План работы по самообразованию учителя-логопеда МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово на 2020-2021 учебный год Тема: «»Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Оценка 5

План работы по самообразованию учителя-логопеда МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово на 2020-2021 учебный год Тема: «»Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа +1
14.07.2024
План работы по самообразованию учителя-логопеда МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово на 2020-2021 учебный год  Тема:  «»Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
plan_po_samoobrazovaniyu_0.docx

План работы

по самообразованию

учителя-логопеда МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово

на 2020-2021 учебный год

 

Тема:  «»Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

 

Актуальность темы

Растущее с каждым годом число детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает беспокойство специалистов всех уровней и сфер. Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) обладают рядом особенностей - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

С психологической точки зрения, дети с ТНР – это группа детей, постоянно нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. [4]

Стоит отметить, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Моторная неловкость характерна для большинства детей с ОВЗ. В работе с детьми с ТНР помимо общего речевого развития, важное место занимает развитие высших психических функций и мелкой моторики рук.

Особое внимание стоит уделить развитию межполушарных взаимодействий для успешного развития детей с ТНР.

  Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции..

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему

 

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством упражнений с использованием межполушарного взаимодействия в работе с детьми с ОНР (ТНР)

Задачи:

1.      Изучить опыт по теме – Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

2.      Познакомиться с основами межполушарного взаимодействия  как основой интеллектуального развития детей дошкольного возраста;

3.      Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

 

Направления самообразования:

Профессиональное:

1.      Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.

2.      Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.

3.      Совершенствовать свои знания в области межполушарного взаимодействия через издания и Интернет - ресурсы.

4.      Изучать опыт коллег.

5.      Принимать активное участие в работе специалистов  ДОУ.

 

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

1.      Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.

2.      Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)

3.      Разработаны и реализованы занятий с детьми с использованием межполушарного взаимодействия.

 

Источники самообразования:

·         специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

·         интернет-ресурсы;

·         медиа - информация на различных носителях;

·         семинары – практикумы, конференции, вебинары;

·         выставки;

·         курсы повышения квалификации.

 

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.

 

ПЛАН

работы над темой

 

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1.Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь –октябрь 2020

Определение  цели и задач работы

·       подбор и изучение литературы по теме;

·       планирование работы по теме самообразования

·      Изучены нормативные документы.

·      Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература.

·      Изучены  нейропсихологические технологии в воспитательно-образовательном процессе.

2.Этап Основной (Практический)

Ноябрь-2020

Апрель 2021

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

· теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ);

· практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике;

· организация практической работы с детьми и родителями.

·       Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен педагогический опыт работы по нейропсихологии.

·       Составлены картотеки:

   Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия

   Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.

   Игры и упражнения для развития пространственных представлений.

·      Разработан дидактический материал по теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий этап)

Май 2021

Подведение итогов работы

-оформление результатов работы по теме самообразования;

·  мастер-класс для педагогов

·  Размещение  опыта на сайте

 

Используемая литература:

 

1.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2.      Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35

3.      Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

4.      Семенович А.  нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

5.      Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.

6.      Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

7.      Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь./


 

8.     

План работы по самообразованию учителя-логопеда

План работы по самообразованию учителя-логопеда

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством упражнений с использованием межполушарного взаимодействия в работе с детьми с

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством упражнений с использованием межполушарного взаимодействия в работе с детьми с

Ноябрь-2020 Апрель 2021

Ноябрь-2020 Апрель 2021
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2024