План -конспект урока по русскому языку на тему : " Тся. -ться в глаголах"
Оценка 5

План -конспект урока по русскому языку на тему : " Тся. -ться в глаголах"

Оценка 5
docx
19.10.2024
План -конспект урока по русскому  языку на тему : " Тся. -ться в глаголах"
тся . -ться в глаголах.docx

МБОУ Гонодинская СОШ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

Правописание -тся и -ться в глаголах

1.       

ФИО (полностью): Лихошва Ирина Владимировна

2.       

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 29 им. Н.Г. Гарагана

поселка Дружного муниципального образования

Белореченский район

  

3.       

Должность :учитель русского языка и литературы

4.       

Предмет:  русский язык и литература

5.       

Класс:  6

6.       

Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме.

7.       

Базовый учебник: УМК под ред. В.В.Бабайцевой:

Русский язык: Практика. 6 класс. / Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой.  - М. - Дрофа.

Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М.-Дрофа.

8.       

Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах.

9.       

Задачи:

§  обучающие: отработать способ действия при выборе написания -тся и -ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; ввести новые для учащихся понятия: возвратность – невозвратность, инфинитив (неопределенная форма глагола).

Учащиеся должны:

- знать правило написания -тся, -ться в глаголах,

- уметь применять полученные знания на практике.

§  развивающие: развивать умение высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи.

§  воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку.

10.   

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11.   

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная

12.   

Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

13.   

Структура и ход  урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение нового материала.

4. Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

8. Комментированное выставление оценок.

 

 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1.

Организационная часть

Презентация Power Point

(слайд 1).

 

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач.

Демонстрация слайда 1.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке.

1 мин

2.

Актуализация материала

Презентация Power Point

(слайды 2-4)

 

Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы  и познавательной задачи.

Демонстрация слайда 2.

Учитель:

- Что мы должны написать на месте пропусков?

- От чего зависит написание -тся и

-ться в глаголах?

Демонстрация слайда 3.

Учитель:

Помни: вопрос – твой помощник!

Демонстрация слайда 4.

Учитель:

-Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и

 -ться в глаголах.

-Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?

Вводится понятие инфинитива (неопределенной формы глагола).

Учитель:

-Откройте учебник «Теория» § 84 на стр. 119 и прочитайте орфографическое правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите  внимание на обозначение орфограммы.

Запись темы урока в тетради.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол».

 

 

 

 

 

 

 

Работают с таблицей и самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и

 -ться зависит от формы глагола.

 

Открывают учебник «Теория» §84,     читают правило, делают выводы: «Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу».

8 мин

3.

Сообщение нового материала

1. Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание

-ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1)

2.  Электронный учебный модуль информацион-

ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№1 п.2)

Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму.

Беседа по таблице (слайд 5).

Учитель:

-Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать

-ться и -тся в глаголах?

Работа с ЭУМ

И-типа (слайд 6).

Учитель:

-Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол?

-Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола.

-Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет?

-Послушайте «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука.

-Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно.

Проверьте себя! Работа с таблицей.

Учитель:

-Как проверить правописание возвратных глаголов?

Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом  глаголам.

Проверьте себя!

 

 

 

 

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом.

Выполняют задания на компьютерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают определение глагола как части речи. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1).

Дают определение возвратности глагола. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2).

Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом (сцена 2).

Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»).

Выполняют задание на компьютере (сцена 3, задание)

Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»).

Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения.

10

мин

4.

Физминутка

Мультимедиа

Презентация Power Point

(слайд 7).

 

Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение.

1

мин

5.

Закрепление изученного материала

Электронный учебный модуль практического типа (№ 2)

 

 

 

Определяет ЭУМ

 П-типа (слайд 8).

Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений.

Учитель:

-Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ.

-Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца!

-Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ.

-Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу?

Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ.

-Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ.

Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты.

10 мин

6.

Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

 

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3)

Определяет ЭУМ

 К-типа  (слайд 9) индивидуально для каждого учащегося (по вариантам).

Учитель:

-Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы.

Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *.

Подтвердите ответ.

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

Помогает сформулировать выводы.

Самостоятельно выполняют задания на компьютерах  и получают результаты.

Обобщают и делают собственные выводы.

11 мин

7.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.

ЭУМ контрольного типа (№4)

 

 

Информирует о дифференцирован-

ном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЦОР.

Примечание: детям, имеющим  дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10)

Записывают домашнее задание в дневниках.

2 мин

8.

Комментирован-

ное выставление оценок

 

Презентация Power Point

(слайд 11)

 

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Учитель:

-Спасибо за урок! (слайд 11)

Анализируют результаты своей работы на уроке.

2 мин

 


Приложение к плану-конспекту урока

 Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР

 

 Правописание -тся и  -ться в глаголах.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР

1.

1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244)

2. Правописание возвратных глаголов. -Тся и -ться.

 

Мульти-

медиа

 

 

 

 

Интер-

активный

1. Таблица с интерактивными блоками

 

 

 

2. Электронный учебный модуль информационного типа

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea2ea-0a01-00ee-008b-e9ef499c32bf/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_207%5D.swf

 

http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

 

 

 

 

 

2.

Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ.

 

Интер-

активный

 Электронный учебный модуль практического типа (сцены 1,2,3,4)

 

 

http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 1 (N 139312)

 

Интер-

активный

Электронный тест

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d27-0a01-00ee-007f-56f89cafe475/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213%5D.html

 

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 2 (N 138957)

 

Интер-

активный

Электронный тест

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09c9deb8-c5d6-40cf-a4ad-1e6a17fb5a34/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213-1%5D.html

 

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313)

 

Интер-

активный

Электронный тест

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d75-0a01-00ee-0138-38e4066a6812/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_214%5D.html

 

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801)

 

Интер-

активный

Электронный тест

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/506cf04b-49a3-4ce5-a495-659c8d7890b2/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_214-1%5D.html

4

Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.

 

 

Интер-

активный

Электронный учебный модуль контрольного типа

 

 

http://fcior.edu.ru/card/28838/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ Гонодинская СОШ ПЛАН-КОНСПЕКТ

МБОУ Гонодинская СОШ ПЛАН-КОНСПЕКТ

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке

Запись темы урока в тетради.

Запись темы урока в тетради.

Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола

Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Подтвердите ответ. -Внимание!

Подтвердите ответ. -Внимание!

Перед вами предложения из произведений

Перед вами предложения из произведений

Информация о домашнем задании.

Информация о домашнем задании.

Приложение к плану-конспекту урока

Приложение к плану-конспекту урока

Приложение к плану-конспекту урока

Приложение к плану-конспекту урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2024