План работы
по самообразованию
учителя-логопеда МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово
на 2020-2021 учебный год
Тема: «»Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Актуальность темы
Растущее с каждым годом число детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает беспокойство специалистов всех уровней и сфер. Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) обладают рядом особенностей - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
С психологической точки зрения, дети с ТНР – это группа детей, постоянно нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. [4]
Стоит отметить, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Моторная неловкость характерна для большинства детей с ОВЗ. В работе с детьми с ТНР помимо общего речевого развития, важное место занимает развитие высших психических функций и мелкой моторики рук.
Особое внимание стоит уделить развитию межполушарных взаимодействий для успешного развития детей с ТНР.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции..
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему
Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством упражнений с использованием межполушарного взаимодействия в работе с детьми с ОНР (ТНР)
Задачи:
1. Изучить опыт по теме – Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
2. Познакомиться с основами межполушарного взаимодействия как основой интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
3. Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.
Направления самообразования:
Профессиональное:
1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
2. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
3. Совершенствовать свои знания в области межполушарного взаимодействия через издания и Интернет - ресурсы.
4. Изучать опыт коллег.
5. Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
2. Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)
3. Разработаны и реализованы занятий с детьми с использованием межполушарного взаимодействия.
Источники самообразования:
· специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
· интернет-ресурсы;
· медиа - информация на различных носителях;
· семинары – практикумы, конференции, вебинары;
· выставки;
· курсы повышения квалификации.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.
ПЛАН
работы над темой
Сроки |
Цель |
Содержание работы |
Ожидаемый результат |
1.Этап «Организационно-диагностический» |
|||
Сентябрь –октябрь 2020 |
Определение цели и задач работы |
· подбор и изучение литературы по теме; · планирование работы по теме самообразования |
· Изучены нормативные документы. · Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература. · Изучены нейропсихологические технологии в воспитательно-образовательном процессе. |
2.Этап Основной (Практический) |
|||
Ноябрь-2020 Апрель 2021 |
Теоретическое изучение проблемы и практическое применение |
· теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ); · практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике; · организация практической работы с детьми и родителями. |
· Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен педагогический опыт работы по нейропсихологии. · Составлены картотеки: ∙ Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия ∙ Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения. ∙ Игры и упражнения для развития пространственных представлений. · Разработан дидактический материал по теме самообразования. |
3.Заключительный (обобщающий этап) |
|||
Май 2021 |
Подведение итогов работы |
-оформление результатов работы по теме самообразования; |
· мастер-класс для педагогов · Размещение опыта на сайте |
Используемая литература:
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
2. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
4. Семенович А. нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
5. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
6. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
7. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь./
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.