План-конспект
воспитательного мероприятия
«Что такое эмпатия?»
Форма проведения: социально-педагогический тренинг
Цель: формирование у воспитанников понятия «эмпатия», осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Задачи:
• Содействовать развитию эмоционально-ценностной сферы воспитанников;
• Создать условия для воспитания положительного отношения воспитанников к людям, нуждающимся в нашей помощи;
• Способствовать формированию представлений о жизненных ценностях.
Образовательные технологии:
Оборудование:
1. Интерактивная доска.
2. Презентация по изучаемой теме.
3. Конверты с письмами «Добропочта»
4. Картинки с фотографиями людей
5. План-конспект
Ход воспитательного мероприятия
Упражнение-разминка: «Посидите так, как сидит…»
Воспитатель предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка.
Воспитатель: Далеко вперед сегодня шагнула наука, и в нашу жизнь ворвалось огромное количество новых приспособлений, упрощающих ее. Сегодня мы можем делать все по щелчку. А всё ли? Будто перелистывая пальцем на сенсорном экране приложения, перелистываем мы страницы своей жизни. Всё стало удобнее. Люди многое приобрели с технологическим прогрессом, но многое и потеряли… Многое и самое важное. Искренность. Эмпатию.
- Какое определение вы можете дать слову «искренность»?
- Что такое «эмпатия»?
2. Основная часть
Эмпатия – понимание эмоционального состояния и чувств другого человека путём сопереживания.
Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий. Другими словами, это значит, что «заставить» себя сочувствовать (или переживать любое другое состояние) при всём желании мы не можем. В наших силах изобразить его внешние проявления, постараться подобрать фразы, которые используют в таких случаях, но заставить себя ощутить такую же эмоцию усилием воли невозможно. Данный факт не делает из человека бессердечного робота, ведь некоторые учёные уверены, что мы изначально рождаемся с генетически обусловленной склонностью к эмпатии. В процессе жизни (социальные условия, традиции общества, пережитые события) она либо усиливается, либо слабеет. И, что гораздо важнее, её можно постараться развить, хоть это и нелегко.
- Как вы считаете, нужно ли сегодня нам это качество?
Мы перестали искренне удивляться, искренне радоваться, искренне ценить, искренне любить и сопереживать. Поменялись ценностные ориентиры. Заблудившись в веке технического прогресса, в веке материальных приоритетов, мы теряем себя.
Эмпатия включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.
Очень важно, чтобы вы как можно раньше научились понимать чувства других людей. Сложность в понимании чувств связана с тем, что чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом.
Когда вы научитесь распознавать чувства другого, вам будет легче идентифицировать себя с другим человеком. Давайте сейчас будем учиться замечать чувства другого человека и как бы стараться почувствовать их изнутри.
Упражнение «Многоликость чувств»
Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Просмотрите картинки и найдите ту, которая изображает человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (5 минут.)
Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (5 минут.)
Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:
• как изменяется ваше лицо?
• как вы дышите?
• в каком состоянии находятся ваши мышцы?
• что вы ощущаете в теле?
• какие движения вы делаете при этом?
• какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?
• что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?
Анализ упражнения
Легко ли тебе заметить чувства другого человека?
• На что ты обращаешь особенное внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица?
• Про кого из одноклассников ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?
• Про каких одноклассников ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?
• Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?
• Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?
• Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?
• Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?
• Какие чувства тебе чужды или неприятны?
• Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?
• Почему люди так часто скрывают свои чувства?
Упражнение «Ассоциации»
Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.
Анализ упражнения
• трудно ли было подобрать ассоциацию?
• трудно ли было угадывать?
• кому удавалось угадать, что помогло?
• чьи ассоциации показались наиболее удачными?
Упражнение «Белая ворона»
Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: «белая ворона». Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила:
• во время игры нельзя общаться, даже жестами;
• вы должны «вжиться» в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона;
• если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».
Анализ упражнения
• какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?
• кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?
• на каком основании вы принимали решение?
• какие способы поведения использовала белая ворона?
• что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?
Задание «Добропочта»
В 2015 году на свет появился проект ДоброПочта. Его главная идея — поддерживать тех, кто оказался в непростой жизненной ситуации через добрые слова и почтовые открытки. Это могут быть дети, взрослые, пожилые люди.
"ДоброПочта" сотрудничает с благотворительными организациями и рассказываем истории их подопечных, публикует и частные случаи. Каждая фотография героя сопровождается небольшим рассказом и почтовым адресом, по которому Вы и можете отправить открыточку с теплыми пожеланиями. "ДоброПочта" уверена, что доброе слово — лучшая поддержка!
И сегодня я предлагаю вам поучаствовать в этом проекте, проявив сопереживание и поддержку в адрес не выдуманных людей.
Воспитатель раздаёт конверты с открытками, воспитанники знакомятся с историями людей и пишут им слова поддержки, после чего делятся впечатлениями.
В завершение нашего занятия, я хочу пожелать Вам быть уважительными друг к другу, сочувствовать в беде и никогда не совершать жестокие поступки. Я очень надеюсь, что вы в будущем станете добрыми, милосердными, хорошими людьми.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.