МБОУ Гонодинская СОШ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание -тся и -ться в глаголах
1. |
ФИО (полностью): Лихошва Ирина Владимировна |
2. |
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 29 им. Н.Г. Гарагана поселка Дружного муниципального образования Белореченский район
|
3. |
Должность :учитель русского языка и литературы |
4. |
Предмет: русский язык и литература |
5. |
Класс: 6 |
6. |
Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме. |
7. |
Базовый учебник: УМК под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык: Практика. 6 класс. / Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. - М. - Дрофа. Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М.-Дрофа. |
8. |
Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах. |
9. |
Задачи: § обучающие: отработать способ действия при выборе написания -тся и -ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; ввести новые для учащихся понятия: возвратность – невозвратность, инфинитив (неопределенная форма глагола). Учащиеся должны: - знать правило написания -тся, -ться в глаголах, - уметь применять полученные знания на практике. § развивающие: развивать умение высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи. § воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку. |
10. |
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
11. |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная |
12. |
Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля. |
13. |
Структура и ход урока: 1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физминутка. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). 7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 8. Комментированное выставление оценок.
|
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Организационная часть |
Презентация Power Point (слайд 1).
|
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация слайда 1. |
Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. |
1 мин |
|
2. |
Актуализация материала |
Презентация Power Point (слайды 2-4)
|
Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы и познавательной задачи. Демонстрация слайда 2. Учитель: - Что мы должны написать на месте пропусков? - От чего зависит написание -тся и -ться в глаголах? Демонстрация слайда 3. Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Демонстрация слайда 4. Учитель: -Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и -ться в глаголах. -Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь? Вводится понятие инфинитива (неопределенной формы глагола). Учитель: -Откройте учебник «Теория» § 84 на стр. 119 и прочитайте орфографическое правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы. |
Запись темы урока в тетради.
Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол».
Работают с таблицей и самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и -ться зависит от формы глагола.
Открывают учебник «Теория» §84, читают правило, делают выводы: «Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу». |
8 мин |
|
3. |
Сообщение нового материала |
1. Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1) 2. Электронный учебный модуль информацион- ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№1 п.2) |
Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму. Беседа по таблице (слайд 5). Учитель: -Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать -ться и -тся в глаголах? Работа с ЭУМ И-типа (слайд 6). Учитель: -Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол? -Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола. -Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет? -Послушайте «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука. -Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно. Проверьте себя! Работа с таблицей. Учитель: -Как проверить правописание возвратных глаголов? Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом глаголам. Проверьте себя!
|
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом. Выполняют задания на компьютерах.
Дают определение глагола как части речи. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1). Дают определение возвратности глагола. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2). Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом (сцена 2). Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Выполняют задание на компьютере (сцена 3, задание) Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения. |
10 мин |
|
4. |
Физминутка |
Мультимедиа Презентация Power Point (слайд 7).
|
Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. |
Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. |
1 мин |
|
5. |
Закрепление изученного материала |
Электронный учебный модуль практического типа (№ 2)
|
Определяет ЭУМ П-типа (слайд 8). Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений. Учитель: -Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ. -Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! -Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ. -Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу? Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ. -Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ. |
Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты. |
10 мин |
|
6. |
Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
|
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3) |
Определяет ЭУМ К-типа (слайд 9) индивидуально для каждого учащегося (по вариантам). Учитель: -Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы. Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *. Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Помогает сформулировать выводы. |
Самостоятельно выполняют задания на компьютерах и получают результаты. Обобщают и делают собственные выводы. |
11 мин |
|
7. |
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ. ЭУМ контрольного типа (№4)
|
Информирует о дифференцирован- ном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЦОР. Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10) |
Записывают домашнее задание в дневниках. |
2 мин |
|
8. |
Комментирован- ное выставление оценок
|
Презентация Power Point (слайд 11)
|
Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок! (слайд 11) |
Анализируют результаты своей работы на уроке. |
2 мин |
|
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР
Правописание -тся и -ться в глаголах.
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР |
1. |
1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) 2. Правописание возвратных глаголов. -Тся и -ться.
|
Мульти- медиа
Интер- активный |
1. Таблица с интерактивными блоками
2. Электронный учебный модуль информационного типа
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea2ea-0a01-00ee-008b-e9ef499c32bf/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_207%5D.swf
http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html
|
2. |
Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ.
|
Интер- активный |
Электронный учебный модуль практического типа (сцены 1,2,3,4)
|
http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html
|
3.
|
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 1 (N 139312)
|
Интер- активный |
Электронный тест
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d27-0a01-00ee-007f-56f89cafe475/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213%5D.html
|
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 2 (N 138957)
|
Интер- активный |
Электронный тест
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09c9deb8-c5d6-40cf-a4ad-1e6a17fb5a34/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213-1%5D.html
|
|
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313)
|
Интер- активный |
Электронный тест
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d75-0a01-00ee-0138-38e4066a6812/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_214%5D.html
|
|
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801)
|
Интер- активный |
Электронный тест
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/506cf04b-49a3-4ce5-a495-659c8d7890b2/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_214-1%5D.html |
|
4 |
Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.
|
Интер- активный |
Электронный учебный модуль контрольного типа
|
http://fcior.edu.ru/card/28838/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.