План-конспект урока Рельеф и полезные ископаемые Австралии
Оценка 4.9

План-конспект урока Рельеф и полезные ископаемые Австралии

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
7 кл
25.01.2024
План-конспект урока Рельеф и полезные ископаемые Австралии
Урок в форме практической работы на контурной карте поможет учителю в доступной форме объяснить материал о взаимосвязи тектонического строения, формированием рельефа и размещения полезных ископаемых в Австралии
План-конспект урока Рельеф и полезные ископаемые Австралии.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 127»

ул. Ленина, д. 50, г. Снежинск Челябинской области, 456770, Российская Федерация , а/я 118

телефон (8-35146) 3-78-92, факс (8-35146) 3-01-13,  официальный сайт: http://www.school127. ru/,

e-mail: sc127@snzadm.ru, ОКПО 51456799, ОГРН 1027401353980, ИНН/КПП 7423014600/745901001

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока географии

 «Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

7 класс

 

 

   

 

 

                                                                          Автор:  учитель географии

высшей категории

                                                                                      МБОУ «Гимназия № 127» города Снежинска

                                                                              Николаева Ольга Леонидовна

                

 

 

 

 

 

 «Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

                               

Цель урока: 

Сформировать знания о тектоническом строении,  рельефе и полезных ископаемых Австралии

 

Задачи урока:

  • образовательные: выявить главные черты рельефа Австралии; установить взаимосвязь между тектоническим строением, размещением крупных форм рельефа и полезных ископаемых на материке, продолжить формирование умений составлять опорные схемы и работать по ним
  • развивающие: развивать умения работать в группе; способствовать развитию памяти, логики и интеллекта, развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению природы материков Земли;
  • воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе в группах

 

Планируемые результаты:

 

  • личностные: умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать  и работать в коллективе; высказывать и анализировать собственные суждения, подтверждая их фактами;
  • предметные: расширение знаний о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материков Земли; овладение практическими умениями работы с географическими и контурными картами.
  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выполнять учебные действия в соответствии с заданием

 

Тип урока:  Урок - практическая работа на контурных картах

Базовый учебник: 

Учебник под редакцией В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов» для 7 класса, изд. "Просвещение", 2018 год

Компетенции, на формирование которых направлен урок:

Предметные компетенции: умение находить в предложенной информации сведения, позволяющие раскрыть тему урока, делать перенос знаний из области теоретических навыков в практические и наоборот, умение перерабатывать и использовать информацию для решения конкретных учебных задач

 

Личностные компетенции: умение адекватно оценивать свои способности и возможности на уроке; умение формировать внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования, а также понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

Информационные компетенции: умение работать с различными источниками географической информации: текстом, географическими картами; осуществлять поиск необходимой информации различными способами для подготовки опорного конспекта по теме; анализировать, обрабатывать, синтезировать и различную информацию с целью всестороннего изучения материала урока.

Коммуникативные компетенции: умение работать в группе, достигать цели общения в сотрудничестве с другими учащимися, находить общее решение поставленной задачи;  умение устранять разногласия, устно излагать идеи, корректно и правильно задавать вопросы, представить себя, выступить перед аудиторией в роли спикера.

 

Оборудование к уроку: 

Настенные карты – физическая карта Австралии и карта строения земной коры мира, контурные карты Австралии (раздаточный материал), атласы, цветные карандаши, экран,  проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

I. ОРГМОМЕНТ.

- Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать Австралию. Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Австралии».                          Слайд 1

                                       

Учитель формулирует цель и задачи урока.                         Слайд 2                                                                                                                

                                                                                                  

Сегодня у нас урок - практическая работа, для которого вы должны были подготовить атлас и цветные карандаши. Перед каждым из вас на парте лежит распечатанная контурная карта Австралии.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

На время урока я предлагаю вам стать исследователями и поработать в группах.

Учитель зачитывает называние групп.                                 Слайд 3                                                                        

 

Для каждой группы я подготовила специальные вопросы, ответить на которые вам помогут соответствующие карты атласа. На работу в группах отводится 5 минут. После отведенного времени на работу, каждая группа предоставит нам свое исследование.

                                                                        

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

 Группа №1  Геотектоники                                                                                                                         Об особенностях строения земной коры нам расскажут геотектоники. 

                                                                                                      Слайд 4

Вопросы группы:

 

1.Определите, какие участки земной коры лежат в основании материка? Какой участок лежит в основании западной, а какой -  в основании восточной части материка?

2. Какой из них занимает наибольшую площадь?

 

После ответа группы «Геотектоники» приступить к заполнению опорной схемы на контурной карте Австралии                Слайд 5

                                                            

 

Группа №2 Геоморфологи            

Рассмотреть особенности рельефа Австралии нам помогут геоморфологи.

                                                                                                     Слайд 6

Вопросы группы:

 

1.Какие  крупные формы рельефа (горы и равнины)  сформировались в Австралии? Назовите их.

2. Какие из них занимают наибольшую площадь материка?

Задание всему классу: Сравните карты – строение земной коры мира и физическую Австралии и установите взаимосвязь между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по материку.    Слайд 7

После ответа группы «Геоморфологи» продолжаем заполнять опорную схему                                                                                             Слайд 8

 

Учитель рассказывает о рельефе Австралии.                     Слайды 9-12

 

Рельеф Австралии не сложен. Западная часть материка немного приподнята – здесь простирается обширное Западно-Австралийское плоскогорье. Средняя высота плоскогорья 400-600 метров. В пределах плоскогорья размещаются крупнейшие пустыни материка – учащимся дается задание  найти и назвать их. Ответ: это Большая песчаная и Большая пустыня Виктория.

Далее при движении на восток,  высота материка постепенно понижается, и плоскогорье переходит в Центральную низменность, средняя высота которой 0-200 метров.  В пределах этой равнины находится самая низкая точка Австралии - учащимся дается задание найти его и назвать АВ. Ответ: это впадина озера Эйр-Норт (-16 м над уровнем океана).

Продолжая движение на восток, территория вновь начинается подниматься. И это не удивительно, так как  вдоль восточного побережья Австралии протянулись горы - учащимся дается задание определить их название и среднюю высоту гор.  Ответ:  Эти горы называют  Большой Водораздельный хребет, средняя высота 500-1000 метров.

В юго-восточной части хребта (Австралийские Альпы) находится самая высокая вершина материка  –  учащиеся находят на карте и называют ее АВ. Ответ: это гора Косцюшко (2228 м).

 

После рассказа учителя о рельефе Австралии продолжаем заполнять опорную схему – вычерчивание профиля материка.                                                                                          

                                                                                                    Слайд 13

А теперь мы обобщим полученные сведения и запишем главные черты рельефа Австралии в тетрадь.

                                                                                                     Слайд 14

1.     Австралия - самый низкий равнинный материк Земли - равнины  занимают 90%  её площади

2.     Преобладают низменности и плоскогорья - 50% : 50%

3.     Наиболее приподнята восточная часть материка - здесь находится Большой Водораздельный хребет

4.     Австралия - единственный материк, где нет современного оледенения и действующих вулканов – учащимся дается задание, объясните почему?

    

 

                                                                             

Группа №3 Минерологи

Мы продолжаем исследование, группа минерологов расскажет нам, какими полезными ископаемыми богата Австралия.

 

                                                                                                    Слайд 15

Вопросы группы:

 

1.Какими полезными ископаемыми богата Австралия? Перечислите их.

2.Определите, в какой части материка залегают магматические (рудные) полезные ископаемые,  а в какой части – осадочные (нерудные)?

После ответа группы «Минерологи» продолжаем заполнять опорную схему, слушая рассказ учителя о полезных ископаемых.   

                                                                                                     Слайд 16 

Учитель рассказывает о  полезных ископаемых Австралии.                                                                                          

       Австралия богата разнообразными полезными ископаемыми. Железная руда, каменный уголь, уран, бокситы, алмазы – все это посыпалось, как из рога изобилия, как только «царапнули» поверхность безлюдных пустынь. В стране начался «сырьевой бум», который превратил Австралию в одну из ведущих горнодобывающих держав мира. Как писали в газетах, эта страна, прежде «ехавшая на спине овцы»,  теперь «пересела на вагонетку с рудой».

         В самом начале «сырьевого бума» на п-ове Кейп-Йорк было обнаружено крупнейшее в мире месторождение высококачественных алюминиевых руд – бокситов.

         В 70-х годах XX века в северной части п-ова Арнемленд был разведан ураново-рудный пояс, на который приходится 90% всех запасов этого металла в стране. Сегодня Австралия входит в 3-ку ведущих государств мира по добыче урановых руд – главного сырья для атомной энергетики.

       Об австралийских алмазах заговорили с конца 70-х годов прошлого века, когда  в 1978 году в Западной Австралии геологи нашли первое крупное месторождение алмазов.  А уже в начале 90-х годов Австралия вышла на первое место в мире по добыче алмазов, обогнав ЮАР и Россию. Крупнейшее месторождение  - Кимберли.

      Австралия вместе с Бразилией и Китаем обеспечивает 2/3 мировой добычи железной руды. Крупнейшие месторождения открыты на западе материка – в бассейне Хамерсли.

        По добыче золота Австралия сегодня занимает 2-ое место в мире после Китая. В 2015 году здесь было добыто 300 тонн этого драгоценного металла. Основные запасы золота сосредоточены на юго-западе материка – в штате Западная Австралия. Крупнейшие прииски находятся близ города Калгурли.

       Крупные залежи полиметаллических руд обнаружены в штатах Новый Южный Уэльс (месторождение Броккен-Хилл) и  Квинсленд.

      Основная доля запасов медно-никелевых руд сосредоточена в месторождении Маунт-Айза — на западе штата Квинсленд.

      Стоит добавить, что Австралия является крупнейшим мировым поставщиком каменного угля, крупные залежи которого встречаются на юго-востоке материка, в районе города Сиднея.

      Кроме того, геологами установлено, что в недрах и на шельфе у берегов материка находятся крупные месторождения нефти и природного газа. Нефть и газ найдены и добываются в штате Квинсленд, а также на континентальном шельфе у юго-восточных,  западных и северо-западных берегов материка.

 

Задание всему классу:  Проанализируйте опорную схему и ответьте на вопрос, полезные ископаемые, какого происхождения преобладают в Австралии?

 

Домашний вопрос: Почему  Австралия наиболее богата полезными ископаемыми магматического происхождения (руды металлов), несмотря на то, что преобладает равнинный рельеф?                                       Слайд 17 

                            

 III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

- Молодцы! Мы с вами только что успешно завершили все необходимые исследования и закончили выполнять практическую работу на контурных картах. Пора подводить итог урока. И сделать вывод, ответив на  главный вопрос – какая существует взаимосвязь между строением земной коры, размещением крупных форм рельефа и полезных ископаемых?

                                                                                                           Слайд 18                                        

 

IV. РЕФЛЕКСИЯ                                                                          Слайд 19

В завершении урока  я предлагаю вам оценить содержание пройденного материала и эффективность собственной работы на уроке, продолжив следующие предложения устно:

¢ сегодня я узнал...

¢ было трудно…

¢ я понял, что…

¢ я научился…

¢ я смог…

¢ было интересно узнать, что…

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ                                                        Слайд 20

§ 28 (рельеф и п/ископаемые) читать

Записи в тетради учить + работа с опорной схемой (устно)

Домашний вопрос в тетради (письменно)

Приготовить оборудование к практической работе по климату
(к/карту,  цветные ручки, атлас).

 

Группа №1 – Геотектоники

 

Геотектоника – наука, изучающая строение и движения земной коры

 

Используя карту строения земной коры (атлас, стр. 4-5), ответить на вопросы:

 

1. Определите, какие участки земной коры лежат в основании материка? Какой участок лежит в основании западной, а какой - в основании восточной части материка?

2. Какой из них занимает наибольшую площадь?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

Группа №2 – Геоморфологи

 

Геоморфология - наука, изучающая происхождение, строение и развитие рельефа

 

Используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 28), ответить на вопросы:

1. Какие крупные формы рельефа (горы и равнины) сформировались в Австралии? Назовите их.

2. Какие из них занимают наибольшую площадь материка?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

Группа №3 – Минерологи

 

Минералогия - наука, изучающая образование, классификацию и размещение полезных ископаемых в земной коре

 

 Используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 28), ответить на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Австралия? Перечислите их.

2. Определите, в какой части материка залегают магматические (рудные) полезные ископаемые, а в какой части – осадочные (нерудные)?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

железные руды                                        полиметаллы        

 


никелевые руды                                       золото

 


бокситы                                                    алмазы

                                                             

урановые руды                                        каменный уголь

 

медные руды                                           нефть и природный газ


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 127» ул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 127» ул

Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

Л ичностные компетенции: умение адекватно оценивать свои способности и возможности на уроке; умение формировать внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования, а также понимание необходимости…

Л ичностные компетенции: умение адекватно оценивать свои способности и возможности на уроке; умение формировать внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования, а также понимание необходимости…

ХОД УРОКА I. ОРГМОМЕНТ. -

ХОД УРОКА I. ОРГМОМЕНТ. -

Задание всему классу: Сравните карты – строение земной коры мира и физическую

Задание всему классу: Сравните карты – строение земной коры мира и физическую

Группа №3 Минерологи Мы продолжаем исследование, группа минерологов расскажет нам, какими полезными ископаемыми богата

Группа №3 Минерологи Мы продолжаем исследование, группа минерологов расскажет нам, какими полезными ископаемыми богата

Стоит добавить, что Австралия является крупнейшим мировым поставщиком каменного угля , крупные залежи которого встречаются на юго-востоке материка, в районе города

Стоит добавить, что Австралия является крупнейшим мировым поставщиком каменного угля , крупные залежи которого встречаются на юго-востоке материка, в районе города

Группа №1 – Геотектоники Геотектоника – наука, изучающая строение и движения земной коры

Группа №1 – Геотектоники Геотектоника – наука, изучающая строение и движения земной коры

--------------------------------------------------------------------------------------- железные руды полиметаллы никелевые руды золото бокситы алмазы урановые руды каменный уголь медные руды нефть и природный газ

--------------------------------------------------------------------------------------- железные руды полиметаллы никелевые руды золото бокситы алмазы урановые руды каменный уголь медные руды нефть и природный газ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024