План - конспект урока по русскому языку "Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –"(6 класс)

План - конспект урока по русскому языку "Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –"(6 класс)

Разработки уроков
docx
Русский язык
27.11.2019
Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –.
1.docx

Урок русского языка в 6 классе.

 

Тема урока: Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Цели урока:

обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных – ек – и – ик –; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;

- развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

- воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, фрагмент мультфильма «В стране невыученных  уроков»

Ход урока:

I. Организационный момент.  

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

II. Опрос по домашнему заданию.

- Что было задано на дом?

(По цепочке проверяем упражнение 249). (Слайд № 1)

 

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

III. Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

1.     Что такое имя существительное?

2.     Сколько родов у существительных?

3.     Все ли имена существительные изменяются по падежам и числам?

4.     Когда НЕ с существительными пишется слитно?

5.     Когда НЕ с существительными пишется раздельно?

6.     Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-).

2.Игровое упражнение.

(Учитель диктует слова. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши, если считают, что имя существительное одушевленное.)

Человек, трава, медведь, земля, бегемот, волк, стол, собака, ведро, кошка, ребенок, карандаш.

-Молодцы.

 

 

IV. Этан усвоения новых знаний.

Я думаю, просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» поможет вам сформулировать тему и цель нашего урока.

 

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

-Что нужно было сделать главному герою, чтобы открыть замок?

(Нужно было правильно поставить букву в словах ключик и замочек).

-Как он справился с этой задачей?

(Он просклонял эти слова).

-Какую особенность вы заметили при склонении?

(При склонении слова буква Е выпадает, И - не выпадает).

- Молодцы.

- Какова же цель нашего урока?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради. (Слайд №2)

 

 

- А теперь откройте учебник на странице 105 и прочитайте правило.

- Правильно ли сделал герой этого мультфильма? (Слайд № 3)

V. Физкультминутка.

Это лёгкая забава 
Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

 

 

VI.               Первичное осмысление и закрепление.

 

(Слайд №4)

1.Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

Карандаш..к – нет ……….

Дожд ..к – нет ……….

Хвост..к – нет ………

Шалаш..к – нет ………

Мяч..к – нет ……..

Кирпич..к – нет ……..

Торт..к – нет ………..

Лист..к – нет ………...

 

2.Хитрый вопрос-шутка.

-Как большой дом превратить в маленький?

(Добавить суффикс уменьшительности: домик)

- Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

(Слайд № 5)

(Уменьшительно- ласкательное)

 

3.Задание. Запишите слова с суффиксами – ЕК – и – ИК – и докажите написание выбираемых гласных.

Денёчек, хвостик, сыночек, холмик, подарочек, дубочек, перчик, человечек, перстенёчек, платочек, колосочек, зубик, голосочек, сверточек, пенёчек, грибочек, лучик, ключик.

4.Выполнение упражнения 251.

VII.            Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что же вы узнали сегодня на уроке?

- От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?

- Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –?

VIII. Домашнее задание.

Дома учащимся предлагается еще раз самостоятельно поработать с теоретическим материалом (выучить правило) и выполнить упражнение на закрепление изученного правила. (упр. 252);
 записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)