План-конспект урока Сообщающиеся сосуды

  • doc
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План-конспект урока Сообщающиеся сосуды.doc

План-конспект урока по физике
в 7  классе
«Сообщающиеся сосуды»

          

Цель урока:

Образовательная:  повторить формулу для расчета гидростатического давления, дать понятие сообщающихся сосудов, изучить закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей, рассмотреть применение сообщающихся сосудов в природе, технике и быту.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами ранее изученного материала, вырабатывать наблюдательность.

 

Тип урока: изучение нового материала

.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Оборудование: сообщающиеся сосуды, U-образная трубка, в одном колене которой находится вода, а в другом – керосин, подкрашенный зеленкой; модель фонтана; персональный компьютер; мультимедийный  проектор, экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, презентация «Сообщающиеся сосуды»

Демонстрационные опыты:

Опыт №1: равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Опыт №2: различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

Опыт №3: демонстрация действующей модели фонтана.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент (Слайд №1).

2.      Актуализация знаний.

Фронтальная работа с классом по вопросам:

1.      Что такое гидростатическое давление?

Ответ: давление, оказываемое покоящейся жидкостью..

2.      От чего зависит гидростатическое давление?

Ответ: от плотности жидкости, от высоты столба жидкости, от ускорения свободного падения.

3.      От чего не зависит гидростатическое давление?

Ответ: от формы сосуда.

4.      Напишите на доске формулу для определения гидростатического давления.

Ответ: p= ρgh.

5.      Сравните давление воды на дно сосудов (Слайд №2)

Ответ: давление одинаково, так как высота столба  воды одинакова. 

6.      Сравните давление различных жидкостей  на дно сосудов и расположите в порядке возрастания  (Слайд №3)

Ответ: бензин, керосин, вода. 

 

 

         3.Изучение нового материала:

3.1 Дать определение сообщающихся сосудов.

Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную жидкостью, называются сообщающимися.      Ученики записывают определение.

    3.2 Случай №1 – Однородные жидкости (слайд №4)

 

 Опыт №1: равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Вывод формулы для случая с однородными жидкостями:                           

                                    p1= ρgh1          p2= ρgh

                                                                 ρgh1= ρgh2

                                                h1= h2

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.         (Ученики записывают вывод)

      3.3 Случай №2 – Разнородные жидкости (слайд №5)

 

 Опыт №2: различие уровней разнородных жидкостей (воды и керосина) в сообщающихся сосудах

Вывод формулы для случая с разнородными жидкостями:                            

                                    p1= ρ1gh1          p2= ρ2 gh

                                                                 ρ1gh1= ρ2gh2

                                             ρ1h1= ρ2h2

В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей площадью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.         (Ученики записывают вывод)

 

  1. Закрепление материала

4.1 Задача №1

Сравнить плотность жидкостей на слайде (слад №6)

Ответ: Плотность первой жидкости в 2 раза меньше, так как  высота ее столба в 2 раза больше. 

 

4.2 Задача №2

Найти высоту столба второй жидкости на слайде (слайд №7)

Решение: ρ1h1= ρ2h2 , Откуда h2= ρ1h1/ ρ2.  Подставив значения, получаем h2=  0.5м.

 

 

4.3  Примеры сообщающихся сосудов в природе и технике

- водонапорная башня (слайд №8)

- чайник (слайд №9)

- артезианский колодец (слайд №10)

- шлюз (слайд №11)

- фонтаны Петергофа (слайд №12)

 

 

5.      Подведение итогов урока. Выставление оценок

6.      Домашнее задание:  параграф №39 , задачи №91, №92. (слайд №13)


7.