII. Домашнее задание.
Дома учащимся предлагается еще раз самостоятельно поработать с
теоретическим материалом (выучить правило) и выполнить упражнение на закрепление
изученного правила. (упр. 252);
записать имена сказочных или литературных
героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.